Развитие ребенка в среде семьи

Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?

Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.

Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен.И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.

И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.

Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.

Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Читайте также:  Отставание в развитии ребенка диагнозы

Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то,каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок,в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.

Источник

Ирина Николаева
Семья как социокультурная среда развития ребенка

«Семья как социокультурная среда развития ребенка»

«Каждая семья настолько дурна или хо-роша, насколько дурно или хорошо созда-вали ее общество. Созданная самим обще-ством, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание»

Н. Ф. Шелгунов

Дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенку начинает от-крываться мир человеческих отношений, появляются этические инстанции, на основе которых ребенок начинает делать свои первые нравственные выборы. Дошкольный возраст – это тот период, который является весьма чув-ствительным, сензитивным к социокультурному становлению. От того,как будет построено образование и воспитание детей в этом возрасте: насколько оно будет ориентировано на социокультурное развитие; насколько его орга-низация будет учитывать специфику этого периода развития, зависит ста-новление самосознания дошкольника, его первые нравственные самоопреде-ления и основы его мировоззрения (образа мира).

Но социокультурное развитие не тождественно социальному. Осваивая социальные роли ребенок учится подчиняться правилам данного общества, соответствовать его ожиданиям, выполнять необходимые функции (трудовые, учебные и т. д.) и подчинять свои действия требованиям взрослых, принимает определенную позицию, например, позицию школьника. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые пред-ставляют собой композицию ценностей (истины, правды, добра, красоты, свойственную определенному типу культуры.

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, об-ращаясь к ним А. С.Макаренко говорил: “Главные основы воспитания чело-века закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека”.

По определению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст представляет собой период “первоначального фактического складывания” личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механиз-мов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция че-ловека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной по-зиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окра-шенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семей-ном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Читайте также:  Уровни развития ребенка по фгос

Таким образом, традиционно главным институтом воспитания явля-ется семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспита-ния обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отри-цательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку луч-ше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья

Качество воспитания в семье определяется рядом параметров кон-кретной семьи. Это следующие параметры,их 4:

– демографический – структура семьи (большая, включая других родст-венников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

социально-культурный – образовательный уровень родителей, их

участие в жизни общества;

социально-экономический – имущественные характеристики и занято-стьродителей на работе;

– технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Надо отметить, что современная семья весьма существенно отлича-ется от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоциональ-но-психологических функций. Отношение детей и родителей в течение по-следних десятилетий меняются, они определяемыми глубиной их привязан-ности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети ста-новятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои при-чины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большинство количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют воз-можности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда повысился статус женщины (и как следствие повысился уровень руководящей роли в семье)

В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и роди-телей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Важен авторитет сверстников, а авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

В-четвертых,происходит искажение представлений о реализации се-мейных функций:

репродуктивной – рождение детей;

хозяйственно-экономической;

воспитательной;

нравственно-психологического обеспечения;

коммуникативной;

рекреативной (организация досуга)

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичная для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости»стили могут быть определены как:

• состязательный (ребенка, считают выдающимся, отличитель-ным от других, формируют в нем высокомерие);

• рассудительный (родители предоставляют ребенку самостоятель-ность, позволяют приобрести собственный опыт, они не дают ре-бенку советов);

• предупредительный (ребенок лишен активности, постоянно опе кается родителями);

• контролирующий (родители ограничивают ребенку свободу дейст-вий, дети находятся под их постоянным контролем);

• сочувствующий стиль воспитания (отсутствие методов воспита-ния, потребности детей не ограничиваются)

Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. То есть взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого созна-ния, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия оп-ределяют характер поведения ребёнка в семье.

Дошкольники являются очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. Дети стремятся к познанию, выявле-нию и установлению истины. Родители становятся примером для подражания. В первые годы жизни ребенок устанавливается истина, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В старшем дошкольном возрасте главенствующую роль играет нравственный облик ро-дителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпе-чаток на всю последующую жизнь. В сознании детей формируется авторитет родителей.

Читайте также:  Фгбдоу центр развития ребенка детский сад 1007 вакансии

Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности. Становится важным место работы родителей, их гражданское лицо, поведение. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства.

Одним из факторов социокультурного воспитания, по праву, можно считать наличие семейных традиций. Они помогают создать в семье ощуще-ние общепринятых условностей, приобщение к которым дает ребенку чувство сопричастности к миру коллективных ценностей. Наличие семейных традиций – это факт непохожести, уникальности семьи, который формирует общественное мнение об отдельных членах семьи и семье вцелом.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтере-сованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об уви-денном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть собы-тия, которые отмечают по традиции как семейно – бытовые праздники (дни рождения, начало и окончание учебного года, получение паспорта, проводы в армию, и т. п., а также индивидуальные традиции (первый день весны, пер-вый снег.) Многие из этих событий отмечаются в общепринятом поряд-ке не только в семейном масштабе, но некоторые из них – в каждой семье по – своему. Главное, должно заключаться в том, чтобы у детей формировалось желание участвовать и организовывать торжества, ставшие традиционными в семье их родителей. А в дальнейшем появился стимул для создания новых традиций своей семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи важно максимально увеличить положительное влияние воспитания и свести к минимуму влияние отрицательное. Для этого необходимо контролировать свои слова и по-ступки, (независимо от того присутствует ли при этом ребенок или нет). То есть соблюдать внутрисемейные социально-психологические факторы,имеющие воспитательное значение:

• Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воз-действий.

• Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности.

• Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности.

• Взаимная направленность формирующих воздействий.

• Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

• Эмоциональность и искренность семейных отношений.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования со-циокультурных основ личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Каждый ребёнок не-вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».

Список литературы

1. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ре-бенка. М., 1996.

2. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской нев-ротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4. С. 3238.

3. Захаров А. И. Неврозы в детском и подростковом возрасте. М.: 2000 г.

4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. М.: Про-свещение, 1988.-208с.

5. Ковалев Г. А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. 136 с.

6. Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях чело-века и среды // Человек. Среда. Общение. Таллинн, 1980.

7. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.

8. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., – стереотип – М.: издательский центр “Академия”, 2002 г., с 160

9. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51

10. Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений – М.: Прометей, 1995 г., с 464

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и пе-дагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого

12. Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании – М.: Педагогика, 1979 г., с 371

Источник