Развитие ребенка в первый год жизни советы монтессори педагога
С самого рождения каждый ребенок имеет огромный внутренний потенциал. В первые годы жизни формируется большинство будущих способностей и умений ребенка, которые в будущем позволят ему стать умным, успешным, самодостаточным, гармоничным, уверенным в себе и своих силах взрослым человеком. Задача же родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочке раскрыть этот потенциал и организовать развивающую среду для малыша.
Многие мамы и папы далеко не всегда понимают, в чем именно заключается суть раннего развития ребенка. Хотя психологи, педиатры и учителя утверждают, что ранее развитие по Монтессори принесет крохе только пользу, мнительные родители не перестают подвергать слова специалистов сомнению. А зря! Правильно подобранные методики раннего развития помогут малышу быстрее понять, что собой представляет окружающий мир. Осознав это, ребенок без особого труда сможет влиться в постоянно меняющуюся структуру нашего мира.
Методика раннего развития Марии Монтессори для детей до 1 года включает в себя упражнения и игры, которые не только развивают и обучают ребенка, но и дарят ему положительные эмоции. Сегодня рассмотрим самые эффективные и популярные методики.
Суть методики раннего развития Монтессори
Мама и папа, любуясь своим ребенком, который еще лежит в колыбельке, не только испытывают безграничное счастье и любовь к крохе, но и беспокоятся о его здоровье, режиме питания и развитии. Последнее должно волновать родителей больше всего. Они обязаны постоянно задавать себе вопросы о том, правильно ли развивается их чадо, не отстает ли в развитии от своих сверстников и что нужно делать, чтобы малыш не только развивался по возрасту, но и опережал в этом плане других деток.
Ученые доказали, что клетки головного мозга активно развиваются в первые годы жизни ребенка. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, то его головной мозг сформирован на 70%. Поэтому очень важно, чтобы родители не ленились и уже в столь раннем возрасте начинали развивать врожденный потенциал крохи.
Как только ребенок рождается, его организм практически сразу же начинает активно развиваться: у малыша формируются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, ведь ему необходимо приспосабливаться к тем новым условиям, в которые он попал. Ребенок постоянно получает новую информацию, а его мозг интенсивно работает, выдерживает большие нагрузки, учиться сравнивать и делать правильные выводы.
Методика раннего развития Марии Монтессори – это основанный на научных наблюдениях за детьми от рождения до 18 лет подход к образованию ребенка, который включает в себя физический, эмоциональный, социальный и когнитивный виды развития. Марию Монтессори, которая родилась и выросла в Италии, можно по праву назвать одним из самых значительных и влиятельных педагогов и мыслителей прошлого столетия. Созданная госпожой Монтессори методика помогла многим родителям воспитать умных, самодостаточных и независимых людей, умеющих принимать правильные решения и в полной мере нести за них ответственность.
Её методика раннего развития основана на трех важных аспектах: неограниченной физической активности крохи, родительском наблюдении за ребенком и специально созданной жизненной среде. Последняя должна быть наполненной необычными и интересными ребенку объектами, которые он может разглядывать и изучать в игровой форме. Госпожа Монтессори утверждала, что малыш должен получать истинное удовольствие и искреннюю радость от совместного творчества и познания, поэтому родители обязаны сделать жизнь своего чада красочной, интересной и впечатляющей.
Методика Монтессори поможет вашему ребенку раскрыть внутренний потенциал, проявить индивидуальные способности, в будущем стать более независимым, внимательным и уверенным в своих силах человеком. Она разовьет его моторику, воображение, сенсорику, память, творческий, логический и образный виды мышления.
Эффективные методики раннего развития ребенка до 1 года по Монтессори
Основой любой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому. Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам. В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами.
Создайте вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром.
Методика №1. Стимулируем ползанье
Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать.
Выложите кроху на животик, снимите с него носочки. Возле носика ребенка положите красивую и привлекающую внимание игрушку. Под пяточки сына или дочки подставьте свою ладошку, которая во время ползанья будет служить опорой.
Методика №2. Тренируем повороты и перевороты
Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение.
Оденьте малыша в удобную и не сковывающую его движения одежду, а затем дайте ему полную свободу. Пока кроха поворачивается и переворачивается в разные стороны, вы должны внимательно за ним наблюдать, чтобы он не скатился с кровати или дивана. Если малыш не хочет переворачиваться, то заинтересуйте его яркой игрушкой или же на некоторое время оставьте его в покое.
Методика №3. Играем в прятки
Данную методику можно начинать практиковать с 8‑ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами.
Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку». Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами, шкафами и т.д. Сначала малыш с интересом будет наблюдать за этими пока еще не совсем понятными для него действиями мамы или папы, а затем все поймет и с удовольствием начнет их повторять.
Методика №4. Играем с водой
Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно и в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров.
Данная методика позволит ребенку получить представление о разных физических состояниях материи и объеме. Малыш начнет понимать, почему вода при переливании исчезает из одной емкости и появляется в другой («было – исчезло – опять появилось», «было сухо – стало мокро» и т.д.).
Методика №5. Возимся в грязи
Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться.
Для создания грязи в домашних условиях вам необходимо развести водой песок или глину. Оденьте малыша в удобную и старую одежду, которую потом можно будет выбросить, и разрешите ребенку играть с грязью столько, сколько ему захочется. Наблюдайте за крохой, но не указывайте, что именно и как именно ему следует делать.
Методика №6. Учимся карабкаться и цепляться
Пусть ребенок взбирается на папу, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны подстраховывать малыша сзади.
Задача родителей заключается в том, чтобы именно подстраховывать ребенка, а не подталкивать его. Развитое у малыша до 1 года умение не бояться повернуться спиной, карабкаться на ступеньки, сползти с дивана и т.д. поможет ребенку в более взрослом возрасте научиться уверенно стоять на собственных ногах, добиться успехов в карьере и осознать, чем на самом деле является чувство опоры в жизни.
Методика №7. Занимаемся подбрасываниями
Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности.
Чем больше ребенка в возрасте до 1 года раскачивали, тем лучше и эффективнее он будет взаимодействовать с людьми в будущем, без проблем налаживать с ними контакты и испытывать искреннее чувство близости.
Несколько важных правил
Родители должны понимать, что раннее развитие ребенка является не целью, а всего лишь средством, позволяющим вырастить успешную и гармоничную личность! Занимаясь с малышом, не ставьте перед собой задачу воспитать идеального ребенка-вундеркинда. Большие нагрузки и постоянные сравнения с другими детками способны не только отбить у крохи желание учиться, но и испортить его характер.
Если вы видите, что у малыша нет желания заниматься или он пребывает в плохом настроение, то ни в коем случае не заставляете его делать что-то. Мария Монтессори всегда утверждала, что не стоит устанавливать и какие-то нормы по количеству и времени занятий в день. У ребенка должна быть реальная свобода выбора, и не имеет никакого значения, нравится ли вам в данный момент его выбор или не нравится.
Если с какой-то задачей ребенок не справляется, то не расстраивайтесь, а упростите задание. Все задачи должны быть построены по принципу «очень просто – просто – сложно – очень сложно». И не забывайте почаще хвалить кроху и радоваться его успехам.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
ПЕРВЫЙ ГОД: БЛАГОПРИЯТНОЕ НАЧАЛО
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ
Научные исследования показали, что объем и качество заботы, которыми мать обеспечивает ребёнка, очень сильно зависят от того, как мать и ребёнок провели первые дни после рождения.
Сильвана Монтанаро, Доктор медицины
Начало статьи тут
В течение первого года жизни весь мир младенца это его семья. Когда пара готовится произвести на свет первого ребёнка, то для обоих наступает время исполнить самую важную роль на свете. Удивительно, насколько больше времени и сил традиционно уделяется подготовке к карьере, строительству дома и другим взрослым дела по сравнению с тем, сколько этих же ресурсов отводится подготовке к родительству, хотя это гораздо более сложная и более продолжительная функция. Лучше всего начинать учиться тому, как стать хорошим родителем, задолго до того, как родится ребёнок.
Моей первой реакцией на то, что я услышала об идеях Монтессори применительно к возрасту от рождения до 3 лет, было естественное желание защитить свой метод воспитания детей; несмотря ни на что «они выросли нормальные». Тем не менее, наблюдая удивительные результаты от претворения в жизнь этих идей во многих домах, нужно признать, что и в самом деле есть лучший способ начинать жизнь – поэтому мы счастливы передать эту информацию вам.
Самые первые секунды жизни, первые минуты и часы оказываются наиболее впечатляющими для младенца и родителей. В это время пробуждаются основные инстинкты родительства, появляется связь между ребёнком и родителями. В это время у младенца зарождается чувство доверия к тем, кто находится вокруг него, и ощущение того, что наш мир – счастливое место. Единственный самый важный элемент среды для младенца в этот момент – любящая мудрость взрослого. Никакой материальный предмет не может заменить время и внимание, проявленное к ребёнку в самые первые месяцы и годы его жизни.
СЕМЕЙНАЯ ОБЩНОСТЬ В КАЖДОДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Прикосновения, объятья, телесный контакт, смех и пение имеют огромное значение, даже в первые несколько дней жизни. Благодаря этому новорожденный и его семья обретают любовь и доверие, дружбу и счастье между собой.
Однако мы должны помнить, что природа всем людям дала внутреннее чутьё, мудрого советника, который подсказывает, когда спать и просыпаться, когда есть и двигаться. Эта мудрость успешно управляла внутриутробным периодом жизни, и уже после рождения многие возможные проблемы могут быть предотвращены, если семья внимательно наблюдает за потребностями младенца и не прерывает этот процесс развития.
Вот несколько примеров.
(1) Постарайтесь не нарушать сон и не будить спящего ребёнка.
(2) В каждом месте в доме, где семья проводит время, положите коврик или одеяло. Так чтобы ребёнок мог естественным образом заснуть, проснуться, поупражняться в движении и наблюдении за жизнью вокруг него.
(3) Кормите младенца по возможности тогда, когда он голоден, полностью опустошая одну грудь, и дождитесь, чтобы ребёнок сам её отпустил, никогда не прерывайте его и не останавливайте кормление.
(4) Пусть время кормления будет временем только мамы и ребёнка, не нарушаемое ни телефонными звонками, ни включенным телевизором, ни параллельным чтением, ни разговорами с другими людьми. Отношения во время кормления – это модель всех близких отношений в течение жизни. Младенец не просто ест, но и узнаёт, что такое любовь.
(5) Наблюдайте, слушайте, смотрите и созерцайте. Попробуйте догадаться, что может значить каждый звук, каждое выражение лица и движение. Наперекор общественному мнению младенец не только «ест и спит». Вы поймёте, что ваш ребёнок говорит вам очень и очень многое.
(6) Избегайте кормления ради успокоения и пустышек, так как все это излишне стимулирует зависимость от орального способа получения удовольствия. Вместо этого успокаивайте разговором, прикосновением, объятьем, пением, совместной игрой. Представьте, как бы вы выглядели, что бы вы чувствовали, если бы в ответ на каждую вашу потребность и желание вам предлагалась еда.
Узнавая физические, умственные, эмоциональные потребности новорожденного и учась отвечать на них, мы предлагаем ребёнку величайший дар, который мы только можем дать. Признание внутреннего чутья и мудрости наших детей и следование за ребёнком учит нас многому о нас самих и о жизни в целом, и это дар наших детей нам.
ТКАНИ И МАТЕРИАЛЫ
Натуральный качественный хлопок – лучший материал не только для топпончино, но и ля постельных принадлежностей, коврика для игр, одежды, подгузников и всего, что соприкасается с чувствительной кожей младенца.
Некоторые младенцы исследуют руками своё лицо ещё до рождения и, разумеется, хотят продолжать этот процесс сразу после него. Поэтому гораздо лучше следить за тем, чтобы ногти на руках и на ногах были коротко подстрижены и тем самым позволять этому исследованию продолжаться, чем держать руки и ноги закрытыми. Это даёт ребёнку возможность руками изучать привычные и любимые им предметы.
Оставлять руки и ноги открытыми важно ещё потому, что это способствует обучению таким навыкам, как переворачивание, ползанье на животе и на четвереньках, вставание и хождение.
Если ваш ребёнок выражает страх во время одевания, то важно в этот момент остановиться и успокоить ребёнка, поговорить с ним о том, что вы делаете, это лучше, чем ускорять процесс. Так ребёнок поймёт, что одевание и переодевание безопасный и приятный опыт.
ДОВЕРИЕ К МИРУ
Раньше было принято считать, что младенцы не сознают того, что с ними происходит, и не помнят начало своей жизни. Теперь мы знаем, что самые сильные, глубокие и долгие воспоминания формируются именно в это время. Сейчас все признают, что в течение первых месяцев жизни у ребёнка развивается его основное отношение к миру. Как мы можем помочь ребёнку развить доверие к миру с самого рождения?
В течение последних утробных месяцев младенец привык к голосам его семьи и к звуку сердцебиения его матери. В первые недели после рождения ребёнка успокаивают привычные голоса, которые он слышал в утробе матери, а сердцебиение матери успокаивает его еще и во время кормления.
Появившись на свет, он ещё лучше различает голоса семьи, когда они звучат вокруг, запах и прикосновения его родителей, братьев и сестёр. Этот опыт ложится в основу формирования чувства безопасности для ребёнка. Важно, чтобы в эти первые дни вокруг ребенка были только члены его семьи, и это позволит ему укрепить связь с ней.
Устройте так, чтобы в первые дни одежда была мягкой, а свет неярким, так чтобы ребёнок мог привыкнуть к миру вне утробы. «Топпончинно» используется для обеспечения наиболее безопасного положения, когда мы держим и передаём ребенка. С таким бережным обращением ребенок ощущает себя в еще большей безопасности.
Мы можем научиться слушать звуки, которые производит ребёнок, тихонько за ним наблюдать и отмечать разные выражения лица и телодвижения, чтобы понять, что ребёнок пытается нам сказать, и чтобы понять, что это за человек. Так ребёнок обретёт уверенность в том, что мир вокруг него – безопасен.
Печально то, что из-за недостатка понимания всей значимости начала человеческой жизни в нашей культуре малозначимыми считаются профессии работников яслей и другие, в которых задействованы люди, обеспечивающие младенцам уход. Эти люди не оценены по заслугам и их зарплата часто очень мала. В итоге в этой профессии сложилась высокая текучка кадров. Получается, что младенцы привязываются к кому-нибудь, потом разделяются с ним, чувствуют себя отвергнутыми, опят привязываются и т.д. Подумайте о том, какой ребёнок извлекает из всего этого урок о доверии и безопасности. В идеальном варианте вопрос о том, кто будет заботиться о ребёнке, решается ещё до рождения ребёнка.
Чем больше размышлений, планов, времени и энергии мы тратим на уход за ребёнком в эти первые дни, недели, месяцы, тем прочнее будет основа для его дальнейшего физического и эмоционального развития.
ДОВЕРИЕ К СЕБЕ (СМ. ТАКЖЕ СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ)
У маленького ребёнка доверие к себе формируется уже в течение первого года жизни при встречи с окружающей его средой. Он учится выходить в мир, трогать и хватать с помощью своих собственных усилий то, на что он до этого глядел и до чего хотел дотянуться.
Понимание и любовь взрослых и старших детей, среда, отвечающая меняющимся потребностям ребёнка, дадут ему понять, что он способный и сильный, что его выбор разумен, а он сам – замечательный.
ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И САМОУВАЖЕНИЕ
Между овладением ребёнком коммуникативными и двигательными навыками и развитием у него чувства самоуважения существует безусловная связь. Сколькие из нас чувствовали бы себя лучше и «любили себя такими, какие они есть», если бы наши попытки создания своей личности уважались с самого раннего детства? Между этими вещами есть связь.
Первые два года жизни – самые важные. Наблюдения подтверждают то, что маленькие дети наделены особенной духовной мощью, и указывают на новые пути раскрытия этих способностей. Буквально мы говорим об «обучении в сотрудничестве с природой». Это начало нового подхода к обучению, когда не профессор обучает ребёнка, а наоборот.
Мария Монтессори, Доктор медицины
Обращайте внимание на попытки ребёнка с вами общаться и предоставьте ему безопасное и ограниченное место для свободного передвижения – в детской или в оборудованной с учетом его потребностей гостиной, и это лучшее, что вы моете сделать, чтобы помочь ребёнку развить уверенность в своих силах.
У каждого ребёнка своя неповторимая программа развития. Один ребёнок будет работать над согласованностью движений глаз и рук, а другой, в том же самом возрасте, будет сконцентрирован на произведении звуков, тогда как третий будет стараться приподняться и продвинуться в пространстве. Одному ребёнку захочется попробовать сидеть за столом уже в первый год жизни, другому будет достаточно грудного вскармливания. Одному понравится сидеть на горшке во время мочеиспускания, другому это будет неинтересно. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы поддержать развитие индивидуальности в ребёнке, – это наблюдать, слушать, уважать и не вмешиваться.
Свободное движение означает способность передвигать свое тело без помощи искусственных «помощников», двигаться в соответствии с уровнем развития собственных способностей, постепенно учась дотягиваться и хватать, переворачиваться, ползать, садиться, вставать и ходить – всё это самостоятельно.
Развитию помогают специальные развивающие игрушки. Например, когда ребёнок только начинает ползать и нуждается в стимуле, чтобы ползти дальше, ему может помочь игрушка или мячик, которые, если их толкнуть, откатятся на небольшое расстояние. Существует много разных интеллектуальных рецептов помощи ребенку и они часто противоречат друг другу, поэтому самым главным здесь остаётся следование за ребёнком. Каждый ребёнок особенный, поэтому простого ответа на вопрос, как с ним себя вести, не существует.
ПОДГОТОВКА ДОМА К ПРИЕМУ НОВОРОЖДЕННОГО
Когда вы готовите место для новорожденного, лягте на пол посреди комнаты, осмотритесь и прислушайтесь. Будет ли пространство безопасно? Интересно? Красиво? Успокаивающе? Позволит ли оно наибольшую свободу для движения?
Так как у маленького ребёнка обострённое чувство порядка, то было бы идеально, если бы комната не менялась в течение первого года. Поэтому важно хорошо продумать с самого начала, каким образом организовать его первую среду обитания.
Однажды, наблюдая за счастливыми и неудержимыми действиями котёнка, недавно попавшего к нам в дом, я невольно сравнила его жажду знаний с потребностями маленького ребёнка. Котёнок проверял, какими способами он может передвигаться по гостиной, тщательно изучая каждый предмет и определяя лучший способ миновать его – выбирая путь под, над или вокруг него. Я вспомнила о том, как наблюдала за младенцами, которым позволили свободно двигаться в подготовленной для этого среде.
Представьте, как изменилось бы естественное развитие котёнка, если бы существовали такие приспособления, как кроватки для котят, слинги для котят, качели, ходунки и пустышки. Я постоянно думаю о том, как мы можем помочь младенцам исследовать пространство с помощью своего тела и развивать изящество и уверенность движения. У новорожденного очень много важной работы, и мы можем помочь ему в этой работе, предоставляя наиболее подходящую естественному развитию среду.
Пока ребёнок находился во чреве, он уже много сделал для укрепления мышц и слуха. После рождения он постепенно научится двигаться сам и исследовать, задействуя все свои сенсорные и моторные способности. Он изучит каждую деталь своей комнаты, внимательно изучит каждый звук. После того, как он укрепит свои руки и ноги с помощью приподниманий, он потянется к предметам, чтобы продолжить своё исследование.
Следуя своему собственному расписанию, каждый ребёнок в своё время научится ползти к предметам, на которые он уже давно смотрел, и брать их. Зрительное (а потом и тактильное) исследование очень важно для многих аспектов человеческого развития. Если мы предоставляем ребёнку матрас или кровать на уровне пола в полностью безопасной комнате – а не высокую кроватку с боковыми решётчатыми стенками или манеж – то он получает четкое, неискаженное представление о своей окружающей среде и свободу исследовать ее.
Кровать должна быть так устроена, чтобы ребёнок смог самостоятельно из неё выбраться и обратно туда забраться, как только он научится ползать. Отлично подойдёт матрас от двуспальной кровати, положенный на пол. Помимо того, что такое обустройство места для сна поможет развитию ребенка, оно также позволит предупредить возникновение такой частой проблемы детского плача, вызванного скукой и эмоциональным истощением.
Полезно представить себе, что вся комната и есть манеж, поэтому к входной двери хорошо приделать детские воротца. Нужно также тщательнейшим образом изучить каждый закуток и каждую щёлку такого манежа на предмет безопасности и интересности. Даже если ребёнку предстоит жить в одной комнате с родителями или братьями и сёстрами, мы можем создать обширную, безопасную и интересную среду.
В конце концов, ребёнок исследует всю комнату вплоть до детских ворот на выходе и выйдет исследовать оставшуюся часть дома, и там все также должно быть для него безопасно и интересно.
Вот так закладываются независимость, концентрация внимания, умение передвигаться, самоуважение, умение принимать решения и сбалансированное, здоровое развитие тела, разума и духа.
ОДЕЖДА, НЕ ПРЕПЯТСТВУЮЩАЯ СВОБОДНОМУ ДВИЖЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
Совершенно нормально, если ручки и ножки младенца немного холоднее, чем остальное тело. Температура тела важна, но также важна и свобода движения!
Когда ребёнок начинает ползать (а это может случиться раньше, чем мы ожидаем, если среда этому благоприятствует), нужно, чтобы между коленями и поверхностью образовывалось трение. Я хорошо помню, как я надела на мою дочь её первое платье и опустила её на пол. Она тогда ещё только училась ползать, и подол платья запутался в коленках, так что она не смогла ползти. И тогда я решила не спешить наряжать ее в платья, потому что ей в этот момент гораздо важнее было научиться ползать, чем демонстрировать окружающим, что она девочка.
Продолжение следует.
Автор: Сьюзен Мэйклин Стивенсон, 2011, США
Источник:https://www.domrebenok.ru/blog/radostnoe-ditya/
Источник