Развитие ребенка в полной семье
Что значит и какая семья считается полной полноценной: понятие, плюсы и преимущества
Полная полноценная семья – одно из самых важных социальных образований, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Существует большое количество подходов к изучению сложности и многогранности данного явления, влияния полных и неполных семей на формирование личности человека. Нужно знать, что значит полная семья и как правильно выстраивать в ней взаимоотношения.
Плюсы полной семьи для ребенка заключаются в том, что она является центром его развития, особенно когда он маленький. Она оказывает довольно большое воздействие на то, каким он станет в будущем, какое место в обществе займет. Действительно, наличие или отсутствие одного из родителей может негативно сказаться на всем последующем развитии.
Преимущества полной семьи сложно переоценить – это важнейшее условие для воспитания ребенка. Но если в семье есть мама и папа, то это не значит, что все условия для нормального развития ребенка выполнены и можно больше ничего не предпринимать, а только поучать малыша. Понятие полная семья означает, что родители должны быть дружны, любить и уважать друг друга, должны присутствовать взаимопонимание, уважение и интерес родителей к делам ребенка, постоянная забота друг о друге. Наличие или отсутствие этих факторов создает особую для каждой семьи атмосферу и стиль жизни, а это еще зависит и от кругозора родителей, от того, как они используют свое свободное время, их умения организовать жизнь семьи и вовлечь в эту жизнь детей.
Поговорим далее о том, какая семья считается полной и какие особенности воспитания в ней могут присутствовать.
Особенности полной и неполной семьи: дети без полноценной семьи
Особенности полной и неполной семьи накладывают отпечаток на развитие ребенка. Для нормального гармоничного развития личности малышу нужно, чтобы его воспитание осуществлялось как матерью, так и отцом. Это важно и для мальчиков, и для девочек. Дети без полноценной семьи лишены возможности наблюдать межполовые отношения в бытовых и других аспектах. На примере того, как мама и папа строят свои взаимоотношения, как они взаимодействуют друг с другом в определенных жизненных ситуациях, у ребенка закладывается основа взаимоотношений между мужчиной и женщиной, супругами, родителями и детьми.
Дети из полных и неполных семей отличаются тем, что всю полноту родительской любви малыш воспринимает посредством той теплоты и внимания, которые дают ему мама и папа. Мама любит своего ребенка, безусловно, просто за то, что он есть, папина же любовь зачастую оценочная и требовательная. Он радуется его успехам, гордится им, его советы и требования стимулируют дальнейший личностный рост ребенка.
Для малыша материнская любовь значит то, что он в будущем будет иметь уверенность в себе, ощущать собственную значимость, собственное достоинство. Отцовская любовь ставит рамки и границы дозволенного, упорядочивает поведение ребенка. Тем не менее полная и неполная семья существуют в современных реалиях и это нужно учитывать в формировании стиля воспитания малыша.
Чувство собственного достоинства и уравновешенность личности закладываются в детские годы. Практически все установки, которые человек проносит через свою жизнь, в том числе и взаимоотношения полов, усваиваются в детстве. Для правильного развития ребенок должен видеть подобные образцы поведения, они могут быть как правильными, так и неправильными, а также наблюдать разные взаимоотношения между людьми, получить понятие о справедливости и несправедливости, испытать на себе разные типы любви.
Большое количество исследований однозначно утверждают о том, что дети, которые растут в полной семье, имеют более спокойный и уравновешенный характер, у них возникает меньше комплексов и психологических проблем.
Конечно, ни одна семья не застрахована от жизненных неурядиц и проблем, но в полной семье проблемы переживаются намного проще. Ребенок в такой семье не остается без поддержки взрослых, что положительно влияет на формирование его уверенности в себе. Наблюдая за родителями, малыш учится на их примере справляться с трудностями и проблемами, а позже перенесет такой полезный навык и в свою семейную жизнь.
Глубокие контакты с мамой и папой формируют у ребенка чувство стабильности, ощущение уверенности и надежности, родителям приносят чувство радости и удовлетворения. В полных семьях родители и ребенок связаны естественным повседневным общением.
Малыш видит семью в лице окружающих его близких людей – мамы, папы, бабушки и дедушки, а также братьев и сестер, если таковые имеются. В зависимости от состава семьи, взаимоотношений в ней, а также отношений членов семьи к окружающим людям, ребенок составляет свое видение мира (положительное или отрицательное), формирует свои взгляды, строит отношения с другими людьми. Отношения в семье могут также повлиять и на то, как ребенок в дальнейшем будет строить свою карьеру, какой путь он выберет.
Какова роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Одним из главных условий успешного воспитания детей является положительный пример старших членов семьи, авторитет родителей. Для того, чтобы понять, какова роль семьи в воспитании детей, психологи говорят, что положительно влияет на развитие ребенка не только то, что он наблюдает модель поведения своих родителей, но бабушек и дедушек. Малышу также будет полезно знать историю своего рода. Бабушка и дедушка всегда помогут в воспитании ребенка, посидят с ним, накормят, погуляют и поиграют.
Интересным является то, как дети в разном возрасте по-разному нуждаются во внимании папы и мамы.
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании правильного мировоззрения:
- С рождения и до года за ребенком ухаживает мама. Поначалу новорожденный физически чувствует, что он является частью матери. К полугоду он уже осознает, что не связан с мамой физически, но все равно она продолжает оставаться для него главным человеком. Несмотря на то, что папа также принимает участие в уходе за ребенком, он воспринимает его только по собственному желанию. Позже малыш начинает осознавать, что мама и папа имеют на него равные права. Дети, которые видят равноправие родителей в семье, менее склонны к соперничеству в старшем возрасте, способны на поиски компромиссов в общении с другими людьми.
- В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш с большим удовольствием проводит время с папой, пока мама занимается своими делами. Если папа может веселиться наравне с ребенком, то его значимость в глазах ребенка еще больше возрастает.
- В возрасте от 3-х до 6-ти лет ребенок заметно взрослеет. Дети начинают чувствовать все происходящее вокруг очень остро, в это время нуждаются в любви и поддержке обоих родителей. При этом роль семьи в воспитании и развитии ребенка заметно возрастает, поскольку малышу требуется дополнительная эмоциональная поддержка при подготовке к школе.
Роль семьи: отца и матери в воспитании ребенка
Роль матери в воспитании детей в семье всегда будет ведущей, поскольку она имеет возможность больше уделять им времени. В полной семье мама отвечает за создание эмоционального фона, теплой семейной атмосферы, тогда как папа выполняет больше регулирующую и контролирующую функции. Если семья полная, мать и отец правильно распределяют свои роли и участвуют в становлении ребенка.
Исследования показывают, что жизненные неурядицы и стрессы лучше переносят члены семей сплоченных, легко приспосабливающиеся к новым социальным обстоятельствам. Взрослые и дети, воспитанные в таких семьях, склонны к открытости в общении с окружающими, обладают хорошими навыками решения проблем. Вообще, члены полных семей более социально адаптированы и психически здоровы и развиты, чем представители других групп. Роль в семьи в воспитании личности ребенка сказывается на всех жизненных аспектах.
Если говорить о конкретике, то можно отметить, что мужчины в доме создают специфическую интеллектуальную среду, и присутствие отца положительно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Наличие отца в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к обучению в целом, получение образования, стимулирует их желание учиться. Выявлена прямая зависимость – чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится. Положительный образ отца (активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех) вызывает у ребенка стремление соответствовать ему. Многие психологи отмечают, что девочки, выросшие без отца, очень плохо разбираются в математике, сосчитать что-либо для них составляет проблему, они не могут нормально планировать бюджет и иногда склонны к растратам.
Роль отца в воспитании детей в семье одинакова значительна и для девочек и для мальчиков. У девочек, растущих в полных семьях, гораздо выше координация и социальные навыки, навыки общения, они гораздо увереннее идут по жизни. Ведь женщинам в любом возрасте важно одобрение противоположного пола, и если папа будет хвалить дочь за ее аккуратный внешний вид, можно быть уверенным, что девочка запомнит такие похвалы на всю свою жизнь и будет пытаться соответствовать этому идеалу. Полезные навыки общения с отцом также закладывают в девочках дальнейший стиль общения с противоположным полом. Если отец подавлял своим авторитетом, не слушал, в ответ на слова дочери говорил что-либо резкое, вроде «Не болтай глупости!», то можно быть уверенным в том, что в будущем уже девушке-подростку будет сложно строить отношения с молодыми людьми, всегда будет присутствовать некая неуверенность.
Кроме интеллектуальной составляющей, есть еще и социальный аспект. Семья позволяет показывать ребенку и прививать ему определенные социальные навыки (сюда относятся общение, социальная роль и т. д.), которые он будет развивать в своей дальнейшей жизни. От отца он может взять его социальную доминирующую роль, уверенное поведение, модель решения конфликтных ситуаций или других жизненных проблем. От матери ребенок получит возможность знать, когда, где и что можно говорить, увидеть социальную роль женщины, понять стиль общения. Те ощущения и та уверенность, которая закладывается в самом раннем возрасте, когда ребенок растет с мамой и папой, приносит свои плоды в течение всей жизни.
Многие психологи отмечают рост интереса молодых родителей к семейным ценностям, они начинают сознательно воспитывать не только ребенка, но также и себя. Когда родители вполне осознают, что от них в очень большой степени зависит формирование личности их ребенка, то они начинают вести себя так, что все их поступки и поведение в целом позволяют сформировать у сына или дочери те качества и такое понимание человеческих ценностей, которые они хотят ему, передать, которые кажутся им наиболее ценными, полезными и добрыми. Данный процесс воспитания можно назвать сознательным, потому как постоянный контроль родителей за своим поведением, их отношение к другим людям, внимание к правильному построению семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Проблемы воспитания ребенка в полной семье
Минусы воспитания ребенка в полной семье также имеются, но они связаны исключительно с тем, как родители относятся к воспитанию ребенка и какое количество времени они ему уделяют. Т. е. минусы можно найти только в качестве воспитания, но никак не в количестве родителей. Проблемы полных семей не стоит преуменьшать, поскольку они могут быть не очевидны. Например, семья, в которой оба родителя заняты. В нашей стране принято, что работают как мужчины, так и женщины. И чем больше родители нацелены на материальное благополучие для себя и семьи, тем большее время они уделяют работе, при этом часто уезжают в деловые поездки, в связи, с чем отсутствуют дома большую часть времени, оставляя своего ребенка, доверяя его воспитание старшему поколению (бабушкам и дедушкам). При этом такого рода нацеленность может проистекать из искреннего родительского желания, чтобы уж их-то ребенок ни в чем не нуждался и жил лучше, чем они сами.
Из ситуации, когда родители в полной семье не могут или не хотят уделять малышу достаточное количество времени и заботы, вытекает несколько проблемных аспектов воспитания в полной семье для самого ребенка.
- Разные подходы к воспитанию родителей и бабушек, а значит, разные требования к ребенку – он может путаться, он может не знать, что ему на самом деле разрешено, а что же все-таки нельзя делать, а иногда и просто игнорировать запреты обоих поколений.
- Ребенок должен оставаться один в доме с незнакомым для него человеком, например наемной няней, пытаться с ним искать общий язык, ему может быть некомфортно, страшно, он может думать, почему же родители его вот так «бросили».
- Если няня не имеет должной квалификации и образования, то за ребенком может осуществляться небрежный уход, возможны в таком случае оскорбления и наказания, которые сильно травмируют его психику.
- Если ребенок привязался к своей няне, то он часто воспринимает ее как маму, что также усложняет ситуацию в семье. Когда же услуги няни больше не потребуются, ребенок будет очень сильно переживать отсутствие человека, к которому он так привязался.
- Поведение ребенка может изменяться в то время, когда родители появляются и пытаются пообщаться с ним. Чаще всего он замыкается, начинает капризничать и что-то требовать, ведь он может быть не готов, что с ним будут заниматься родители. Взрослые, видя такое поведение, выходят из себя, расстраиваются, чувствуют себя виноватыми в том, что мало времени уделяют ребенку, и даже в тот небольшой период времени, когда они рядом, успели только накричать или наказать его. Вот такой вот «воспитательный процесс» наблюдается практически во всех полных семьях, в которых и папы, и мамы работают.
- Родители, понимая, что они уделяют малышу мало времени, будут стараться каждую свободную минуту проводить с ним, иногда врываясь в распорядок дня ребенка ураганом и ломая его. Детям же нужно четко установленное время еды, отдыха, игр. А затем, когда свободные минуты истекают, родители опять бегут по делам, а малыш остается в слезах, так как ему не хватает такого малого времени общения с самыми любимыми людьми. Он чувствует себя брошенным и ненужным.
Взаимоотношения с детьми, воспитывающимися в полной семье
Взаимоотношения в полной семье могут строиться с различными перекосами. Семьи, в которой при полной занятости одного родителя второй свободен, например, когда работает только отец, а мать находится дома и занимается исключительно ребенком, тоже весьма часто встречаются в наши дни. Дети, воспитывающиеся в полной семье, окружены заботой и вниманием со стороны мамы, но редко видят своего отца. Варианты, когда работает мать, а отец занимается домом и ребенком, традиционно крайне редки. Если отец теряет работу и остается дома, то такая ситуация обычно носит временный характер. К плюсам семьи, где с ребенком сидит один из родителей, можно отнести то, что малыш всегда находится под присмотром, с ним занимаются и уделяют много времени, он защищен. В таких семьях, где работает только папа, а мама может позволить себе сидеть дома, как правило, материальный уровень достаточно высок, что приводит к комфортным условиям проживания семьи и соответствующим возможностям в обучении и развитии ребенка.
Минусами семьи, в которой один родитель полностью погружен в жизнь с ребенком, а второй находится на периферии, являются:
- почти полное растворение одного родителя в ребенке, которое психологи называют невротическим слиянием. Пока дети маленькие, это не является проблемой, а вот когда они подрастают и начинают познавать внешний мир, такое пристальное внимание со стороны матери/отца начинает наносить вред, мешая адекватной социализации (наверное, каждый когда-то видел одержимых мамочек, которые в ответ на вопрос о самочувствии ребенка говорят: «Мы заболели!», хотя ребенок уже ходит в школу и является самостоятельной личностью);
- такого рода слияние приводит к тому, что все негативные и позитивные эмоции выплескиваются на ребенка, которому трудно это перенести. Он не в силах оценить ситуацию объективно, видит все глазами взрослого человека, которому доверяет, что может привести к неправильному формированию некоторых детских установок, отношений, и впоследствии повлияет на его взрослую жизнь;
- возникает некоторое отдаление и непонимание между работающим взрослым и ребенком. Если работающий родитель остается с малышом и хочет провести с ним свой выходной или свободный вечер, то он сталкивается с неприятием, слезами, неумением общаться и незнанием распорядка дня ребенка.
Можно сделать вывод, что воспитание детей в полной семье оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, процессы его социальной адаптации и дальнейшую личную и общественную жизнь. Мама и папа проявляют внимание и заботу, дарят ребенку свою ласку и защищают от жизненных трудностей. Личный пример родителей, а также бабушек и дедушек является важнейшим средством влияния на воспитание ребенка. Воспитательное значение личного примера основывается на склонности малышей к подражанию. То, какие наблюдает ребенок отношения между родителями, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости к друг другу, а также взаимоуважение, которое они проявляют, то, как они подходят к решению возникающих проблем, даже тон и характер разговоров все это впитывается в его сознание, откладывается в его подсознании, а в дальнейшем становиться образцом для его собственного поведения.
Источник
Света Иванова
Развитие личности детей в полных и неполных семьях
Развитие личности детей в полных и неполных семьях
Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.
Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья- это один из основных социально- демографических типов современной семьи. Неполная семья- это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- отец- ребенок [3; c.71].
Причины увеличения числа семей с одним родителем
Рост неполных семей непосредственносвязан со сферой брачно-семейных отношений:
– изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
– распространение добрачных связей,
– изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
– утрата семьей своей производственной функции;
– неподготовленность молодежи к браку;
– завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
– алкоголизм и наркомания.
Источники формирования неполных семей:
Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 2015 год в городе Ижевске расторгнуто 3682, что на 715 больше, чем за 2014 год. Процент разводов к числу заключенных браков составил 82,2% [13; c. 165].
Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).
В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.
В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства [6; c. 121].
Семья выполняет следующие функции:
– воспитательная функция;
– экономическая – заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;
– эмоциональная функция- удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);
– функция духовного общения – совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);
– функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и др. [8; c. 54].
Понятно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.
Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально – экономические, педагогические, медицинские и психологические.
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.
Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.
В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособии [2; c.137].
Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны,разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе [14; c.161].
Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным [11; c. 116].
В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение.Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.
Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей,приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя, социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т. п. [7; c. 67].
В неполной семье оставшемуся родителю нетрудно создать у ребенка негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, оставшаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что все мужчины плохие.
Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо.
Так как дети в неполной семье не могут наблюдать отношения между мужчинами и женщинами, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений.
Однако все эти проблемы разрешимы. Женщина – мать вполне может иметь адекватную, принимающую установку по отношению к мужчинам и быть достаточно зрелой, чтобы не создавать у детей негативного представления о них. Она может помочь своим детям установить добрые и близкие отношения со взрослыми мужчинами, которых она знает и уважает.
Мальчики в неполной семье сталкиваются с серьезнейшей проблемой, заласканные матерью или убедившись в том, что в обществе главенствуют женщины они начинают чувствовать, что мужчины – ничтожество [2; c. 193].
Девочка в неполной семье тоже может получить искаженное представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Она или готова на роль прислуги – дает все и ничего не получает или чувствует, что может все делать самостоятельно и быть совершенно независимой.
В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В неполных семьях ежегодно остаются более полумиллиона детей. В силу своего состава неполная семья занимает особое положение, а ее влияние на развитие личности ребенка в разных возрастах изучена недостаточно. Актуальной является и проблема развития мальчиков и девочек в неполной семье. Воспитательная ситуация в такой семье отличается особой сложностью и своеобразием. В основном, в литературе рассматриваются вопросы, связанные с переживаниями ребенка во время развода родителей и послеразводный кризис, и очень мало работ об отсроченном влиянии распада семьи на развитие ребенка [2; c.197].
В своей работе с детьми, воспитывающимися одним родителем, психолог должен обратить внимание на младших школьников и подростков, поскольку полученные результаты свидетельствуют о том, что именно в младшем и среднем школьном возрасте неполная семья оказывает большее влияние на индивидуальность ребенка. Необходимо учитывать, что постразводная семья оказывает различные влияния на мальчиков и девочек. Учитывая выявленные у детей из неполных семей тревожность, низкую самооценку, коррекционная работа может быть направлена на снижение тревожности и повышение самооценки и уверенности в себе. Работа с девочками из неполных семей может быть направлена на развитие абстрактных форм мышления, поскольку они отличаются меньшей степенью сформированности интеллектуальных функций, преобладанием конкретных форм мышления.
На развитие личности ребенка влияют многие факторы. Один из основных – климат в семье, атмосфера семейных отношений, которой дышит ребенок. Во взаимоотношениях с родителями он обретает опыт общения с людьми. Ребенок воспринимает семейные ценности, пытается соответствовать определенным условностям, нравам и традициям, утвердившимся в семье его родителей.
Дети очень чутко и быстро улавливают даже малейшие нюансы в отношениях родителей между собой. Взаимоотношения матери и отца для ребенка постепенно становятся образцом для подражания. Если родители между собой доброжелательны, дружны, помогают друг другу, то подобные отношения у них формируются и с детьми, которые в свою очередь так же будут относиться ко всем окружающим их людям. Если родители враждуют, постоянно ссорятся за лидерство в семье, то и дети, как правило, ведут себя так же.
Когда отец властен и строг, а мать кротка и добра, то образцом для подражания может стать «мужской идеал». Особенно это относится к мальчикам. Однако в наше время при равноправии между полами! и девочки вполне могут следовать мужскому образцу поведения. Взаимоотношения между родителями – это то основание, на котором чаще всего базируется у человека выбор его собственного жизненного стиля. Наиболее общие характерные черты детей одной семьи (являются отражением той атмосферы, которая царила в их родительском доме). И, тем не менее, дети одной и той же семьи совсем не подобны друг другу. Чаще всего они бывают совершенно разными [12; c.208].
Существенным фактором, обусловливающим влияние семьи на формирование личности ребенка, является семейное окружение. Для каждой семьи характерны определенные отношения между ее членами. Каждая семья имеет свои отличительные черты.
Семья начинается с матери, отца и ребенка. Роль матери отличается от роли жены. Роль отца отличается от роли мужа. Появление малыша привносит новые особенности во взаимоотношения между супругами. Младенец – их единственный ребенок, вокруг которого сосредоточивается все родительское внимание. Между этими тремя членами семьи создаются определенные отношения. Чаще всего в центре всей семейной жизни оказывается ребенок. Безусловно, обязанности у матери по отношению к ребенку, особенно в первые годы его жизни, значительно шире, чем у отца. Таково предназначение женщины-матери. При рождении второго малыша снова изменяется положение каждого члена семьи. «Король-малыш» неожиданно оказывается «свергнутым с престола». Отныне он должен занять место в соответствии с изменившимся своим положением, которое его мама и папа, неведомо почему, допустили. Это случилось потому, что новый человек – младенец – занял место первого ребенка, который ищет возможность восстановить свое былое положение, причем на правах старшего. Между тем вновь появившийся малыш привыкает к своему месту в семье в качестве «младенца». Но такое его положение для старшего ребенка имеет совсем иной смысл.
Когда появляется третий ребенок, вновь происходит изменение положения всех членов семьи. Отныне в ней трое детей. Старшего «свергли с престола» еще раньше, и сейчас настала очередь второго ребенка. Теперь он находится в середине – между старшим и младшим каждым последующим родившимся ребенком семейное сообщество принимает новое очертание, с новыми воздействиями друг на друга и новыми взаимосвязями.
Таким образом, особенностью личностной сферы дошкольника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Свои переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его личностной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития личности.
Сравнительное исследование личностной сферы детей дошкольников из неполных семей, доказало гипотезу о том, что отрицательные эмоции как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения детей формируется в результате действия социальных психологических факторов, которые приводят к росту агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоций. Отрицательн