Развитие ребенка в субкультуре детства

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №37»

с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края

СЕМИНАР

«ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ

СУБКУЛЬТУРЕ»

Составили и провели:

Маслова Е.И. –  учитель-логопед

Калиберова Р.В. – воспитатель

2017 г.

Оглавление

Дата проведения: 18.01.2017г.        2

Введение        2

СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ        3

Понятие детская субкультура        3

Основные компоненты детской субкультуры        4

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников        4

ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ        5

Выставки        5

Праздничные события и игровые тематические проекты        6

События        6

Игровые проекты        7

Презентации        7

Совместные праздники детей и родителей        7

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – КАК КОМПОНЕНТ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ        8

– постоянные        8

– временные        8

– полученные в результате реализации проектов        8

Место проведения: методический кабинет.        

Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.

Задачи:

 – продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;

– раскрыть формы приобщения дошкольников к детской субкультуре.

Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения социальной и психической зрелости, во время которого происходит его развитие, становление его, как полноценного члена человеческого общества.

Социальное развитие это процесс во время, которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе т.е. становится социально компетентным.

Наиболее важным фактором, влияющим на социальное развитие ребенка в семье, является атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, стиль воспитания. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Образовательная среда детского сада социальна по своей сути.

Во- первых, люди, которые непосредственно окружают дошкольника и играют главную роль в его жизни,- это педагоги и сверстники.

Во- вторых, среда детского сада наполнена различными предметами и вещами, которые при первом приближении социальны, так как созданы не только руками, но и разумом человека.

В процесс социализации ребенка включаются воспитатели и другие сотрудники детского сада. В одних случаях речь взрослого, в других их пример оказывают влияние на формирование личности ребенка, стиль его мышления и поведения. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Дошкольный возраст насыщен важными достижениями в социализации детей, которые овладевают собственными эмоциями, приобретают опыт практического мышления в предметном и образном плане; у них развивается произвольное владение собственными действиями и поведением.

«Субкультура (от лат.Sub – под + cultura) – культура какой-либо социальной или демографической группы».

Понятие детская субкультура

Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, она регулирует взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Она  представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.

 «Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития».

Таким образом, детская субкультура – вариант широко распространенного в обществе процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению, это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми.

В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом сообществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. Одной из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что с одной стороны в ней мир детства отличается от мира взрослых, а с другой – детская субкультура это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, способ освоения и самоутверждения в нем.

Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.

Так, например:

– колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом, отношение в семье, доверие близким людям и к миру в целом;

– дразнилки, высмеивающие жадность, плаксивость, ябедничество выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;

– детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку утвердить себя через эти предметы: «Я есть» и «Я могу»;

Рассматривая детскую субкультуру можно выделить несколько основных функций:

–  социализирующая функция – детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе;

– предоставление экспериментальной площадки для определения границ своих возможностей;

– пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира;

– культуроохранительная функция передача из поколения в поколения утраченные жанры и обряды.

Основные компоненты детской субкультуры

Обобщенный анализ разных точек зрения позволяет выделить следующие компоненты детской субкультуры:

–  детский правовой кодекс, раскрывающий разнообразие норм поведения; взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками

–  детский фольклор ( колыбельные песни, прибаутки, считалки и др.);

–  детский юмор ( перевертыши, небылицы, розыгрыши и т.д.);

–  способы и формы свободного времяпровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности;

–  детская мода, эстетические представления детей;

–  детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, охватывающая основные стороны взаимодействия ребенка с миром;

Читайте также:  Развитие ребенка по математике распечатать

– своеобразные увлечения: детское собирательство и коллекционирование.

Наиболее изученными формами традиционного поведения также являются считалки, жеребьевки, игры с правилами, дразнилки. Однако есть и скрытые детские традиции, которые с точки зрения педагогического сознания взрослых всегда оценивались отрицательно, а именно: детский юмор, анекдоты, эротический детский фольклор, гадания, детская магия, страшные истории, испытания храбрости.

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

Социализация – широко используемое понятие, в современной психолого – педагогической науке, имеющее междисциплинарный  статус, и в связи с этим его содержание не однозначно.

Познание мира сверстников и взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Основными задачами в детской субкультуре можно выделить следующие задачи:

– развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;

– расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;

– формирование образа дошкольника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

Для решения этих задач целенаправленно создаются условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личного статуса.

Для приобщения дошкольников к детской субкультуре необходимо создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, где происходит накопление опыта взаимодействия между детьми, удовлетворение потребности в признании и завоевании личного статуса.

Задачи социализации:

 – Создавать условия для самореализации ребенка в группе сверстников;

–  Развивать у детей адекватную оценку своих возможностей;

–  Воспитывать нравственные качества у дошкольников;

–  Обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;

–  Осваивать разнообразные социальные роли;

–  Формировать у детей умение сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими;

 – Содействовать разновозрастному общению;

– Оказывать помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

Формы работы:

Выставки

Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности, а также дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе принципа поливариативности.

По определению В.И. Даля выставка это собрание, каких либо замечательных предметов, расположенных для обозрения. 

Выставки могут быть:

-тематическими, которые подразделяются на коллекционные и творческие,

-авторскими, которые делятся на семейные и персональные.

Коллекционирование – тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, и т.д. Коллекционирование дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах. Сначала детей нужно научить формировать коллекции, познакомив с их разновидностями и объяснив смысл собирательства. Примерная тематика коллекций: машины, игрушки из киндер-сюрпризов, календари, открытки.

Любая выставка коллекция должна нести не только информационную функцию, но и эстетическую. Она должна быть доступна и понятна тем детям, для которых она адресована, т.е. должна соответствовать их возрасту. Таким образом, совокупность рассмотренных компонентов детской субкультуры позволяет формировать целостный жизненный опыт ребенка. Через них он познает мир, себя и окружающих людей.

При организации выставок особая роль отводится предварительному этапу, который включает в себя работу по накоплению, расширению или уточнению знаний детей о предметах (объектах). Выставки, чтение познавательной литературы, проведение бесед, экскурсий, организация совместной продуктивной деятельности по созданию выставочных экспонатов, т.е. делается все, чтобы вызвать у детей интерес и желание поучаствовать в мероприятии.

Праздничные события и игровые тематические проекты

Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей  друг с другом.

События

В словаре С.И. Ожегова событие трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни. Эта форма с помощью, которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей. В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. События могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным датам. В события, как и в другие формы приобщения ребят к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп.

Обязателен в организации событий подбор игр и упражнений, где дети могут демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга. Игры и ситуации направлены на формирование нравственной основы и развитие у детей чувства собственного достоинства.

Игровые проекты

Это групповые формы взаимодействия детей в деятельности, способ ее организации, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников до достижения игровой цели.

К игровым проектам предъявляется ряд требований:

– обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;

– включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.

Презентации

 Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения. Это активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы

Большая роль в подготовке презентаций отводится предварительной работе, в которую входит:

–  изготовление приглашений для детей и родителей;

–  подготовка подарков и призов для гостей;

–  подготовка групповой среды для презентации;

–  подбор и разучивание стихов, песен, танцев, которые будут включены непосредственно в презентацию.

Совместные праздники детей и родителей

В процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных общений ( для поддержания веры ребенка в себя, в свои силы, желание «быть хорошим» ).

Читайте также:  Психическое развитие ребенка что такое

Кроме того специфическая задача приобщения воспитанников дошкольного учреждения к детской субкультуре – формирование образа дошкольника как социально желаемой роли в будущем и готовности к ее позитивному принятию.

 Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая в результате проводимой работы постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Условно компоненты детской субкультуры можно разделить на три группы:

– постоянные

предметы-накопители: коробки, сундучки, сумочки и т.д. Предметы-накопители это детские сокровищницы их цель: помочь ребенку осознать предпочтения других детей. Сокровищница – хранилище личных, неприкосновенных вещей. Это особая закрытая емкость недоступная другим детям (сундучок, сумочка, коробочка). У мальчиков свои сокровища, у девочек свои. Важное условие: все эти вещи должны быть безопасны для детей.

модели возрастных периодов могут иметь различный вид, например паровозик времени он может быть как объемным, так и плоскостным. В вагончиках находятся фотографии детей в разных видах деятельности и относящихся к разному временному периоду. Паровозик времени в группе должен занимать почетное место и быть доступным детям, чтобы можно было его свободно рассматривать. К моделям возрастного периода можно отнести «Портфолио группы».

– временные (присутствующие в группе периодически ):

выставки,

коллекции.

– полученные в результате реализации проектов:

продукты детской деятельности: рисунки, журналы, фотоальбомы, атрибуты к играм.

Таким образом: в детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях. Вместе с тем, мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.

Литература

1. Алиева Т., Кудрявцева В. Еще раз о природе детской субкультуры. Дошкольное воспитание. 1997. №3. С. 87-92; №4. С. 64-68.

2. Бабаева Т.И. Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Санкт-Петербург, 2005г.

3. Бывшева М. Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение. Дошкольное воспитание. 2009. №9. С.59-63

4. Иванова Н.В., Бардина Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ. Методическое пособие. Москва, 2008г.

5. Иванова Н. О детской субкультуре. Дошкольное воспитание 2004. №4 С 34-36

6. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника. Дошкольное воспитание. 1993. 31 С 27-36

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,1997г.

8. Пазухина И.А. Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Санкт-Петербург, 2004г.

9. Пазухина И.А. Давай поиграем. Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Санкт-Петербург, 2005г.

10. Сушкова И, В. Социально-личностное развитие. Анализ программ дошкольного образования. Москва, 2008г.

Источник

Мария Назарова
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»

Слайд 2.

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях, коллекционировании.

Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

Тексты детского фольклора передаются от старших детей к младшим для регуляции взаимоотношений в их референтных группах.

Мы все с детства помним слова:

Дождик, дождик, пуще дадим тебе гущи…

Или Божья коровка, Полетай на небко Там твои детки…

Как отмечают В. В. Абраменкова, М. В. Осорина этот неповторимый мир исчезает и уходит в прошлое, и его изучение и сохранение определило актуальность выбранной темы.

В качестве одной из основных причин потери этого мира учеными отмечается доступность детям разнообразных гаджетов, загруженность детей. Родители, стремясь дать ребёнку как можно лучшее образование, занимают его день настолько, что у него не остаётся свободного времени. Учёные и обеспокоены и проблемой с пространством, в котором существует детская субкультура. Проведенные исследования показывают, что, несмотря на то что в городах имеются детские площадки, но той дворовой культуры, которая формировала детскую субкультуру, нет. Телевизионный или компьютерный мир находится на первом месте, он всё больше подменяет для ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми.

Цель исследования: изучить особенности субкультуры детей дошкольного возраста.

Теоретические основы исследования: В. В. Абраменкова о понятии детской субкультуры в социальной психологии детства, В. Т. Кудрявцев о природе детской субкультуры, М. В. Осорина о стратагемах детской субкультуры, Н. Иванова об особенностях и значении детской субкультуры и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении теоретических основ субкультуры детей дошкольного возраста.

Объект исследования, предмет исследования, задачи и методы исследования представлены на слайде.

Слайд 3.

В первом параграфе на основе исследований И. С. Кона, М. Мида, Е. В. Гончаровой, А. В. Мудрика, А. А. Скороходова мы изучили понятие субкультуры, её признаки и компоненты.

Развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы и культуры, обретает круг значимых других существ, проявляет себя перед самим собой. Однако процесс вхождения в культуру обусловлен и возрастными особенностями, и позицией личности в социуме, и т. д. Эти особенности в педагогических и психологических исследованиях И. С. Кон и М. Мид объединяются в понятие «субкультура». Понятие вы видите на слайде.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка от рождения до 3 лет

Мы сравнили подходы Гончаровой и Абраменковой к компонентам субкультуры.

Слайд 4.

Е. В. Гончарова считает, что наиболее важным компонентом является наличие духовной и социальной свободы. Только при этом условии может сформироваться свободная личность со своими взглядами, мнениями и ценностями.

Следующий компонент – это самопознание и саморазвитие. Это помогает ребенку и взрослому чувствовать себя личностью, быть уверенным, постоянно расширять границы своей духовной культуры, стремясь к общению с миром людей, миром культуры, миром природы, но при этом ощущать свою индивидуальность, неповторимость, свою ценность и необходимость. Только через общение человек приобретает социальный опыт, который так важен для субкультуры. Поэтому следующим компонентом является коммуникативная культура.

Наиболее сложным компонентом субкультуры является гармония человека с самим собой, с окружающим миром. Благодаря познанию других, человек познает себя, сопоставляя себя с другими, развивает в себе новые, необходимые ему качества личности.

Слайд 5.

По мнению В. В. Абраменковой содержание детской субкультурысоставляют такие компоненты как:

• традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры);

• детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

• детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

• детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);

• эстетические представления детей (составление веночков, букетов, рисунки и лепка, «секреты»);

• детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места и пр.);

• детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории – небылицы);

• детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

• наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Таким образом, Гончарова основное внимание обращает на внутреннее содержание субкультуры, а Абраменкова на ее внешнее проявление.

Слайд 6.

А. В. Мудрик выделил следующие признаки субкультуры, которые вы видите на слайде.

Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности и участии в социальных изменениях. В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.

7 слайд.

Во втором параграфе мы рассмотрели детскую субкультуру как механизм социализации детей дошкольного возраста.

Многие авторы рассматривают детскую субкультуру как универсальный механизм социализации ребёнка, так как именно она максимально способствует естественному включению ребёнка в систему социальных связей и отношений, в ходе которого он познаёт мир сверстников, взрослых и имеет возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир, а также удовлетворять потребность в самостоятельности и активности. Понятие социализации на слайде.

Абраменкова сформулировала функции детской субкультуры, как института социализации детей дошкольного возраста.

Слайд 8.

Смысл детской субкультуры для ребенка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных», это значит, что основная функция детской субкультуры — социализирующая, и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Остальные функции вы видите на слайде.

Итак, благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.

Слайд 9.

В последнем параграфе мы изучили ППО по изучаемой проблеме. Оленева Елена обобщила опыт работы по теме «Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников»

С коллекционирования начинается приобщение к миру маленьких тайн и открытий. Автор отмечает, что стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности. Коллекционирование – занятие долговременное, поэтому требует таких личностных черт как целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. С детского интереса к коллекционированию начинался путь в большую науку многих выдающихся исследователей.

Итак, изучив опыт Оленевой Елены, мы пришли к выводу, что коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет активизируют имеющиеся знания, придает направленность творческим интересам).

В работах И. А. Бурлаковой, Е. Е. Клопотовой, Т. В. Коптевой описаны возможности использования дворовых игр для формирования разновозрастного сообщества детей. Цель проекта «Возрождение традиций дворовых игр» – повышение мотивации и интереса к общению через такую игру. Это предполагает участие в проекте людей разного возраста: дошкольники и младшие школьники, подростки и родители, педагоги и люди пожилого возраста, которые могут поделиться воспоминаниями, научить играть и с удовольствием посмотреть, как играют их дети и внуки. Следующие опыты, которые мы изучили, представлены на слайде.

Слайд 10.

В заключении хотелось бы вспомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства», и от того каким будет детство у наших воспитанников, счастливым, полным впечатлений или разочарований,какие события сохранит их память: «секретики», игра в классики, «резиночку» зависит от взрослых.

Источник