Развитие ребенка в раннем детстве шпора

Развитие ребенка в раннем детстве шпора thumbnail

ВикиЧтение

Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич

83. Ранний возраст

В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще ограничен.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок – предмет – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

Речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета. Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий.

Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого человека. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого – и появился феномен «Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

Читайте также

2. Ранний исихазм

2. Ранний исихазм
Исихазм – мистическая школа восточного христианства – известен в России с XIII века. Греческое слово hesyсhia означает «покой», «мир», «тишина», «одиночество», «молчание». Нередко оно переводится как «священнобезмолвие». Исихазм – это тип христианского

7.2. Фрейд и ранний психоанализ

7.2. Фрейд и ранний психоанализ
Как он сам себя называл, конквистадор духовного мира, герой, спускающийся во тьму души, чтобы возвратиться, неся факел истины, — Фрейд дал повод для появления необычайного количества легенд о своей юности. Некоторые ранние историки находили

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт

Генетическая предрасположенность
Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30—40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60—70% зависят от воспитания,

Ранний детский опыт

Ранний детский опыт
Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют протекание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. Современные методы психотерапии (НЛП) позволяют частично «исправить» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие

Ранний этап

Ранний этап
Ораторское искусство, основанное на принципах дисциплинированного поведения, возникло в Сицилии в V веке до н. э., благодаря Кораксу Сиракузскому и его ученику Тисию. Легенда гласит, что когда Коракс назначил Тисию плату за уроки, тот отказался платить,

Ранний возраст

Ранний возраст
Картина синдрома детского аутизма формируется в результате особого нарушения психического развития ребенка и проявляется в различных вариантах, отражающих глубину этого нарушения и соответствующие ей степени приспособления ребенка к окружающему миру.

Ранний период исследований

Ранний период исследований
У объективного исследования психотерапии короткая история. До 1940 года было сделано несколько попыток записать психотерапевтические беседы с помощью электроники, но этот материал не служил предметом исследования. Не было серьезных попыток

Возраст

Возраст
О таких страшных вещах даже в самых дружных и раскованных женских компаниях говорят не часто и тихо. Если тебе 20, тема эта еще не актуальна. В 25 начинаешь задумываться о том, не пора ли замуж и рожать детей.В 30 эта мысль становится навязчивой, отступая только перед

Ранний успех

Ранний успех

Он делает всплеск, но знаем ли мы, что там под водой, пока не улягутся волны?
Когда успеха добивается молодой человек, всем кажется, что его жизнь устроена, но в творческом плане ничто не может быть дальше от истины.Уильяму Стайрону едва исполнилось 25 лет, когда

Читайте также:  Раннее развитие ребенка от года до 3 лет москва

Ранний опыт: независимость и свобода

Ранний опыт: независимость и свобода
Ранний опыт и особенности воспитания выдающихся творческих личностей указали на наличие у них ряда общих черт. В раннем детстве члены семьи относились к ним с уважением и позволяли проявлять самостоятельность в познании мира,

Возраст

Возраст
Манипуляции с цифрами начинаются не сразу, и попытки несовершеннолетнего создания выдать себя за половозрелую тетю и купить ящик водки или просочиться в ночной клуб вызывают лишь умиление. Однако при приближении к некоему рубежу, который, как правило, довольно

Источник

  • Главная
  • ->

  • Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
  • ->

  • Возрастная психология

Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве

Младенческий возраст — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на 2 фазы:раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес) Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — второе полугодие. Развиваются сенсорные ф-ции.

Во втором полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, общение со взрослым преобразует нос ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями, учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки. Развивается моторика – позовые, локомоторные и мануальные движения (действия с предметом).

Высоким уровнем развития характеризуются сенсорные процессы: в 2 месяца присутствует константность.

Период младенчества завершается «кризисом первого года», в котором впервые проявляется личность ребенка. Появляется понимание речи и первые формы речевой активности. Ассоциативно-ситуативный х-р речи.

Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте 1-3года

раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами “взрослой” речи.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие (“мама идет”), действие и объект действия (“дай булку”, “хочу конфету”), или действие и место действия (“книга там”). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Речь становиться полноценным средством общения.

Центр линия умств. развития – овладение речью.

  • 1-1.6 года – интенс равитие поним-я, речь почти не разв, речь многозн по значению (ква-ква это и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)

  • 1.6 – 3 года – практич овл речью, быстрый рост словаря, вопросы кто это, что это.

Мышление синкретами, в комплексах.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет.

В этом возрасте каждая вещь для ребенка имеет либо притягивающее, либо отталкивающее значение. У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая вещь имеет свою валентность.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

Этапы развития личности:

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют

Распад прежних отношений пра-мы, ребенок приобр относит самостоятельность, свободу передвиж и автономию намерений. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”, Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов.

Читайте также:  Физический недостаток вызывающий нарушение нормального развития ребенка

Сознание “я”, “я хороший”, “я сам” и появление личных действий продвигают” ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Общая схема ворастного развития младенцев

 Развитие ребенка в раннем детстве шпора

Общая схема возрастного развития ребенка раннего детства

Развитие ребенка в раннем детстве шпора 

Источник

Искусство воспитания – это умение подлаживаться под шаг ребёнка,

под ту скорость движения (читай: развития),

которая комфортна именно для него.

Заряна и Нина Некрасовы

***

Периодизация развития, принятая в нашей стране:

перинатальный – до рождения

новорождённый – до 10 дней

младенческий – до года

ранний детский возраст – от года до 3 лет

преддошкольный возраст – от-3 до 5 лет

дошкольный – от 5 до 6-7 лет

младший школьный возраст – от 6-7 до 10 лет

подростковый возраст – от 10 до 14-15 лет

возраст ранней юности – от 14-15 до16-17 лет

На каждой «ступеньке» интенсивно развивается психика и личность ребёнка, он накапливает знания, умения, опыт. Такое накопление происходит постепенно, плавно, без резких падений и взлётов; потому сами периоды так и называют: литическими (то есть стабильными, спокойными). А вот начинается и заканчивается каждый из периодов тем, чего опасается большинство родителей: возрастным кризисом.

Возрастной кризис – нормальный (обратите внимание: нормальный!) переход от одной стадии развития к другой.

Вот основные кризисы, которые нам светят:

кризис новорождённого – 2 месяца

младенческий период – кризис одного года жизни – до года

ранний детский возраст – кризис трёх лет – от года до 3 лет

преддошкольный возраст – от 3 до 5 лет

дошкольный – кризис семи лет – от 5 до 6-7 лет

младший школьный возраст –от 6-7 до 10 лет

подростковый возраст – кризис тринадцати лет –от 10 до 14-15 лет

возраст ранней юности – кризис семнадцати лет – от 14-15 до 16-17 лет

Общий принцип развития личности таков. Всё, что не пройдено на предыдущем этапе, переходит на следующий. (То, что не выработано и не усвоено, соответственно, должно усвоиться и выработаться.) Если нет – «непройденный материал» останется проблемой на всю жизнь, а значит, будет всё равно «проходиться», но очень болезненно: проявляться в виде комплексов и других форм неадекватного поведения. Например, когда молодой мужчина никак не найдёт себе достойного занятия, чтоб обеспечить себя и семью, и при этом легко поддаётся чужому влиянию, можно с уверенностью сказать, что в дошкольном возрасте его инициатива и желание самому что-то делать постоянно гасили любимые взрослые, а он не смог их «победить». В результате центральная задача возраста (проблема доверия, а затем – независимости) не была им решена. Удел такого человека – вечно сомневаться в своих способностях, потому что в нём глубоко укоренилось чувство вины за любое усилие быть независимым.

Вместо того чтобы бороться, мучиться и усиленно воспитывать, надо понять и принять новое поведение своего ребёнка- и только потом принимать меры. Впрочем, если вы примете и поймёте – особые меры вам просто не понадобятся.

Одним из признаков перехода ребёнка от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, а по сути – того способа, каким ребёнок познаёт мир и себя (приобретает знания о мире и о себе). Ведущая деятельность – это, по сути, ведущее отношение ребёнка к действительности.

Ведущий вид деятельности

Младенец

Вид деятельности: Эмоциональный контакт с родителями (или с теми, кто их заменяет); непосредственно эмоциональное общение.

Польза: Благодаря этому образуется потребность общаться с другими людьми.

Раннее детство

Вид деятельности: Предметно-манипулятивная деятельность; практическое сотрудничество со взрослым.

Польза: Ребёнок занят предметом и действием с ним; возникает потребность в речи (чтобы наладить контакт).

Дошкольный возраст

Вид деятельности: Общение (ролевая игра); игра (как универсальная форма развития); сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации; потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых.

Польза: Формируется потребность воздействовать на мир; действует как взрослый, но с предметами-заместителями.

Младший школьный возраст

Вид деятельности: Учебная деятельность; игра исчерпала свои познавательные возможности; игровая мотивация сменяется на познавательную.

Польза: Учится выполнять осмысленную работу, развиваются такие качества, как устойчивое внимание и прилежание; развивается словесно-логическое мышление; ребёнок учится управлять восприятием, вниманием, памятью; появляется способность к произвольной регуляции поведения.

Читайте также:  Как понять отстает ли ребенок в умственном развитии

Подростковый возраст

Вид деятельности: Общение интимно-личностное; общение со сверстниками (в общественно полезной деятельности).

Польза: Постепенно осознаёт (узнаёт) себя и свой внутренний мир; учится строить отношения с другими людьми; умеет посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека и принимать решения в соответствии с этим.

Юность

Вид деятельности: Учебно-профессиональная деятельность.

Польза: Осознав свои потребности и интересы, отвечает на вопросы «кто я, каким и кем мне быть».

Основная цель конкретного возрастного периода – центральная задача, которую ребёнок должен решить.

Дошкольный возраст

Чему надо научиться, что в себе выработать:

Решить проблему доверия, а затем – независимости (автономии).

Если задача решена:

Формируется чувство базисного доверия (1-й год); умение проявлять свою волю и самому что-то делать (2-й год); инициатива (3-5 лет).

Если задача не решена:

Не формируется; сомневаются в своих способностях; появляется чувство вины за усилие быть независимым.

Школьный возраст (6-11-13 лет)

Чему надо научиться, что в себе выработать:

Приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа (развитие компетенции).

Если задача решена:

Ведут себя уверенно; проявляют трудолюбие; Живут в равновесии (в гармонии) с миром.

Если задача не решена:

Ведут себя приниженно; появляется чувство неполноценности.

Тинейджеры 14-20 лет (12-18 лет)

Чему надо научиться, что в себе выработать:

Проигрывают разные роли, чтобы самоутвердиться. Необходимость постичь своё собственное «я» (синтез прошлых, настоящих и будущих возможностей)

Если задача решена:

Идентичность (знать и любить себя, принимать таким, как есть); уверенность в своём будущем; положительный образ своего «я»; интимность; способность любить.

Если задача не решена:

Ролевое смещение; не решается вопрос «кто я такой?»; изоляция; чувство социальной изолированности.

Возрастные кризисы

Кризис первого года. («Неть!» Стремление к физической самостоятельности.)

Зачем? Что ребёнку надо?

Исследовать мир, удовлетворить своё любопытство; познать свойства и назначения вещей; пометить своё место в мире. Эмоционально окрашенное самоощущение; это – предтеча личности, сознания.

Как? Формы протеста

Побег (уходит, уползает из-под контроля); отказывается выполнять требования; делает то, что нельзя; отказывается от помощи взрослых.

Кто? Главный авторитет

Родители или тот, к кому выработалась прочная привязанность.

Кризис трех лет (2,5-3 года «Я сам!» Появление самосознания.)

Зачем? Что ребёнку надо?

Научиться удовлетворять свои потребности и желания самостоятельно. Эмоционально оценивает себя очень высоко, без соотнесения с оценкой других.

Как? Формы протеста

Ревность; подозрительность; негативное поведение отрицание (то есть отрицание того времени, когда был беспомощным, и всего, что с ним связано: игрушки, одежда, некоторые привычки и т. п.).

Кто? Главный авторитет

Родители или тот, кому ребёнок доверяет. (Напомним: доверие формируется на основе привязанности.)

Кризис дошкольного возраста (5-7 лет, Рождение социального «Я». Лейтмотив: «Хочу, но не могу!» Ребёнок делает открытие: «А взрослым-то быть лучше, чем маленьким!»)

Зачем? Что ребёнку надо?

Стать равным взрослым, то есть всемогущим, всезнающим; переделать, усовершенствовать то, что имеет (но умения не хватает). Рождается социальное «Я»

Как? Формы протеста

То же, но в более мягком варианте. Изменяется поведение: ребёнок ведёт себя демонстративно; перестаёт следовать привычным нормам поведения (особенно когда дело касается бытовых требований).

Кто? Главный авторитет

Родители. Постепенно увеличивается авторитет тех, кто даёт знания.

Кризис подросткового возраста (Лейтмотив: «Кто я такой?», «Зачем я здесь?» Становление нового самосознания.)

Зачем? Что ребёнку надо?

Понять себя и свои возможности. Формируется «Я- концепция».

Как? Формы протеста

То же, только в более жёсткой форме.

Кто? Главный авторитет

Авторитет родителей и взрослых постепенно сменяется (вытесняется) авторитетом ровесников.

Как меняется ребёнок

Младенчество:

Эмоционально окрашенное самоощущение (это – предтеча личности, самосознания).

Раннее детство:

Зарождение самосознания; появляется «Я».

Дошкольник

Учится сочетать свои цели и желания с требованиями других людей (соподчинение мотивов); воображение становится основой творческого отношения к деятельности, жизни и самому себе.

Младший школьный возраст

Психические процессы произвольные (способен управлять ими); учится вырабатывать внутренний план действий; рефлексия собственного поведения (способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности); контроль и самоконтроль; потребность в активной умственной деятельности.

Подростковый возраст

Умение сознательно регулировать свои поступки; умение понимать чувства и настроения других людей и строить своё поведение в соответствии с этим.

Ранняя юность (Или старший школьный возраст)

Психологически готов к личностному и профессиональному самоопределению: самосознание сформировалось; развитые потребности; есть нравственные установки, ценностные ориентиры, временные перспективы; осознаёт свои интересы, потребности, способности.

Из книги: Заряна и Нина Некрасовы – Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти

Источник