Развитие ребенка в раннем детстве кризис 3 лет

Любой родитель замечал, как меняется его ребенок приблизительно в три года. В этом возраст начинается кризис, который знаменует переход из раннего возраста в дошкольный. Он может длиться и несколько месяцев, а может и пару лет. В этот период меняется поведение детей.

Симптомы кризиса

Врачи-психологи выделяют семь основных симптомов (семизвездие) начала и протекания этого кризиса:

1. Упрямство. Чаще всего ребенок настаивает на чем-либо не из-за того, что ему этого хочется, а лишь потому что это его требование. Даже если родитель будет приводить какие-то весомые доводы, ребенок не отступить Упрямство имеет отличия от настойчивости. У последнего есть конкретная цель, и ребенок добивается ее.

2. Строптивость. Такое проявление кризиса может быть направлено против каких-либо устоявшихся норм в семье, против правил поведения, против любимых игрушек, против игр. Строптивость похоже на проявление негативизма.

3. Негативизм. Это отрицательная реакция ребенка, например, на просьбу родителя, на запреты, дефицит внимания. Причина отрицательной реакции может крыться в том, что просьба или требование исходит от взрослого. Причем ребенок может это делать избирательно, то есть полностью отрицать просьбы матери, но слушаться отца.

4. Обесценивание. Дети перестают ценить, то, что было привычным для них раньше. Также начинает теряться авторитет взрослого, то есть дети начинаются ругаться со своими родителями, дразнят и обзывают их. Ребенок не понимает свою неправоту и может даже не извиниться перед взрослыми.

5. Своеволие. Ребенок начинает проявлять самостоятельность. Причем это может вызывать конфликты с взрослыми, так как эти самостоятельные действия не совпадают с возможностями ребенка. Это проявляется его взрослость. Ребенок начинает удовлетворяет свои познавательные потребности, и любая помощь в этом со стороны родителя может вызвать конфликт. Утверждается детское самолюбие.

6. Протест-бунт. Это протестные действия со стороны ребенка, например, на несерьезное отношение к его самостоятельности со стороны родителя. В основном это бунт против каких-то рамок и отношений к нему.

7. Деспотизм. Ребенок начинает проявлять в семье деспотичную власть по отношению к своим близким людям. Он требует, чтобы все было по его правилам, выполнялись его требования. Если взрослый отказывается выполнять что-то, то ребенок может начать ревет, закатывает истерику, таким образом манипулировать родителем. Также проявлением деспотизма является ревность.

Буду рада Вам на своем канале YOUTUBE ) Каждый день выпускаю видео)

Ждем только тебя, переходи и подписывайся!

Все эти проявления протекают совместно с ревом, истериками, с фразой «Я сам».

Причины проявления всех этих симптомов кроется в желании ребенка показать себя самостоятельным и взрослым. В этом возрасте они учатся совершать самостоятельные действия.

По завершению этого периода у ребенка повышается уровень самосознания, формируется самостоятельность, волевые качества. Бывают случаи, когда трехлетний возраст у ребенка протекает хорошо, без истерик, но это нельзя назвать отрицательным проявлением кризиса. Важно то, что ребенок впоследствии приобрел.

Главным последствие этого кризиса является смена основной ведущей деятельности. Ею становится ролевая игра, в ходе которой ребенок принимает на себя взрослые роли. Также в ней существуют какие-либо правила. После этого в 7 лет происходит следующий кризис – переход от дошкольного возраста в младший школьный.

Помимо позитивных последствий могут наступить и негативные. Из-за того, что детский организм принимает на себя эволюционный скачок и дисбаланс функций, он становится более подверженным недугам.

Что же делать родителям?

Ребенок после трехлетнего возраста ждет от взрослых признания его самостоятельности. Из-за того, что дети не понимают будущего времени, они ждут этого признания в данный момент, даже если они приносит конфликты с близкими людьми.

Этот кризис можно назвать движущей силой развития ребенка. Он начинает себя чувствовать всемогущим, но из-за его ограниченных возможностей зависит от родителей.

Родителям лучше в этот период не использовать авторитарный стиль воспитания, чтобы не загонять ребенка в рамки, из которых он постарается выбраться. Но в тоже время не прибегать к гиперкопеке. Важно договориться всем взрослым, чтобы придти к одной тактике воздействия на ребенка.

При повышении познавательной активности ребенка нужно ее поощрять, также можно поощрять и его самостоятельность. При проявлении последней можно использовать игровые приемы и вместе с тем объяснять правила какой-либо деятельности.

Родителю ни при каких условиях нельзя вступать с ребенком в конфликт. Нужно находить компромисс совместно с ним. И давать ему право выбора.

С момента начала кризиса трехлетнего возраста у собственного ребенка взрослому нельзя отстраняться от этого, чтобы в последствии ребенок был самостоятельным, любознательным и без каких-то отклонений.

А чтобы не было проблем, ставьте лайк и подписывайтесь на канал)

Источник

Кризис трёх лет – это естественный этап в развитии ребёнка, означающий переход ребёнка на новую ступень (от раннего детства к дошкольному). 

В 1 год тоже происходит кризис, но протекает он обычно гораздо мягче, чем в 3 года. Ведь именно в этом возрасте в сознание ребёнка приходит восприятие себя как отдельного человека. Причём, если раньше он и мама были практически неделимым целым, то сейчас он считает, что весь мир крутится вокруг него, включая ту же маму. 

Профессионалы нередко отмечают важность этого периода в развитии и воспитании ребёнка, но в чём именно это заключается – мы поговорим позже. 

КОГДА ПРОИСХОДИТ КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ? 

Конечно, можно догадаться по названию, что происходит это в 3 года, но поскольку развитие каждого ребёнка носит индивидуальный характер, то ни один учёный не может назвать точные данные, поэтому существуют лишь границы нормы. 

Начало ~ 2,5 года,

окончание ~ 3,5 – 4 года

Как это пережить? Кризис трёх лет у ребенка.

ПРИЗНАКИ КРИЗИСА ТРЁХ ЛЕТ.

  • Негативизм

Ребёнок не просто негативит, а стремиться всё сделать наоборот, вопреки вашим просьбам.

  • Упрямство

Речь не о тех ситуациях, когда ребёнок проявляет настойчивость в достижении цели, а о тех, когда цель не оправдывает средства (вещь не очень-то нужна, но ребёнок пытается добиться её всеми немыслимыми способами).

  • Строптивость

Ребёнок отказывается от привычного образа жизни (не хочет чистить зубы, есть любимые фрукты)

  • «Я – сам!»

Определяющее звено кризиса 3 лет. Ребёнок теперь всё хочет делать самостоятельно (начиная с одевания и заканчивая мытьем полов).

  • Деспотизм

Ребёнок отныне хочет быть главным в семье и раздавать все приказы, в первую очередь – родителям.

КАКУЮ ТАКТИКУ ВЫБРАТЬ РОДИТЕЛЯМ? 

Вот мы и добрались до той самой важности, о которой говорили в начале статьи. От поведения родителя в этот период ребёнок зависит на 100%. Будет ли мама и папа выполнять все требования маленького генерала? Или наоборот захотят ему показать, «кто здесь главный»? Как найти ту самую золотую середину?

1. Свобода выбора. 

Ребёнку в 3 года необходимо, чтобы взрослые признали его самостоятельность. Пусть он и кажется вам таким маленьким, позвольте ему иметь свободу выбора.

Например, начинайте сборы на прогулку чуточку раньше, предложите несколько вариантов комплектов на выход. Советуйтесь с чадом – «Что приготовим на ужин – гречку или картошку?». 

2. Самостоятельность.

Не стоит бояться расширять круг домашних обязанностей ребёнка.

Хочет загрузить посудомойку? – пусть загружает с Вами вместе.

Хочет мыть пол? – Да, пожалуйста! Дайте и ему тряпочку, пусть моет на здоровье! 

3. «Нет» – значит «нет».

Если вы решили сказать «нет», то уже не отступайте (если ребёнок почувствует, что после его истерики, вы можете смягчиться и передумать, то будьте готовы к тому, что для ребёнка истерика станет ключом к достижению цели).

4. Спокойствие, только спокойствие! 

Крик и ругань провоцируют еще бОльшую истерику со стороны ребёнка. Поэтому надо постараться отвечать ещё спокойно.

Не забывайте, что такое поведение – это лишь последствия кризиса, который носит ВРЕМЕННЫЙ характер.

5. Если ругаете ребёнка, то делайте это правильно. 

Учитесь ругать не самого ребёнка (глупый, бестолковый, дурак и др.), ругайте за проступок. 

Это надо знать:

За что нельзя ругать ребёнка ни в коем случае?

6. Анализируйте ситуации вместе. 

Объясняйте, почему нельзя себя вести тем или иным образом (например: на детской площадке – сыпать песок на голову другому ребёнку или в магазине – почему вы не купили шоколадку). Ребёнок должен знать и понимать причинно-следственные связи. Если не объясните Вы, то этого никто не сделает за Вас.

7. Мир, дружба, жвачка! 

Любите ребёнка любым – не только в те моменты, когда он «удобный». Не забывайте говорить ему об этом. «Я люблю тебя всегда – даже когда злишься/плачешь/обижаешься/др.

Если следовать этим советам, вы не исключите проявления кризиса моментально. Но благодаря правильной линии поведения, Вы сможете выстроить доверительные отношения со своим ребёнком, при этом преодолевая все трудности с ним вместе. 

Расскажите, как проявляется/проявлялся КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ у ваших детей? Как справлялись?

Если понравилась статья, нажимайте «ПАЛЕЦ ВВЕРХ». 

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

Первые шаги малыша к взрослению неизменно радуют родителей. Сам ест, сам одевается, может уже и поиграть без взрослых… Но ближе к третьему дню рождения картина резко меняется. Появляются странные симптомы — упрямство, злость, истерики. Пугаться не стоит! Кризисный этап проходят все трёхлетние дети. Главное, чтобы папа и мама знали, какие воспитательные стратегии применять в это время.

Особенности психологии трёхлетнего малыша

Возрастной промежуток между 2 и 3 годами — ступенька, ведущая из младенчества в детство. В организме крохи происходят серьёзные физиологические изменения — заканчивается формирование коры головного мозга, становится более крепкой костно-мышечная система. Это открывает возможности для уверенных движений, позволяющих исследовать мир.

Кризис у ребенка 3 лет часто проявляется в виде капризов и истерик

Малыш уже умеет подниматься и спускаться по ступенькам, открывать ящики шкафов, быстро бегать и пинать мяч ногами. Активно развивается речь — отдельные слова складываются в предложения. Вчерашний несмышлёныш научился выражать свои желания словами и стремится общаться со всеми окружающими. Пытаясь понять устройство окружающего мира, он пристаёт к родителям с бесчисленными: «Почему?».

Изменения затрагивают и социально-эмоциональную сферу ребёнка — он отчасти понимает чувства других людей, иногда умеет сдерживать свои эмоции.

Шире становится круг общения. Кроха охотно играет с ровесниками. Своё стремление влиться в социум он выражает, имитируя поведение взрослых.

При всём прогрессе мышление малыша остаётся недостаточно развитым. Большинство действий происходит импульсивно, нет контроля над желаниями, реальный мир не отделяется от фантазий. Стремление быть самостоятельной личностью вступает в противоречие с особенностями нейропсихологии, что приводит к внутреннему конфликту.

Симптомы кризисных изменений в поведении

На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.

Чтобы уменьшить негативные симптомы кризиса, нужно больше общаться с ребенком

Вот ещё 5 характерных симптомов:

  • Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
  • Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
  • Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
  • Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
  • Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
  • Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.

Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.

Причины поведенческих нарушений

С развитием физических и умственных навыков приходит осознание собственного «Я» как личности, отдельной от взрослых. Пытаясь доказать это, дети не осознают своей зависимости от родителей, необходимости следовать семейным и социальным установкам. Конфликты принимают особенно острый характер из-за повышенной эмоциональности малыша, его неумения сдерживать гнев, ревность, обиду.

К расстройствам поведения приводит ещё ряд факторов:

  • Неумение сформулировать свои желания. Дети часто злятся на родителей за то, что те не могут угадать их мысли.
  • Непонимание устройства мира. Кроха ещё не видит разницы между живыми и неживыми объектами. Явления природы и предметы обихода могут вызвать у него ярость.
  • Отсутствие социального опыта. Поступки людей в детском представлении разделяются на «плохие» и «хорошие». Все действия окружающих расцениваются с собственной точки зрения — мама не дала конфет, потому что она жадная, папа ругается, потому что он злой.
  • Неспособность отличать реальное от воображаемого. Все непонятные для него вещи ребёнок объясняет собственными выдумками.
  • Стремление подражать плохому. Копируя действия взрослых или ровесников, малыш отдаёт предпочтение дурным поступкам, потому что они вызывают больше эмоций.

Причинами негативизма нередко становятся неправильное поведение родителей. Авторитарная семья, в которой ограничивается детская инициатива, скорее столкнётся с истериками и конфликтами.

Кризисная фаза протекает острее, если родители злоупотребляют запретами и наказаниями, превышают границы контроля и опеки. Несогласованность требований старших членов семьи также вызывает непонимание и протест у детей.

Длительность кризисного периода

Современная нейропсихология не даёт чётких границ сложного этапа в жизни малыша. Начало зависит от уровня физического, умственного и эмоционального развития. Большинство здоровых ребятишек вступают в «полосу упрямства» во второй половине третьего года жизни. Уже в возрасте 3,5 года поведение становится стабильным, истерики и приступы негативизма прекращаются.

Проявление кризиса у ребенка 3 лет — естественное явление в развитии детской психики. Оно необходимо для формирования таких свойств характера, как независимость, целеустремлённость и гордость. У малышей со спокойным темпераментом переход от младенчества к детству может пройти гладко, без заметных конфликтов.

Как пережить трудный период

Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.

Узнав, в чём причины детского кризиса, вам будет легче ему помочь пережить этот период

Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».

Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.

Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:

  • Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
  • Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
  • При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
  • Избегать криков и наказаний.
  • Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
  • Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
  • Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
  • Игнорировать истерики – в любое время, в любой ситуации.

Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу – и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.

Как реагировать на детскую истерику

Наиболее неприятное проявление «периода упрямства» — истерический припадок. Он может произойти где угодно — от семейной кухни до автобусной остановки. Громкие рыдания и крики выражают возмущение, гнев, разочарование.

Родителям не стоит нервничать или ругаться. Помните, истерика устраивается для зрителя – чтобы получить ласку, внимание, желаемую вещь. Отойдите или отвернитесь от ребенка, не обращайте внимания на его выходки, и он успокоится. Когда это случится, продолжите разговаривать с малышом или уведите его оттуда, где началась истерика. Перемена места часто оказывает успокаивающее действие.

Эмоциональный приступ, вызванный упрямством, можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.

Важно сохранять спокойный, доброжелательный тон, как бы трудно это не было. Раздражённый тон и крики родителей взвинчивают детей ещё сильнее, превращая приступ упрямства в буйную истерику.

Когда требуется помощь психолога

Поведенческие изменения 3-го года жизни постепенно сходят на нет. С развитием мышления малыш находит мирные способы для выражения своей индивидуальности. Однако есть случаи, когда необходима помощь специалиста. В их числе:

  • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
  • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
  • Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточиться, стремление постоянно двигаться, производить шум.
  • Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.

В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.

Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.

Также рекомендуем почитать: герпес 6 типа у детей

Источник