Развитие ребенка в ранней юности

Развитие ребенка в ранней юности thumbnail

Возрастные особенности раннего юношества.

а) В этот возрастной период начинают решаться важные задачи развития:   -обретение чувства личной тождественности и целостности. Этот процесс в самом общем смысле понимается как обретение себя, своего Я, представление о том, где юноша (девушка) находится и куда идет;  

-завершение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

-активное профессиональное самоопределение;

-развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Без решения этих возрастных задач данный период не будет полноценно прожит, что негативно скажется на дальнейшем жизненном пути и развитии личности.

б) Важным вопросом является выстраивание взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.


В пору ранней юности эмоциональная связь с родителями зачастую разрывается. Центром эмоциональной привязанности становятся не родители, а сам юноша (девушка). Родители жалуются на черствость, эгоизм, в свою очередь, юноши и девушки предъявляют претензии к недостаткам и противоречиям в поведении близких людей (например, расхождение слова и дела), но со временем это проходит, отношения восстанавливаются на более высоком уровне.

В отношениях со сверстниками сохраняется дифференцированный подход по интересам, симпатиям, увлечениям.

Родители и учителя часто отмечают в поведении юношей и девушек демонстративность: скандалы, капризы, нытье, неуместная обидчивость. Это чаще всего реакция на кажущуюся недостаточность признания взрослости.

в) В общем целом существует два полярных типа развития в ранней юности:

-прагматический тип – ориентация человека на целесообразность поступков, действий и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение

-творческий тип – интересы юноши (девушки) устремлены далеко в будущее, в известной степени независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая различные новые познавательные и иные формирующие возможности в собственный образ жизни.

Важно отметить, что у любого молодого человека имеются обе тенденции, однако соотношение их может быть различно благодаря биологическим, биографическим, социальным факторам.

г) Внутренний мир, мировоззрение юноши (девушки) не тождественен внутреннему миру взрослого человека. У них другой набор ценностей, с которым они соотносят то, что видят и слышат, что делают и о чем размышляют. Для них важны предметы и обстоятельства, которые не имеют цены и значения для взрослого человека (общение со сверстниками, вольность в одежде, специфический интерес к внутреннему миру людей и т.д.).

д) Ранняя юность – уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать и т. д. Именно в это возрасте возможно такое свежее, интенсивное и свободное приобщение к культуре, не связанное профессиональными, родительскими и иными обстоятельствами.

Таким образом, ранняя юность – это перестройка отношения к себе и к миру и это осложняется условиями современного мира.

Штрихи к портрету современного школьника.

Социальная ситуация 2000-ых в обществе отражается в следующих изменениях российского школьника 9-11 классов (и не только этих классов).  

а) Сохраняются в поведении личностные и психологические особенности, свойственные младшим школьниками или подросткам. Происходит нарастание интеллектуальной зрелости и параллельно личностной незрелости. Школьники не хотят и не могут взрослеть, подспудно чувствуя опасность от окружающего мира. Среди популяции юношества 20% демонстрируют, так называемую, «выученную беспомощность» (см.:https://www.psihologu-prakse.lv/bezpalidziba.shtml).

б) Многие юноши и девушки склонны преувеличивать уровень своих знаний и способностей, как следствие неадекватной завышенной самооценки. Юноши склоны считать, что учеба в школе вообще далека от истинной, реальной, взрослой жизни, а потому скучна и монотонна.

в) Небывалые ранее трудности в построении взаимоотношений с взрослыми, неопределенность в их построении. Очень часто вина за это лежит на взрослых: из-за неразвитости родительских чувств, стремление проецировать на сына или дочь свои нежелаемые качества, предпочтение в юноше детских качеств.

г) Увеличивается число детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Причем на всех этапах развития ребенка возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста (и школьной, и личностной тревожности). Эмоциональные проблемы становятся причиной ухода в разного рода субкультуры, увлечения смертельно опасным экстримом и ПАВ (психоактивные вещества). Увлеченность субкультурами преследует своей целью настойчивую демонстрацию своих эмоциональных состояний и чувств.

д) В учебной деятельности особую сложность представляет для юношей и девушек чтение и понимание крупных текстов. Дел в том, что с активным развитием интернет – культуры у школьников появились функциональные нарушения чтения. Это проявляется в неспособности, затрудненности осмыслить и пересказать текстовую информацию. Чаще всего подрастающее поколение может воспринимать только визуальную информацию, но вся наша культура выросла и основывается на текстах и тексты, безусловно, являют огромный потенциал для развития личности.

Читайте также:  Дидактические игры как всестороннее развитие ребенка

В таких непростых современных условиях приходится жить детям, родителям, педагогам, школе и семье в целом. В целом происходит расхождение системы взросления человека и образовательной системы. Наиболее очевиден этот разрыв в период ранней юности. Взросление происходит вне образовательной системы, а образование – вне системы взросления. Для того чтобы облегчить тяжесть тех трудностей, которые выпадают на долю семьи и школы, мы должны, в первую очередь, быть вооружены знанием, которое очень кратко изложено в данной брошюре.

Что же можно порекомендовать?  

Уважаемые взрослые!

Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше, если:  

а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма.

б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми.

г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости.

д) Вы не критикуете ученика в присутствии других.

е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки.

ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности.

з) Пытаетесь поставить себя на место ученика – это позволит избежать удара по его самоуважению.

и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает.

к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках).

л) Вы контроль преподносите как заботу, а иногда просите совета как у равного или старшего.

м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец!», «ты – лентяй»).

Дорогие друзья!  

Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.

Использованы источники, которые можно и прочитать самостоятельно:  

1. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

2. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1995

3. https://www.scipsy.ru/lichnost/1.html

4. https://www.rospsy.ru/

Источник

Особенности юношеского (раннего) возраста

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.

В науке юность оп­ределяется в границах 14 – 18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15 – 17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.

Особенности психического развития в раннем юно­шеском возрасте, во многом, связаны со спецификой со­циальной ситуации развития, суть которой сегодня состо­ит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределе­ние, причем не только во внутреннем плане в виде меч­ты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбо­ра. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказыва­ются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.

Принципиально важную характеристику современной ситуации отмечает Б. Д. Эльконин, отстаивая поло­жение о том, что переживаемый нами исторический пери­од в развитии детства может быть охарактеризован как кри­зисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхожде­нии образовательной системы и системы взросления. Нигде этот разрыв не виден столь отчет­ливо, как в период ранней юности. Взросление про­ходит вне образовательной системы, а образование – вне системы взросления. Возможно суще­ствование двух ведущих деятельностей. Вопрос о ведущей деятельности в период ран­ней юности, который и всегда был дискуссионным, на се­годняшний день остается открытым.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успеш­но решена без и вне решения более широкой задачи лич­ностного самоопределения, включающей построение це­лостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от под­росткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему. Она утверждает, что подросток смот­рит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девушка смотрят на настоящее с позиции будущего.

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способнос­ти уже сформированы, однако на протяжении раннего юно­шеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуаль­ными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к дея­тельности взрослых.

Читайте также:  Плод развитие ребенка по неделям

Спецификой возраста является бы­строе развитие специальных способностей, нередко напря­мую связанных с выбираемой профессиональной облас­тью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши или девушки го­раздо более сложной и индивидуальной, чем в более млад­ших возрастах. У юношей этот процесс начинается рань­ше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация спо­собностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности от­крытие себя как неповторимой индивидуальности нераз­рывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанали­за, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элемен­том социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рас­сматривают как основное новообразование, итожащее ран­нюю юность. И.В. Дубровина: «Поскольку мы не разделяем бытующего мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного развития, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осу­ществляются и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готов­ность (способность) к личностному и жизненному самоопре­делению».

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представле­нию об идентичности – понятию, наиболее часто встреча­ющемуся при описании этого возраста зарубежными ис­следователями. Известнейший американский психолог Э.Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе и целостность. Идентичность – это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации. Юность Э.Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каж­дый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым со­вершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен опреде­лить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обострен­ного чувства ожидают от него другие».

Если молодой человек успешно справляет­ся с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спу­танная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бы­вает результатом трудного детства или тяжелого быта. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную рас­пущенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные поло­вые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уров­нем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья. По мне­нию Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности луч­ше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.

Особенностью юности можно назвать близость ее к истории страны, особенную созвучность эпохе. И.В. Дубровина отмечает, что люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который тогда доминировал, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и кото­рый олицетворялся в любимых актрисах и актерах, нако­нец, к тем ценностям и идеалам, которым были привер­жены, входя во взрослую жизнь.

Т. Томэ предлагает различать два прин­ципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Такое развитие нельзя назвать действительно индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию.

Второй путь можно назвать путем сознательного саморазвития. Ю.Б. Гиппенрейтер, описывая идеи А.Н. Леонтьева говорит о сознательном самоопределении как об основном содержа­нии «второго рождения» личности в юности. Само­определение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию.

В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба – события и связанные с ними пере­живания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.

Юность – уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упус­кается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное про­фессиональными, родительскими или какими-либо ины­ми нуждами приобщение к культуре.

Читайте также:  Проблемы социализации и интеграции в общество ребенка с отклонением в развитии

Юность ценят все – это возраст, с которым горько рас­ставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб дру­гим возрастам.

Но эта субъективная и объективная ценность и значи­мость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ран­ней юности. Исследователями называются различные зада­чи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исто­рических условий развития личности на данном возрастном этапе.

Выделим следующие основные задачи развития в ран­ней юности:

1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

2. Обретение психосексуальной идентичности – осозна­ние и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего брачного партнера;

3. Профессиональное самоопределение – самостоятель­ное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценност­ных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Все это позволяет «включиться» в мир взрослых.

Источник

В возрасте 16-17 лет школьники, почувствовав себя взрослыми, ещё не достаточно самостоятельны, пока ещё они зависят от родителей. Этот новый возрастной период называют ранней юностью, или «третьим миром между детством и взрослостью».

В этот период юноши и девушки задумываются над профессиональным самоопределением: нужно разобраться в собственных способностях, выбрать будущую профессию и определить возможности её получения.

Если в подростковом периоде особое значение имели сверстники, то в ранней юности больший интерес вызывают взрослые, т.к. они помогают разбираться в вопросах, связанных с будущей взрослой жизнью.

Характеристика развития ранней юности

Дети в этот период ищут своё место в нашем мире, им характерны поиски и сомнения. Одни более тревожны и напряжены, другие, полагаясь на взрослых, спокойны и уверены. Психологи утверждают, что те дети, которые прошли самостоятельно путь поисков и сомнений, в жизни более уверенны и независимы, чем те, кто прошёл этот путь легко, опираясь только на родителей.

Важное место в период ранней юности занимает общение со значимыми людьми, которые влияют на процесс самоопределения. Так как пубертатный кризис остался позади, дети восстанавливают более прочные и доверительные связи с родителями, их мнение становится важным, эмоциональная сфера общения более стабильна.

При внешней самостоятельности дети ищут защиту и поддержку в семье, в ней они чувствуют себя уверенными и защищёнными. С родителями обсуждаются вопросы о будущей профессии, проблемные ситуации, строят планы на взрослую жизнь, но всё-таки дистанция в отношениях присутствует, т.к не всегда могут поделиться интимно-личностными проблемами. Поэтому общение со сверстниками для них не менее важно.

В общении с друзьями обсуждается то, что происходит сейчас, а не в перспективе – это переживаемые разочарования, личные секреты или появление первой влюблённости.

В 16-17 лет самооценка становится выше, чем в подростковом возрасте, развивается саморегуляция, следовательно, появляется контроль за проявлением эмоций и поведением, наблюдается общая стабилизация личности.

К учёбе отношение тоже меняется, они рассматривают её уже как необходимую базу для будущей профессиональной деятельности. С учителями контакты становятся более доверительными и осознанными.

Выбор будущей профессии – основная задача детей в этот период, решить её помогут родители или близкие люди. Собственного опыта у ребёнка ещё нет, и он опирается только на мнение взрослых. В подростковом возрасте ещё можно было фантазировать и считать любую профессию доступной, то сейчас эти иллюзии уходят, потому что нужно реально оценить уровень учебной подготовки, свои способности и склонности, а также материальный уровень семьи.

Старшеклассники в выборе ориентируются на престижность в обществе и материальную обеспеченность будущей профессии, лишь небольшую часть не интересует будущий заработок. Поэтому на трудовом рынке переизбыток экономистов, юристов, артистов.

В ранней юности вырабатывается мировоззрение – система ясных и устойчивых убеждений, но она ещё нестабильна. Дети пытаются ответить на мировоззренческие вопросы: «Какой Я?», «Каковы мои возможности?», «Что я значу и какое место занимаю в этом мире?». Познавая действительность, он думает о себе и требует ясных ответов, решает кем быть и каким быть.

Итак, ранняя юность – это ещё один, не менее сложный период, который проживают наши дети. Выходя из под опеки родителей, сложности взрослой жизни (поступление в ВУЗ, будущее самостоятельное проживание в другом городе, сдача сессионных экзаменов и т.д.) преодолевать придётся самостоятельно. Если ребёнок был подготовлен к этому родителями заранее, то пройти этот путь ему будет значительно легче.

Источник