Развитие ребенка в раннем возрасте с нарушениями слуха
Причины нарушения слуха у детей
Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.
Генетика
40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.
Инфекции
Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.
Неправильная гигиена
Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.
Шумная обстановка
Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.
Ототоксичные препараты
Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.
Признаки снижения слуха у детей
Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.
Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту.
Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.
Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека.
Классификация снижения слуха
- I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
- II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
- III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
- IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.
Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.
Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.
Характеристика детей с нарушением слуха
Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.
В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.
Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха
Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.
Особенности внимания
Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.
Особенности памяти
Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.
Особенности мышления
Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.
Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.
Диагностика нарушения слуха у детей
Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.
Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.
В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» – это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.
Лечение нарушений слуха у детей
Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.
Исправникова Олеся Владимировна
Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года
Читайте статью на нашем сайте – https://audionika.ru/info/snizhenie-slukha/deti-s-narusheniem-slukha-osobennosti.html
Источник
День за днем, месяц за месяцем… Время стремительно бежит, и вот он долгожданный момент – появление на свет малыша. Все, без исключения, родители мечтают о здоровом ребенке. Однако не всегда происходит так, как мы желаем. У ребенка нарушение слуха. Как же происходит развитие особого малыша, который испытывает трудности (при незначительном снижении слуха) или вообще не может (при тяжелой степени нарушения) слышать звуки окружающего мира?
Развитие ребенка младенческого возраста, имеющего нарушение слуха
У нормально развивающегося ребенка уже в первые месяцы жизни начинают развиваться зрительные и слуховые реакции, способность к концентрации, распределению внимания, а у детей, имеющих нарушение слуха эти процессы осуществляются в иных условиях. У них отсутствуют слуховые ощущения как на голос человека, так и на другую звуковую информацию, что негативно влияет на развитие слуховое восприятие.
В результате более позднего овладения умением двигать головой и, как следствие, нарушения зрительно-слухового поиска единственным объектом внимания ребенка является только то, что находится непосредственно рядом. Большинству детей свойственна неловкость, замедленность двигательных реакций, затруднение в переключении с одного движения на другое. Следствием отставания в двигательной сфере является своеобразие в развитии кинестетических и статических ощущений.
У ребенка, имеющего нарушение слуха, позже развиваются действия руки, характер которых долгое время остается хаотичный, что приводит к более позднему формированию умений захватывать и удерживать предмет. Недостаточно дифференцированными являются и мелкие движения пальцев рук, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики. Все это приводит к задержке в овладении манипулятивными действиями с предметами, в результате чего происходит замедленное ознакомление ребенка с их свойствами, качественно не развиваются осязательные ощущения.
Более позднее овладение ползанием и ходьбой ведет к задержке в овладении пространством, в познании окружающего предметного мира и взаимодействии с ним, в развитии восприятия, познавательного интереса и орудийных действий. Дефицит общения характеризуется отсутствием воздействия речи взрослого, а именно ее эмоциональной окраски, которая еще до развития понимания речи ребенком является одним из действенных стимулов его поведения. Вследствие чего эмоционально-действенное общение как ведущий вид деятельности у детей младенческого возраста с нарушением слуха полноценно не развивается.
Развитие ребенка раннего возраста, имеющего нарушение слуха
На протяжении данного возрастного периода в спонтанном развитии ребенка с нарушением слуха происходят некоторые положительные изменения: возникает определенный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, развиваются действия с ними. Основным способом действий с предметами остаются в этот период специфические и неспецифические манипуляции. Использование предмета исходя из функционального назначения, закрепленного за ним человечеством, только начинают складываться. Однако эти позитивные изменения появляются у детей, имеющих нарушение слуха, только к концу раннего возраста и характеризуются определенным качественным своеобразием: трудностями в узнавании предметов, задержке в формировании произвольности и контурности, неполноте зрительного восприятия и т. д. Следствием этого является ошибочное соединение частей объектов, затруднение в выделении информативных признаков, существенных свойств и отношений между предметами, задержка во включении в деятельность, снижение скорости выполняемых действий и увеличение числа ошибок. Отмечаются особенности и в развитии свойств внимания: трудности в переключении, концентрации и слежении.
Только у некоторых детей начинает складываться способность к подражанию действиям взрослого: они подражают некоторым действиям взрослого и только с хорошо знакомыми предметами, что выражается зачастую в бессмысленном повторении. Действия по образцу практически не доступны детям даже после трех лет. У них запаздывает развитие орудийной деятельности и овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение и др.). Таким образом, у детей раннего возраста с нарушением слуха отмечаются особенности в развитии чувственной сферы, более позднее взаимодействие с объектами материального, что оказывает отрицательное влияние на овладение ими ведущим видом деятельности – предметной деятельности, а в ее структуре – на овладение предметами-орудиями.
Развитие ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушение слуха
В дошкольном возрасте у ребенка, имеющего нарушение слуха, продолжается отставание в развитии предметной деятельности. Это сказывается в первую очередь на формировании наглядно-действенного мышления, развитие которого характеризуется качественными и количественными особенностями: замедленный темп его развития, более примитивные способы действия (действие силой без учета качеств и свойств объекта, многократные пробы без анализа их результатов, фиксация внимания на цели, а не на способах ее достижения).
Основными средствами общения детей со слуховой депривацией выступают предметные действия, естественные бытовые жесты, мимика и другие неречевые средства в сочетании с различного типа вокализациями и лепетом. Отсутствие речи обусловливает трудности и в понимании других людей, смысла их действий, что приводит к повышенной ориентировке на реакцию взрослого, механическому подражанию.
У детей, имеющих нарушение слуха, позже формируются этапы познания себя. Все это затрудняет развитие самостоятельности и инициативности в овладении детьми социальным опытом, восприятии и понимании окружающей действительности. Задержка в развитии двигательной сферы, предметной деятельности, способов общения, развития восприятия приводит к отставанию детей с нарушением слуха от их нормально слышащих сверстников в развитии игровой деятельности, которая характеризуется рядом особенностей: преобладает уровень одиночной игры, ограниченный выбор игрушек, отсутствие игрового взаимодействия, отставание в овладении игровыми действиями.
Для того чтобы ребенок с нарушением слуха приблизился в своем развитии к нормально развивающимся сверстникам, необходимо своевременно обратиться за помощью к специалистам. И это сделать нужно как можно раньше.
Источник
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Ключевые слова: ранний возраст, дети раннего возраста, нарушения слуха, игра, игровая деятельность.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности игровой деятельности у детей раннего возраста с нарушением слуха. Определены понятия «игра» и «игровая деятельность». Предложена поэтапная схема и необходимые условия развития игровой деятельности у детей раннего возраста с нарушением слуха.
Ранний возраст – это возраст активного познания и формирования целостной картины миры, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый ребенок испытывает естественную потребность в развитии. Ведь как воспитаешь ребенка с малых лет, какое развитие ребенку дашь, во многом определит успешность ребенка в будущем. Основная задачи – ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ними замечательные возможности.
Поскольку личность развивается только в процессе разнообразной деятельности, то формирование личности детей раннего возраста тесно связано с формированием различных видов деятельности – трудовой, изобразительной, игровой. В процессе данных видов деятельности происходит приобщение детей к навыкам общения, познание предметов и явлений окружающего мира, взаимоотношений между людьми, а также развитие речи.
Каждый ребенок испытывает естественную потребность в развитии. Ведь как воспитаешь ребенка с малых лет, какое развитие ребенку дашь, во многом определит успешность ребенка в будущем. Основная задачи – ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ними замечательные возможности.
Нарушения слуха в данный период жизни ребенка оказывают сильное влияние на последующее его развитие.
Как свидетельствует мировая и отечественная статистика, нарушение слуха имеет один ребенок из ста. Среди основных причин нарушения слуха выделяют:
– инфекционные заболевания детей и их осложнения;
– наследственные факторы;
– заболевания, поражающие наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв;
– неблагоприятное протекание беременности, врожденные деформации слухового аппарата, родовые травмы;
– механические травмы и т.п. [1, с.67].
За последние годы в России значительно возросло количество детей с кохлеарными имплантами. Этот высокоэффективный метод абилитации глухих детей проводится во все более раннем возрасте, уже есть опыт имплантации у совсем маленьких детей, в возрасте до года.
Преимуществом кохлеарного импланта является обеспечение принципиально новых уровней слухового восприятия, возможность слышать те звуковые частоты, которые с помощью слухового аппарата услышаны быть не могут.
Чем раньше проводится кохлеарная имплантация, тем лучше. У детей до 2-3 летнего возраста за счет передаваемой имплантом звуковой стимуляции, происходит формирование межнейронных связей в слухоречевых и рече-двигательных отделах центральной нервной системы, что очень важно для последующего развития слуховых ощущений и навыков самостоятельной речи.
Сама по себе КИ не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом – научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Наиболее эффективно этого можно добиться через игру.
Игра – это один из тех видов деятельности, который взрослые используются для обучения детей дошкольного возраста, чтобы научить их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игровой деятельности дошкольник сформировывается как личность, у него разрабатываются те аспекты психики, от которых впоследствии будет зависеть успехи в школе и в работе.
С термином “игра” тесно взаимосвязан термин “игровая деятельность”. По мнению Л. С. Выготского, как раз в игровой деятельности, которая характеризуется наличием свободы, новизны, интереса, дошкольники обучаются понимать мир, создавать представление о времени и месте, регулировать свои эмоции и впечатления [2].
Также тему игровой деятельности в своих работах поднимали и такие российские ученые, как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, H. Д. Виноградов, В. П. Вахтеров, Е.Л. Покровский и такие зарубежные ученые, как В. Штерн, Ж. Пиаже, К. Гросс, С. Холл, К. Коффка, Г. Спенсер, З. Фрейд, А. Адлер.
В игре происходит становление основных психологических установок – усвоение мотивов деятельности, формирование произвольной регуляции, развитие действий с символами. Игра помогает детям ориентироваться в смыслах и мотивах деятельности взрослых, усвоить правила социального поведения, облегчает процесс приобщения к действующим в обществе нравственным нормам [1, с. 106].
Как подчеркивает Л.Н. Галигузова, ценность игры состоит в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности – через действие в условных, придуманных обстоятельствах, т.е. является важным средством социализации детей [4].
Развитие игровой деятельности детей с нарушением слуха целесообразно осуществлять поэтапно в процессе специально организованных игр-занятий и руководства свободной игровой деятельностью детей (что позволяет развивать и при необходимости своевременно корректировать приобретенные игровые умения). Проведению всех видов игр-занятий должна предшествовать подготовительная работа по обогащению представлений об окружающем мире. Перевод ребенка на обучение по программе более высокого уровня необходимо осуществлять при достижении им определенных результатов, никаких фиксированных сроков не было определено.
В качестве первого этапа обучения можно выделить развитие игрового интереса. Он представляет собой серию игр-занятий, направленных на вызывание интереса к игрушкам и действиям с ними, в течение которых детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать игрушки и действовать с ними. Такой подход способствует развитию и повышению интереса ребенка к разнообразным игрушкам, развитию умения извлекать новые впечатления из игрушки.
Следующий этап – формирование предметно-отобразительной игровой деятельности. Условно можно выделить три направления работы, которые на практике реализовывались в тесной взаимосвязи:
– обучение игровым действиям с игрушками (с постепенным переходом к обобщениям);
– формирование игровых действий с предметами-заместителями;
– формирование элементарного игрового взаимодействия.
В работах Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой прослеживается усложнение способов игрового взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста [5]. Овладение детьми первым уровнем такого взаимодействия – предметным – способствует переходу к более сложному уровню – сюжетному взаимодействию, то есть обмену условными игровыми действиями.
Заключительным этапом выступает формирование сюжетно-отобразительной игры.
По мнению С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, игровые действия, сформированные на личном опыте ребенка, имеют для него эмоциональный, личностный смысл, который приобретает мотивирующее значение [Новоселова].
Психическое развитие детей раннего возраста с нарушением слуха проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Все это актуализирует необходимые разработки условий развития игровой деятельности:
− обустройство игровых уголков в группах стеллажами с игрушками, а также наличие коврового покрытия, на котором размещена часть игрушек; соответствие возрасту детей и основным задачам развития игровой деятельности;
− планирование работы специальным психологом, дефектологом, воспитателями ДОУ с учетом современных тенденций в области специальной психологии и педагогики;
− ориентирование в развитии игровой деятельности на реальные возможности ребенка с недостатками слухового восприятия;
− использование эффективных методов и приемов обучения в соответствии с дефектом и степенью его выраженности;
− соответствие тематики и содержания сюжетно-ролевых игр разделам программы: ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд, развитие речи и т.д.
В рамках игротерапии с детьми с нарушенным слухом, необходимо использовать обобщённый, адаптированный материал, который можно использовать материал в различных педагогических процессах: учебной деятельности, при проведении диагностического обследования, во время индивидуальных коррекционных занятий, при проведении режимных моментов и др.
В процессе игры необходимо использовать упражнения, помогающие в определении и нахождении источника звучания; различении силы звучания; различении длительности звучания; различении и опознавании звучания музыкальных инструментов; выработке условно-двигательной реакции и другие.
При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно повысится качество усвоения учебного материала: уровень речевого и неречевого слуха детей, облегчится выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов; повысится уровень познавательной активности детей и, как следствие, возникнет желание самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности каждого ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие игровой деятельности детей раннего возраста с нарушениями слуха невозможно без соблюдения основных условий, обеспечивающих качественное своевременное овладение игровой деятельностью детьми с нарушением слуха с последующим переносом усвоенного опыта в реальную жизнь:
1) четкую преемственность занятий по ознакомлению с окружающим миром и обучению игре;
2) учет этапов формирования игровой деятельности;
3) организацию игрового взаимодействия детей;
4) стимулирование самостоятельных игр детей, создание условий для их организации.
Список литературы
Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т. Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – СПб.: Питер, 2001. 512 с
Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М. 1989.
Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб, пособие для студентов вузов /Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 300 с.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М. 2001. – 96 с.
7
Источник