Развитие ребенка в с дцп в детском саду
На чтение 13 мин. Просмотров 32 Опубликовано 05.01.2021 Обновлено 07.01.2021
Ребенок с ДЦП в детском саду: характеристика, развитие, уход. Детский церебральный паралич – заболевание, вызванное поражением головного мозга, которое приводит к двигательным дисфункциям, – не считается генетическим. Его возникновение может спровоцировать болезнь женщины во время беременности, приведшая к патологии развития плода. ДЦП также может быть вызван тяжелыми родами и родовой травмой. Малыш, рожденный с таким заболеванием, требует особой заботы и повышенного внимания родных.
Основные признаки проявления ДЦП у ребенка
То, что дитя развивается не так, как должно, родители могут заметить еще в первые месяцы жизни малыша. У него отсутствуют определенные навыки, присущие здоровым детям, он не столь активен, а поведение его порой вызывает замешательство неопытных мам.
Личностные особенности ребенка дошкольного возраста с ДЦП
Ребенок с ДЦП в детском саду. Личность малыша с детским церебральным параличом формируется не так, как у здорового человека. На психологическое развитие влияет слабая работа отделов мозга, отвечающих за эмоциональную волю. Вследствие этого у дошкольника с ДЦП наблюдается ярко выраженный психический инфантилизм.
Что это значит:
- заинтересованность в удовлетворении собственных потребностей;
- отсутствие общения и взаимодействия с другими детьми;
- желание малыша – на первом месте, даже в ущерб желания других;
- та деятельность, где нужно приложить усилия, отвергается;
- пассивность и болезненная застенчивость, которую иногда неопытные родители принимают за скромность;
- тяжелая адаптация к чему-то новому: обстановке, знаниям, знакомствам;
- болезненная впечатлительность, страх оказаться объектом замечания, все воспринимается гиперэмоционально.
Среди личностных особенностей стоит отметить суетливость, излишнее беспокойство вплоть до паники, которая может привести к агрессии. Вообще перепады настроения – от безудержного веселья до горьких рыданий – характерны для детей с аномалией развития.
Больная психика лишает детей здорового сна. Такие малыши могут с криком просыпать ночью, увидев кошмар, а сон приходит с трудом.
Есть еще одна черта – сильная утомляемость. Организм не может долго выносить нагрузку, что выливается в беспокойное поведение или плаксивость и гневную раздражительность.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СанПиН для детских садов
Эмоциональное развитие
Ребенок с ДЦП в детском саду. Специалисты отмечают, что дети с ДЦП:
- чересчур плаксивы;
- склонны к истерике;
- могут быть заторможены;
- слабо реагируют на обращение к ним;
- копируют поведение других;
- плохо оценивают окружающую реальность;
- со слабой волей;
- внушаемы.
Для коррекции эмоционального развития детей с ДЦП используются музыкальные занятия, творческие уроки с чтением рассказов, экскурсионные прогулки, позволяющие расширить знания о мире. Также нужны уроки лепки и рисования. Детям нравятся такие занятия, они дарят положительные эмоции, плюс идет получение новых знаний.
На этих развивающих коррекционных занятиях дети:
- насыщают интеллект;
- получают представления о нравственных ценностях;
- развивают свои чувства.
Чтобы малышу было проще справляться с негативными эмоциями, психологи предлагают обустроить так называемый уголок настроения, где малыш с помощью различных цветов может показывать, что он чувствует, какую эмоцию переживает. Также неплохой идеей считается создание «сердитого мешочка», куда можно выплескивать свой гнев и раздражение: достаточно открыть мешок и крикнуть внутрь свою обиду.
Физическое развитие
Ребенок с ДЦП в детском саду. Поскольку структуры мозга нарушены, потерян тонус мускулатуры, присущий здоровым детям. Патология мускулатуры – не единственная особенность детей с ДЦП. Можно заметить хаотичность движений, большую или меньшую, в зависимости от тяжести заболевания. Мышцы слабые, они не участвуют в желании что-либо взять в руку или попытаться подняться на ноги.
Со временем пассивность мышц еще больше сказывается на двигательных возможностях конечностей. Сами же мышцы без активной работы «усыхают», и пораженная конечность всегда выглядит тоньше, меньше. Начинается деформирование костных тканей, а это, в свою очередь, приводит к патологии внутренних органов.
Нарушение физических способностей приводит к задержке организма полностью. Такой малыш позже, чем здоровые дети, поднимет голову – если вообще сможет ее держать, позже начнет ползать и гораздо позже здоровых детей сделает первые шаги. Возможно – из-за тяжести заболевания – эти шаги он сможет совершить только при посторонней помощи и специального устройства, поддерживающего корпус в вертикально.
Признаки физической патологии вследствие поражения головного мозга, вызвавшего нарушения двигательных функций:
- нет характерных для новорожденных рефлексов;
- судороги;
- косоглазие и близорукость;
- слуховая патология;
- нарушение роста;
- отечность и быстрый набор веса;
- патология работы мочевого пузыря и кишечника;
- поперхивание пищей, сложность с проглатыванием.
Для коррекции физической активности предлагаются лечебный массаж, посещение зала лечебной физкультуры, где есть специальные тренажеры, сухой бассейн. Инструкторы зала ЛФК всегда разрабатывают специальный комплекс упражнений для конкретного пациента, учитывая тяжесть заболевания и особенности здоровья.
Помимо этого, понадобится прием медикаментов, разработанных для поддержания тонуса мышц. Все лекарства выписывает врач, наблюдающий развитие малыша.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие ребенка с задержкой психического развития
Развитие моторики
Ребенок с ДЦП в детском саду. Мелкая моторика – один из важнейших факторов развития дошкольника. У детей с ДЦП есть явные ее нарушения:
- нет координации;
- движения вялые, замедленные;
- попросить такого малыша определить предмет на ощупь – бессмысленная трата времени;
- нет пространственной ориентации;
- повторить движения для него сложно;
- отсутствует должный темп.
Известно, что, если пальцы не такие быстрые, но и развитие отстает, в том числе речевое. Как с этим бороться?
Нужно понять, что этой работе придется посвятить много времени, используя, прежде всего, те функции малыша, которые остаются в сохранности.
- При работе обязательно использовать наглядные пособия и тренажеры, причем вызывающие интерес.
- Занятия должны проводиться регулярно.
- Не стоит гнать и торопить, следует выбрать удобный темп.
- Использовать самомассаж и пальчиковую гимнастику. Можно применять кисточки, мячи.
- Начинать с малого и простого, постепенно подбираясь к сложным упражнениям.
- В помощь – скороговорки, потешки, загадки и другие стишки.
- Перед выполнением задания всегда должна быть подробная инструкция.
- Игры для развития тактильных ощущений, логики и получения знаний о формах и пространстве (кубики, пирамидки, матрешки, пазлы).
- Творческие игры с пластилином, глиной, пальчиковыми красками, аппликациями, конструктором, крупой, песком, водой.
- Упражнения легче выполняются, если идет вслух счет.
Регулярность таких занятий поможет преодолеть двигательную пассивность.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Слабослышащий ребенок в детском саду
Речевое развитие малыша с ДЦП
Ребенок с ДЦП в детском саду. У малышей с диагнозом ДЦП речевые развития бывают в 80 случаях из ста. Это объясняется не только повреждением мозга, но и атмосферой, в которой находится дошкольник. Он слишком мало получает информации об окружающем мире, у него нет нужного уровня социальной адаптации. Часто слабое речевое развитие – последствие родительской гиперопеки.
Коррекционная работа включает в себя следующие моменты:
- научить участвовать в общении с другими людьми;
- овладевать знаниями об окружающем мире;
- развить зрительно-моторную координацию.
Для этого используется игра – самая привлекательная для детей деятельность. В игровой форме начнет происходить развитие мышления, пространственного воображения, памяти, внимания. Также важно общение со сверстниками. Детский коллектив станет классом обучения, и дошкольник, общаясь, начнет говорить фразы и предложения.
Потешки с выполнением действий по предложенной инструкции очень нравится детям, между тем, такие стишки-игры помогают развивать сразу и двигательные функции, и зрительные, и слух, и внимание. Впервые у крохи появляется возможность уметь концентрироваться.
Занятия по речевой активности опытные педагоги предлагают начинать с массажа пальцев. Ведь мелкая моторика и речевое развитие связаны. Такая пассивная гимнастика, как массаж пальцев, кистей, помогает заставить работать клеточки мозга. Помимо массажа пальцев, следует делать и кинестетический массаж – массаж лица, шеи. Хорошей идеей будет и артикуляционная гимнастика.
Самые простые упражнения:
- Сделать из губ трубочку;
- Широко улыбнуться;
- Поднять верхнюю губу, показав зубы.
Упражнения в комплексе – один из действенных шагов по развитию речевой активности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чем полезна клюква для организма
Чего не стоит делать: ошибки родителей
Мамы и папы нередко винят себя за то, что их малыш не такой, как другие дети. Испытывая страх перед будущим, родители начинают нежить и опекать дитя так, что окончательно превращают его в абсолютно бесправное и лишенное любой самостоятельности существо.
Какие ошибки совершают папы и мамы:
- Вместо того чтобы научить, им проще сделать за сына или дочь работу
То же касается и навыков самообслуживания. Конечно, гораздо проще самому родителю надеть, к примеру, носки малышу на ноги, нежели ждать, когда тот непослушными руками выполнит эти непростые для него действия. Но такая подмена в итоге ни к чему хорошему не приведет.
- Отрицание ограничений здоровья
Другой перегиб – родители не желают смириться, что сын или дочь из-за состояния здоровья не сможет добиться высот в учебе, а затем в профессиональной деятельности. Важно понимать, что ДЦП имеет несколько форм. Так, при спастической диплегии поражена не только двигательная активность, но и психика, и речевое развитие, и интеллект.
Социальная адаптация при этой форме ДЦП возможна, если не пострадал интеллект. При двойной гемиплегии дети страдают эпилепсией, у них наблюдается патология речевого, двигательного развития, наблюдается атрофия зрительного нерва, может быть нарушен слух, возможна микроцефалия и, как следствие, умственная недостаточность. При таком заболевании об успешности на профессиональном поприще говорить не приходится.
Большим прогрессом будет считаться овладение хотя бы частично навыками самообслуживания. При гиперкинетической форме, последствии «ядерной» желтухи в утробе матери, интеллект не поврежден, однако наблюдается патология двигательных функций. Но поскольку мозг готов работать, этих детей можно и нужно обучать.
При атонично-астатической форме кора головного мозга повреждена, развитие интеллекта – с задержкой, мышцы вялые, не способные к нормальной двигательной деятельности. При гемиплегической форме, как правило, поражены конечности. Однако если мозг сохранен, то социальная адаптация возможна. Правда, всеми навыками он будет овладевать значительно позже сверстников, не имеющих проблем со здоровьем. Поэтому родителям прежде, чем что-либо требовать от своего наследника, нужно знать его диагноз.
- Сравнивание с другими, здоровыми детьми
Сомнения, недовольство родителей, откровенное сожаление – все это малыш прочитает по настроению папы и мамы, и, учитывая его мощную восприимчивость и чувствительность, такие откровения принесут только худшие плоды. Тот же результат будет от бесконечного одергивания, попыток поправить, исправить действия дошкольника, особенно если рядом посторонние люди.
- Обещание того, что никогда не смогут сделать
Если папа и мама не могут реализовать обещания, то не стоит произносить их. Это рвет нить, связывающую родных людей, вера теряется.
Мудрые понимающие родители смогут заниматься воспитанием, не совершая таких ошибок.
Как правильно ухаживать за ребенком дошкольного возраста с диагнозом ДЦП
Чтобы адаптировать малыша, нужно соблюдать следующие правила
- Настроить режим дня
Для любого дошкольника важно, чтобы его день был организован, однако дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в этом особенно. Родителям нужно создать спокойную обстановку. Лишние раздражители – вон, никаких шумных развлечений. Ничего не должно давить на психику. Это касается и прослушивания музыки. Какофония и здоровому человеку нанесет вред, что уж тут говорить о больном с ДЦП, поэтому все громкие звуки – тоже вон. Негативно на психику повлияет и просмотр телевизора. Нет, совсем исключить его невозможно, но сократить нужно.
- Прочь гиперопеку
Для эмоциональной и психологической поддержки человека с ограниченными возможностями здоровья важно, чтобы помощь была ненавязчивой, чтобы окружение воспринимало этого мальчика или девочку как обычного человека, который нисколько не хуже и не лучше остальных. Такое поведение позволит проявить собственную инициативу и постепенно вырабатывать волю и желание самостоятельности.
- Контроль состояния обязателен
Ежедневные занятия с малышом необходимы. Внимательное, дружелюбное отношение поможет маленькому ученику узнавать новое, осваивать новые навыки. Однако родители и педагоги должны следить за поведением маленького ученика, не забывать, что такие дети склонны к быстрой и очень сильной утомляемости. Поэтому если появилось раздражение либо пассивность, переходящая в безразличие, – дошкольник утомился, он больше не может работать. Значит нужно сделать перерыв.
Правила развития ребенка с диагнозом ДЦП
Ребенок с ДЦП в детском саду. Для развития дошкольника с диагнозом ДЦП работу нужно начинать как можно раньше, чтобы не упустить момент, иначе коррекция не принесет желаемых результатов.
На что следует обратить внимание:
- Все дети любят играть, поэтому игра должна стать основой науки. Играя, дети смогут получать нужные знания и понятия, а это, в свою очередь, приведет к устранению речевых проблем.
- Нельзя объединять детей с одними проблемами, это приведет к деградации, поскольку такие малыши склонны к копированию. Нужно собирать вместе детей с разными физическими возможностями. Те малыши, у которых двигательные навыки менее развиты, будут подражать сверстникам, которые лучше развиты физически.
- Помня о повышенной утомляемости, нужно правильно выделить время для занятий и место, чтобы малышу было удобно. Причем нужны динамические паузы, их проводят обычно через каждые десять минут занятия.
- Важно обращать внимание на работу органов слуха, зрения, помимо коррекции двигательной активности. Слушать, разглядывать, наблюдать, говорить, двигать руками и ногами – все это должен делать ребенок. Такая комплексная коррекция приносит больше пользы. Хорошей возможностью развития будут музыкальные занятия.
- Дети с ДЦП боятся насмешек, но любят похвалу. От поощрения малыш расцветает, начинает стараться. А вот на неудачах акцент делать не надо.
Развивая двигательную активность, важно выработать у дошкольника понимание, каким должно быть движение, он должен ощущать его. Без этого не получится приучить к навыкам самообслуживания, научить писать. Поэтому естественным будет использовать метод, который педагоги называют «рука в руке». Взрослый, взяв руку маленького ученика, направляет ее движения, показывает, как делать правильно. Постепенно тот будет уже и сам брать предметы, выводить буквы и обводить контуры.
Для развития речи понадобятся игры с описанием предметов, можно использовать загадки, задания для развития правильного дыхания, задания, в которых малышу предлагается имитировать звуки.
Ребенок с ДЦП в детском саду. Для обучения нужно использовать наглядные пособия, которые значительно упростят поставленную задачу.
Задать вопрос
Диагноз ДЦП – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей, которым нужно проявить выдержку и запастись терпением, чтобы скорректировать физическое, психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Не нужно растить малыша, как орхидею в оранжерее, боясь допустить на него дуновения легкого ветерка и оберегая от самой жизни. Только правильное поведение поможет избавить человека с ограниченными возможностями здоровья от болезненной «детскости» и инфантильности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ребенок аутист в детском саду
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ ПОЛЕЗНОГО ДОСУГА:
- Как вырастить авокадо из косточки
- Как вырастить финик из косточки
- Как вырастить личи из косточки
- Как вырастить кумкват из косточки
- Как вырастить имбирь из корня
Источник
Анна Ерохина
Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом в условиях детского дошкольного учреждения
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – это особая категория детей, развитие которых в силу заболевания, отягощено не только двигательными,но и сочетанными нарушениями: интеллектуальными, речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями и, естественно, предполагает комплексное реабилитационное воздействие, направленное на быстрое и максимально полное восстановление физического, психологического и социального статуса ребенка.
Работа педагогического персонала с детьми в условиях детского дошкольного учреждения направлена на компенсирование или частичное компенсирование имеющегося у них неврологического дефицита, на адекватную социальную адаптацию и на улучшение качества жизни в целом. Для осуществления данной цели педагогами ДОУ применяется комплексный подход,который включает в себя три направления: медицинское, педагогическое и социальное.
Эффективность комплексной реабилитации зависит от следующих факторов:
раннего выявления и раннего начала целенаправленной медицинской, коррекционно-педагогической работы и социальной помощи;
своевременного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс;
содержания и методов коррекционного психолого-педагогического обучения и воспитания;
правильных форм комплексного взаимодействия разных специалистов (невропатолога, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя);
своевременности, взаимосвязанности, непрерывности и согласованности оказываемых услуг.
Основной целью педагогической работы в детском дошкольном учреждении является оказание детям психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обучение навыкам самообслуживания и бытовой адаптации, обеспечение максимально полной и ранней социализации.
Наиболее остро проблемы детей с ДЦП проявляются в ограничении самообслуживания и передвижения, в дефиците общения с окружающим миром, в отсутствии психолого-педагогической помощи, в социальной и правовой дискриминации. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы все специальные условия для обеспечения чувства защищенности детей с ДЦП. Таким образом, деятельность педагогов дошкольного учреждениядолжна быть направлена: на поддержание психологического комфорта в группе, на формирование навыков адаптивного поведения в новых социальных условиях, на развитие возрастных психологических новообразований, на коррекцию первичных и предупреждение вторичных отклонений ребенка.
Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Для этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а так же предупреждение и коррекции их нарушений.
Коррекционно-педагогическая деятельность педагогов детского сада строится с учетом результатов диагностического обследования ребенка с ДЦП каждым специалистом и в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, с ориентацией на «зону ближайшего и актуального развития».
Коррекционная работа специалистов представляет собой формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения – зрительного восприятии, пространственных представлений, звуковосприятия, звуковоспроизведения, программирования и контроля, управления кинетическими и кинестетическим процессами.
Нарушение психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях в дошкольном учреждении необходимо стимулировать игровую деятельность, поскольку для дошкольного возраста она является ведущей.
Логопедическая работа с детьми с ДЦП своей целью имеет терапию дефектов речи, развитие способностей к общению. На основе этого программа коррекции речи включает оценку развития данной функции, развитие способностей к вербальному общению. Кроме классических методов работы с дефектами речи детям с ДЦП следующие виды работы: логоритмику, зондовый массаж, криотерапию.
Психологическая программа включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию, диагностику нарушений способностей к обучению. Цель работы психолога с детьми с ДЦП представляет собой определение способности и потребности, помощь в решении индивидуальных и психологических проблем. Наиболее эффективными способами работы с такими детьми психологи считают музыкотерапия, игротерапия, артерапия и сказкотерапия.
Таким образом, одним из важных аспектов решения актуальной проблемы обучения и воспитания детей с ДЦП является обеспечение комплексного подхода в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Источник