Развитие ребенка в социуме шпоры
Автор: Григорьева Ольга Николаевна
Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом. Личность – это социальная характеристика человека.
Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?
Формирование личности — сложный процесс, находящийся под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Ученые утверждают, что в качестве основного фактора в процессе формирования личности выступает социальное влияние в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.)
Окружающий нас мир основан на взаимодействии каждой из его составляющих, общество в котором, мы живём, сложнейший организм, являющийся непосредственным примером такого взаимодействия. Человек, не приспособленный к общественной жизни, не сможет сосуществовать с другими людьми. Для его развития и усвоения социальных норм необходимо пройти путь социализации, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.
Ранняя социализация играет важнейшую роль на этапе формирования и становления личности. Семья, как важнейший институт социализации, оказывает самое сильное воздействие на будущего члена общества. Именно в семье, с появления на свет нового человека, начинается долгий процесс обучения и становления, как новой ячейки общества.[1.295с.]
На правильное формирование личности в семье влияет множество факторов: психологические, физиологические, финансовые и т.д. Нарушение или отсутствие одного из факторов требует от членов семьи адаптации к сложившейся ситуации, чаще всего усиливает сплочённость людей, но, как правило, наоборот, является поворотным событием и приводит к дезорганизации внутри семьи.
Родители, как агенты социализации, до определённого возраста являются незаменимыми и практически единственными. Отсутствие одного из родителей зачастую приводит к искажённому восприятию общества, неполноценному развитию личности, девиантному поведению.
Общество, как известно, сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны между собой. От взаимодействия каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
Каждую секунду в обществе рождается новый человек, еще не приспособленный к общественной жизни. Который не знает ни правил, ни норм, ни законов, по которым живут его родители. И у родителей стоит ответственная задача, научить его всему, чтобы он стал самостоятельным членом общества, активным участником жизни, способным обучить и передать новому поколению все жизненные навыки.
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит.
Процесс социализации включает в себя множество аспектов:
-передача и овладение знаниями, умениями, навыками;
-формирование ценностей и идеалов, норм и правил поведения в обществе.
Социализация личности представляет собой совокупность различных агентов и институтов, которые формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становлении личности человека в обществе.
Автор: Григорьева Ольга Николаевна
comments powered by HyperComments
Источник
К микрофакторам
относят семью, образовательные учреждения,
группы сверстников. Эту среду, в которой
происходит развитие, наз-т социумом.
9.
Влияние среды
на развитие ребенка
в социуме.
Социум рассматривается
с точки зрения процесса включения
ребенка в нее и интеграции
через ближайшую социальную среду
в общество в целом. Среда — это улицы,
дома и вещи, разные общности людей, которые
характеризуются особой системой отношений
и правил, распространяющихся на всех
членов данной общности. С одной стороны,
человек вносит в нее что-то свое, влияет
на нее, изменяет ее, в то же время, и среда
влияет на человека, предъявляет ему свои
требования. Человек может занимать в
обществе несколько позиций. Позиция в
обществе, характеризующаяся опред. правами
и обязанностями, наз-ся соц. статусом.
Статус определяет поведение человека
в обществе. В процессе становления и развития
ребенок может осваивать позитивные соц.
роли и негативные. К позитивным относят
роль члена семьи, член коллектива . Понимание
роли потребителя, умение пользоваться
услугами, предоставляемыми обществом,
ребенок должен освоить с детства. Важная
соц. роль — быть гражданином своего отечества,
любить родину. К негативным ролям относятся
такие, как бродяга. Освоение ребенком
механизма ролевого поведения обеспечивает
успешную включенность в соц. отношения,
дает возможность приспосабливаться,
адаптироваться к новой ситуации. Этот
процесс наз-я соц. адаптацией. В процессе
социализации проявляется потребность
быть «как все». Параллельно в процессе
индивидуального развития личности у
ребенка формируется потребность — проявить
себя, свою индивидуальность. Ребенок
начинает искать способы и средства для
ее выражения, проявлять их, в результате
чего происходит его индивидуализация.
Соц. развитие происходит по 2 направлениям:
социализации и индивидуализации. В процессе
развития ребенка в социуме должна осуществляться
его социализация, которая включает в
себя социальную адаптацию. Если же этого
не происходит, наблюдается другое явление
— дезадаптация, тогда возникает необходимость
в социальной реабилитации ребенка.
10.
Источник социального
развития человека.
Характеристика основных
внутренних и внешних
источников социального
развития человека.
Источники
— это то, что питает и на основе
чего имеет место социальное развитие
человека. Они подразделяются на внутренние
— присущие новорожденному и внешние,
на основе которых происходит реализация
его внутренней соц. обусловленности.
А. К внутренним источникам соц. развития
относятся: Потенциал в виде задатков
и возможностей, полученный от рождения
и приобретенный в процессе жизнедеятельности.
Развиваясь в соответствующих условиях,
человек может достичь в личностном плане
того уровня, к которому он был предрасположен.
Задержка человека в биологическом, физиологическом
или психическом развитии сказывается
на социальном и наоборот. Отставание
в соц. плане сказывается на психическом
развитии. Характерно, что своеобразие
познания ребенком окружающего мира определяется
адекватностью его развития, действий
и поступков. Недостатки в структуре формирования
органов чувств создают трудности при
взаимодействии со средой жизнедеятельности,
изучении ее. Органы чувств динамичны
в своем развитии. Чем с более раннего
возраста они развиваются, тем большего
уровня достигают, и наоборот. Врожденные
рефлексы. Они позволяют ребенку поддерживать
жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать
свои индивидуальные возможности и потребности
в процессе соц. развития и воспитания.
Б. Внешние источники (факторы) соц. развития
ребенка. К ним относится все то, что окружает
и с чем человек непосредственно и опосредованно
взаимодействует. На микроуровне — это
конкретные группы, в которых личность
приобщается к системам норм и ценностей
и которые выступают своеобразными трансляторами
соц. опыта: семья, школьные трудовые коллективы,
неформальные группы и объединения, отдельные
личности. На этом уровне важное значение
имеют все предметы, с которыми взаимодействует
ребенок и с помощью которых происходит
познание им среды: игрушки, игры, мебель,
предметы и т.д. На мезоуровне — это средства
массовой коммуникации, печать, радио,
телевидение, искусство, литература и
пр. Они определяют интересы ребенка,
нравственные ценности и идеалы, общее
восприятие им мира и тех явлений, которые
происходят вокруг него.
11.Движущие
силы социального развития
человека. Основные
внутренние движущие
силы социального развития
человека. Неосознаваемые
и осознаваемые механизмы
развития человека и
их характеристики.
Движущие силы —
один из факторов, обеспечивают реализацию
источников соц. развития, воспитания
и обучения человека. Они подразделяются
на внутренние и внешние. Внутренние движущие
силы, обеспечивающие реализацию личностного
потенциала, — те, которые присущи только
человеку и способствуют реализации его
индивидуального потенциала в процессе
социализации. К основным относятся неосознаваемые
и осознаваемые биопсихические механизмы.
Неосознаваемые механизмы развития обусловлены
физиологическими и психическими потенциями,
которые человек получает от рождения.
Они функционируют на уровне подсознания
(рефлекторно), присуща ранняя активность
и стабильность. Влияние они оказывают
на психологическое и соц. развитие. Более
всего важна их роль в раннем возрасте.
К движущим силам, обеспечивающим функци-рование
неосознаваемых механизмов человека,
относятся: А. Устремленность в самом раннем
возрасте преимущественно к тому, в ком
ребенок чувствует наибольшую потребность
и защищен-ть. Б. Эмоциональная заразительность
ребенка (эмпатия), проявляется очень рано.
В. Эмоциональная обусловленность активности
и устремленности ребенка. Дитя нуждается
во внимании и ласке, что способствует
укреплению его эмоциональной обусловленности.
Г. Подражательность. Благодаря ей ребенок
неосознанно усваивает первый соц. опыт:
отношения к чему-либо, нормы поведения,
действий и поступков. Д. Внушаемость в
раннем возрасте выступает движителем
действий и поступков ребенка, его отношения
к различным явлениям, реакции на что-либо
и пр. Наибольшей внушающей силой отличаются
те, кто являются авторитетом. Е. Потребность
человека в соц. общении появляется с рож-и
требует удовлетворения. Ж. Любознательность,
как и потребность в общении, существенно
влияет на соц. развитие человека. К осознаваемым
механизмам относят: А. Осознаваемые механизмы,
связанные с психикой человека, такие,
как: 1. Саморазвитие психики человека.
2. Эмоциональная восприимчивость. 3. Волевая
активность. Б. Осознаваемые механизмы,
связанные с развитием сознания — это
такие явления, как: 1. Социальная предрасположенность
к развитию2. Уровень развития сознания
человека как основы социальной пер-ективы.
В. Социально-психологические факторы
среды, выполняющие роль внешних движущих
сил: «эффект доверия»; групповые ожидания,
референтная группа; взаимопомощь и поддержка,
авторитет и др. «Эффект доверия».
12.
Движущие силы
социального развития
человека. Характеристика
основных внешних
движущих сил социального
развития человека.
движущие
силы — один из факторов, обеспечивают
реализацию источников соц. развития,
воспитания и обучения человека. Они подразделяются
на внутренние и внешние. Внешние движущие
силы стимулируют, активируют или сдерживают
внутренние движущие силы. С их помощью
можно направлять управлять всем процессом
социального развития и воспитания. К
ним относятся: А. Среда воздействия на
микроуровне: на ран-ем этапе —уход за
ребенком; семья; коллективы и группы;
отдельные личности, мнение и/или деятельность
которых деют значение для ребенка; воспитание.
В. Социально-психологические факторы
среды, выполняющие роль внешних движущих
сил: «эффект доверия»; групповые ожидания,
референтная группа; взаимопомощь и поддержка,
авторитет и др. В самопроявлении значение
имеет доверие со стороны старших, группы.
Умение воспитателя устанавливать такие
отношения создает благоприятные условия,
стимулирующие самопроявление ребенка.
Групповые ожидания — это ожидание выполнения
ролевых предписаний, оценочные стереотипы
окружения. Референтная группа бывает:
условной, реальной, сравнительной, нормативной,
престижной. С ней сталкивается ребенок
уже в детском саду. Особенно сильно ее
влияние в подростковом и юношеском возрасте.
Взаимопомощь и поддержка. Взаимопомощь
позволяет включаться в работу по оказанию
помощи более слабому. Авторитет — степень
влияния, оказываемого отдельными лицами
отрасли знания или сфере занятости.
13.
Роль личности
ребенка в социальном
совершенствовании.
Включение в активную
самосозидательную деятельность — важнейшее
условие развития. Формами самопроявления
личности являются: самодеятельно-творческая,
безудержно-активная (гиперактивная),
пассивно-исполнительская, безлично-пассивная
(гипоактивная), протестная (протестно-каприз-я,
протестно-негативная). Самодеятельно-творческая
формируется при «свободном испытании»,
способствует педагогика сотрудничества.
В воспитательной работе такая позиция
ребенка наиболее благоприятна. Безудержно-активная
(гиперактивная) позиция формируется при
предрасположенности ребенка (холерик).
В этом случае недостатки воспитания ведут
к попустительству, вседозволенности.
Пассивно-исполнительская позиция личности
формируется при авторитарном стиле воспитания
и определенной предрасположенности ребенка
(меланхолического характера) и др. Главным
недостатком является безынициативность
ребенка. У него мало оптимизма, стремления
идти вперед, преодолевать трудности,
что негативно сказывается на его развитии.
Такая позиция изменится при педагогически
умелой работе с ним. Безразлично-пассивная
(гипоактивная) позиция формируется при
предрасположенности, заторможенности
ребенка ( меланхолического темперамента)
и недостатках воспитания: попустительстве,
вседозволенности. Переломить ситуацию
довольно трудно. Этому может способствовать
стимулирование мотивации активности
ребенка, активизации его самопроявления.
При получении позитивных результатов
позиция ребенка может постепенно меняться.
Однако ошибки во взаимодействии с ним
будут вести к дальнейшему укреплению
безразличия, негативизма. Протестная
(протестно-капризная, протестно-негативная)
позиция —результат недостатков воспитания
ребенка. Она является либо внутренним
протестом против любых попыток самопроявления,
либо негативной реакцией по отношению
к тому или иному лицу. Им может быть родитель,
который сумел сформировать у ребенка
капризность. Такая позиция может выражать
отношение к воспитателю, который проявил
определенную некорректность в действиях,
оценочных суждениях и пр. Изменить такую
форму проявления ребенка сложнее, так
как она является следствием не только
своеобразия его характера, но и результатом
воспитания.
14.
Социально-педагогическая
деятельность: сущность
и содержание. Сравнительная
характеристика социально-педагогической
деятельности и
педагогической деятельности.
Деятельность —
это целенаправленное преобразование
человеком природной и соц. действительности.
В ее структуру (компонентный состав)
входят: цель, мотив, средства, действия
по их применению и результат. Каждый компонент
деятельности имеет свой соц.-педагогический
потенциал воздействия на субъекта ее
осуществления. Это воздействие отражается
на его личности и поведении. Цель — представление
результата своей деятельности. Мотивы
— это то, что побуждает человека к деятельности.
Средства — это то, что человек выбирает
для использования в процессе деятельности
и посредством чего он добивается достижения.
Результат — это то, чего достигает человек
в итоге деятельности. Все компоненты
деятельности, за исключением действий,
влияют на развитие личности, ее св-в (направленности,
черт характера, способностей); эмоциональной
сферы и проф. важных качеств (обеспечивающих
достижение определенного уровня, и качества
деятельности) Чем больше и интенсивнее
человек включен в деятельность, тем большие
перемены происходят в его личности и
поведении. На определенных этапах это
ведет к качественному изменению личности.
Характер и интенсивность изменении зависит
от вида деятельности, отношения и активности
в ней. Педагогическая —вид общественно-полезной
деятельности взрослых людей, сознательно
направленной на подготовку подрастающего
поколения к самостоятельным действиям
в соответствии с экономическими, политическими,,
нравственными и эстетическими взглядами.
Социально-педагогическая — деятельность
человека, имеющая цели, средства, учитывающая
соц. условия и решаемые проблемы, соответствующий
результат. Социальная — это особый вид
проф. деятельности, направленной на решение
соц. проблем объекта, социальный работник
выступает субъектом; объектом его деятельности
явл. человек, имеющий соц. проблемы и нуждающийся
в помощи специалиста; средством — экономические,
медицинские, психологические, социально-педагогические
технологии, методы и педагогическая техника.
15.
Понятие, сущность
и содержание социально-педагогического
процесса.
Под соц.-пед-ким процессом
понимают динамику (изменение) развития
соц.-пед-ого явления или сложившуюся последовательность
действий соц. педагога, взаимодействия
воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие
достижение опред. соц.-педагогической
цели. По своей сущности соц.-пед-кий процесс
– это целенаправленная последовательность
действий соц. педагога (субъекта), обеспечивающая
наиболее оптимальное достижение определенной
соц.-пед-кой цели в соц-м развитии (коррекции
развития), воспитании (перевоспитании,
исправлении), овладении умениями и навыками
в самообслуживании, обучении, проф. подготовке
объекта. Этот процесс имеет опред. структуру:
он включает субъект и объект, этапы, под
этапы педагогической деятельности. Каждый
этап имеет свои компоненты. Сущ-т опред.
условия среды, которые обеспечивают оптимальное
его протекание (практическую реализацию),
достижение оптимального результата.
Соц.-пед-кий процесс осуществляет специалист
(группа специалистов) — субъект. Субъект
соц.-пед-ого процесса — это подготовленный
специалист, родитель, третье лицо (группа)
по отношению к человеку, на которого направлена
деятельность. Вторым компонентом, определяющим
содержание и направленность соц.-пед-ого
процесса, выступает объект воспитания,
его индивидуальные особенности, возможности,
социальные проблемы, отношение к субъекту
воспитания. Соц.-пед-кий процесс как последовательность
целенаправленных действий можно разбить
на этапы и подэтапы. 1-й — подготовительный;
2-й — непосредственной деятельности (реализации
выбранной педагогической технологии);
3-й — итоговый.
16. Общая характеристика
основных компонентов
социально-педагогического
процесса.
Внутренний
соц. пед. Процесс. Любой процесс состоит
из этапов его развития. Этапы определяются
в зависимости от того, что Изучается в
процессе воспитания, развития, в каких
условиях, в течение какого времени. Внешний
соц.пед. процесс. Эффективность реализации
возможностей внутреннего определяется
внешним социально-педагогическим процессом.
внешний соц.-пед. процесс — целенаправленная
последовательность действий соц. педагога
(субъекта), обусловленная необходимостью
обеспечения прогнозируемого развития
внутреннего соц-пед процесса объекта.
выделяют 2 подхода: структурный и функциональный.
Структурный определяет его компонентный
состав, который может иметь условный
или функциональный характер. Важен для
изучения и анализа характера деятельности
по достижению определенной цели. Функциональный
определяет особенности профессиональной
деятельности конкретного специалиста
на каждом этапе. Важен в процессе поиска
варианта работы соц работника с определенной
личностью, для оценки ее действенности.
Субъект внешнего процесса —соц работник.
Содержание и направленность в ориентируются
на объект соц работы, индивидуальные
особенности, возможности, соц проблемы,
отношение к своей проблеме, возможности
ее решения. Внешний процесс также включает
этапы деятельности. 1-й — подготовительный;
2-й — непосредственной деятельности (процесс
реализации выбранной педагогической
технологии); 3-й — результативный. Подготовительный
этап включает подэтапы, которые определяют
его содержание. К ним относятся: выявление
особенностей внутреннего социально-педагогического
процесса, цели социально-педагогической
деятельности и способа ее достижения.
По существу, речь идет о подэтапе, который
составляют: Диагностика и выявление индивидуальности
объекта. Социально-агогическая деятельность
имеет адресный характер. Она ориенти-эвана
на конкретную личность. В зависимости
от социальных проем объекта (ребенка,
подростка, юноши, зрелого человека и пр.),
а (1Кже его индивидуальных возможностей,
в том числе компенсатор-лх, или ограничений
(физических, физиологических, психологичес-I),
своеобразия повседневного социального
поведения можно пред-гно осуществлять
прогнозирование деятельности. С учетом
знания человека, закономерностей его
развития соц работник имеет возможность
педагогического прогнозирования. Предметом
соц-пед прогнозирования выступают 2 блока
проблем, связанных с внутренним и внешним
соц-пед процессами: а) прогнозирование
динамики, направленности и интенсивности
изменения явлений, обусловленных внутренним
соц-пед процессом; б) прогнозирование
проблем, обусловленных внешним соц- пед
процессом. Прогнозирование основано
на наличии информации о личности клиента,
на личном опыте и интуиции субъекта соц
работы.
Источник