Развитие ребенка в раннем возрасте психологические новообразования
Наталья Почтарева
Консультация для родителей «Психические новообразования детей раннего возраста»
Психические новообразования детей раннего возраста
Новообразование – это качественно новые изменения, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют весь ход развития ребенка.
Новорожденность – комплекс оживления.
Младенчество (0 – 1) – прямохождение, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого.
Какие же новообразования появляются в период раннего детства?
Освоение предметных действий (т. е. ребенок учится действовать с предметом таким способом, как принято в обществе, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.
Какие же изменения в развитии ребенка мы можем наблюдать?
Физиологические новообразования
1 год – 1,6. Ребенок пусть неустойчиво, но самостоятельно стоит, ходит, раскачиваясь из стороны в сторону, приседает и наклоняется. Пытается самостоятельно одеваться и раздеваться. После года он может самостоятельно управляться с ложкой.
Первые попытки будут неудачны, однако, эту науку эту он освоит быстро. (при каком условии) Если вы сами не запрещаете ему это делать.
Малыш начинает проситься на горшок. Нужно регулярно высаживать ребёнка на горшок – перед сном и после сна, после еды, перед прогулкой и после неё.
От 2 до 2,6 лет намечаются необходимые изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный, уверенно ходит, бегает, лазает, бросает мяч из-за головы, поднимается по лестнице.
повышается опасность травм, родителям надо быть начеку.
Окончательно прорезываются молочные зубы.
С 2 до 3 лет происходит окостенение конечностей, но кисти рук еще сохраняют хрящевое строение.
Замедляется частота пульса, увеличивается количество крови, которое сердце выбрасывает в 1 удар, увеличивается объем легких.
Повышается работоспособность нервной системы, малыш может бодрствовать до 6 часов без перерыва.
Большие изменения наблюдаем и в психическом развитии ребенка. На развитие психики влияют:
Овладение прямой походкой (расширяются возможности достижения цели)
Развитие предметных действий
В процессе действий с предметами
– развиваются познавательные процессы
– формируются способы восприятия, сенсорные эталоны (выработанное человечеством представление о чем то)
– развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Память
Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала.
В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, вспоминает события недельной давности, ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу, сам подходит к месту, где недавно играл.
К концу 2-го года Помнит события трехмесячной давности.
На 3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события)
Внимание
непроизвольно (отсутствует сознательный контроль за выполнением действия) ребенок делает только то, что интересно.
В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, а в 3 года – примерно 30 минут при сильной заинтересованности, иногда и больше. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует, но очень важно побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать.
Восприятие
Активно развивается.
В 1 год ребенок не способен последовательно рассматривать предмет. Выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.
С 1,2 мес до 2 лет происходит резкое повышение цветоощущения. В 2,5 года ребенок осуществляет выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету. К концу 3-го года ребенок различает круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник.Цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный.
Мышление
Основное – наглядно-действенное мышление (т. е. проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами).
В возрасте 1-2 лет ребенок, применяет разные способы действия с предметами, чтобы добиться результата.
Закатившуюся вещицу ребенок будет также доставать разными способами: с помощью, веревки, палки, ложки и т. п. Это развивается мышление.
К концу третьего года жизни появляются зачатки наглядно-образного мышления (ребенок ставит перед собой цель, намечает план действия, действия с предметами заменяются действиями с образами).
Зарождаются обобщения. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом.
Например, если малыш настойчиво тянет коробку через прутья кровати,взрослый может дать только словесную инструкцию: «Поверни коробочку, тогда она пройдет».
К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».
Речь
До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, редко использует речь. После полутора лет –резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают. 2-й и 3-й годы жизни ребенка – сензитивный период в усвоении речи. Совершенствуется понимание речи взрослых и складывается собственная активная речь.
Игра
В 2-3 года заметное место начинает занимать игра.
Примерно в 1 г. 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те,которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, «читает» (как взрослый)
Приблизительно в 1 год и 5 месяцев ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.
Воображение (предпосылки)
В игре развивается воображение. Оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. (На палке «скачет» как на лошади)
Изо
После 1 года,ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет.
К 3-м годам ребенок рисует человека в виде «головонога» (голова, шея, 2 ноги).
Особенности личностного развития
На втором году жизни ребенок может называть своё имя, говоря о себе, усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а так же родственные отношения (мама, папа, бабушка).
Понимают эмоциональные состояния другого человека. Можно наблюдать,как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.
Знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.
Заметно меняется характер.
В возрасте 1,52 лет появляется слово «нет».
В 2-3 года наступает «возраст систематического отказа», когда малыш к месту и не к месту начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или игрушки. Однако именно такое «взбалмошное» поведение говорит о нормальном психическом развитии малыша. Возбудимые дети могут впадать в истерику, валиться на пол, стучать ногами, рыдать. Однако родителям важно не поддаваться на провокацию, но в то же время «ослабить вожжи», снять часть запретов и предоставить малышу определенную свободу.
Возникает КРИЗИС 3 ЛЕТ (связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому).
Желания неустойчивы, неконтролируемы. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Постепенно начинает овладевать правилами поведения.
Развивается самостоятельность. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали.
Формируются волевые качества: настойчивость, целеустремленность. Встречая препятствия, преграды, ребенок с удовольствием их преодолевает.
Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости, стыда.
В период от 1 года до 3-х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное. В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к людям, целенаправленность, творческая позиция и многое другое.
В период от 1 года до 3 –х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное.
В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности (любознательность, познавательная активность, уверенность в себе и многое другое).
Ребенок достигает больших успехов во всех сферах деятельности, но при непременном участии взрослого.
Источник
Взрослый сохраняет контроль и оценку выполняемых ребенком действий в результате перехода действия к самостоятельному от совместного. В этом заключается суть общения взрослого и ребенка по поводу предметных действий.
К концу данного возрастного периода ребенок уверенно использует свои предметные действия для поддержания и налаживания контактов со взрослым. А также при помощи предметного действия старается вызвать на общение взрослого. К тому моменту, когда ребенок с помощью освоенного действия вызывает на игру взрослого, вновь появляется общение в роди деятельности, при этом взрослый человек для ребенка становится предметом этой деятельности.
Точно так же, как развивается предметное действие, происходит и формирование речи (Д. Б. Эльконин). В раннем возрасте слово используется ребенком в качестве орудия, причем гораздо чаще чем другие виды орудий. По этой причине, в этом возрасте наблюдается интенсивное развитие речи. В моноязычной среде ребенок способен за два-три года полностью овладеть родным языком, в двуязычной среде – двумя. Так же как и прочие орудия, слово насыщается предметным значением, дифференцируется, обобщается и отрывается от предмета благодаря переносу в другие ситуации (см. рис.).
В этом процессе нельзя недооценивать роль игрушек и воображения. Л. С. Выгодский отмечал в своих работах, что оторвать слово от предмета, можно только похитив силой одной вещи имя у другой. Это происходит в игре и изобразительной деятельности.
Тенденции развития речи ребенка
Современная наука отмечает следующие основные тенденции развития речи ребенка в раннем возрасте.
- В своем развитии пассивная речь значительно опережает активную речь. На обогащение активного словаря ребенка влияет запас пассивной речи. В первую очередь ребенок начинает понимать слова-указания, затем приходит осознанное понимание слов-названий, после – понимание поручений и инструкций; в последнюю очередь формируется понимание рассказов, т. е. контекстной речи.
- В. Штерн описал первое языковое «открытие». Оно заключается в том, что ребенок открывает, что каждый из окружающих его предметов имеет свое название. С этого момента отслеживается выраженная инициатива в развитии словаря ребенка. Появляются вопросы: «Кто это?»; «Что это?». Штерн обозначил это явление, как первое лингвистическое открытие ребенка. Однако современные психологи сходятся во мнении о том, что в этом возрасте ребенок не способен к открытиям такого масштаба. Они полагают, что данное явление не является лингвистическим открытием, а лишь результат практического познания ребенком речи в процессе совместной деятельности со взрослым.
- Развитие семической и фазической стороны языка. В самом начале раннего возраста у ребенка можно наблюдать феномен однословного предложения. Ребенок может сказать одно слово «машинка», но за ним будет скрываться просьба: «Мама дай машинку». Л. С. Выгодский пишет, что «семически» – это предложение, а «фазически» – это слово.
- Второе лингвистическое «открытие» – «открытие» флективной природы языка, которое описывает в своих трудах К. Бюлер. Он полагал, что между двумя и тремя годами жизни ребенок, интуитивно «открывает» связь слов в предложении посредством изменения окончаний. Также, советский исследователь А. Н. Гвоздев, пишет о постижении ребенком грамматической структуры языка путем последовательного прохождения трех стадий: употребление слов в женском роде, затем в мужском и, наконец, дифференциация (правильное употребление родов).
- До сих пор, полностью не исследован механизм возникновения у ребенка ориентации на флективную языковую природу. На эту тему проводились исследования, в которых приняли участие две группы детей. Первая группа занималась многократным повторением фраз «мишка упал», «кукла упала» и т. д. Оказалось, что ребенку для безошибочного соединения этих слов, необходимо до 1000 повторений. Вторая группа занималась в игровой форме: в домик должны были войти животные (лиса, заяц, слоник и т. д.). Ведущий произносил: «Слоник», ребенок продолжал: «Пришел», и слоник попадал в домик. Во второй группе согласование слов было включено в контекст понимания между ребенком и взрослым и деятельности.
- Именно в раннем возрасте начинается развитие значения детских слов. Происходит переход, основанных на практических действиях, к первым функциональным обобщениям от многозадачности детских слов (работа Н.Х. Швачкина).
- Развитие артикуляции интенсивно опережает фонематический слух. Вначале ребенок учится правильно слушать речь, а после научается правильно говорить. Это явление также служит примером опережающего развития ориентировки.
Языковая ориентация флективной и фонематической системы лежит в основе овладения синтаксическим строем языка. Сперва, ребенок учится ориентироваться в свойствах орудия, так как для него невозможно строить целое действие без этого. Д. Б. Эльконин признавал, что нет ничего более тонкого и хрупкого, чем речь в роли орудия, так как его основные свойства представлены в звуковой материи языка. Также и А. Н. Гвоздев, говорил о том, что к концу своего раннего детства, ребенок практически полностью овладевает всеми синтаксическими конструкциями, имеющимися в языке. Это возможно, так как эта ориентация гармонично включена в ткань общения. Д. Б. Эльконин много раз подчеркивал, что нет на свете такого орудия, которое также часто бы употреблялось, как слово. - В раннем детском возрасте, когда активно развиваются речевые функции, происходит переход от указательной (индикативной) к обозначающей (номинативной) функции речи. Д. Б. Эльконин утверждал, что создание возможности общения происходит путем называния одним и тем же словом разных предметов. Освобождение слова от предмета, в итоге его переноса на другие изображения и предметы, делает его носителем предметного содержания. Также он говорил, что в раннем возрасте интенсивное развитие речи, может свидетельствовать о том, что речь следует рассматривать не как функцию, а как особый вид предмета, которым ребенок овладевает точно так же как и другими орудиями (карандашом, вилкой и т. п.). В развитии самостоятельной предметной деятельности, развитие речи является неотъемлемой его частью.
Влияние предметной деятельности на развитие психических процессов
Развитие восприятия происходит в предметной деятельности. Л. С. Выгодский отмечал, что ранний возраст – это возраст особенно интенсивного развития восприятия. Это подтвердили и исследования Г. Л. Розенгард-Пупко, в результате которых удалось выявить, что речь чрезвычайно важна для развития восприятия. Например, без языка было бы задержано выделение фигуры из фона. Также было бы невозможно развитие предметных действий без опоры на отдельные предметные признаки. Особенно значимо выделение тех свойств в предмете, которые ориентируют предметные действия. Также важно для осуществления для осуществления предметных действий выделение пространственных отношений между предметами. Так, ряд исследований показал, что при своеобразном восприятии можно получить достаточно высокую его точность. Во-первых восприятие фиксирует одно качество объекта, на которое впоследствии ребенок опирается при узнавании объекта. Можно сказать, что в восприятие синектохтично, в этом смысле. Во-вторых, восприятие ребенка в раннем возрасте тесно связано с практическими действиями и аффективно окрашено.
Пример 1
Например, если показать ребенку кактус, так, чтобы он коснулся его рукой, а потом попросить его нарисовать, то ребенок будет изображать растение с сильно преувеличенными колючками. В другом эксперименте, исследователи сравнивали действия детей изучении решетки. Одни дети рассматривали ее визуально, другие активно ощупывали. В результате были получены рисунки либо с угловатой, состоящей из линий, решеткой, либо с «дырявой», состоящей из кругов. В первом случае ребенок сосредоточил свое внимание на пересечении перекладин, во втором ребенок ощупывал решетку изнутри, просовывая в ее дырочки пальцы.
Первым обратил на эту особенность внимание психологов Г. Фолькельт, от отметил: «На ранних ступенях восприятие обильно снабжается «бахромой», которая все больше начинает отсутствовать в более старшем возрасте. К тому же эта «бахрома» имеет в ранних переживаниях часто более важное значение, чем зачаточные формы предметного, к которым она принадлежит. На ранних ступенях господствующую роль в совокупности переживания играет не само впечатление, а реактивно-активное положение примитивной целостной психически-телесной личности по отношению к внешнему впечатлению” (Г. Фолькельт, 1930). Своеобразие восприятия ребенка на ранних этапах его развития именно так выражается на языке концепции Лейпцигской школы комплексных переживаний.
Развитие всех других психических явлений также проходит под влиянием восприятия. Например, память в этом возрасте носит непроизвольный характер, несмотря на то, что в раннем детском возрасте уже появляются воспоминания и наблюдается увеличение латентного периода воспоминаний. В данном периоде ребенок не сам вспоминает, а ему «вспоминается» что-то, то есть как отдельный процесс память пока еще не действует.
Л. С. Выгодский говорил, что в этом возрасте, все психические функции развиваются как бы «вокруг» восприятия, через восприятие и с его помощью. Также это относится и к развитию мышления. Психологи уверены, что при рождении ребенка у него еще нет мышления. В то время, когда начинает формироваться мышление, оно формируется не как аутистическое или дискурсивное, а как наглядно-действенное. Ребенок начинает схватывать связи между вещами и практически ими манипулировать. Образно говоря, мышление в этом возрасте можно видеть глазами. К. Бюлер, а чуть ранее и В. Келер, полагали, что это наглядно-действенное мышление детей аналогично интеллекту приматов (обезьян). С этим были не согласны отечественные исследователи. В частности, Л. С. Выгодский полагал, что в интеллектуальном решении, речь довольно рано начинает играть существенную роль. Весь характер интеллектуальной активности ребенка меняется при появлении речи, которая сразу же освобождает ребенка от ряда зависимостей, например, от зависимости поля восприятия. А. Н. Леоньтев утверждал, что обобщение ребенком решения сходных задач имеет центральное значение, что приводит к выделению приема.
П. Я. Гальперин провел ряд экспериментов, в которых были показаны различия между орудийными и ручными действиями. Орудийные действия – это те действия, при выполнении которых рука подчиняется требованиям орудийного предмета и ее действия перестраиваются соответственно логике орудия. Ручные действия – действия, когда дети действуют предметом также как рукой, при этом предмет становится придатком или удлинением самой руки.
Гальперин отмечал, что для ребенка предметы выступают не как естественные природные объекты. Ребенок учится управлять орудиями, имеющими собственную логику и соответствующее назначение в обществе. При этом дети постепенно овладевают значениями предметов, что ведет к зарождению наглядно-действенного мышления при переходе от ручных действий к орудийным.
Развитие наглядно-действенного мышления детей в раннем возрасте с позиции теории деятельности рассматривала С. Л. Новоселова. Она проводила сравнительно-генетический анализ становления ранних форм мышления в онтогенезе человекоподобных обезьян и человека, который показал, что мышление с человеческими качествами не может возникнуть внезапно. Оно проходит длительную подготовку в филогенезе в виде предпосылок и приобретает новые качества в процессе антропогенеза, который является водоразделом между мышлением человека и интеллектом животного.
Главное в развитии ребенка раннего дошкольного возраста
Основные новообразования раннего возраста непосредственно связаны со становлением орудийно-предметной деятельности в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются основные психические процессы: речь, память, восприятие, мышление. Данная деятельность приводит к зарождению нового вида деятельности, который станет основным в следующем психологическом периоде. Это сюжетно-отобразительная игра, в которой дети используют предмет в качестве заменителя другого предмета и действуют с ним в согласии с той функцией, которую замещающий предмет выполняет в игре. Однако в данном периоде, ребенок еще не может дать предмету-заместителю игрового названия. Так, когда ребенок кормит куклу палочкой, на вопрос: «Что это?», ребенок ответит: «Палка», либо промолчит. По наблюдениям Ф. И. Фрадкиной, ребенок вначале действует определенным способом с предметом, а только потом дает ему игровое название. При этом появление самостоятельных игровых названий возможно только после того, как предмет назовут взрослые.
С возникновением личного действия связана тенденция к самостоятельным действиям. Личное действие подразумевает, что к нему ребенок относится как к самостоятельно осуществленному. При этом выполнение такого рода действия сопровождается появлением местоимения «Я» в речи ребенка. До этого момента, ребенок называет себя по имени, либо использует третье лицо.
При сравнении действий взрослого со своими (образец и образ) и нахождении сходства между ними, создаются необходимые условия для возникновения тенденции к самостоятельности ребенка. В момент распада единого предметного действия, когда взрослый отдаляется от ребенка, ребенок начинает видеть взрослого и его действия в роли образцов. При этом оказывается что ребенок действует как взрослый, но не под его руководством и не вместе с ним.
Как только ребенок начинает видеть себя в другом, он видит себя самого, что приводит к появлению феномена «Я сам». В работах Л. С. Выгодского это новообразование получило название «внешнее Я сам».
Появление феномена «Я сам» и личного действия приводит к окончательному распаду прежней социальной ситуации, что, в свою очередь, ведет к кризису трех лет у детей.
Источник