Развитие ребенка в семье выводы
Главным институтом воспитания – это семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы. С годами, однако, значение этого непосредственного ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у других – наоборот.
Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по – человечески.
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Источник
Реакция игнорирования
Семья – самая важная социальная группа в обществе. Она играет важную роль в жизни и развитии ребенка, удовлетворении его физических и эмоциональных потребностей, а также в моральном воспитании. Какие ошибки часто допускают родители в воспитании?
Обучение и воспитание ребёнка в семье
Одна из главных ролей семьи в обществе заключается в создании условий, в которых дети могли бы учиться позитивным ценностям, отношениям, поведению и навыкам на протяжении всей жизни. Родители должны научить своих детей быть ответственными за свой выбор, принимать участие в образовании своих детей, преподавать необходимые жизненные уроки. Ценности, формирующиеся в семье, влияют на выбор, который члены семьи делают как внутри, так и вне своей семьи в течение всей жизни.
Воспитание детей зависит от семейного опыта, который накоплен всей историей, традициями и культурой данной семьи.
Родители защищают и материально обеспечивают детей
Когда дети рождаются и растут, они сильно зависят от своих родителей и других членов семьи, которые заботятся о них. Семья нужна, чтобы защитить и материально обеспечить детей, любить их и оказывать эмоциональную поддержку.
Ребёнок нуждается не только в пище, одежде и крове, чтобы выжить, но у него также есть эмоциональные потребности. Дети, да и каждый из нас, хочет, чтобы его любили, понимали и поддерживали. В идеале члены семьи любят друг друга безусловно и поддерживают во всём, независимо от обстоятельств.
В такой семье каждый, и маленький ребенок, обучающийся катанию на велосипеде, и подросток, пытающийся пережить свой первый разрыв, и молодой женатый взрослый с детьми, которого только что уволили, может найти утешение в любви и эмоциональной поддержке своей семьи.
Доверительные отношения в семье
Ошибки современного воспитания
Семейные ценности за последние несколько десятилетий значительно изменились в связи с тем, что более 40 процентов из рожденных детей приходится на незамужних женщин. Это семьи, в которых мать заменяет отца. Растет число семей с неродным отцом, вследствие повторного брака матери.
По различным причинам многие из детей живут без своих родителей (ныне здравствующих) в доме бабушки и дедушки или родственников. При этом родительская роль в воспитании детей, особенно в долгосрочной перспективе, значительно снижается.
Вместо того, чтобы воспитывать своих детей в духе добра и благородства, целеустремленности и взаимопомощи, помогать ребёнку искоренить его личностные дефекты и усвоить хорошие качества, большинство сегодняшних родителей считают, что покупать дорогую одежду и продукты питания, платить высокую плату за образование – это их единственная обязанность. Они не понимают, что все это заставляет детей желать только материальных удовольствий, подпитывающих в них недостатки.
Вместе с тем, только счастливые родители могут породить счастливое поколение. Научить детей быть счастливыми возможно при доверительном общении родителей с детьми. Однако большинство современных родителей живут в спешке и стрессе. Когда мать и отец постоянно находятся в стрессовом состоянии, детям не хочется разговаривать с ними, делиться своими идеями, мыслями и проблемами.
Можно выделить несколько основных ошибок в поведении родителей, которые негативно сказываются на воспитании ребёнка:
- Привычка всегда жить прошлым не позволяет родителям понять своих детей, которые в силу своей природы легко забывают свое прошлое и всегда живут в настоящем. Поэтому дети счастливы здесь и сейчас. Когда родители вспоминают события прошлого и продолжают нести на себе бремя плохого опыта, с которым сталкивались в прошлом, они не могут слышать и понимать своих детей. Вывод – стараться жить настоящим, чтобы услышать своего ребёнка.
- Негативный разговор и подход в виде высказываний, типа «вы ничего не знаете», «вы бесполезны» причиняют детям огромную боль. Физические травмы исцеляются, но боль, причиненная на моральном уровне, не так легко исцелить. Вывод – мы должны быть всегда позитивны в своем подходе и речи, разговаривая с детьми. Наша беседа должна быть такой, чтобы она воодушевляла ребёнка.
- Не признание своих ошибок перед детьми приводит к напряжению и непониманию. Ведь дети видят все наши ошибки. Но, если родители пытаются скрыть свои ошибки или оправдать себя, то дети стараются сделать, то же самое. Вывод – признавать свои ошибки, тогда дети развивают в себе уважение к нам и пытаются подражать, учатся честно принимать свои ошибки. Ведь без ошибок нет опыта.
- Постоянно пытаться найти недостатки у детей – плохая привычка, приводящая к формированию заниженной самооценки у ребёнка. Вывод – стараться замечать и признавать хорошие качества у ребёнка. В результате со временем он осознает и примет свои личностные дефекты и попытается их искоренить. Постоянно акцентируя внимание на достоинствах наших детей вместо того, чтобы находить в них недостатки, мы будем сами в позитивном настроении, и докажем свою любовь к ребёнку, в которой он так нуждается.
- Сохранение своего личного имиджа во время общения с детьми или другими словами, проявление гордыни своим положением в обществе перед детьми, приводит к тому, что ребёнок игнорирует такого родителя. Он чувствует стену непонимания, и даже отчуждения. Вывод – родители должны вести себя естественно со своими детьми, забывая об своей карьере и положении в обществе. Только тогда они смогут оставаться счастливыми и эффективно воспитывать своих детей.
- Говорить авторитетно не стоит с детьми. Они нуждаются в разговоре на равных и с родительской любовью.
- Не учитывать, что у каждого человека своя природа при общении с детьми, значит отрицать, что ваш ребёнок уникален, как каждый человек. Он может иметь свои природные особенности, которые нужно уважать и принимать родителю как данность Всевышнего. Вывод – разговаривая с детьми, не думайте, что вы говорите с таким же человеком, как и вы. У вашего дитя есть другие черты и природные наклонности, которые вы должны принять и любить их вместе с ним.
- Отсутствие общения с детьми обычно связано с занятостью работой. Мы не всегда выслушиваем проблемы наших детей. Поручив ребёнка школе, мы забываем, что учителя чаще озабочены завершением своей учебной программы, а не состоянием ребёнка. В результате дети оказываются в психическом замешательстве. Они теряют уважение и веру в своих родителей, дерзят и не слушают их. Вывод – непринужденный разговор сближает детей и родителей. Поэтому очень важно, чтобы мы находили время, посидеть и непринужденно поговорить со своими детьми, хотя бы 15 минут в день. Это поможет воспитывать счастливого ребёнка.
- Завышенные ожидания родителей дети чувствуют интуитивно. Поскольку, их эго очень мало, они сразу же воспринимают вибрации ожиданий. Это отрицательно сказывается на их самооценке и мотивации, особенно тогда, когда родители их сравнивают с более успешным другом или подругой. Вывод – любите детей без ожиданий. Вместо того, чтобы ожидать, что «мой сын или дочь сохранит и укрепит мою репутацию в обществе», желательно думать: «я люблю своего ребёнка таким, какой он есть, он моё продолжение…».
Итак, семья выступает в роли защитника, чтобы обеспечить наилучшие возможности для жизни детей. На родителях лежит ответственность не только за физическое, но и духовное развитие своих чад. Обязанности семьи – воспитывать детей в любви и праведности, дать им моральный компас, чтобы они отличали добро от зла, научились верить и надеяться на лучшее.
Родители имеют огромную свободу воспитывать детей в соответствии со своей совестью и ценностями (в рамках законов государства).
Помните: только счастливые родители могут воспитать счастливого ребёнка!
Удачи в воспитании!
Текст: Анатомия здоровья
БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШИ ЛАЙКИ И РЕПОСТЫ ЭТОЙ СТАТЬИ!
Источник
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её
членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к
другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие
детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для
эмоционального и нравственного формирования личности.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В
процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье,
ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким
будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь
многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы
поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как
семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий
которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить
полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую
личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь
с детьми своей добротой, опытом и знаниями.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и
просветительские.
Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда
не сможет конкурировать с семьёй.
Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней
человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы
личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе
близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и
другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей,
предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и
самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании
нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или
разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее
членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя
другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует
появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только
ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “
охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи
обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой
обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии
жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает
и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые
коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет
вывести определённую зависимость: успешность формирования личности
обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на
воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания
личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления
личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и
государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители –
первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо
утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше
влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем
остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и
учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.
Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение
уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными
контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает
душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.
Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства
материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой
привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его
близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от
состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям
человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как
человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в
какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной
или неполной.
Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать
старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В
общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство
долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со
взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают
грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность,
нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными
условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка
со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной
квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении
театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с
ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой
ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в
это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет
эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями
учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит
манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть
обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и
всестороннего развития ребенка.
Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным
средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды
у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания,
главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих
детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости
родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта
уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них:
любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое
печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная
любовь. К чему она может привести?
Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом
обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё
можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться.
У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и
другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.
Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых
лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и
человечность.
В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек
ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей
властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.
Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в
обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей
как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных
обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно
внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.
Взаимодействия педагога с родителями.
Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители.
Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования
сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если
организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это
способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между
родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и
педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие
взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же
детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и
родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов
на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные
задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители
желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди,
имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в
решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный
совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать
ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть , помочь взрослым в понимании
его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его
негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных
ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия
выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное
доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними,
договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию
необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия,
общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога,
и он не может обойтись без их совета и помощи.
Заключение.
Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания.
Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление
личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет
главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из
семьи.
Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения
к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и
помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.
Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова
Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”.
Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно
смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим
поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с
незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда
противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся
большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем
детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы,
предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём
же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда
соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они
видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?
1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не
педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.
Источник