Развитие ребенка в рамках фгт
Особенности внедрения ФГТ в рамках
социально-личностного развития дошкольников
Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирования основ уважительного отношения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, обладающими определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти “себя” и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Министерством образования и науки России утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
В данном документе определены
Основные 4 направления развития ребенка – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Каждое из направлений включает в себя образовательные области.
Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Направления ФГТ через совокупность образовательных областей обеспечивают разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей.
Внедрение ФГТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.
В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.
Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие детей.
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
– трудовых навыков;
– знаний;
– норм, ценностей, традиций, правил;
– социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
В сфере социально-личностного развития основными образовательными областями являются:
- Социализация:
– освоение первоначальных представлений социального характера;
– включение детей в систему социальных отношений.
- Безопасность:
– формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
– формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- Труд:
– формирование положительного отношения к труду.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей вам представлены на экране.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся те, которые вам представлены на экране.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и конечно, родителей.
Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т.д.
Можно выделить несколько основных принципов организации процесса социального воспитания:
Таким образом, основной целью нашего дошкольного образовательного учреждения по социально-личностному развитию дошкольников является: способствование своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста:
Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
– сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
– перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
– систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
– коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Более широкие возможности для социально-личностного развития детей представляет собой включение таких парциальных программ, как «Мы» Н.Н. Кондратьевой; «Я – ты – мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной; «Открой себя» Е.В. Рылеевой; «Я – Человек» С. А. Козловой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; «Росток» А.М. Страунинг, в Основную общеобразовательную программу дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников
Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.
Только совместная всесторонняя работа всех педагогов ДОУ дает возможность обеспечить развитие детей во всех трех областях социально-личностного направления.
Продуктивная работа по всем трем направлениям социально-личностного развития (социализация, труд и безопасность) не возможна только в рамках детского сада, без помощи и сотрудничества с родителями воспитанников.
Основополагающей идеей, требующей своего развития в сфере дошкольного образования, является идея построения взаимодействия с семьей на основе гуманно-личностного подхода.
В связи с эти основными задачами взаимодействия детского сада с семьей в рамках социально-личностного развития детей являются:
Для того чтобы родители могли дать своим детям возможность почувствовать себя принятыми в этом мире, уверенными в себе, им самим необходимо разбираться в особенностях своих детей, знать их возрастные особенности, уметь успешно взаимодействовать с социумом и транслировать свой опыт детям; разбираться в новейших теориях воспитания и т.д.
Исходя из этого, основными формами взаимодействия с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников являются:
5. Характеристика воспитанника перед поступлением в школу
Все выше перечисленные мероприятия, конечно, главным образом направлены на становление и развитие ребенка. Работая с дошкольниками по приоритетному направлению – социально-личностному развитию, мы стремимся к тому, чтобы у будущего выпускника нашего учреждения были сформированы следующие личностные качества, знания, умения и навыки:
Таким образом, в своей работе педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения стремятся, чтобы у воспитанников был сформирован высокий уровень социально-личностного развития.
Формы работы с детьми по освоению образовательных областей
Формы работы с детьми по освоению
образовательной области «Безопасность»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Формы работы с детьми по освоению
образовательной области «Социализация»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Формы работы с детьми по освоению
образовательной области «Труд»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Источник
Введение ФГТ в образовательный процесс детского сада
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
Деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе регламентируют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 23 ноября 2009 года приказом № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации, вступили в силу с марта 2010 года) и Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 20 июля 2011 года приказом № 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации).
Коллектив детского сада проводит большую работу по реализации ФГТ.
Творческой группой ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования образовательного учреждения в переходный период введения ФГТ и план поэтапного внедрения ФГТ.
План поэтапного внедрения ФГТ
Информационно-аналитический этап (сентябрь 2012 г. – май 2013 г.)
Изучение и анализ нормативно-правовых документов (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655 ” Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования”).
Проведение семинара на тему «Моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, соответствующего Федеральным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности.
Различные подходы к организации непосредственно образовательной деятельности по ФГТ.
Аудит программно-методического обеспечения образовательной деятельности ДОУ: сравнительный анализ ФГТ и анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
Аудит соответствия условий ДОУ ФГТ (образовательная среда детского сада, групп, кабинетов).
Изучение новых моделей образовательной деятельности с детьми согласно ФГТ.
Анализ соответствия системы мониторинга ФГТ (творческая группа).
Внедренческий этап (май 2011 г. – январь 2012 г.)
Организация самостоятельного изучения педагогами ООП, принципов и условий организации образовательной деятельности с детьми.
Обучение педагогов по проблеме организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ (семинар-практикум).
Участие педагогов в работе муниципальных методических объединений, мероприятиях по проблеме организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.
Внедрение образовательной программы в практику работы ДОУ (мастер – классы, открытые просмотры).
Анализ собственной деятельности, анализ просмотренных мероприятий.
Контроль (собеседование с педагогами ДОУ об особенностях организации образовательного процесса в соответствие с ФГТ и ООП ДОУ).
Общие подходы к построению предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Итоговый этап (январь 2012 г. – май 2012 г.)
Анализ реализации ООП по всем направлениям и задачам.
Выявление трудностей и положительного опыта.
Результаты работы педагогического коллектива за год в условиях внедрения ФГТ к структуре ООП.
Итоговый педсовет.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Для этого были разработаны и введены в действие федеральные государственные стандарты.
Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением федеральных требований?
В настоящее время разработаны и утверждены федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области, основные задачи образовательных областей и установлен основополагающий принцип – принцип интеграции образовательных областей.
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:
- если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей:
- акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие интегративных качеств выпускника детского сада;
- решать поставленные цели и задачи предлагается:
- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей.
- отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование. Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, от оснащённости группы и детского сада, от опыта и творческого подхода воспитателя. В работе с детьми младшего возраста педагоги используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер.
С введением федеральных государственных требований модель организации образовательного процесса педагоги планировали исходя из двух блоков: блока совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.
За время работы детского сада в условиях новых требований, коллективом накоплен определённый опыт по внедрению федеральных государственных требований в практику педагогической работы ДОУ:
- Изучались нормативные и инструктивные документы федерального, регионального и муниципального уровней, на основе чего был разработан пакет документов, регламентирующих работу учреждения.
- Разработана и утверждена основная образовательная программа учреждения в соответствии с концептуальными положениями новых требований.
- С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области реализации федеральных государственных требований разработали и внедрили внутрисадовскую систему повышения квалификации педагогов: проводились педагогические советы, семинары на тему: «Федеральные государственные требования: цели, задачи и пути реализации», «Образовательная программа – как модель организации образовательного процесса в ДОУ».
- Организовали в ДОУ работу постоянно действующих Центров по изучению и внедрению федеральных требований в образовательный процесс. Работа «Центров» была ориентирована на повышение качества образовательного процесса и на профессиональное развитие и саморазвитие педагогов ДОУ. Тематика «Центров» соответствовала развитию детей по образовательным областям, руководителями являлись педагоги – новаторы ДОУ. В рамках работы «Центров» рассматривались как теоретические, так и практические вопросы.
Опыт написания образовательной программы учреждения в соответствии с новыми требованиями передавался в индивидуальном порядке другим детским садам района.
Активизирована работа с родителями с целью создания единого пространства детского развития и максимального их вовлечения в образовательный процесс: родительские встречи в группах проводятся с показом детской деятельности, консультации с учётом запросов родителей. Вся эта работа способствует повышению уровня психолого-педагогической компетентности взрослых и, как следствие, обогащению детско-родительских отношений.
Одним из актуальных направлений развития современного образования является сетевое взаимодействие, целью которого является объединение, сбор, систематизация и последующее обобщение и распространение результатов педагогической деятельности.
Образовательный процесс педагоги ДОУ строят на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком.
Воспитатели наполняли повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включали каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовали реализации детских интересов и жизненной активности.
Организуя образовательную деятельность детей, воспитатели развивают у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Все педагоги ДОУ перешли на комплексно – тематическое планирование в соответствии с новыми требованиями. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический компонент построения образовательного процесса позволяет вводить региональные компоненты, учитывать направление ДОУ. А интегрированный подход в организации педагогического процесса даёт возможность развивать в единстве все сферы детской деятельности.
Источник