Развитие ребенка в раннем онтогенезе
Стр. 48
Для характеристики функций матери в каждом периоде развития ребенка, до окончательного формирования базовой структуры эмоционального благополучия (до конца раннего возраста), целесообразно рассмотреть выделенные выше периоды развития (пренатальный, катальный и ранний неонатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст) по следующей схеме:
Сенсомоторное развитие и развитие нервной системы.
Развитие структуры деятельности.
Развитие переживания успеха-неуспеха (как мотивационного обеспечения целедейственного звена структуры деятельности).
Развитие чувства эмоционального комфорта.
Функции матери.
2.4. Развитие ребенка в раннем онтогенезе и функции матери
Пренатальное развитие. Первый триместр
1. Развитие чувствительности и нервной системы в этот период происходит необыкновенно интенсивно. Основные структуры головного мозга закладываются на 5-й неделе развития, морфофункциональные основы высших нервных функций — в 7 — 8 недель. С 6 до 8 недели происходит образование центральной и периферической нервной системы, Еще раньше — с конца третьей недели — начинает биться сердце эмбриона Синтез гормонов начинается со второго месяца, когда закладываются и дифференцируются периферические органы эндокринной системы. Однако связей между периферическими и центральными отделами эндокринной системы еще нет.
Развитие органов чувств и появление чувствительности также отмечается очень рано. В 6 недель начинает функционировать вестибулярный аппарат, в 7,5 недели отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а в 8 недель появляется кожная чувствительность на всей поверхности тела, и эмбрион реагирует на прикосновение в любой части тела. Эта реакция представляет собой локальный ответ, без генерализации возбуждения. Общая генерализованная реакция на прикосновения в форме отстранения от источника раздражения возникает позже. В 9 недель появляются вкусовые почки на языке, заглатывание околоплодной жидкости и попадание ее в желудок. В этом же возрасте функционирует выделительная система, образуется и выделяется моча. В 10 недель появляется мышечная активность, наблюдается открывание рта, а в 10,5 недели — сгибание пальцев рук. В этом возрасте эмбрион активно передвигается в околоплодной жидкости, прикасается к стенке плодного пузыря, изменяет траекторию своего движения. В 11 – 12 недель уже есть хватательный рефлекс, а в 13 — сосательный. При прикосновении своего пальца к области рта развивающийся ребенок захватывает его ртом и сосет
Таким образом, этот период в развитии характеризуется возникновением чувствительности и способности переживать в субъективных состояниях внутреннюю и внешнюю стимуляцию Регуляция притока стимуляции в мозг начинается практически еще до образования первых структур мозга: биение сердца плода начинается значительно раньше, с 21-го дня. Само возникновение первых структур центральной и периферической нервной системы осуществляется на фоне уже имеющейся ритмической стимуляции, которая может служить материалом для первого появляющегося в онтогенезе анализатора — вестибулярного. Наличие в 7,5 недели ответа на кожное раздражение является показателем именно кожной чувствительности. Наличие субъективных переживаний от сейсмостимулов, возбуждающих вестибулярный аппарат, до настоящего времени не стало специальным предметом научных исследований, по крайней мере в отношении их представленности в субъективном опыте ребенка. Однако известно, что сейсмическая чувствительность в форме сейсмотаксиса характерна для самых ранних уровней развития психики в филогенезе (простейшие, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики). Именно при исследованиях этой чувствительности выявлены элементарные формы привыкания и образования временных связей у ресничных инфузорий. Появление у ребенка явной чувствительности в 7,5 недели — это факт наличия, а не момента возникновения ощущения. Проблема возникновения субъективного переживания, которое является внутренним критерием психики, и ее связь с чувствительностью, как внешним выражением этого феномена, достаточно сложна и мало разработана относительно раннего онтогенеза ребенка. Однако для выделения материнских функций вполне достаточно, что вестибулярная, кожная, вкусовая и проприоцептивная чувствительность возникает у ребенка задолго до того, как окончательно формируется вся нейрогуморальная основа эмоциональной регуляции.
Источник
Ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà â ðàííåì îíòîãåíåçå
Âîñïèòàòåëüíûå è îáó÷àþùèå âîçäåéñòâèÿ âçðîñëûõ îïðåäåëÿþò ðàçâèòèå îðãàíèçìà è ëè÷íîñòè ðåáåíêà, åãî ïîçíàâàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü è ýìîöèîíàëüíî-ïîòðåáíîñòíóþ ñôåðó. Ïðèñóòñòâèå ìàòåðè èìååò îãðîìíîå çíà÷åíèå äëÿ ðåáåíêà ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ. Âàæíî âñå îùóùåíèå òåëà ìàòåðè, åå òåïëà, çâóê åå ãîëîñà, áèåíèå ñåðäöà, çàïàõ; íà îñíîâå ýòîãî ôîðìèðóåòñÿ ÷óâñòâî ðàííåé ïðèâÿçàííîñòè. Ðàçâèòèå ðåáåíêà â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå, íà÷èíàÿ ñ ïåðèîäà íîâîðîæäåííîñòè, âî ìíîãîì îïðåäåëÿåòñÿ ñîçðåâàíèåì ñåíñîðíûõ ñèñòåì, îáåñïå÷èâàþùèõ êîíòàêòû ðåáåíêà è åãî âçàèìîäåéñòâèå ñ âíåøíèì ìèðîì. Íåäîñòàòî÷íîñòü ñåíñîðíûõ êîíòàêòîâ, èíòåíñèâíî ôîðìèðóþùèõñÿ â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå, ïðèâîäèò íå òîëüêî ê íåäîðàçâèòèþ ñåíñîðíûõ ïðîöåññîâ, íî è ê íàðóøåíèþ íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà ðåáåíêà. Õîðîøî èçâåñòåí «ñèíäðîì ãîñïèòàëèçìà», íàáëþäàåìûé ó ìëàäåíöåâ, ëèøåííûõ îáùåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè, è ïðåæäå âñåãî ñ ìàòåðüþ.  ïñèõîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèÿõ ïîêàçàíî, ÷òî âçàèìîäåéñòâèå ðåáåíêà ñ ìàòåðüþ íà 1-ì ãîäó æèçíè îñóùåñòâëÿåòñÿ â äâóõ ôîðìàõ.  ïåðâîì ïîëóãîäèè ýòî ñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîå îáùåíèå, à ñî âòîðîãî ïîëóãîäèÿ â òå÷åíèå âñåãî ðàííåãî âîçðàñòà ñèòóàòèâíî-äåëîâîå. Ïðè ñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîì îáùåíèè âçàèìîîòíîøåíèÿ âçðîñëîãî ñ ðåáåíêîì îïðåäåëÿþòñÿ åãî èíäèâèäóàëüíîé ýìîöèîíàëüíîñòüþ. Òåñíîå ýìîöèîíàëüíîå âçàèìîäåéñòâèå ìàòåðè è ðåáåíêà îáåñïå÷èâàåò ôîðìèðîâàíèå ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé. Óæå â ïåðâîì ïîëóãîäèè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ïîÿâëåíèå òàê íàçûâàåìîãî êîìïëåêñà îæèâëåíèÿ, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå áûñòðûõ äâèæåíèé, ó÷àùåíèÿ äûõàíèÿ, ãóëåíèÿ, óëûáêè.
 êîíòåêñòå ìàòåðèíñêî-äåòñêèõ îòíîøåíèé áîëüøóþ ðîëü èãðàåò ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà. Êîìïëåêñ îæèâëåíèÿ âîçíèêàåò ðàíüøå è ñèëüíåå âûðàæåí â îòâåò íà æèâûå ëèöà (ïðåæäå âñåãî, ëèöî ìàòåðè), ÷åì íà ïðåäìåòû. Åãî íàëè÷èå ñòèìóëèðóåò ðàçâèòèå ðåáåíêà. Îòäåëüíûå äåòàëè ëèöåâîãî èçîáðàæåíèÿ ñíà÷àëà çàìåíÿþò ñîáîé îáðàç, íî äîâîëüíî ñêîðî, íà 4-5-ì ìåñÿöå, íà÷èíàþò âûäåëÿòüñÿ åãî íàèáîëåå òèïè÷íûå ÷åðòû, äèôôåðåíöèðóåòñÿ âûðàæåíèå. Ôîðìèðóåòñÿ èíâàðèàíòíîñòü âîñïðèÿòèÿ ëèöà: ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò íåäîâîëüíîå, ðàäîñòíîå, ñ èçìåíåííîé ïðè÷åñêîé ëèöî ìàòåðè èìåííî êàê åå ëèöî. Òàêàÿ ñòàáèëèçàöèÿ âîñïðèÿòèÿ ñîçäàåò îùóùåíèå çàùèòû è êîìôîðòà. Îêðóæàþùèå ëþäè íà÷èíàþò äèôôåðåíöèðîâàòüñÿ ïî ñòåïåíè çíàêîìñòâà, à íåçíàêîìûå ëèöà ìîãóò âûçûâàòü íåïðèÿòèå, ñòðàõ, èíîãäà àãðåññèþ.
Ïðåîáëàäàíèå ïîçèòèâíîé èëè íåãàòèâíîé ðåàêòèâíîñòè ìëàäåíöåâ ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè èìååò âàæíîå ïðîãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ. Ñâîéñòâåííàÿ íåêîòîðûì ìëàäåíöàì íåãàòèâíàÿ ðåàêòèâíîñòü (ðàçäðàæèòåëüíîñòü, âûðàæåííàÿ õàîòè÷åñêàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ñîïðîòèâëÿåìîñòü óñïîêîåíèþ, ñèëüíûé êðèê, çàäåðæêà ãóëåíèÿ) ïðèâîäèò ê ïðåîáëàäàíèþ îòðèöàòåëüíîé ýìîöèîíàëüíîé ðåàêòèâíîñòè â 9 ìåñ è ñîîòâåòñòâåííî ê òðóäíîñòÿì ïåðâè÷íîãî ñîñðåäîòî÷åíèÿ, ÷òî îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà ðàçâèòèè, ïîâåäåíèè è ïñèõèêå ðåáåíêà.  òî æå âðåìÿ ñòåïåíü âûðàæåííîñòè êîìïëåêñà îæèâëåíèÿ ïîëîæèòåëüíî êîððåëèðóåò ñî ñïîñîáíîñòüþ ê âíèìàíèþ è ñîñðåäîòî÷åíèþ â 23 ãîäà.  ýòîì æå âîçðàñòå âîçíèêàþò òðóäíîñòè ñîöèàëèçàöèè ïðè çàäåðæêå ïîÿâëåíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé. Îòñóòñòâèå âçàèìîäåéñòâèÿ ðåáåíêà ñî âçðîñëûì, íåâîñòðåáîâàííîñòü êîìïëåêñà îæèâëåíèÿ (äåòè-ñèðîòû â äîìàõ ðåáåíêà) ïðèâîäèò ê åãî óãàñàíèþ, ÷òî ìîæåò èñêàçèòü íîðìàëüíîå ðàçâèòèå (ñèíäðîì ãîñïèòàëèçìà).
Âçðîñëûé çíàêîìèò ðåáåíêà ñ ïðåäìåòàìè îêðóæàþùåãî ìèðà, è ýòî ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ñèòóàòèâíî-äåëîâîãî îáùåíèÿ. Íà îñíîâå êîìïëåêñíîé ñåíñîðíîé èíòåãðàöèè çðèòåëüíî-ñëóõîâîãî è òàêòèëüíîãî îçíàêîìëåíèÿ ñ ïðåäìåòîì â ñîçíàíèè ðåáåíêà ôîðìèðóåòñÿ åãî öåëîñòíûé îáðàç (èñõîäíûé êîìïîíåíò ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, â òîì ÷èñëå è ðàçâèòèÿ ðå÷è).
Ñóùåñòâåííûì â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ âçàèìîäåéñòâèå ñåíñîðíîé ôóíêöèè è ìîòîðèêè ðåáåíêà.
Îñîáóþ ðîëü èãðàåò ðàçâèòèå òîíêèõ äâèæåíèé ðóê, ñòèìóëèðóþùèõ íå òîëüêî ïðåäìåòíî-äåéñòâåííóþ ôóíêöèþ, íî è ðàçâèòèå ðå÷è.  ìëàäåí÷åñêîì è ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå ðåàëèçóþòñÿ äâå âàæíåéøèå ðå÷åâûå ôóíêöèè: íîìèíàòèâíàÿ, íà îñíîâå êîòîðîé ôîðìèðóþòñÿ âåðáàëüíûå ñèìâîëû ïðåäìåòîâ, è êîììóíèêàòèâíàÿ. Äëÿ ðàçâèòèÿ ýòèõ ôóíêöèé íåîáõîäèìî âçàèìîäåéñòâèå ðåáåíêà ñî âçðîñëûìè. Ïîä âëèÿíèåì âçðîñëîãî ôîðìèðóþòñÿ îñíîâíûå ýòàïû êîììóíèêàòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ.
 34 ìåñ, îáùàÿñü ñî âçðîñëûìè, ðåáåíîê ó÷èòñÿ óëûáàòüñÿ, ïîâîðà÷èâàòü ãîëîâó íà çâóê ÷åëîâå÷åñêîãî ãîëîñà.  6 ìåñ ðåáåíîê, ïîäðàæàÿ âçðîñëîìó, íà÷èíàåò èçäàâàòü çâóêè, íàïîìèíàþùèå ðå÷ü îêðóæàþùèõ, ñîäåðæàùèå ýëåìåíòû äàííîé ÿçûêîâîé ñðåäû ãóëåíèå ïåðåõîäèò â æåñò.  8 ìåñ ðåáåíîê àêòèâíî ðåàãèðóåò íà ðå÷ü âçðîñëîãî è ïîâòîðÿåò îòäåëüíûå ñëîãè.  12 ìåñ ðåáåíîê ïîíèìàåò ðå÷ü âçðîñëîãî, ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ ðåãóëÿöèè åãî ïîâåäåíèÿ.
Источник
Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека.
Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.
Пренатальный период. Зачатие человека — великое таинство и ответственный момент в жизни родителей, к которому они должны заранее тщательно, продуманно готовиться: избегать стрессов, употреблять качественную, витаминизированную пищу, отказаться от вредных привычек, обсудить, в каком месяце желательно рождение ребенка (для включения его в тот или иной космический цикл). Подготовка нервной системы, очищение, оздоровление организма матери и качество спермы отца, зодиакальный знак ребенка (если это важно, по мнению родителей) — цели такой профилактической деятельности.
Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единой целое. Но плод будет чувствовать себя «как у Христа за пазухой», обеспеченный всем необходимым с материнской стороны, в случае соблюдения всех перечисленных ранее и других врачебных рекомендаций. Наиболее чувствительный к вредным воздействиям извне — период первых трех месяцев беременности.
Перинатальный период. Рождение ребенка, по убеждению специалистов, — главенствующий стресс нашей жизни, закладывающий бессознательную основу боли и страха. Прохождение плода по тесным родовым путям, выдавливание из матки, а в крайних случаях — наложение акушерского инструмента на его голову, можно сравнить с пытками или избиением спящего младенца. Поэтому считается, что люди, извлеченные из матки щадящим способом с помощью кесарева сечения, бесстрашны. Травматизм во время родов, наряду с генетической патологией и осложнениями беременности, — наиболее частая причина дефекта тела и последующего дефицитарного развития человека.
Новорожденность. Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Произошел физический разрыв с организмом матери, но исключительно важно сохранить постоянный и тесный контакт с ней в плане ухода за ребенком. Поначалу пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены преимущественно состоянием его внутренней среды, интроцептивными ощущениями, они слабо связаны с выделением внешних объектов-раздражителей. По истечении первых месяцев, при нормальном развитии, появляется комплекс оживления. Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходившие разобщенно, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться, издать звук, протянуть в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.
Младенчество. Начиная с этого возрастного периода в развитии человека прослеживаются стадии смены ведущей психической активности, связанной с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.
В чем состоит различие в психологических понятиях поведение и деятельности. Прежде всего, очевидно, что в отличие от возможности наблюдать любое поведение деятельность имеет скрытую от внешнего наблюдателя компоненту — внутреннюю деятельность анализа, планирования, программирования, корректировки действий внешних. Психологическая сущность поведения связана с приспособительной функцией выражения отношения в общении, где на первый план выступают адекватные средства обмена информацией. В свою очередь, общение главным образом основано на эмоциональном притяжении и отталкивании, чувствах симпатии — антипатии, которые возникают между людьми нередко вопреки законам логики. Приспособительная функция деятельности внешней заключена в управлении собой и другими, преобразовании себя и окружающего мира на интеллектуальной и волевой основе осознанной внутренней деятельности. Деятельность – рациональное производство результата. Она во всех своих видах – игровом, учебном, трудовом (выделим еще бытовую деятельность по самообслуживанию) – предметна, т.е. изменяет положение, и свойства как самого человека, так и окружающего мира. Вместе с тем нередко наше поведение выполняет одновременно и управляющую функцию деятельности.
Младенчество – сенситивный период становления эмоционального общения ребенка с матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие (положительно эмоциональный тесный контакт с матерью) или недоверие (отсутствие материнской заботы) человека к людям, к социальному миру в целом.
В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони (до этого момента пальцы младенца сжаты в кулачки) появляется возможность манипуляции с предметами (игрушками). На смену гулению (рефлекторной активности голосообразующих органов) приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово.
Ранний возраст (1-3 года). Ведущей становится предметная деятельность. Ребенок пытается делать все сам без посторонней помощи. Действия, в основном по самообслуживанию, связанные с одеждой, питанием, гигиеной, он переносит в игровую деятельность, развивая двигательные навыки и наглядно-двигательное мышление. Вместе с тем, его общение переходит в новое качество- оно становится речевым (к 2 годам появляется фразовая речь).
Этот возрастной период заканчивается так называемым кризисом трех лет. Ребенок проявляет негативизм – непослушание, упрямство. Если раньше он выполнял пожелания родителей, то теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию. Считается, что таким образом осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. В этой связи наказание за непослушание может дать отрицательный педагогический результат (достаточно переключить внимание ребенка на другую интересующую его тему). Другое последствие наказаний — стремление ребенка избежать их с помощью лжи.
Дошкольный возраст (4—6 лет). Ведущей психической активностью вновь становится общение. Ребенок, как Земля вокруг Солнца, вращается вокруг взрослого (авторитетного человека). Это возраст «почемучек» — ребенок задает вопросы. Это сенситивный период пробуждения гностических потребностей человека. Игнорирование вопросов ребенка приводит к потере им интереса к тайнам окружающего мира.
Игра, ранее преимущественно в одиночку, обретает способ общения со сверстниками, становится ролевой. Интенсивно работает механизм подражания. В игру вносится приобретенный социальный опыт: распределяются главные и второстепенные роли, хорошие и плохие персонажи, профессии и конкретные люди, устанавливаются правила честной игры.
В рисовании, лепке, конструировании идет процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному. В этот период можно уже сделать довольно точный прогноз о творческом потенциале ребенка.
Следует выделить и роль хорошо иллюстрированной сказки в этом возрасте, которая прививает оптимизм, стремление к добру, героизм. Любимая сказка детства может во многом определить бессознательную составляющую мотивации выборов в судьбе человека.
Начинается обучение ребенка счету, чтению, письму, нотной грамоте, технике того или иного вида спорта, ремеслам.
Младший школьный возраст (7—10 лет. 1—4 класс). Ведущая психическая активность — учебная деятельность.
Начинается, как правило, кризисом семи лет. Ребенок теряет свою детскую непосредственность – образуется потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С другой, внешней стороны поведения, появляется манерничание как выражение ощущения своего взросления. Меняется социальный статус ребенка – он теперь школьник. Появляется в его жизни, наряду с родителями, новый «значимый другой» – учитель, от Оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. С другой стороны, ему необходимо самоутверждаться в новом школьном коллективе.
В процессе обучения развиваются познавательная мотивация, внимание (основная задача педагогов), память (большие возможности этого возрастного периода), на смену ведущему типу образного мышления постепенно приходит словесно-логическое, абстрактное.
Игры (спортивные, интеллектуальные, школьно-дидактические) становятся все более соревновательными, нацеленными на результат, победу, а не на получение удовольствия от процесса игровой деятельности.
Подростковый возраст (12-15 лет). Ведущая психическая активность — общение.
Это возраст начального периода развития половой зрелости (пубертатности), связанный с интенсивной выработкой в организме половых гормонов, появлением или усилением сексуального влечения, развитием вторичных половых признаков мужчины или женщины.
В зависимости в основном от наследственности и климатической зоны развития ребенка подростковый возраст может иметь границы от 10 до 18 лет. Девочки созревают приблизительно на год раньше мальчиков.
Как правило, подростковый период предрасполагает к внутреннему конфликту между биологическим статусом взрослого и социальным статусом ребенка, который может манифестироваться протестными формами агрессивного поведения, стремлением подражать взрослому манерами и аксессуарами его образа жизни, стремлением нарушить границы пока еще запретных сфер социальной действительности.
Это период обостренного желания самоопределения, потребности обратить на себя внимание, проявить свою индивидуальность. Подросток в силу возросшей эмоциональности, больших ожиданий, неадекватных представлений о реальности, обилия фантазий, проявления нетерпеливости, максимализма оценок, саморазвития воли и проб себя в зоне риска часто попадает в ситуации фрустрации, отчаяния, неудовлетворенности собой и враждебного противостояния окружающим людям.
Основная педагогическая задача этого периода – направить интересы подростка в социализированное русло.
Кратко обозначим остальные социально-возрастные периоды онтогенеза, где границы биологического возраста все в большей степени могут не совпадать с характеристикой социально-психического развития личности:
- юность (16-19 лет). Социально-биологический возраст оптанта, профессионального самоопределения;
- молодость (20-29 лет). Социально-биологический возраст саморазвития способностей в профессиональной деятельности, биологически зрелый возраст деторождения;
- средний (зрелый) возраст (30-59 лет). Социально-биологический возраст построения карьеры и образования мужчинами-бобылями (пока еще не поздно в плане деторождения) полноценной семьи;
- пожилой возраст (б0лет – 74 года). Время наслаждаться материальными и духовными плодами своей деятельности, не забывая о необходимости продолжать развитие и саморазвитие, передавать свой опыт другим;
- старость (с 75 лет, после 90 лет долгожительство). Время мудрости, если человек здоров, и последнее время подведения итогов жизни, подготовки к смерти, если он немощен.
Источник:
Государев Н.А., Специальная психология
Источник