Развитие ребенка в пятом классе
Возрастные особенности 5-классников.
Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту.
Адаптация в средней школе.
Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.
Внутренние изменения.
* Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса – сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
* Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда – конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Внешние изменения в жизни 5-классников:
НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ
НОВЫЙ РЕЖИМ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
НОВЫЕ ПРАВИЛА
Трудности 5-классников:
– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
– возросший объем работы как на уроке, так и дома;
– новые требования к оформлению работ;
– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
Признаки трудности в период адаптации:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Сроки адаптационного периода
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.
Помощь родителей в период адаптации
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Рекомендации родителям
– Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
– Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
– Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
– Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
– Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
– Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
– Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
– Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
– Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Источник
Совсем скоро ваши дети станут пятиклассниками. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.
По мнению психологов, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, в период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень рассеяны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогом, какие требования обязательны для выполнения, а какие – нет.
Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в пятый класс.
- Проблема 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.
При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.
- Проблема 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» – норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
- Проблема 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей.
Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
- Проблема 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.
Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к школьным психологам.
Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.
В этот период дети утрачивают ту самооценку, которая была до этого. В младшей школе она складывалась из оценки взрослых и того же учителя. Баллы за ответ на уроке дети воспринимали как оценку своей личности. Младшие школьники на вопрос: «Кто у вас самый лучший в классе?» обязательно назовут отличников. Но в пятом классе такое представление о «хорошисте» уже начинает меняться. Прибавьте к этому гормональную разбалансировку организма, которая беспощадно «бьет» по нервной системе, и вы поймете, почему ребенок неуравновешен, раздражителен, более утомляем и вообще переживает не самые счастливые дни своей жизни.
На этом фоне совсем по-другому смотрится еще одна проблема: оставаться ли в своей «простой» школе или идти за лучшими (так кажется) знаниями в более престижное учебное заведение. Как ни странно (поскольку такой переход становится тенденцией), большинство специалистов единодушны: переход из школы в школу и даже из класса в класс нежелателен. Он, утверждают они, приемлем только в том случае, если ребенок не имеет на старом месте нужного статуса. Например, в силу каких-то причин относится к отвергнутым детям: класс его не принял. И тогда нужно помочь ему занять соответствующий статус на новом месте, потому что в этот период для подростка особенно важно иметь взаимопонимание со сверстниками.
И все же новый коллектив требует напряжения: нужно опять преподнести себя и найти свое место в нем. А если есть какие-то физические или психологические особенности у ребенка, он может получить душевную травму лишь только потому, что… рыжий или слишком худой. И даже если в предыдущем коллективе это тоже имело какой-то негативный оттенок, ребенок уже научился с этим бороться и защищаться.
Поэтому родителям, стремящимся дать детям хорошее образование, нужно в первую очередь помнить о том, что в гимназиях и лицеях — совершенно другие требования и нагрузка. Готов ли их ребенок к ним (он не глупее, нет!)? Но позволяет ли его физическое и психическое здоровье выдержать такой темп? Насколько адекватна его самооценка? Выработаны ли у него эмоционально-волевые навыки (а у нынешних детей это самая большая проблема)? И если ребенок успешно получает знания в своей школе, не нужно мешать ему: эти знания будут совершенно достойными. К тому же нужно понимать, что нет ни одного учебного заведения, где бы абсолютно все учителя были высочайшего уровня.
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость к адаптации – привыкании к новым условиям обучения. Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.. поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:
- возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;
- увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования по оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:
- усталый внешний вид школьника;
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
- стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
- жалобы на события, связанные со школой;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Таким образом, наша с вами единая задача – создать условия для успешной учебы детей в пятом классе. Самое главное – помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
Сколько же длится адаптация к 5 классу?
В среднем один-два месяца. Обычно к началу осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим: хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Ребенок делится своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы ему нравятся, а какие вызывают трудности.
В начале учебного года будьте предельно внимательными к своему ребенку, замечайте малейшее изменение в его настроении, отношении к школе. Раньше он приходил и охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает? Это уже сигнал: ему не комфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает, что происходит. Помогите ему, посоветуйтесь со школьным психологом, не останавливайте себя известным: «Да что я побегу с такой маленькой проблемой?». Ведь из маленькой проблемы может получиться большая, а этого допустить никак нельзя. Хотя есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит. Но и других ребят нужно постоянно поддерживать и учить, как преодолевать «подводные течения». Нужно помнить и то, что ребенок дома, на улице и в школе — это три разных человека. И это не значит, что он такой лицемер. Ведь выполняя определенную социальную роль, он научился соответствующим способам поведения. В роли ребенка знает, как быть послушным, чтобы от мамы с папой что-то получить. Когда он выполняет роль ученика, пытается подстроиться под каждого учителя и опять же делать так, как каждому из них нравится. Поэтому на разных уроках у разных учителей он может вести себя по-разному, методом проб и ошибок выстраивая свои отношения. И «таким» мама его не видит. Поэтому так желателен в пятом классе контакт педагогов и родителей.
К переходу в пятый класс необходимо готовиться уже в четвертом классе: учителя, которые будут преподавать в этом классе, знакомятся с детьми, присутствуют на уроках, проводят свои фрагменты уроков, получают характеристику на каждого ребенка и рекомендации классного руководителя (совместно со школьным психологом) по работе и подходам к каждому.
Источник
Пятиклассники и их родители пережили первое сентября, преодолели первые учебные дни, успели получить первые оценки, познакомились с новыми предметами и учителями. И стали постепенно привыкать к кардинально изменившейся школьной жизни. Или не стали. Школьный психолог Ирина Пермякова рассказывает, как помочь ребёнку, перешедшему из младшей школы в среднюю, адаптироваться к новым реалиям.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Адаптация в пятом классе может длиться аж до декабря. Новые уроки, новые учителя, новые нагрузки. Пятикласснику предстоит привыкнуть к стилям преподавания совершенно разных и непохожих на первую учительницу преподавателей, разобраться с новыми предметами, понять, насколько он вырос и изменился и многое другое. В октябре, когда дни станут ещё темнее, дождливее и короче, когда у школьника появится усталость, может возникнуть риск дезадаптации. Кто же поможет этого не допустить? Конечно, добрый, разумный и понимающий взрослый.
1. Обращайте внимание на настроение ребёнка
С каким настроением ваш пятиклассник собирается в школу? А приходит из неё? Что рассказывает? Как относится к тому, что стал пятиклассником? Рад долгожданной свободе? Или скучает по первой учительнице? Обсудите впечатления и переживания ребёнка. Сделайте акцент на положительных моментах. В случае трудностей подумайте, как с ними справиться. Если вдруг у вас появится тревога (как же ваш вчерашний малыш выживет в пятом классе!), вспомните, что тревога отлично передаётся от взрослых детям. И да, он не только выживет, но и освоится. Расскажите про свой положительный опыт перехода в средние, старшие классы или просто в новые условия.
Фото: iStockphoto / mettus
2. Искренне интересуйтесь делами ребёнка
За вопросом «Как в школе?» часто следует ответ «Нормально». И это логичный ответ, если на школу не упал метеорит и не объявили олимпиаду по зельеварению. «Что было самое смешное?», «Какой учитель больше всего похож на персонажа книги/фильма/игры?», «Что тебя сегодня удивило?» и тому подобные вопросы с большей долей вероятности повлекут развёрнутый ответ. Запоминайте имена, факты и детали, так будет легче в следующий раз начать разговор. Поговорите об отличиях четвёртого и пятого классов.
3. Проводите время вместе
Гуляйте, посещайте интересные места и мероприятия, играйте по вечерам в настольные игры, пейте вместе чай и какао, смотрите фильмы, готовьте, убирайтесь, общайтесь. Поддержка близких людей пятикласснику сейчас крайне необходима.
Фото: iStockphoto / Milan Markovic
4. Будьте готовы к переменам
В поведении, во внешнем виде, в успеваемости вашего ребёнка. Да, оценки могут снизиться. И это нормально. Важно помочь справиться с трудностями, поддержать, сказать самому пятикласснику, что это временный период. Учебная мотивация тоже может снизиться. Хотя среди новых и усложнившихся знакомых учебных предметов наверняка найдётся один, который нравится. Пятиклассник не скучает на уроках географии? Увлечённо проращивает семена для урока биологии? Понял, что за словом «обществознание» скрывался интересный урок? Прекрасно. Важно поддержать, укрепить и развить этот интерес. Предложите почитать тематические сайты, фильмы, почитать литературу по теме, принять участие в конкурсе. Это поможет не потерять интерес к учёбе.
5. Присмотритесь к своему ребёнку
Он точно самостоятелен и организован? Кладёт в портфель то, что нужно, лично и не в последнюю минуту? Знает своё расписание? Делает уроки без напоминания? Если нет, то нужно помочь ему в этом направлении.
Как научить ребёнка заботиться о себе
Нелишним будет и напомнить правила безопасности. В этом случае есть вероятность, что пятиклассник подумает, стоит ли разгоняться в коридоре до того, как врежется в могучего одиннадцатиклассника. И да, соблюдение режима дня, полноценный сон, здоровое питание и насыщенный досуг по-прежнему важны.
Фото: iStockphoto / Ridofranz
6. Подчёркивайте изменившийся статус
Ваш ребёнок действительно стал взрослее. Будет здорово, если у него появится больше подтверждений его взросления. Предоставьте ему больше свободы, уравновесив, конечно, новыми зонами ответственности и новыми обязанностями. Подкрепите изменившийся статус более «взрослой» одеждой, новыми школьными принадлежностями. Вполне возможно, что потребуется пересмотреть некоторые семейные правила. Больше учитывайте мнение ребёнка.
7. Не стоит увеличивать количество дополнительных занятий
В первом полугодии без выраженной необходимости — особенно. Это касается и спортивных секций, и всевозможных кружков. Достаточно одного. И только если сам ребёнок захочет. Вокальная студия, кружок робототехники и единоборства никуда не денутся, а к возросшим учебным нагрузкам нужно привыкнуть и научиться с ними справляться. Однако крайне важно, чтобы у школьника были интересы и хобби. Поддержите новые увлечения.
Фото: iStockphoto / Highwaystarz-Photography
8. Постарайтесь помочь классу стать дружнее
Будет здорово, если хотя бы некоторые родители детей в классе вашего ребёнка тоже будут приятельствовать. Вполне возможно, что девочка, с которой дружили с первого класса, всё ещё играет в куклы, а вашей дочери интересны уже совсем другие занятия. Или у друга появились увлечения, которые непонятны сыну. Вашему ребёнку может стать менее уютно в его классе. Совместные поездки, прогулки, вечеринки и прочие совместные дела помогут ребёнку по-новому взглянуть на своих одноклассников, а классу стать более сплочённым. А дружба поможет не только освоиться в пятом классе, но и с радостью вспоминать школьные дни в будущем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
5 вариантов идеального ланча для школьника
Как правильно организовать рабочий день школьника
5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать
Источник