Развитие ребенка в процессе деятельности контрольная

Развитие ребенка в процессе деятельности контрольная thumbnail

День недели

Содержание поручений в младшей группе

понедельник

1 половина дня

Выполнение поручений воспитателя (принеси такую же игрушку, большой (маленький) мяч, куклу в синем платье

Прогулка

Предложить расчищать дорожки от свежевыпавшего снега.

Цель: приучать детей помогать взрослым, учить правильным навыкам работы лопатками.

Воспитатель на прогулке замечает, что взрослые не успели расчистить небольшую часть дорожки до конца. Следует предложение: «Поможем…» Группа вместе с педагогом идет за лопатками.

Педагог расставляет детей вдоль дорожки, чтобы они не мешали друг другу, показывает (если надо, поправляет движение каждого, обучая и словом, и непосредственным действием), как расчищают дорожку, как отбрасывают снег в сторону, на снежный вал.

Поручение выполняется не более 5-7 минут.

По окончании дети вместе с воспитателем относят лопатки на место, аккуратно расставляют их. Теперь можно похвалить детей, отметив дружную работу.

2 половина дня

Предложить детям научиться приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка.

Цель: учить детей убирать свои игрушки по местам. Выполнять инструкцию воспитателя. 

Привлечь игрой. Игра : «Поручение»

Ход игры: В группу приезжает грузовик и привозит игрушки. (выгружает)

Вос-ль говорит: Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок (причесывают, обувают туфельки, застегивают пуговицы на платье и.т. д) Вероника, возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик. Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. Молодцы ребята, все убрали игрушки по местам, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво.

вторник

1 половина дня

Предложить поливать растения под руководством воспитателя.

Цель: Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, протирать листья, опрыскивать. Учить выполнять эти действия.

Закреплять названия растений (фикус, герань). Воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность.

Прогулка

Предложить расчистить площадку от свежевыпавшего снега.

Цель: приучать детей помогать взрослым; учить правильным навыкам работы лопатками; закреплять умение расставлять инвентарь после работы по местам.

На прогулку в этот день взять зайку или мишку.

Ведь для них, напоминает воспитатель, построен домик на участке. Однако к домику не пройти, так как ночью выпал снег. И тут, имея уже некоторый навык, дети откликаются на предложение педагога расчистить площадку.

Задача педагога – обучать детей правильным навыкам работы маленькими лопатами. Он подбадривает ребят, хвалит отличившихся, напоминает, что зайка (или мишка) наблюдает за ними и радуется: площадка перед домиком скоро будет расчищена.

Работа окончена; все дружно собирают лопатки на место.

2 половина дня

Цель: Воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно-бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями.

Привлечь: Игрой-занятием: «Как игрушки убежали от Милаши»
Ход игры: Содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все ее игрушки убежали.  Ей стало скучно и она заплакала: Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?» Вот если они ко мне вернулись, я стала  бы их всегда убирать. Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и все разложила на полочку аккуратно. 

среда

1 половина дня

Предложить дидактическую игру «Помоги кукле Кате одеться на прогулку»

Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого.

Прогулка:

Предложить соорудить снежную горку для кукол.

Цель: закрепить правильно навыки работы лопатами; познакомить с работой движка.

Привлечь Воспитатель предлагает детям взять на прогулку кукол и соорудить для них снежную горку. Кукол сажают на каком – либо возвышении, чтобы они видели, как ребята трудятся.

Дети берут лопатки. Задание: сгрести снег к обозначенному месту. Педагог заранее подготавливает посреди площадки снежный холмик. Дети должны лишь подгрести снег, подровнять края, скат. Пока младшие заняты этой работой, воспитатель знакомит ребят постарше (2 г. 10 мес.) с работой движком. Одновременно он следит за действиями остальных.

Горка готова. Инвентарь относится на место и аккуратно расставляется. Настал черед катать кукол.

2 половина дня

Предложить: Расставить игрушки на свои места.  

Цель: Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться

Читайте также:  Мобильное приложение о развитии ребенка

четверг

1 половина дня

Предложить разыграть игровую ситуацию «Поможем мишке собраться на прогулку». 

Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; самостоятельность.

Прогулка

расчистить дорожки от свежевыпавшего снега.

Цель: закреплять умения детей пользоваться движками, доводить начатое дело до конца, аккуратно обращаться с инвентарем, работать спокойно, не мешая товарищам.

Ход выполнения поручения.

На прогулке воспитатель предлагает: «Ребята, давайте вместе расчистим дорожку к веранде и украсим ее разноцветными шнурами» (показывает).

Приносятся движки, очерчивается, общи контур дорожки от веранды от беседки и опять к веранде (длина дорожки не должна превышать 8-10м). Создаются небольшие подгруппы по 5-6 детей в каждом.

Педагог лопатой отбрасывает снег, направляет действия каждого, подбадривает словом, улыбкой. Через 3-4 минуты приступает к работе другая подгруппа.

Дорожка расчищена, воспитатель предлагает: «Ребята, сначала пробежим по ней, а потом украсим края разноцветными крышками и лентами».

Вдоль дорожки с помощью воспитателя дети укрепляют на снежных валах разноцветные оформление.

2 половина дня

На личном примере учить детей раскладывать книжки.

Цель: Закреплять знания детей о том, где лежат книги.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться. Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца.

3. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате; 

пятница

1 половина дня

Предложить понаблюдать за трудом няни (моет посуду, пол). Наблюдение.

Цель: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.

Прогулка

Предложить расчистить участок от свежевыпавшего снега.

Цель: закреплять у детей желание помогать взрослым, правильным навыкам работы лопатками.

Привлечь: Воспитатель на прогулке замечает, что выпало много снега и на участке нет места для игр. Следует предложение: «Давайте все вместе попробуем расчистить наш участок» Группа вместе с педагогом берёт лопатки.

Педагог предлагает детям выбрать места для начала работы, чтобы они не мешали друг другу, показывает (если надо, поправляет движение каждого, обучая и словом, и непосредственным действием), как расчищают участок, как отбрасывают снег в сторону, на снежный вал.

Поручение выполняется не более 5-7 минут.

По окончании дети вместе с воспитателем относят лопатки на место, аккуратно расставляют их. Теперь можно похвалить детей, отметив дружную работу.

2 половина дня

Предложить детям осмотреть группу и проверить всё ли находится на своих местах.

Цель: учить детей замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Привлечь в игровой форме детей к уборке игрушек на свои места

Источник

Контрольная работа

По теме: «Основные показатели ,характеризующие учебную деятельность дошкольника»

Выполнила: Чебыкина Наталья Борисовна

Детский сад № 43

Златоуст,2014 год

Характеристика учебной деятельности дошкольника

К концу дошкольного возраста начинают формироваться основы учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий.

Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться.

Познавательные интересы формируются в процессе:

1.Содержания обучения;

2.Познавательной активности ребёнка;

3.Усвоения материала в форме дидактической игры;

4.Понимания ребенком характера вопросов.

Именно познавательные интересы  являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.

Умение учиться  проявляется в навыках ребёнка:

1.Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

2.Использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдения, сравнения, группировка и другие способы познания);

3.Контролирует себя в процессе выполнения задания;

4.Достигает результата;

5.Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.

Взрослому для развития познавательных интересов дошкольника необходимо:

•    создавать условия ребенку для его активных действий;

•    вовлекать в процесс самостоятельного поиска;

•    ставить вопросы проблемного характера;

•    разнообразить учебную деятельность;

•    показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);

•    предлагать задания трудные, но посильные;

•    планировать достижение результата, положительно оценивать;

•    предлагать эмоциональный учебный материал.

Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.

Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.

Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:

а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);

в) контролирует себя в процессе выполнения задания;

г) достигает результата;

д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.

3 УРОВНЯ  РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребенок слушает указания.

1.   Слушают указания, руководствуются ими в работе.

В случае непонимания задают вопросы.

Читайте также:  Зона ближайшего развития ребенка с умственной отсталостью

 Правильно оценивают работу других.

Правильно оценивают свою работу.

Достигают нужных результатов.

2. Слушают указания, условно придерживаются их в работе.

  Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других  детей.  

  При выполнении работы склонны к подражанию другим детям.

 Результаты условны.

3.   Слушают указания, но как бы,  не слышат их.

Не руководствуются ими в работе. К оценке не чувствительны.

Результата не достигают.

Овладение элементарными навыками учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.

Учебная деятельность, её структура и условия, психологические вопросы формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте

Общая характеристика учебной деятельности  дошкольника.

            Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

         Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того чтобы они могли овладеть сведениями и навыками важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

        Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше чем все другие виды деятельности она основана на развитие у ребенка познавательного отношения к действительности.

        Говоря об обучении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями , которые могут приобрести дети, но и  с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).

                                Структура учебной деятельности.

          Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Ф.Элькониным, В.В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно

-учебную задачу

-учебные действия

-контроль

-оценку

                 Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнять на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.

             Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

                              Становление элементов учебной деятельности.

 Условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

        В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности:

-умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

-самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;

-умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

-умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений, навыков. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки)

         Способность действовать по образцу является первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников, осваиваемым до того, как дети научатся слушать и выполнять инструкцию. В первый период важно наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитатель или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом. На отдельном столе помещается образец и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «также».

Читайте также:  Этапы психического развития ребенка на первом году жизни

        Развитие способности действовать по образцу тесно связано с умением оценивать свою работу и работу других детей. Усова отмечает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в её оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения.

        Формирование умения слушать и выполнять инструкции. Учебная деятельность формируется путем активной работы, а не механического запоминания и воспроизведения. Этому помогает постановка перед детьми умственных задач, решение которых  и направляет их на овладение знаний, умений.

       Важным этапом в развитии учебной деятельности являются возникновение у ребенка самоконтроля, т.е. способности сравнивать свои действия и слова  с тем, чему его обучают.

           Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что прежде чем начать рисовать, строить ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только слушают указания, но и слышат, руководствуясь ими в своей работе. Способность слушать у детей связана с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность слышать глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого – ребенок задает вопросы, просит что-то пересказать и т.д.

              Важным структурным элементом формирования учебной деятельности дошкольников является обучение их работать в коллективе.

Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:

*она формируется в процессе игровой деятельности;

*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.

               Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых , умственных действий; в самостоятельной оценке своих результатов.

Методические рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников.

 – формирование отдельных элементов  учебной деятельности в детском саду должно проводиться систематически и целенаправленно;

– дети должны научиться действовать по предложенному образцу на занятиях рисования, лепки;

– в детском саду ребенок должен научиться работать по инструкции, проявлять самостоятельность;

– детей надо научить слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что ведет к формированию самоконтроля;

– дошкольники, привыкшие играть в коллективе сверстников, должны научиться координировать свои действия с товарищами, прислушиваться к советам, помогать друг другу;

– важно привить детям стремление к познанию нового, интерес  к учению, к школе.

 Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.

Схема, характеризующая учебную деятельность

Показатели учебной деятельности

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

III уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.

    1. Акулина, Н. Н. Влияние общего  интеллекта иль мотивации на успешность  усвоения знания [Текст]: учеб, пособие / Н.Н.Акулина.-CПБ.: Питер,1999.

    2. Букатов,В . Школа и детский сад [Текст] / В.Букатов //  Дошкольное воспитание .-1992.

     3. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником [Текст] / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. -1995.

    4. Гордиец, А.В. Готовность ребёнка к школе [Текст]: учеб, пособие / А.В. Гордиец.-Р-на-Д.: Феникс, 2006.

    5. Ильин, Е.П.  Мотивация и мотивы [Текст]:учеб, пособие /  Е.П. Ильин. – СПБ.:  ПИТЕР, 2000.

    6. Маханева, М. Проблема преемственности между детским садом и школой [Текст]  /  М.Маханева  // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9.

    7. Дубровина,И.В.  Психологическая готовность к школьному обучению  [Текст] : учеб, пособие / И.В. Дубровиной. – М.

    8. Смирнова, Н.А. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания [Текст].: под ред. Н. А. Смирновой. – Дубна, 1995.

    9. Ермолаева, М.В. Развитие личности дошкольника [Текст] / М.В. Ермолаева // Психология развития. – М., 2000.

    Источник