Развитие ребенка в рамках фгт

Особенности внедрения ФГТ в рамках

социально-личностного развития дошкольников

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирования основ уважительного отношения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, обладающими определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти “себя” и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Министерством образования и науки России утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

В данном документе определены

Основные 4  направления развития ребенка – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.          

Каждое из направлений включает в себя образовательные области.

 Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

Направления ФГТ через совокупность образовательных областей обеспечивают разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей.

Внедрение ФГТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. 

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. 

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.

В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот  термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.

Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует  вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие детей.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

– трудовых навыков;

– знаний;

– норм, ценностей, традиций, правил;

– социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

В сфере социально-личностного развития основными образовательными областями являются:

  • Социализация:

– освоение первоначальных представлений социального характера;

– включение детей в систему социальных отношений.

  • Безопасность:

– формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

– формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

  • Труд:

– формирование положительного отношения к труду.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей вам представлены на экране.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Читайте также:  Скачать программу для развития ребенка без регистрации

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся те, которые вам представлены на экране.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и конечно, родителей.

Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т.д.

Можно выделить несколько основных принципов организации процесса социального воспитания:

Таким образом, основной целью нашего дошкольного образовательного учреждения по социально-личностному развитию дошкольников является: способствование своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста:

Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно: 

– сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

– перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

– систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

– коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Более широкие возможности для социально-личностного развития детей представляет собой включение таких парциальных программ, как «Мы» Н.Н. Кондратьевой; «Я – ты – мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной; «Открой себя» Е.В. Рылеевой; «Я – Человек» С. А. Козловой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; «Росток» А.М. Страунинг, в Основную общеобразовательную программу дошкольного образовательного учреждения.

Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников

Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.

Только совместная всесторонняя работа всех педагогов ДОУ дает возможность обеспечить развитие детей во всех трех областях социально-личностного направления.

Продуктивная работа по всем трем направлениям социально-личностного развития (социализация, труд и безопасность) не возможна только в рамках детского сада, без помощи и сотрудничества с родителями воспитанников.

Основополагающей идеей, требующей своего развития в сфере дошкольного образования, является идея построения взаимодействия с семьей на основе гуманно-личностного подхода.

В связи с эти основными задачами взаимодействия детского сада с семьей в рамках социально-личностного развития детей являются:

Для того чтобы родители могли дать своим детям возможность почувствовать себя принятыми в этом мире, уверенными в себе, им самим необходимо разбираться в особенностях своих детей, знать их возрастные особенности, уметь успешно взаимодействовать с социумом и транслировать свой опыт детям; разбираться в новейших теориях воспитания и т.д.

Исходя из этого, основными формами взаимодействия с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников являются:

5. Характеристика воспитанника перед поступлением в школу

Все выше перечисленные мероприятия, конечно, главным образом направлены на становление и развитие  ребенка. Работая с дошкольниками по приоритетному направлению – социально-личностному развитию,  мы стремимся к тому, чтобы у будущего выпускника нашего учреждения были сформированы следующие личностные качества, знания, умения и навыки:

Таким образом, в своей работе педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения стремятся, чтобы у воспитанников был сформирован высокий уровень социально-личностного развития.

Формы работы с детьми по освоению образовательных областей

Формы работы с детьми по освоению

образовательной области «Безопасность»

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

подгрупповые

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседа
  • Чтение
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  • Экспериментирование
  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседа
  • Чтение
  • Рассматривание
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Формы работы с детьми по освоению

образовательной области «Социализация»

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

подгрупповые

  • Индивидуальные игры
  • Совместные с воспитателем игры
  • Совместные со сверстниками игры
  • Педагогические ситуации
  • Наблюдения
  • Беседа
  • Чтение
  • Экскурсии
  • Праздники
  • Индивидуальные игры
  • Совместные с воспитателем игры
  • Совместные со сверстниками игры
  • Ситуативные разговоры с детьми
  • Педагогические ситуации
  • Ситуации морального выбора
  • Беседы после чтения, социально-нравственного содержания
  • Чтение
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды
  • Индивидуальные игры
  • Совместные со сверстниками игры
  • Все виды самостоятельной детской деятельности
Читайте также:  Особенности психического развития ребенка дошкольного детства

Формы работы с детьми по освоению

образовательной области «Труд»

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

подгрупповые

  • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности
  • Создание макетов, коллекций и их оформление
  • Украшение предметов для личного пользования
  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Игры
  • Поручения и задания
  • Дежурства
  • Совместная деятельность взрослых и детей тематического характера, проектного характера
  • Чтение
  • Беседы
  • Игры
  • Экскурсии
  • Во всех видах детской деятельности, режимных моментов
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Источник

Введение ФГТ в образовательный процесс детского сада

     Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.    

     Деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе регламентируют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 23 ноября 2009 года приказом № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации, вступили в силу с марта 2010 года) и Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 20 июля 2011 года приказом № 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации).

    Коллектив детского сада проводит большую работу по реализации ФГТ.    

Творческой группой ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования образовательного учреждения в переходный период введения ФГТ и план поэтапного внедрения ФГТ.

План поэтапного внедрения ФГТ

Информационно-аналитический этап (сентябрь 2012 г. – май 2013 г.)

    Изучение и анализ нормативно-правовых документов (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655 ” Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования”).
   Проведение семинара на тему «Моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, соответствующего Федеральным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

     Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

   Организация совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности.

     Различные подходы к организации непосредственно образовательной деятельности по ФГТ.

     Аудит программно-методического обеспечения образовательной деятельности ДОУ: сравнительный анализ ФГТ и анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

     Аудит соответствия условий  ДОУ ФГТ (образовательная среда детского сада, групп, кабинетов).

    Изучение новых моделей образовательной деятельности с детьми согласно ФГТ.

Анализ соответствия системы мониторинга ФГТ (творческая группа).

Внедренческий этап (май 2011 г. – январь 2012 г.)

      Организация самостоятельного изучения педагогами ООП, принципов и условий организации образовательной деятельности с детьми.

    Обучение педагогов по проблеме организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ (семинар-практикум).

    Участие педагогов в работе муниципальных методических объединений, мероприятиях по проблеме организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.

     Внедрение образовательной программы в практику работы ДОУ (мастер – классы, открытые просмотры).

    Анализ собственной деятельности, анализ просмотренных мероприятий.

   Контроль (собеседование с педагогами ДОУ об особенностях организации образовательного процесса в соответствие с    ФГТ и ООП ДОУ).

    Общие подходы к построению предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Итоговый этап (январь 2012 г. – май 2012 г.)

   Анализ реализации ООП по всем направлениям и задачам.

Выявление трудностей и положительного опыта.

   Результаты работы педагогического коллектива за год в условиях внедрения ФГТ к структуре  ООП.

   Итоговый педсовет.

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

     Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.    

     Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Для этого были разработаны и введены в действие федеральные государственные стандарты.

      Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением федеральных требований?

      В настоящее время разработаны и утверждены федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области, основные задачи образовательных областей и установлен основополагающий принцип – принцип интеграции образовательных областей.

Читайте также:  Особенности развития коры головного мозга ребенка

     Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

  • если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей:
  • акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие интегративных качеств выпускника детского сада;
  • решать поставленные цели и задачи предлагается:
  • максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей.
  • отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

   Фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование. Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, от оснащённости группы и детского сада, от опыта и творческого подхода воспитателя. В работе с детьми младшего возраста педагоги используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер.

     С введением федеральных государственных требований модель организации образовательного процесса педагоги планировали исходя из двух блоков: блока совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.

     За время работы детского сада в условиях новых требований, коллективом накоплен определённый опыт по внедрению федеральных государственных требований в практику педагогической работы ДОУ:

  • Изучались нормативные и инструктивные документы федерального, регионального и муниципального уровней, на основе чего был разработан пакет документов, регламентирующих работу учреждения.
  • Разработана и утверждена основная образовательная программа учреждения в соответствии с концептуальными положениями новых требований.
  • С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области реализации федеральных государственных требований разработали и внедрили внутрисадовскую систему повышения квалификации педагогов: проводились педагогические советы, семинары на тему: «Федеральные государственные требования: цели, задачи и пути реализации», «Образовательная программа – как модель организации образовательного процесса в ДОУ».
  • Организовали в ДОУ работу постоянно действующих Центров по изучению и внедрению федеральных требований в образовательный процесс. Работа «Центров» была ориентирована на повышение качества образовательного процесса и на профессиональное развитие и саморазвитие педагогов ДОУ. Тематика «Центров» соответствовала развитию детей по образовательным областям, руководителями являлись педагоги – новаторы ДОУ. В рамках работы «Центров» рассматривались как теоретические, так и практические вопросы.

    Опыт написания образовательной программы учреждения в соответствии с новыми требованиями передавался в индивидуальном порядке другим детским садам района.

     Активизирована работа с родителями с целью создания единого пространства детского развития и максимального их вовлечения в образовательный процесс: родительские встречи в группах проводятся с показом детской деятельности, консультации с учётом запросов родителей. Вся эта работа способствует повышению уровня психолого-педагогической компетентности взрослых и, как следствие, обогащению детско-родительских отношений.

    Одним из актуальных направлений развития современного образования является сетевое взаимодействие, целью которого является объединение, сбор, систематизация и последующее обобщение и распространение результатов педагогической деятельности.  

    Образовательный процесс педагоги ДОУ строят на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком.

    Воспитатели наполняли повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включали каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовали реализации детских интересов и жизненной активности.      

    Организуя образовательную деятельность детей, воспитатели развивают у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

    Все педагоги ДОУ перешли на комплексно – тематическое планирование в соответствии с новыми требованиями. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический компонент построения образовательного процесса позволяет вводить региональные компоненты, учитывать направление ДОУ. А интегрированный подход в организации педагогического процесса даёт возможность развивать в единстве все сферы детской деятельности.

Источник