Развитие ребенка в школе интернате

Современные спецшколы — для кого они? Какие условия там предусмотрены для учеников?

Школа-интернат – понятие широкое. Жить и учиться при балетном или музыкальном училище – это одно, а в учреждении для трудных подростков – совсем другое. Но кое-что общее однозначно есть. О том, как меняется жизнь ребенка, попадающего в такое заведение, мы сегодня и поговорим.

Кто учится в спецшколах

Попадают в специализированные школы-интернаты по разным причинам. В коррекционные – ребята с ограниченными возможностями здоровья, например с проблемами слуха, зрения, нарушениями речи. В специализированных интернатах для талантливых учеников углубленные знания получают будущие математики, физики, химики. В интернатах при крупных творческих или спортивных учебных заведениях живут и учатся в основном иногородние мальчики и девочки, которые решили (или за них решили родители) посвятить свою жизнь искусству или спорту. В школах-интернатах для трудных подростков воспитываются ребята с девиантным поведением.

Одиночество, режим, жестокость

Определение у термина «школа-интернат» вполне безобидное: это «образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей и формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей». А что в действительности? Многое зависит от типа интерната. Их бывает два: открытый и закрытый. Первый похож на кадетскую школу: всю неделю дети живут при учебном заведении, а на выходные отправляются домой. Интернаты закрытого типа имеют пропускную систему, жесткий режим, серьезные ограничения.

В какое бы заведение ни попал ребенок, адаптация, как правило, проходит тяжело, даже если речь идет, например, о физико-математическом интернате. Проще тем, кто приходит в такое учреждение из детского дома, где уже имеет опыт проживания отдельно от родителей в коллективе. «Домашним» ребятам не в пример сложнее. «Плакать в подушку» – про это знает, пожалуй, каждый, кто прошел через такую школу. Родных рядом нет, некому пожаловаться, не с кем поделиться – только несколько учителей и преподавателей на большое количество детей.

Вторая сложность – напряженный ритм и распорядок, особенно если речь идет о спецшколах для талантливых ребят. Углубленное изучение отдельных предметов подразумевает повышенную учебную нагрузку, выдержать которую могут не все. То же касается спортивных интернатов.

А самая серьезная проблема интернатов, о которой написано много художественных и не очень произведений – это отношения между воспитанниками. Один и тот же круг общения, да еще в период взросления и формирования социальных ролей в коллективах нередко приводит к тяжелым конфликтам. Детская жестокость, к сожалению, – актуальная проблема даже для элитных спецшкол.

Есть ли плюсы у школы-интерната?

Многое зависит от педагогического коллектива школы-интерната. Профессиональный и человечный, любящий детей персонал – от директора школы до уборщицы – может многое. В стандартный набор адаптационных процедур спецшколы входят:

  • беседы педагогов-психологов с детьми (индивидуальные и в группах);
  • диагностика отклонений в развитии (анкетирования, тестирования, наблюдение и прочие – причем отслеживаются как отставание, так и опережение в развитии);
  • психокоррекционная работа с детьми;
  • консультации родителей или опекунов;
  • медико-психологические процедуры.

У ребят с ограниченными возможностями здоровья в таких заведениях есть возможность заниматься по специальной программе и получать регулярное медицинское обследование. Талантливый ребенок из маленького городка не получит у себя дома того объёма знаний и умений, который ему дадут столичные преподаватели, а затем будет возможность поступить в элитный профильный вуз. Трудному подростку дают шанс стать образованным человеком и занять достойное место в обществе.

Получится ли когда-нибудь сделать пребывание ребенка в школе-интернате полностью комфортным? На сто процентов вряд ли. Ну не будет ребенку (за редчайшими исключениями) житься в казенном заведении, лучше чем дома. Да, некоторые дети в спецшколе становятся морально сильнее, учатся преодолевать препятствия, которые появляются у них на пути. И всё же школа-интернат на сегодняшний день, скорее, трудная неизбежность для девиантных детей и неизбежная трудность для детей талантливых.

Источник

Индивидуальное развитие личности ребенка

в условиях школы-интерната

«…подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста  успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

В.А. Сухомлинский

Под индивидуальностью понимается свойство человека, отражающее его способность стать и быть самим собой, обуславливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка гуление

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.

Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни.

Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка в классном коллективе, помощь в решении возникающих проблем воспитанников, организация разнообразных видов деятельности школьников.

   Мы считаем, что все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Поэтому, одна из задач классного руководителя направлена на самораскрытие ребенка как личности.

Начинаем работу с изучения (диагностики) личности ученика, семьи, в которой воспитывается ребенок. Совместно с психологом и социальным педагогом составляем характеристику воспитанника и план воспитательной работы с этим ребенком.

Особую роль в формировании личности в режиме повседневной жизни воспитанника мы отводим семье. Большинство наших учеников воспитываются в малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семьях – но для этих детей, особенно учащихся младшего школьного возраста, имеет большое значение заинтересованность родителей их успехами в школе. Таким образом, задача классного руководителя – привлечь, и умело использовать потенциал семьи воспитанников  при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

Для этого в нашей школе-интернате проходят интересные родительские собрания (с приглашением педагога-психолога, логопеда, социального педагога), праздники («Мы за чаем не скучаем…», «Праздник мам», «Спортивный праздник»), конкурсные программы. Также привлекаем родителей при подготовке праздников, классных часов, при организации городских выступлений, изготовлении костюмов и пр.

Так же, на уровне Волоколамской школы-интерната ежегодно проходят  Дни Открытых дверей, на которые традиционно со всеми желающими гостями, приглашаем родителей учеников.

Успешное протекание процесса становления личности и проявление индивидуальности ребенка в школе-интернате происходит при следующих  педагогических условиях:

 – восприятие классным руководителем и его воспитанником индивидуальности как особо значимой ценности.

– наличие у педагога целостного и адекватного представления о ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности. (Эти представления классного руководителя о своем воспитаннике формируются в процессе воспитательного взаимодействия с учащимся, во время наблюдения за его поведением, участием в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями.)

– предоставление школьнику свободы выбора форм и способов проявления своей активности. (Классный руководитель заботится о том, чтобы ученик нашел себе дело по душе – в соответствии со своими интересами и потребностями, ведь только тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка.)

Творчество можно назвать и источником, и ваятелем индивидуальности. Поэтому мы стремимся создавать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и его воспитанника к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.

Мы считаем, что творчество должно стать престижным и привычным для ребенка, так как оно делает его инициативным и активным. Только тогда ребенок может стать самим собой.  Поэтому, в группах ребята реализуют свои таланты через рисование, лепку, ручной труд – изготовление поделок (многие работы принимают участие на выставках в школе), турниры, конкурсы, игры.

 – оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование общего, особенного и единичного в личности ребенка.

Организуя общешкольные мероприятия и работу кружков, клубов, секций, воспитательная служба увеличивает диапазон возможностей для проявления и развития школьником своих способностей, интересов, увлечений. Наши ребята посещают по выбору и интересам разнообразные секции и кружки: кукольный театр, футбольную секцию, хореографическую студию и многие другие.

Невозможно не отметить участие в школьных и районных мероприятиях, где ребята раскрывают перед зрителями все свои таланты.

Читайте также:  Роль общения в развитии личности ребенка младшего школьника

Также в Волоколамской школе-интернате классные руководители ведут индивидуально-профилактическую работу по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности. На базе этой работы прошел зональный семинар «День профилактики несовершеннолетних. Работа с детьми «группы риска»».

Таким образом, каждый классный руководитель в воспитательной работе уделяет особое внимание  индивидуальному развитию личности каждого ребенка в детском коллективе.

Источник

Воспитание детей в школах-интернатах».

Каждый ребенок несет в душе образ собственного «Я». У одного это совершенно реальный образ, у другого он может быть далек от истинного положения дел. При воспитании детей в школе-интернате задача педагога состоит в том, что возникает необходимость в поддержании и дальнейшем развития личности ребенка или мягкой коррекции его характера и привычек. Необходимость нахождения индивидуального подхода к каждому воспитаннику – это основа нашей работы. Многие педагоги скажут, что этот подход приемлем в воспитании в любом образовательном школьном или дошкольном учреждении, и я полностью с ними согласна. Но именно в школе-интернате этот вопрос стоит острее всего. В связи, с чем возникает этот вопрос очень остро? Могу предположить, что на развитие личности ребенка в школе-интернате влияют несколько основных факторов.

Первый и основной фактор: это то, что дети в данные учреждения приходят из неблагополучных семей, где воспитание ребенка, как маленького человека – не происходит. Родители в данных семья не уделяют должного внимания и заботы своим детям. Дети буквально лишены родительской ласки и тепла. В таких семьях дети очень рано, буквально к семи годам становятся не по-детски взрослыми, они в точности копируют поступки своих родителей, их манеру выражения эмоций и речи. А это не всегда положительные качества в характере и поведении детей. Поэтому задача педагога, воспитателя наверстать то упущенное время родителями и подкорректировать поведение ребенка, прививая ему положительные качества в его характере, умении общаться с другими людьми, выражении собственных эмоций.

Второй фактор состоит в том, что данную проблему легче решить с одним трудным ребенком, предположим: если его оградить от влияния и подражания плохому и привитию хорошего. А когда таких детей сто и более человек в учреждении, и все они разного возраста, со своими особенностями в развитии, привычками, то это уже становиться проблематично. Поэтому педагогам школ-интернатов приходится вкладывать титанические усилия в своих воспитанников, для того, чтобы держать их воспитание и сам воспитательный процесс под контролем. Вы спросите: «В чем заключается данная проблема? Ребенок находится под защитой государства, получает качественное образование, хорошее воспитание и питание, ограждён от негативного влияния». Но не стоит забывать, что влияние негативных факторов не уменьшается в связи с тем, что дети младшего школьного возраста видят плохие поступки или речевые выражения от старших школьников и с удовольствием подражают им. Это происходит не потому, что маленькому школьнику педагоги плохо объяснили: «Что такое хорошо и. что такое плохо», а потому, что ребенку привычнее эти поступки и такие слова с раннего детства, он их знает и любит, а так же в связи с их возрастными особенностями. Как говорится: «Привычное, сильнее приобретенного».

Третий фактор состоит в том, что связь ребенком с родителями поддерживается. На один или два дня ребенок все равно приезжает в семью, где снова сталкивается с вышеперечисленными, влияющими факторами, сказывающимися на личностном развитии. А порой дети в семье видят хамство или агрессивное поведение взрослых, по отношению к самому ребенку и, возвращаясь в школу, вымещают свои негативные эмоции и обиды на одноклассниках, а иногда бывает так, что и на педагогах.

Четвертый фактор – это то, что дети еще не могут самостоятельно разобраться в ситуационных моментах, а просто подражая другим детям или попадая под влияние лидеров, ежедневно носят эмоциональные «маски», скрывающие истинное настроение, подавляя чувства своего внутреннего мира, что так же негативно сказывается на психическом здоровье ребенка. То есть ребенок ежедневно и самостоятельно должен изображать из себя прилежного, старательного ученика, а не сына или дочь, которые могут прийти домой расслабиться и отдохнуть от школьной суеты, поделиться положительными или отрицательными эмоциями с родителями, выговорить то, что его радует или беспокоит. Он просто лишен того, что его пожалеют родные, дадут важные советы по решению возникших проблем. У детей закрытых образовательных учреждений нет рядом мамы или папы, они должны всегда сами решать свои проблемы, подавлять или выплеснуть свои эмоции. Поэтому педагоги, должны научить детей доверять им. Возникает необходимость знать проблемы каждого воспитанника, уметь выслушать, помочь добрым советом, пожалеть и оказать помощь, в решении возникшей ситуации, которая тревожит ребенка на данный момент.

Читайте также:  Роль ребенка в умственном развитии ребенка

Пятый фактор заключается в том, что в школах- интернатах есть расписание и режим, по которым должны жить дети данных учреждений. И это вроде бы хорошо с одной стороны. Но если посмотреть глубже, то могу предположить, что когда ребенок привыкает к тому, что всё за него решают взрослые: то есть когда спать или пробуждаться, принимать пищу, делать домашнее задание, гулять или в какую игру играть; куда ходить на экскурсию или на другое развлекательное мероприятие его поведут и т.д. По моему мнению – это лишает детей к самостоятельному выбору, лишает логического мышления, самостоятельного и свободного выбора, что так же негативно влияет на его психическом здоровье. Обосную почему: когда ребенка ведут на экскурсию, он осознает: «Что так нужно, все идут и меня ведут». То есть у ребенка отсутствует право собственного выбора: нет его собственной цели в экскурсии, нет того чего бы именно он, ребенок хотел от этой прогулки, узнать нового, чему именно он хотел бы научиться, получить какие то навыки и т.д..

Возможно предположить, что эти дети сами перестают ставить перед собой цели и стремится ее достигнуть, и привыкают к тому, что всё и все за них должны принимать решения, делать и преподносить на «золотом блюдечке», постоянно подталкивать к выполнению каких-либо задач. А во взрослой жизни таким детям просто тяжело, ведь рядом нет того, кто принимает за него решения.

Поэтому считаю, что в школах-интернатах педагогам просто необходимо: вовремя выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности у детей. Прививать трудолюбие, научить получать удовольствие от полученных результатов своего труда. Научить ребенка самому принимать решения, делать правильный выбор, ставить перед собой цели и достигать поставленного, а так же не останавливаться на достигнутом результате. Необходимо ребенка научить нести ответственность за себя и свои поступки. Приучить к тому, что во взрослой жизни ему самому придется себя обеспечивать. Объяснять, что сейчас ему лишь помогают потому, что он маленький и беззащитный. В общем: помочь ребенку вырасти достойным гражданином и сильной самостоятельной личностью. В своей работе с детьми я стараюсь придерживаться данного правила и при планировании ежедневной воспитательной работы предлагаю детям варианты мероприятий (согласно, общешкольного воспитательного плана), которые мы вместе обсуждаем и выбираем наиболее понравившейся вариант. Так же дети ставят перед собой цели и задачи данного мероприятия, а по завершению мы анализируем наши результаты.

При обучении и воспитании детей в школах-интернатах, перед педагогом возникают трудности: «разбудить» в ребенке такие психические процессы как память, восприятие, дистантные ощущения, речь и мировоззрение. Для этого просто необходимо выявить такие свойства интеллекта ребенка как:

  1. Арифметический фактор (способность совершать основные операции с числовым материалом),

  2. Беглость речи (способность легко формулировать),

  3. Вербальное мышление (понимание речевых сообщений)

  4. Память (запечатление, сохранение и воспроизведение информации),

  5. Рассудочность – сообразительность (способность комплексно решать проблемы с использованием прошлого опыта),

  6. Пространственное восприятие (способность адекватно воспринимать пространственные отношения),

  7. Готовность к перцепции (способность распознавать и дифференцировать актуально действующие импульсы),

  8. Комплексность (способность увидеть в проблеме внутреннюю организацию),

  9. Связанность (способность перейти от одного содержания к другому),

  10. Целостность (способность понимания целого, взаимосвязей),

  11. Пластичность (способность упорядочивать отдельные составляющие проблемы и решение ее новым способом).

Для успешного достижения поставленных задач нужна профессиональная команда – это педагоги- предметники, социальные педагоги, медицинские работники, педагоги -психологи, воспитатели, логопеды и т.д., работающие в едином направлении по развитию и воспитанию детей в закрытых общеобразовательных учреждениях. Потому что одному педагогу не под силу подкорректировать то, что было заложено в ребенке годами в семье. Можно сказать с уверенностью, что педагоги школ-интернатов, несут большую ответственность за своих подопечных, и порой мы выполняем не только роль учителя- наставника, но и роль родителя, старшего товарища для наших воспитанников. Это ежедневный и тяжелый труд, в котором желаю всем удачи и терпения.

Источник