Развитие ребенка в школе деятельностный подход

Развитие ребенка в школе деятельностный подход thumbnail

     Деятельностный  подход  как  условие  развития  у  ребёнка  

    познавательных  процессов.

Слайд 2

  «…образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…».
                                                                                                                        Дьюи

В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании  личности, подготовленной  к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования –  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, и базируется на системно-деятельностном подходе в обучении.

Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». 
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Слайд 3

П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы – узнать, как это надо делать»

Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. 

Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося, согласно этой теории, состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные.

 Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

При организации деятельностного подхода реализуются следующие  дидактические принципы:

Слайд 4

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и  деятельностных  способностей, общеучебных  умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

      Деятельностный подход к обучению предполагает:

Слайд 5
• наличие у детей познавательного мотива (желания  узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
 

   Рассмотрим в качестве примера УМК «Начальная щкола 21 века » с точки зрения воплощения в нем деятельностного подхода к обучению. 
Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
 Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться  ими пользоваться.  

      В том, что сказано, скрыто первое условие деятельностного подхода к обучению, в том числе русскому языку: создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения о языке, которым мы непрерывно пользуемся. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
      Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)

Какие же способы мотивации деятельности детей я применяю? Вот наиболее распространённые:

Слайд 6

*вопросы, суждения, ошибки персонажей, введенных в учебник;

Слайд 7

     *задания, для выполнения которых недостаёт знаний;

     *заголовки-вопросы;

    *приём «Прогнозирование». 

Читайте также:  Зачатие внутриутробное развитие рождение ребенка

     урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».  

*прием «Проблемная ситуация». На уроке математики при изучении единиц длины создаётся ситуация, когда дети понимаю, что изученных единиц мм и см недостаточно для измерения таких предметов как длина парты, доски, класса.

*приём «Яркое пятно» на уроке окружающего мира при изучении темы »Побег- сложный надземный орган растения» дети прослушивают сказку о девочке Маше, которая подслушала разговор растений и т.д.

Слайд 8

2. Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.

Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

       Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. В учебниках  ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается узнать «решение учёных».

Слайд 9

3.Третье условие  деятельностного подхода к обучению связано с выявлением и освоением учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.

Этап воспроизведения (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл:

 углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. Выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание и полученный продукт представляет классу.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.  

Воспроизведение знаний должно носить творческий характер.

На уроках окружающего мира предлагаю выполнить следующие творческие задания:

  1. Нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему «Берегите воду!»
  2. Написать памятку «Правила поведения в лесу».

Освоение правильного выполнения способов действий реализую в системе заданий, а также в специальных алгоритмах и памятках,  чтению по ролям, драматизации, словесному рисованию, творческому, выборочному и краткому пересказам.

Слайд 10

4. Важной  частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.

        Главное внимание сосредотачивается на создании условий, в которых индивидуальный результат учебной деятельности каждый обучающийся видит сам и сам его оценивает в сравнении собой вчерашним, что дает возможность продемонстрировать успех в обучении, обеспечить эмоциональный комфорт в учебном процессе, стимулирующий на решение более сложных задач.

В процессе самоконтроля и самооценки предусматривается работа и общение в паре «ученик – ученик».

Развитию способности к самоконтролю способствует и работа с рубриками учебников «Проверь себя»,  задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др.  В рабочих тетрадях «Учимся познавать мир» и «Мы дружим с математикой» эта рубрика дополнена  оценочными критериями (суждениями). Анализируем  ответы  вместе с детьми. Это позволяет ученикам    объективно оценивать свою работу.

Слайд 11

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Слайд 12
Пути реализации деятельностного подхода к обучению:

А) организация работы над  понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи – к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний; 

 Б) целенаправленная организация речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.

Таким образом, деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе прежде всего ставится и решается основная задача образования – создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности.

Слайд 13

Источник

Деятельностный подход
как условие развития у ребёнка
познавательных интересов

Представление педагогического опыта

Быть учителем – это призвание, быть хорошим учителем- это талант, быть хорошим учителем начальных классов – это талант вдвойне, потому что именно этот учитель остается в цепкой памяти маленького ребенка, как первый человек, встретившийся на его долгом и порою трудном пути под названием «школа».

Представление собственного педагогического опыта хочу начать с притчи.

Слайд 3. Однажды в коконе появилась маленькая щель…

Слайд 4. случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Слайд 5. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Слайд 6. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Слайд 7. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит.

Ничего не случилось!

Слайд 8. Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Слайд 9. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

Читайте также:  История развития ребенка медицинская книжка

Слайд 10. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Слайд 11. Деятельностный подход.

Очень часто мы, желая помочь ребёнку, не даём ему сделать усилие, самостоятельно преодолеть трудности, решить проблему. И удивляемся, что теряется интерес к учёбе, нет веры в свои силы. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется с трудом.

Слайд 12. Актуальность.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

Проанализировав приоритетные жизненные ценности, мною была создана собственная методическая система работы, которая представляет собой взаимодействие целей и задач, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности.

Слайд 13. Цель.

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

Передо мной, как педагогом, стоят вопросы:

Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Как развивать у ребенка потребность и способность искать новое?

Как научить его видеть проблемы?

Слайд 14. Задачи.

Поиск ответов на эти вопросы определил задачи моей методической системы, которые реализуются в содержании учебно-воспитательного процесса. Содержательно-целевой элемент данной методической системы раскрывается с помощью оптимальных способов обучения. Контроль универсальных учебных действий учащихся осуществляется во всех видах их учебно-познавательной деятельности.

Слайд 15. Теория.

Теоретико-методологической основой развития познавательных способностей является системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Сегодня разработан широкий спектр технологий обучения, среди которых особое для меня место занимает деятельностная технология, а именно технология деятельностного метода обучения, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора, директора Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», лауреата Премии Президента РФ в области образования Людмилой Георгиевной Петерсон. Данная технология предлагает все необходимое для реализации ФГОС НОО.

Слайд 16. Деятельностный метод.

Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет систему взаимоотношений «учитель-ученик». Главным его отличием является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность.

Слайд 17. Учебная деятельность.

Кроме того, деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет увеличить прочность знаний. Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.

Слайд 18. Принципы.

Виды деятельности младшего школьника могут быть различными : игровая, исследовательская, контрольно-оценочная, рефлексивная, творческая, практическая. Но к развитию личности они ведут только в том случае, если правильно организована развивающая среда.

Внутренняя программа развития ребенка развертывается на фоне воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Поэтому для детей нужно создавать такие условия для деятельности и общения , которые помогают им развиваться в соответствии с заложенными в них задатками, компенсируя проблемы и недостатки

Слайд 19. Роль учителя.

В технологии деятельностного метода существенно меняется роль учителя. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Позицию учителя можно выразить так – к классу не с ответом, а с вопросом.

Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, необходимо изменить сам принцип построения урока. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания , полученные в результате поиска отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Слайд 20. Урок открытия нового знания.

Развивающий урок имеет и особую типологию , и особую структуру , и особые методы : не только индивидуальную, но чаще групповую и парную работу.

Используя на уроках системно – деятельностный подход, решаю следующие задачи:

– помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

– развиваю творческие способности;

– предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

– осуществляю личностно-ориентированную направленность;

– помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

– побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Предлагаю несколько примеров такой работы:

  • в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;

  • тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;

  • называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

Слайд 21. Метод проектов.

Метод проектов – ведущий метод моей системы, который опирается на уже имеющийся опыт ребёнка, на его собственный путь искания и преодоления затруднений. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, и ищет научные знания в форме диалога учителя, ученика и другого источника получения знаний. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Читайте также:  Методики оценки психического развития ребенка до 3 лет

Слайд 22.

Метод проектов используется на уроке

-при проверке домашнего задания (сообщение, доклад, презентация и т. д.),

-при изучении новой темы (выполнение исследования, творческой работы, проведение эксперимента и т. д.),

-при закреплении изученного (творческие работы).

Проектно-исследовательская деятельность детей на уроках организуется следующим образом: создаю проблемные ситуации, активизирую познавательную деятельность в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построение гипотез. Использую следующие дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента.

Слайд 23. Исследовательская деятельность.

Велика роль исследовательской деятельности, как в общем, так и в индивидуальном развитии школьника. Она дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.

В процессе учебной деятельности ребята знакомятся с методикой проведения учебных исследований: провожу несколько фронтальных тренировочных занятий с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения исследования.

Работа над исследованием заставляет ребенка наблю­дать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведенного исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребе­нок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам ее оценивает. Следовательно, у него формируются умения и навыки:

  • формулировать вопросы;

  • планировать свою деятельность;

  • наблюдать предметы и явления;

  • оценивать свою работу по предложенным критериям.

  • На мой взгляд, в начальных классах проектно-исследовательская деятельность занимает значитель­ное место. Она представляет собой спо­соб организации процесса познания, который обеспечивает поисковую дея­тельность учащихся в открытии факти­ческих знаний и взаимосвязей между ними. Его реализация предполагает ис­пользование таких методов, как наблю­дения, опыты, самонаблюдения и т.д. В ходе наблюдений осуществляется и изучение исследовательских способностей детей.

Ученик осваивает новую позицию — он не просто зритель, слу­шатель, а исследователь себя самого. Это определяет его заинтересован­ность процессом познания: он выдвига­ет гипотезу, выбирает и обосновывает свой путь решения задачи, вступает в дискуссию. У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над про­ектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача учителя и родителей – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными за­претами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе.

Проектно-исследовательская деятельность организуется систематически на каждом уроке.

Слайд 24. Результативность проектно-исследовательской деятельности.

Организация проектно-исследовательской деятельности способствует развитию познавательных интересов ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Слайд 25. ИКТ.

Проектно-исследовательская деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, деятельностного обучения и самостоятельной работы учащихся. Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии. А значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией.

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

     -проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя;

-демонстрации при объяснении нового материала;

-заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;

   -подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.

Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Слайд 26. Выводы.

Таким образом, полученные результаты указывают на высокую эффективность методической системы в отношении усвоения учащимися универсальной компетентности (мыслительной, деятельностной, коммуникативной, информационной), общеучебных навыков, проектных умений. При этом отмечается возрастание мотивации к обучению и результативное участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях.

Слайд 27.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

У моих выпускников сформировано «умение учиться»: они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Слайд 28. Эффективность работы.

Опытом своей работы я делюсь с коллегами: выступаю на методических семинарах педсоветах. Есть мини-сайт в социальной сети работников образования, где публикуются мои работы и работы моих учеников. В 2011 году была финалистом Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».

Слайд 29. Притча.

Свое выступление мне хочется закончить притчей.

Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Слайд 30. Все в наших руках, уважаемые коллеги. И только от нас зависит, какой станет школа будущего.

Спасибо за внимание.

Источник