Развитие ребенка в социуме доклад

Развитие ребенка в социуме доклад thumbnail

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Международный
университет природы, общества и человека
«Дубна»

Факультет экономики 
и управления

Кафедра социальной
работы

Доклад

по

социальной педагогике

ТЕМА: Развитие ребенка
в социуме

Выполнила: студентка

группы 2051

2 курса 

Мурадова Айнур Мурад Кызы

Руководитель:

доц. Александров
Е.А.

Дата защиты: _______________________

Оценка: ____________________________

___________________________________

(подпись 
руководителя)

Дубна, 2013

Оглавление

Введение 3

Понятие о 
развитии ребенка 4

Биологические
факторы 5

Социальные 
факторы 6

Влияние среды 
на развитие ребенка 7

Заключение 9

Список использованной
литературы 10

Введение

Тема доклада «Развитие 
ребенка в социуме».

Цель: раскрыть понятие развития
ребенка в социуме.

Задачи:

    • дать определение понятию развития ребенка;
    • охарактеризовать биологические и социальные факторы;
    • определить влияние среды на развитие ребенка. 

Понятие о развитии ребенка

Развитие человека — очень сложный 
процесс. Оно происходит под влиянием
как внешних воздействий, так и внутренних
сил.

К внешним факторам относятся окружающая
человека естественная и социальная
среда, а также специальная целенаправленная
деятельность по формированию у детей 
определенных качеств личности; к 
внутренним — биологические, наследственные
факторы.

Развитие ребенка — не только
сложный, но и противоречивый процесс 
— означает превращение его как 
биологического индивида в социальное
существо — личность. В процессе
развития ребенок вовлекается в 
различные виды деятельности (игровую,
трудовую, учебную, спортивную и др.)
и вступает в общение (с родителями,
сверстниками, посторонними людьми и 
пр.), проявляя при этом присущую ему 
активность.

Установлено, что для каждого 
возрастного периода развития ребенка 
один из видов деятельности становится
главным, ведущим. Совсем маленький 
ребенок полностью зависит от
взрослых, даже на самые яркие предметы,
игрушки ребенок обращает внимание
только после того, как на них 
указывают взрослые. Поэтому вначале 
ведущую роль играет эмоциональное
общение ребенка с взрослым. Затем предметы
начинают привлекать внимание ребенка
сами по себе, а взрослый становится только
помощником в овладении ими. Ребенок осваивает
новый вид деятельности — предметный.
Постепенно интерес ребенка перемещается
с предметов на действия с ними, которые
он копирует у взрослых, — так формируется
игровая деятельность, или сюжетно-ролевая
игра.

При поступлении в школу ребенок 
осваивает учебную деятельность,
в этом ему помогают и педагоги,
и другие взрослые. Наряду с учебной 
деятельностью у ребенка сохраняются 
сюжетно-ролевые игры и формируются 
новые виды деятельности: трудовая,
спортивная, эстетическая и др. Для 
нормального развития ребенка с 
самого его рождения важное значение
имеет общение. Только в процессе общения
ребенок может освоить человеческую речь,
которая, в свою очередь, играет ведущую
роль в деятельности ребенка и в познании
и освоении им окружающего мира.

Биологические факторы

Биологическая наследственность определяет
как то общее, что делает человека
человеком, так и то отличное, что 
делает людей столь разными и 
внешне и внутренне. Под наследственностью 
понимается передача от родителей к 
детям определенных качеств и 
особенностей, заложенных в их генетическую
программу.

Великая роль наследственности заключается 
в том, что по наследству ребенок 
получает человеческий организм, человеческую
нервную систему, человеческий мозг
и органы чувств. От родителей к 
детям передаются особенности телосложения,
окраска волос, цвет глаз, кожи — 
внешние факторы, отличающие одного
человека от другого. По наследству передаются
и некоторые особенности нервной 
системы, на основе которых развивается 
определенный тип нервной деятельности.

Говоря о роли наследственности
в формировании и развитии ребенка,
нельзя игнорировать тот факт, что 
существует ряд болезней и патологий,
которые могут носить наследственный
характер, например, болезнь крови,
шизофрения, эндокринные расстройства.
Наследственные заболевания изучает 
медицинская генетика, однако их необходимо
учитывать и в процессе социализации
ребенка.

В современных условиях наряду с 
наследственностью отрицательно влияют
на развитие ребенка внешние факторы 
— загрязнение атмосферы, воды, экологическое 
неблагополучие и др. Все больше
рождается физически ослабленных 
детей, а также детей, имеющих 
нарушения в развитии: слепых и 
глухих или потерявших слух и зрение
в раннем возрасте, слепоглухонемых,
детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата и др.

Для таких детей деятельность и 
общение, необходимые для их развития,
значительно затруднены. Поэтому разрабатываются
специальные методики, позволяющие их
обучать, что дает возможность таким детям
иногда достигать высокого уровня умственного
развития. Занимаются с этими детьми специально
подготовленные педагоги. Однако, как
правило, у этих детей существуют большие
проблемы общения со сверстниками, непохожими
на них, со взрослыми людьми, что затрудняет
их интеграцию в общество.

Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической 
наследственности мало.

Превращение биологического индивида
в социального субъекта происходит
в процессе социализации человека,
его интеграции в общество, в различные 
типы социальных групп и структур
посредством усвоения ценностей, установок,
социальных норм, образцов поведения,
на основе которых формируются социально
значимые качества личности.

Социализация — непрерывный 
и многогранный процесс, который 
продолжается на протяжении всей жизни 
человека. Процесс социализации ребенка,
его формирования и развития, становления 
как личности происходит во взаимодействии
с окружающей средой, которая оказывает 
на этот процесс решающее влияние 
посредством самых разных социальных
факторов.

Различают макро- (от греч. «большой»),
мезо- (“средний”) и микро- («малый»)
факторы социализации личности. На социализацию
человека оказывают влияние мировые, планетарные
процессы — экологические, демографические,
экономические, социально-политические,
а также страна, общество, государство
в целом, которые рассматриваются как
макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование
этнических установок; влияние региональных
условий, в которых живет и развивается
ребенок; тип поселения; средства массовой
коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные
учреждения, группы сверстников и многое,
многое другое, что составляет ближайшее
пространство и социальное окружение,
в котором находится ребенок и в непосредственный
контакт с которым он вступает. Эту ближайшую
среду, в которой происходит развитие
ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

Наиболее важное значение для социализации
ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную
среду ребенок осваивает постепенно. Если
при рождении ребенок развивается, в основном,
в семье, то в дальнейшем он осваивает
все новые и новые среды — дошкольное
учреждение, затем школу, внешкольные
учреждения, компании друзей, дискотеки
и т. д. С возрастом освоенная ребенком
«территория» социальной среды все больше
и больше расширяется.

Влияние среды на развитие
ребенка

Среда – самые разные общности людей,
которые характеризуются особой системой
отношений и правил, распространяющихся
на всех членов данной общности. Поэтому,
с одной стороны, человек вносит в нее
что-то свое, в определенной степени влияет
на нее, изменяет ее, но в то же время, и
среда влияет на человека, предъявляет
ему свои требования. Она может принимать
человека, какие-то его поступки, проявления,
а может и отвергать; может относиться
к нему доброжелательно, а может и неприязненно. 
Отношение среды к человеку определяется
тем, насколько его поведение соответствует
ожиданиям среды. Поведение же человека
во многом определяется тем, какую позицию
он занимает в обществе.

Человек может занимать в обществе
одновременно несколько позиций. Так,
женщина может быть учительницей,
женой, матерью. Каждая позиция предъявляет 
человеку определенные требования и 
в то же время дает ему какие-то
права. Такая позиция человека в 
обществе, характеризующаяся определенными 
правами и обязанностями, в социологии
называется социальным статусом.

Некоторые статусы нам даны от рождения.
Так, статус человека может быть обусловлен
полом, национальностью, местом рождения,
фамилией и другими факторами. Такие 
статусы обычно называются врожденными,
или предписанными.

К позитивным ролям следует отнести 
роль члена семьи. В семье ребенок 
усваивает несколько таких ролей:
сына или дочери, брата или сестры,
племянника, внука, а также знакомится
с ролями отца и матери, бабушки и
дедушки и др.

Следующая важная роль, которую осваивает 
ребенок в процессе своего развития,
— это член коллектива. В детском 
саду и школе, в спортивной секции
и детских общественных организациях,
в общении со сверстниками ребенок 
усваивает роли члена коллектива,
товарища, друга, ученика, лидера и многие
другие.

К негативным ролям относятся такие,
как бродяга, чаще всего это беспризорные
и безнадзорные дети. На улицах, особенно
крупных промышленных городов, в 
магазинах, на рынках, в транспорте
мы встречаем детей-попрошаек, которые
свыклись с этой ролью и часто довольно
умело выпрашивают деньги у прохожих.
Среди них появляются те, кто занимается
воровством, иногда к этому их толкают
взрослые, иногда этим дети промышляют
самостоятельно.

Освоение ребенком механизма ролевого
поведения обеспечивает ему успешную
включенность в социальные отношения,
поскольку дает ему возможность
приспосабливаться, адаптироваться к
каждой новой для него ситуации или позиции
на протяжении всей последующей жизни.
Этот процесс приспособления индивида
к условиям социальной среды называется
социальной адаптацией.

Социальная адаптация является
непременным условием и результатом 
успешной социализации ребенка, которая,
как известно, происходит в трех
основных сферах: деятельности, общения 
и сознания. В сфере деятельности
у ребенка происходит расширение
видов деятельности, ориентация в 
каждом виде, ее осмысление и освоение,
овладение соответствующими формами 
и средствами деятельности. В сфере 
общения происходит расширение круга 
общения, наполнение и углубление его 
содержания, усвоение норм и правил
поведения, принятых в обществе, овладение 
различными его формами, приемлемыми 
в социальном окружении ребенка 
и в обществе в целом. В сфере 
сознания — формирование образа «собственного 
Я» как активного субъекта деятельности,
осмысление своей социальной принадлежности
и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации, и в частности 
социальной адаптации ребенка, проявляется 
объективная потребность человека
быть «как все». Однако параллельно 
с этим в процессе индивидуального 
развития личности у ребенка постепенно
формируется другая объективная 
потребность — проявить себя, свою
индивидуальность. Ребенок начинает искать
способы и средства для ее выражения, проявлять
их, в результате чего происходит его индивидуализация,
которая выражается в том, что те или иные
социально значимые качества и свойства
личности проявляются в индивидуальной,
присущей именно этому человеку форме,
что его социальное поведение при всей
общей внешней схожести с поведением других
людей приобретает черты неповторимости,
уникальности.

Социальное развитие ребенка, таким 
образом, происходит по двум взаимосвязанным 
направлениям: социализации (овладения 
социокультурным опытом, его присвоения)
и индивидуализации (приобретения самостоятельности,
относительной автономности).

В целом усилия воспитателей и специалистов
должны быть направлены на социальную
адаптацию ребенка, находящегося в 
трудной жизненной ситуации, т. е.
на его активное приспособление к 
принятым в обществе правилам и нормам
поведения или на преодоление 
последствий влияния негативных
факторов.

Источник

Ребёнок и социум.

Читайте также:  Деятельность как основа физического развития и формирования личности ребенка

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Стихотворение средневекового поэта

Себастьяна Бранта,

Социум играет огромнейшую роль в развитии личности каждого человека, поскольку именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое. Ребёнок  без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее животным, чем людьми — они были абсолютно не приспособлены для жизни среди нас. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себе подобными и уживаться в этом мире среди людей.

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» окружение. Вот она — социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.  Ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении — они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки — «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает — для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников иобщества в целом.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

Микрофакторы  влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день. По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей.  Изначально это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

Читайте также:  Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками

Мезофакторы  – Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. Это   условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

  Макрофакторы – это  если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор,. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели продвинутый запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному.

И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы, уважать их культуру и познавать мир.

Источник

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблеме социально – личностного развития детей дошкольного возраста. Раскрыты различные формы и методы, направленные на развития личности детей дошкольного возраста в социуме.

Ключевые слова: социально – личностное развитие, дети дошкольного возраста, социум.

В нашем современном обществе, в эпоху развития информационных технологий, требуются инициативные, социально адаптированные, способные к саморазвитию и самосовершенствованию личности. Но в условиях продолжающей нестабильности и политической жизни нашего региона продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия, ухудшаться условия содержания детей. Это все очень негативно влияет на социально – личностное развития детей дошкольного возраста. Ведь в дошкольном возрасте закладывается развития личности и начинает формироваться личностные механизмы поведения. Поэтому проблема социально – личностного развития становиться особо актуальным.

О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но они понимали несколько по-своему социальное воспитание: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через   беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности.

На протяжении долгого времени проведенные исследования убедительно доказывают, что дошкольнику необходимо оказывать помощь в сложном процессе вхождения в мир людей, его социализации, которая должна исходить в первую очередь от семьи. У ребенка необходимо развивать умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность не только собственной личности, но и других людей, уметь выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Процессом усвоения и воспроизведения ребенком социального опыта является социализация, которая позволяет активно действовать и осуществлять взаимодействие с другими членами общества.

Целью: является теоретическое изучения особенностей социально – личностного развития детей дошкольного возраста в процессе общения и в социуме.

Социальное развитие личности необходимо не менее, чем развитие творческих, интеллектуальных способностей.

Дошкольный возраст – это периода формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Развитие личности происходить под влиянием различных факторов это и семья, социум в котором находиться ребенок и конечно средство массовой информаций. В дошкольном возрасте к воздействию семьи добавляется влияние общение со сверстниками, и другими взрослыми людьми. Очень важно в нашем современном социуме быть успешным, а для этого нужно работать в команде, находить способы взаимопонимания и взаимодействия с людьми, с которыми ты работаешь.

Семья и детский сад это два главных фактора которые стоят у истока социально – личностного развития дошкольника. Но конечно первоначальным и самым главным фактором влияющих на развития личности дошкольника является семья. Далеко не во всех семьях в полной мере реализуют весь комплекс воздействия на ребенка. Вопросу социального воспитания детей не уделяется должного внимания. Семья для ребенка является той лакмусовой бумажкой, в которой он постепенно приобщается к социальной среде. Как писал А.С. Макаренко: «Наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Взрослые являются для детей образцом для подражания, дети активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность. Вот поэтому главной задачей является создания полноценного сотрудничества педагог – ребенок – семья. Тесное сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада является наиболее оптимальным вариантом развития личности дошкольника. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а семья в свою очередь необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата – правильного и полноценного развития ребенка, базирующего на эмоциональные благополучия.

Педагогам же в свою очередь нужно создать эмоционально – комфортный климат в группах детского сада. Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решение возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка в норме

Это процесс достаточно длительный, требующий немалых усилий и соблюдения взаимосвязанных этапов педагогической технологии социально- личностного развития:

–     создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, включающей систему условий индивидуализации, гендерных особенностей детей и социализации;

–     сбор и анализ информации об индивидуальных личностных особенностях каждого воспитанника (личностные качества, умения, потребности, личный опыт детей, взаимоотношение с окружающими);

–      разработка перспективного планирования работы с детьми по социально-личностному развитию (основные направления работы);

–    осуществление систематической работы с детьми по социально-личностному развитию (разнообразие форм, методов, средств, приемов и способов работы);

–   коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Личностное взаимодействие педагога с детьми организуется так, чтобы ребенок на личном опыте естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций, конструируется педагогом как игровые и имитационные. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

В процессе реализации социально-личностного развития, успешность будет зависеть от профессионализма взрослых. Важное значение имеет развитие коммуникативно-речевых умений и компетенций, активизация познавательной и творческой деятельности, самостоятельности мышления. Дошкольник должен уметь рационально разрешать возникшие споры и управлять своими эмоциями, поведением в разных ситуациях, быть соучастником происходящих вокруг него событий. Это все он может проявить в различных видах деятельности в детском саду. Значительный социальный опыт ребенок проявляет в общении. Общение предполагает понимания вдруг друга.

Так же социальный опыт ребенок проявляет в игровой деятельности, ведь игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Создавая различные сюжеты в игре, дети осваивают множество социальных ролей, значимых для успешных адаптаций в обществе. Разнообразные занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, в процессе которых дошкольнику дают возможность самостоятельно находить решения, вжиться в мир взрослых с помощью фантазий, познать его и понять. Так же очень важно приобщать детей дошкольного возраста к обычаям, традициям и истории своего народа. Ведь знания традиций, историй родного края играет огромную роль в становления личности. Это могут быть различные развлечения и праздники, так же беседы, и народные игры.

Так же усвоение социального опыта ребенка происходить в развитие самосознания. Очень важно обратить ребенка на самого себя (кто я, какой я, мои организм, мои возможности). Обогащать представление о людях их взаимоотношений, развивать чувства самоуважения, собственного достоинства. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков. Поэтому, взрослым которым ребенок доверяет и имеет для него важное значение должны знать особенности процесса социально – личностного развития. Знакомить дошкольников с объектами социальной сферы, с социумом ближайшего окружения. Это научить ребенка свободно любить, ориентироваться в созданном окружении, ценить, уважать и заботиться об его субъектах. И конечно очень важно это эмоциональный фон, душевный комфорт дошкольника, который на прямую будет зависит от того как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе в котором он будет находиться и, как и кем он будет себя ощущать. И задача родителей и педагогов правильно и умело помочь приобрести ему это социальный опыт.

Таким образом обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что социально – личностное развития дошкольника является приоритетным. Основой социально-личностного развития ребёнка является возникновение у него чувства привязанности и доверия к взрослым, повышенный интерес к окружающему миру и самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Каждый ребенок в дошкольном возрасте должен сформировать представление о многообразии человеческих отношений, познакомиться с правилами и нормами жизни в обществе, вооружиться моделями поведения, которые помогут ему в дальнейшем адекватно реагировать на происходящее в определённых жизненных ситуациях.

Список литературы:

1. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL h Библиографическое описание: Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018). ttps://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018).

2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой. М.: Логос, 2015. 487с

3.Мангазеева Т. Н. Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 60-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11531/ (дата обращения: 08.10.2019).

4.  Немов Р.С. Психология книга 2. М.: «Владос», 2002, 606 стр.

5. Технология социально-личностного развития дошкольников: материалы городской научно-практической конференции 01-02.12.2008 [Текст] / Под ред. Т.М. Бабуновой, Н.И. Левшиной. – Магнитогорск: Магнитогорский ГУ, 2009. – 189 с.

Источник