Развитие ребенка в процессе эстетического и трудового воспитания

Эстетическое воспитание в труде.

            Сколько радости получает ребенок, когда в его руках из обычного материала получается интересная поделка. Ещё несколько усилий по оформлению  и его работа принимает еще  более привлекательный вид.

     Поначалу детям очень трудно подобрать нужный материал и отделку для оформления своего изделия. Очень часто бывает так, что хорошо сделанная поделка не имеет привлекательности именно из-за того, что не аккуратно и неумело оформлена. И когда дети сталкиваются с этим явлением, то у многих пропадает интерес к работе , поэтому очень важно на определенном этапе работы подсказать и помочь. Трудно переоценить значение этих работ для трудового обучения и воспитания обучающихся. Большое разнообразие конструкций, изделий, свойств обрабатываемых материалов, используемых приёмов их обработки, способствует расширению политехнических представлений детей формируя при этом эстетический вкус. Совершенствуются и закрепляются трудовые умения и навыки экономно расходовать материал, правильно и по назначению его применять. Разнообразные по внешнему виду и технологическим особенностям материалы создают неисчерпаемые возможности для развития детского творчества, фантазии, к поиску новых интересных решений. Ведь даже один и тот же персонаж сказки может быть создан как из природных материалов, так и из  множества других(дерево, текстиль, пластилин и пр.) Каждый материал придаёт изделию свою особенность и выразительность. Дети приобщаются к творческому поиску, что способствует развитию фантазии.

Творческая художественная направленность занятий с разными материалами проявляется в желании и умении выполнять изделия красивыми, аккуратными и нарядными. Занятия вооружают обучающихся умениями и навыками по обработке различных материалов, помогают осознать свою силу творца, способного подчинить своей воле эти материалы дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, способствуют возникновению интеллектуальной  и творческой активности, осуществляя собственные замыслы. В результате этого каждая игрушка, поделка, т.е. её облик в совокупности с художественной отделкой,  приобретает свой уникальный вид.

Атмосфера творческой приподнятости во время работы над изготовлением той или иной поделки, вдохновляет детей на самостоятельную творческую работу, что воспитывает в детях доброту, трудолюбие, уважение к личности мастера и просто чувство прекрасного.

Детские работы несут в себе искренность и непосредственность, открытость и задумчивость, милую наивность детского видения мира, чистоту и щедрость маленького детского сердца и что-то удивительно тёплое, близкое и родное каждому человеку.

Проявляя самостоятельность и фантазию, обучающиеся могут изменить последовательность изготовления изделия, добавить новые детали, создать новый образ. Под руководством педагога вносятся изменения, одни материалы заменяются другими, изыскиваются возможности придать изделию прочность и долговечность. Всё это развивает навыки художественного конструирования, художественное  чутьё и вкус, умение видеть красоту в окружающем мире.

Таким образом создание игрушек, сувениров, поделок и других всевозможных вещей из разных материалов приближается к художественному конструированию, способствует развитию эстетических чувств и художественных наклонностей детей. Вместе с тем, создавая вещи учебного и хозяйственного назначения, учащиеся убеждаются в практической значимости их труда. Зная, что результатами их труда будут пользоваться знакомые или незнакомые им люди, учащиеся сами начинают предъявлять повышенные требования к качеству своих работ.

Внеурочные занятия по изготовлению различных поделок при правильной их организации способствует воспитанию трудолюбия, а это немаловажно в воспитательном отношении т.к. развивает индивидуальные склонности ребёнка, приносит ему радость и удовлетворение от собственного труда. Всё это вместе взятое готовит к полезной практической деятельности. Поэтому прививать детям трудолюбие первостепенная наша задача.                                    

Источник

Юлия Файзулина
Ручной труд как средство эстетического воспитания

Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение «Детский сад № 84»

«Ручной труд, как средство эстетического воспитания»

(из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)

Воспитатель

I квалификационной категории

Файзулина Юлия Николаевна

г. Новосибирск, 2015

Ручной труд – увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, воспитывает взаимопомощь, формирует умение и навыки. Приобретённые, в результате занятий ручным трудом, навыки имеют большое значение в развитии мелкой моторики рук.

Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает силы свои в разуме».

Чем раньше детские пальчики станут ловкими, тем быстрее ребёнок познает радость творческого труда. Занимаясь ручным трудом, дети учатся не только изготавливать игрушки своими руками, но и приобретают элементарные трудовые навыки.

В процессе ручного труда дети учатся видеть красоту материала, с которым работают, выполнять свою работу аккуратно, чтобы она приносила радость окружающим. Ручной способствует не только развитию мелкой моторики рук и согласованности в работе глаза и руки, он совершенствует координацию движений, гибкость, точность движения рук, формирует систему навыков и умений. Ручной труд воспитывает в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.

Ручной труд может быть индивидуальным и коллективным. Он приносит детям радость общения, осуществления какой-то общей цели (например: поделка). У детей появляется стремление помочь друг другу, заинтересованность в завершении общего дела – результата работы.

Ручной труд даёт простор фантазии, воображению, творчеству. Ловкие детские пальчики способны превратить, оживить даже самую ненужную вещь, игрушку, дать ей вторую жизнь. Вот почему я считаю, что нужно больше заниматься ручным трудом, чтобы дети были более развиты эстетически и умственно.

Читайте также:  Игрушка как средство развития ребенка в дошкольном возрасте

Приступая к работе, я в первую очередь определила для себя цель своей будущей деятельности – это развитие гармоничной личности. Что под этим подразумевается?

В моём понимании – это человек, осознающий свою ценность и значимость в этом мире, которому интересно то, что он делает. Из всего этого следует, что эстетическое воспитание детей можно и нужно вести через ручной труд.

Перед нами встаёт сразу несколько задач: развивающих, образовательных, воспитательных.

Развивающие:

• развитие мелкой моторики рук,

• развитие образного и пространственного мышления,

• развитие памяти, мышления, внимания,

• развитие эмоциональной стороны (сопереживание, радость, восхищение, удовольствие,

• развитие эстетического восприятия, умение видеть красоту окружающего нас мира;

Образовательные:

• расширение познавательных горизонтов,

• знакомство и изучение тех отраслей труда, с которыми в наше время уже не сталкиваемся (ткачество, ткацкий станок, ручная и ножная прялка, куделя-веретено и т. д.);

Воспитательные:

воспитание интереса и любви к ручному труду,

воспитание усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца,

воспитание взаимопомощи, чувства долга,

воспитание самостоятельности, ответственности,

воспитание уважения к труду товарищей, к труду взрослых и своему.

Эти задачи я осуществляю с помощью системы методов:

• беседа,

• рассказ,

• показ иллюстраций, фотографий,

• использование предметной наглядности (образец работы,показ предметов старины: выбивка, вышивка, тканые дорожки, игрушки из «бабушкиного сундучка»,

• дидактические игры.

Поставленные задачи осуществляю в форме:

• занятий,

• самостоятельной деятельности,

• индивидуальной работы,

• тематических викторин

• но чаще всего в совместной деятельности.

Для успешного выполнения детьми заданий применяла следующие методические приёмы:

• игровой – чтобы занятие не казалось скучным;

• показ с объяснением – необходимо для успешного выполнения работы;

• вопросы – нацеливающие на работу, уточнение поэтапность действий, способов выполнения;

• словесные – загадки, потешки, отрывки из текстов;

• экскурсии в лес с целью наблюдений и сбора природного материала;

• посещение и детсадовских выставках, с целью привлечения внимания детей и родителей и пополнения знаний;

• участие в выставках, изготовление поделок для неё;

• совместные поделки с родителями – сплочение детей и родителей, соревновательный элемент.

У меня была подготовительная группа с очень развитыми и способными к ручному труду детьми. Мы с ними сделали очень много интересных работ.

«Ковёр». Эта работа была самой продолжительной по времени – три с половиной месяца. Начали мы работу с того, что сделали из листа картона от коробки «ткацкие станки».

Затем по надрезанным по краю картона рискам натянули нити.

Каждый ребёнок должен был выполнить свою часть работы.

Для этого мы взяли иглу, вставили шерстяную нить и начали «ткать». Некоторые дети справились быстрее остальных и помогали там, кто отстал. Мы никого не принуждали, а подбадривали и говорили одобряющие слова от которых детям хотелось ещё лучше и быстрее закончить свою часть работы.

Эта работа была выбрана не случайно. Я видела, что детские пальчики развиты слабовато, а выполнение этой работы способствовало развитию мелкой моторики рук.

Для того, чтобы во время «ткачества» нити плотно притягивать друг к другу, мы использовали обычную столовую вилку.

Нити, которые заканчивались во время работы, мы временно крепили вот так скотчем.

Далее, когда процесс ткачества был закончен, эти нити иглой заправлялись внутрь ковра.

Когда коврик был уже готов, петли, которые составляли основу ковра, разрезали и завязали узелки, чтобы коврик не распустился.

Примерно через месяц после начала этой работы, один родитель сделал нам деревянную рамку – таким образом у нас появился ещё один ткацкий станок.

Эти коврики дети подарили своим мамам на День Матери. Точно такие же коврики мы с детьми сделали к 9 Мая и подарили их ветеранам. Сколько радости было на лицах детей, когда ветераны их хвалили и благодарили.

Следующей нашей работой была «Подушка». Дети по шаблонам «кроили» лоскутки, сшивали их друг с другом, а потом набивали их синтепоном. Когда дети достаточно хорошо овладели шитьём, умением вдевать нитку в иголку – мы сделали несколько больших подушек все вместе.

В итоге у нас получилась яркая и пёстрая подушка.

После Новогодних праздников мы с девочками начали учиться вязать крючком цепочки. Но не у всех получалось достаточно хорошо и мы отложили эту работу до тех пор, пока ручки детей не окрепнут и не улучшится пальчиковая умелость. И мы перешли к изготовлению кисточек и помпонов.

Когда научились делать помпоны, мы перешли к изготовлению игрушек из них.

А после этого попробовали сделать из них ковёр. Для этого я связала сетку – основу, и к ней мы с детьми стали привязывать наши помпончики. У нас получились довольно симпатичные коврики.

Эти коврики оживили и украсили нашу группу. Родители были очень довольны, что их дети так много умеют делать своими руками. А дети были очень довольны тому, что так многому научились за этот год.

Поучив колоссальное удовольствие от результатов работы с детьми выпущенной в школу группы, работать в этом направлении я решила и с детьми средней группы. Для этого я провела обследование детей средней группы, чтобы выявить, на каком уровне у них развиты навыки и моторика рук.

Читайте также:  Роль личности взрослого в воспитании и развитии ребенка

Выяснив, что мне было необходимо, я составила перспективный план с учётом уровня развития детей и проделанной ранее работы. Начали заниматься с каждым ребёнком индивидуально, так как моторика рук у детей была слабо развита.

Сначала нужно было заинтересовать детей, привлечь их внимание. Для этого я давала им поиграть игрушки, которые делали дети подготовительной группы. Деткам средней группы я старалась показать – насколько это увлекательно, что-то делать своими руками.

В средней группе мы много работали индивидуально. Научили всех правильно держать ножницы и пользоваться ими. Не всем детям нравилось заниматься ручным трудом. Мы никого не заставляли. По мере достижения детьми каких-либо положительных результатов (а это отмечалось сразу и вслух, чтобы все слышали, эти детки тоже начали проявлять интерес к ручному труду. Конечно, я старалась заинтересовать детей, привлечь их внимание своим эмоциональным рассказом или объяснением. И даже когда выдёргивали нити из ткани, делая бахрому (казалось бы однообразная работа,я старалась придать ей элемент игры: «Тянем – потянем, вытянуть не можем, тянем – потянем, вытянули нитку!». Постоянно хвалила работы, которые были сделаны хорошо. Говорила, какие детки молодцы, какую замечательную вещь сделали. Если что-то не получалось (вырезывание из ткани цветочков, мы оставляли это занятие на потом, когда окрепнут пальцы детей. Главное не отбить у детей желание трудиться. Ведь дети хотят видеть результат труда быстро, почти сию минуту.

В средней группе необходимо было акцентировать внимание на красоте. Если ребёнок спрашивал: «А у меня красиво?», а на самом деле – нет, я говорила, чтобы ребёнок посмотрел сам, сравнил с образцом. Здесь очень важно поддержать интерес и не отбить охоту трудиться.Мы сделали много хороших работ: салфетка из ткани с бахромой, пригласительная открытка из осенних листьев, бусы на ёлку, подставку под горячее и много других работ.

Детям очень понравилось работать с сухими листьями. Сначала мы собирали листочки, которые им нравятся на прогулке. Затем их сушили, придумывали разные композиции и клеили их клеем на подготовленный лист бумаги. Бусы мы делали их бумаги и из фольги. Из фольги они получились яркими и переливающимися.

Конечно, на занятиях не успевали всё доделать, заканчивали в совместной деятельности. Если требовалась предварительная работа – её тоже делали в совместной деятельности (снег из пенопласта, нарезание ниток).

Итак, к концу средней группы дети стали более усидчивыми и внимательными. Улучшилась моторика рук. Дети стали хорошо справляться с заданиями, меньше утомляться. Очень радовало то, что улучшились технические навыки работы с кистью, карандашом, ножницами.

Свою работу по ручному труду в старшей группе я начала опять с проверки навыков детей – не растеряли ли они их за лето. Оказалось, что половина деток за лето многое подзабыли. На основе всего этого я разработала перспективный план на старшую группу с учётом уже проделанной в средней группе работы.

Конечно, фундамент у нас уже был хороший. И всё-таки мелкая моторика рук была слабовата. Раскрашивая рисунки, дети выходили за контур, пальцы быстро уставали.

Каждый год в сентябре мы организовываем осенние выставки. Это уже добрая традиция нашего детского сада. Дети создавали поделки с нами в группе и с родителями дома. Работы получаются просто замечательные, жалко только, что из овощей они очень недолговечны. Очень красивые панно из листьев мы составляли. Казалось бы, хаотичное наклеивание сухих листьев на ткань – ничего особенного, но до чего же красивый и пёстрый ковёр из этого получился!

Это панно украшало нашу приёмную два года, пока дети не ушли из детского сада в школу.

В начале года мы работали с нитками – изготавливали из них игрушки.

Эти игрушки дети забирали домой, играли с ними в группе и дарили деткам из младшей группы.

К Новому году мы делали различные ёлочные игрушки, гирлянды, более сложные в изготовлении бусы, звёзды. Мы обеспечили украшениями не только свою группу, но и музыкальный зал, младшую группу. Вот эти мне понравились больше всего.

Зимнюю тематику мы открыли коллективными поделками «Русская зима». Дети в этом возрасте стали делиться на микро-коллективы, поэтому поделок получилось несколько.

Здесь пригодились все навыки, которые мы освоили, и многому научились (скатывать бумагу в аккуратные брёвнышки, собирать из них дом, делать картины с использованием тёртого пенопласта и различных круп).

Очень удивили родителей наши подарки к 23 Февраля и 8 Марта.

Когда есть мотивация – для чего это надо – всегда работы делаются с желанием, и получаются очень хорошими. Что дети и продемонстрировали в данном случае.

В марте – апреле работали с бумагой и картоном – делали по выкройке коробочки, корзинку.

В мае мы начали осваивать макраме – учились плести простые цепочки. Надо сказать, что мальчикам эта работа давалась легче, чем некоторым девочкам.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка могилев

В конце года я провела ту же диагностику, что и в начале – только усложнив задание. Ребёнку предлагалось вырезать детали с учётом непрерывности узора. Делая вывод, могу сказать, что с заданием дети справились хорошо, долго по времени работу делали трое детей. Таким образом, исследование в конце года показало, что дети стали более усидчивыми, внимательными, целеустремлёнными. Работали ножницами довольно быстро и уверенно – а это значит, что мелкая моторика рук развита хорошо.

В начале года технические навыки работы кистью, карандашом и ножницами были слабоваты. В конце года дети достаточно уверенно работали кистью, чётко проводили линии карандашом, закрашивали, лишь иногда выходя за контур рисунка. В рисунках дети использовали только основные цвета, да и то 2-3. Приописании картин наблюдалась скудная, однообразная речь, не слишком украшенная эпитетами. Дети не умели фантазировать, не могли представить будущую общую композицию. Результаты конца года говорили уже об обратном. Я считаю, что через ручной труд дети научились видеть красоту и убедились, что эту красоту можно создавать самим.

В итоге, дети стали более аккуратны, усидчивы. Уже могут сидеть на занятии по 20-30 минут. Значительно улучшился микроклимат в группе. Отношения между детьми стали более дружелюбными.

В подготовительной группе у меня появилась напарница и мы с ней вдвоём уже начали заниматься с детьми ручным трудом.

Работая с природным материалом по ручному труду, мы использовали загадки, пословицы, которые заставляли детей размышлять, развивали воображение, эстетический вкус.

В октябре мы занялись и с этими детьми ткачеством. Учились ткать красивые салфетки.

Попробовали сделать круглую салфетку, правда я не была уверена, что получится, но у нас получилось. Детям очень сильно понравился весь процесс ткачества.

Получились просто отличные салфетки. Потом дети подарили их мамам на День Матери.

После этого мы делали с детьми тряпичных куколок. Получилось тоже просто отлично.

Куколок детки все забрали домой, даже мальчики – кто себе оставил, а кто маме или сестрёнке подарил.

В декабре я начала знакомить детей с вышивкой. Рассказала сказку о принцессе иголочке. Учились вдевать нитку в ушко иголки и завязывать узелки. Самым сложным оказалось завязывание узелка. Пришлось каждого ребёнка учить индивидуально. Нам необходимо было научиться хорошо завязывать узелки для дальнейшей работы с иглой и пуговицами.

Научившись завязывать узелок, стали учиться пришивать пуговицы на тряпочку. Когда этот процесс был освоен – стали пришивать пуговицы к кукольным платьям и своим рубашкам (если пуговичка отрывалась). Правила безопасности при работе с иглой дети усвоили в самом начале работы.

В феврале приступили к изготовлению ковриков из помпонов. Научились делать помпоны. Я основу для ковров сначала вязала сама, а потом одна родительница принесла в детский сад сетку-канву. Она прекрасно подошла нам для основы. Коврики получились – загляденье.

Детки хвалили сами себя и удивлялись, как же они смогли сделать такую красоту!

Подарки для мам и пап к праздникам мы тоже, как всегда сделали заранее. Мы сделали из картона треугольные коробочки в виде куска торта, а внутрь дети сделали игрушку из помпона. Мы сделали два торта – один для пап, другой для мам. Получилось очень красиво и оригинально.

В мае мы принялись за самый сложный вид работы – плетение браслетов из бисера. Бисер – очень сложный и «коварный» материал. Он требует собранности, внимательности, аккуратности, определённых навыков. Не всем эта работа пришлась по душе. Я никого не заставляла. Часть детей продолжила осваивать бисер вместе со мной, а часть – продолжала работать с нитками и помпонами. Освоение бисера давалось нам очень тяжело. И всё-таки, те, кто оказался самым упорным (а это 4девочки и 2 мальчика) смогли сделать очень оригинальные и красивые браслетики.

После этого мы вместе с детьми начали делать массажную дорожку с пуговицами. Пуговицы были разного размера, но достаточно крупные. Пришивали ребятишки с большой охотой, но времени было мало – мы готовились к выпускному. Осталась работа незавершённой на июнь. Но детки всё равно, кто сколько мог – утром и вечером – 4-5 человек всё-таки закончили эту дорожку и сказали, что пусть она останется на память малышам. Так и получилось. Дети ушли в школу, а их рукотворный массажный коврик остался и служит нам, по сей день.

Итак, подводя итог моей работы за эти годы можно сказать, что работа велась не напрасно.Дети многому научились: шить, вышивать, пришивать пуговицы, мастерить игрушки из разных материалов. За редким исключением все дети научились владеть иглой. Так же, научились владеть ножницами, резать всё: бумагу, картон, клеёнку, поролон, синтепон, ткани, нитки и т. д.

Таким образом, проанализировав всю свою работу по ручному труду, могу смело сказать,что:

ручной труд делает детей усидчивыми и внимательными;

• хорошо развивает мелкую моторику рук;

• совместно выполненные коллективные работы способствовали развитию детского коллектива;

ручной труд способствует развитию эстетического вкуса;

ручной труд способствует воспитанию к труду взрослых и к труду товарища;

воспитывает чувство долга и взаимопомощи.

Источник