Развитие ребенка в процессе физического воспитания

Развитие ребенка в процессе физического воспитания thumbnail

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка – его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал ещё П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека.

Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка.

В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека.

Прежде всего это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение, выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности.

Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность ребенка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на протекание физических процессов.

Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.

Физкультурные занятие способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры и физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Задача воспитателя научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями, на язык эстетических оценок.

Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Они развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку, оздоровляют кожу.

Физкультурные занятия дают возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях: подготовка пособий к занятиям, забота и чистоте и порядке.

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности.

Источник

Физическое воспитание – это один из ключевых элементов в процессе формирования иммунитета и укреплении здоровья детей, от которых напрямую зависят темпы роста, а также умственного развития. Не существует единого возраста для начала занятий, всё сугубо индивидуально. Поскольку в раннем возрасте внимание малышей ещё не очень устойчиво, а движения не до конца сформированы, то принудить ребенка к выполнению каких либо действий практически невозможно. Как только грудничок начнет подражать действиям родителей, то уже можно начинать занятия гимнастикой. Лучше всего это делать в игровой форме, ведь именно игра является самой ранней формой физического воспитания малышей.

Первые 12 месяцев жизни малышей – это очень важный этап, формируются базовые движения: хватание, переворачивание, сидение, стояние. Выполнение комплекса специальных физических упражнений положительно отражается на уровне развития: темпы роста с набором веса значительно повышаются, особенно это касается малоподвижных детей.

Результаты исследований подтверждают, что физически активные дети, менее всего подвергаются риску заболеваний разной этиологии, а в случае болезни – намного легче переносят её, при этом быстро восстанавливаются.

Правильное физическое воспитание малышей

Обязанность физического воспитания детей в раннем возрасте возлагается на самых близких – родителей (или людей, которые их заменяют). Для этого им необходимо:

  • составить сбалансированный рацион питания;
  • организовывать правильный режим дня: пробуждение от ночного сна, умывание, утренний массаж или гимнастика, время питания, прогулки, дневной сон, игры со сверстниками – всё это должно быть правильно распределено по времени;
  • составлять график культурно-оздоровительных мероприятий (например, походы по музеям) и выполнять их;
  • способствовать саморазвитию малыша.

Выполнение всех перечисленных пунктов способно раскрыть и укрепить уже имеющиеся качества у ребенка.

Разделяют стандартные формы физического воспитания, способствующие росту и развитию:

  • Гигиенические оздоровительные мероприятия, включающие: купание, плавание, основы личной гигиены, закаливание. Выполняя комплекс процедур при соблюдении основных правил (сначала мытье рук, а лишь потом читка зубов), малыш становится более выносливым, гораздо меньше подвергаясь риску заболеваний.
  • Физическая активность: занятия спортом в форме игровых упражнений, утренней гимнастики, коллективных спортивных игр. Регулярные занятия способствуют развитию и укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ, повышению уровня выносливости, а также повышению интеллектуальных способностей.
  • Взаимодействие с природой: регулярные прогулки на улице при любой погоде (легкий дождь, снег). Это способствует закаливанию организма с параллельным укреплением иммунитета.
  • Мелкая и крупная моторика, способствующая развитию концентрации и быстроты реакций. К таким занятиям относятся раскрашивание, вязание, лепка из пластилина или теста. Эффективному развитию реакции способствуют игры с мячом или специальные задания (например, четыре малыша танцую вокруг 3-х стульев, при остановке музыки дети должны присесть).
Читайте также:  Предпосылки и условия развития психики ребенка

Благодаря комплексному подходу с учётом всех форм физического воспитания, обеспечивается полноценное поэтапное умственное и физическое развитие детского организма.

Физические упражнения, как залог здоровья

Физические упражнения рекомендуются, как здоровым детям, развивающимся по возрасту, так и детям в период реабилитации после серьезных заболеваний или малышам, отстающим в развитии от сверстников.

Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на состояние суставов и костей, содействует укреплению мышц, нормализации систем пищеварения, дыхания и улучшению состава крови. Например, для детей, больных рахитом, основой терапии является прием лекарств в комплексе с длительным пребыванием под прямыми солнечными лучами, и комплекс упражнений, способных укрепить мышцы живота, возвращая его к нормальной форме.

Учёные утверждают, что такие упражнения благоприятно отражаются на физической форме детей, а также значительно улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуя повышению внимания, восприятия, памяти и речи.

Как приучить ребенка делать зарядку в игровой форме

Интерес к тому, что происходит вокруг него, является особенно активным в первые 3 года жизни малыша. Этот интерес родители должны использовать при занятиях с физическими упражнениями. Имитация голосов и движений животных (например, котёнок мяукает и потягивается), изображение различных предметов (круглый мяч, квадратный стол) могут стать основой игры, малышу будет интересней заниматься гимнастикой.

Поскольку в раннем возрасте дети лучше всего действуют подражательно, то в качестве примера будущих упражнений можно использовать не только движения родителей, а и специальные потешки или стишки с действиями, сопровождающиеся картинками.

Например, с простыми упражнениями:

Мишка косолапый
По лесу идет.
(топаем ножками, при этом слегка переваливаясь с одной ноги на другую)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем в ведерко разбросанные вокруг малыша игрушки)
Вдруг упала шишка –
Прямо мишке в лоб!
(легонько! стукаем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою – топ.
(топаем ножкой).

Или же с более сложными движениями:

Самолеты загудели,
(сгибаем ручки в локтях, вращаем ими перед грудью в одном направлении)
Самолеты полетели.
(расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате (скорость зависит от размера помещения))
На полянку тихо сели,
(медленно опускаемся на пол)
Да и снова полетели.
(плавно подымаемся, расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате)

Не обязательно использовать стихотворную форму, можно сочинить собственную сказку, где главные герои совершают разнообразные движения. Зная интерес своего малыша и его предпочтения, достаточно легко организовать такую игру, когда ребенок, получит достаточный уровень физической нагрузки и удовольствие от самого процесса.

Где и как делать гимнастику с малышами в домашних условиях

Физическим воспитанием детей раннего и дошкольного возраста на достаточно высоком уровне занимаются в детских садах и других дошкольных учреждениях, но это не избавляет родителей от необходимости занятий дома. В домашних условиях лучшим местом для занятий гимнастикой является просторная комната, с минимальным накоплением лишних предметов. Всё, что может повредиться в процессе или нанести вред здоровью малыша, должно быть спрятано.

Продолжительность занятий должна зависеть от возраста. Не стоит принуждать малыша, если он уже утерял интерес или устал.

Общие нормы занятий гимнастикой для малышей имеют следующий вид:

  • 2 года – длительностью 3-4 минуты (2-3 упражнения с количеством повторов 4-5 раз);
  • 3 года – длительностью 5 минут (4 вида упражнений по 4-5 повторов);
  • 5-6 лет – 10-15 минут, 7-8 видов упражнений.

Разделяют три группы упражнений, направленных на развитие разных мышц, которые рекомендовано использовать во время совместных занятий гимнастикой с малышами:

1. Плечевого пояса:

  • поднятие рук в стороны разные стороны, вверх или вперед;
  • раскачивающиеся движения руками по направлению вперед-назад;
  • заведение рук за спину;
  • сгибание-разгибание рук;
  • хлопки руками на уровне груди.

2. Туловища: наклоны вперед и назад, после трех лет присоединяются наклоны в стороны;

3. Ног:

  • прыжки на одной или двух ногах;
  • приседания.

Упражнения можно комбинировать по своему собственному усмотрению, но не стоит забывать менять их каждые 10 дней для того, чтобы ребенок не терял интерес к происходящему.

В процессе занятий ребенка обязательно нужно хвалить, независимо от того, насколько хорошо у него всё получается. Не стоит сравнивать его успехи с достижениями других детей, ведь вместо стимула можно привить чувство неполноценности.

Веселая разминка для детей

Высокую двигательную активность и неусидчивость малышей можно использовать, стоит лишь направить их энергию в правильное русло. Сделать разминку веселой и интересной помогут стишки или музыка.

Стихи – это могут быть как детские стишки, так и произведения авторов, в которых четко чувствуется рифма. Например:

Головой покрутим резво,
Вправо-влево, вправо-влево.
(вращаем головой в разные стороны)
И попрыгаем на месте —
Ноги врозь и ноги вместе.
(прыгаем на одном месте)

Так как практически все детки любят танцевать, родителям необходимо просто включить любимую мелодию или же напеть её самостоятельно.

Источник

Лекции.Орг

Развитие ребенка в процессе физического воспитания
Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!

Обучение — составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка.

Читайте также:  До натальная психология развития ребенка

Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью — всему научиться со временем. В теории и практике физического воспитания значительное внимание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения. Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:

в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;

в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;

в двусторонности процесса обучения.

Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляет поиск оптимизации их, с другой — каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.

Обучение оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир — чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.

Содержание обучения составляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслит способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка. Многолетние исследования педагогов (Л.М.Коровиной, Э.Я.Степаненковой и др.) показали успешность развития творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм.

Обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка.

Важную роль в педагогическом процессе играет понимание Взрослыми психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь на его возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств. Обучение требует от ребенка значительных физических и психических усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Оно развивает различные виды памяти: эмоциональную память, если ребенок заинтересован обучением; образную — при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно-логическую — при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторную — в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную — без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений.

Обучение движениям способствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности.

Мы уже говорили, что обучение движению способствует развитию личности ребенка. Оно развивает его способности, приобщает к национальной культуре, побуждает к самосовершенствованию. Развитие ребенка во многом определяется тем, как им усвоены традиционные, присущие его народу движения.

Итак, повторим еще раз, что в процессе обучения движениям у ребенка развиваются физические и умственные способности, духовно-нравственные качества личности, эстетические чувства; воспитываются телесная рефлексия, осознанность, целенаправленность и организованность двигательных действий, инициативность и стремление к творчеству; развиваются память, воображение, фантазия; воспитывая в ребенке культуру тела, педагог одновременно совершенствует его духовную культуру.

Подберите примеры, иллюстрирующие единство обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания.

Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 584 | Нарушение авторских прав |
| Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Обучение в процессе физического воспитания направлено на овладение двигательными навыками, специальными знаниями, привитие навыков правильной осанки, личной и общественной гигиены, а также развитие физических качеств.

В физическом воспитании обучение движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и руководителя физкультуры и самостоятельной деятельности детей под их наблюдением.

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребёнка, формирование его практических двигательных навыков. Обучение движениям оказывает целенаправленное влияние на внутренний мир ребёнка – его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется одновременно обучение, воспитание и развитие. Формируя двигательные навыки у детей передавая им знания, взрослый решает их задачи нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Обучение, проводимое со всей группой детей, содействует воспитанию у них умений, необходимых для успешных занятий в школе: заниматься в коллективе; слушать, когда объясняют всей группе; наблюдать за показом; оценивать качество выполнения упражнений; организованно выполнять задания и другие.

Читайте также:  Развитие ребенка при беременности по дням

Составными компонентами социального опыта, которые обязательны и в работе с детьми дошкольного возраста, при учёте их возрастных особенностей, являются некоторые знания, необходимые ребёнку в его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности, вооружающие его при обучении движениям, умение или навык как единство знания о способе деятельности и опыта его реализации. Третий компонент – опыт творческой деятельности. «Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжеванном виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Поэтому обществу совсем небезразлично, когда подрастающее поколение начинает приучаться к творческой деятельности». [1]

Последний компонент социального опыта – эмоционально-ценностное отношение людей к миру и друг к другу – опыт эмоциональной воспитанности. Он предполагает, оценочно-эмоциональное отношение к научным знаниям, к нравственным нормам, к эстетическим проявлениям действительности…

И пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя у человека могут быть знания, умения и творческие способности.

Этот компонент требует особого внимания и неуклонного формирования, влияния личности взрослого (воспитателя, руководителя физкультуры) и всей окружающей обстановки.

В процессе воспитания двигательным действиям, учитывая психофизиологические особенности развития ребёнка, опираясь на его возможности, взрослый (родители, воспитатель…) последовательно ставит перед ним новые двигательные задачи. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств.

Усвоение нового требует от ребёнка определённых физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование (а для ребёнка новая сложная задача) является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Постепенное решение ребёнком в процессе упражнений новых двигательных задач и появляющиеся в связи с этим большие возможности изменяют характер и качество движений. То, что было наиболее характерным для начала данного возрастного периода, в процессе обучения новому как бы свертывается, и движения приобретают новое качество. Так, ходьба ребёнка в начале и в конце второго года жизни совершенно различна. Это явление представляется как диалектическое отрицание старого новым, которое является объективным моментом, движущим началом всякого развития и разрешением возникающих противоречий. Со слов К. Маркса и Ф.Энгельса «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Такой сложный процесс развития происходит непрерывно, определять взаимосвязанностью внешних и внутренних условий. [2]

Преодоление трудностей и решение новых задач вызывают у ребёнка эмоционально-положительное состояние. Оно порождается удовлетворением от достигнутой цели, новых мышечных ощущений, соответствующей оценки воспитателя. Подкрепление проявленных усилий способствуют возникновению стремления к ещё большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть всё время под наблюдением воспитателя или руководителя физкультуры. С одной стороны, необходимо обеспечить осмысливание ребёнком новой двигательной задачи, с другой – вызвать самостоятельность и проявление усилий в решении её на основе имеющихся реальных двигательных возможностей и возникающих интересов, эмоций.

Обучение требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений взрослого (воспитателя или руководителя физкультуры) и выполнения упражнений детьми; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Обучение детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребёнка, развитием его морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности, справедливости.

Весь процесс обучения правильным движениям воспитывает у детей эстетические чувства. Красота движений, четкость построений, которыми постепенно овладевают дети, доступная им творческая выразительность игровых образов, использование стихотворных текстов в играх, игровых зачинов, считалок – всё это служит задаче воспитания эстетического вкуса детей. Большое значение имеет внешнее оформление физкультурных костюмов детей и воспитателя, физкультурного зала, физкультурных пособий и т.д.

Организация процесса обучения представляет возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях.

Воспитатель систематически предъявляет детям требования самим выглядеть аккуратно и заботиться о чистоте физкультурных пособий (аккуратно свернутые флажки, разглаженные ленты и платочки…). Об этом в первую очередь заботятся дежурные, раскладывая необходимые предметы к занятию. Вместе с тем они предусматривают такой порядок расположения предметов и пособий, чтобы всем детям было удобно ими пользоваться. Периодически дети моют шары, мячи и т.д., протирают крупные пособия. В такой уборке участвуют все дети под руководством воспитателя. [7]

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Всё это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

Источник