Развитие ребенка в первом классе

Развитие ребенка в первом классе thumbnail

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

вопросы для дошкольников при поступлении в школу

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Читайте также:  Анамнез развития ребенка для психолога

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?

Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.

Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.

Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.

Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!

Источник

Начало нового учебного года буквально на носу, и, вероятно, сильнее всего перед грядущим 1 сентября волнуются родители первоклассников. Волнения эти по-своему оправданы: детям предстоит приступить к учебе, освоиться в новом коллективе, научиться ответственности, планированию и множеству других вещей. Чтобы вы могли оценить, насколько ваш ребенок к этому готов, и над какими моментами стоит поработать, мы составили список того, что он должен знать и уметь к 1 классу.

https://www.profguide.ru/article/chto_doljen_znat_i_umet_rebenok_k_1_klassu.html

Слова и понятия

К 6-7-летнему возрасту у ребенка уже должна более-менее вырисовываться некоторая картина мира, в которой он должен уметь ориентироваться. В нее, в том числе, входит знание следующего:

  • Цвета.
  • Времена года, месяцы, дни недели, понятие о секундах, минутах и часах.
  • Животные, птицы и их детеныши.
  • Профессии.
  • Разновидности транспорта.
  • Овощи, фрукты и другие продукты.
  • «Право», «лево», «правая рука», «левая нога» и т.п.

Это понятия, которые рассматриваются в большом количестве детских книжек и развивающих игр, так что если с ребенком занимались — он, скорее всего, более-менее в них разбирается.

Чтение

К 1 классу ребенок уже должен уметь читать. Он должен знать, что такое буквы, слова и предложения, ассоциировать звуки с соответствующими буквами, читать по слогам простые тексты из детских книг. Конечно, в школе эти навыки будут укреплять и развивать, однако их базовая основа должна быть заложена еще в детсадовском возрасте.

Счет и геометрия

В возрасте 6-7 лет ребенок должен обладать и некоторыми математическими знаниями. Они также будут углубляться на школьных занятиях, но первоклассник должен уже уметь хотя бы следующее:

  • Считать до десяти в прямом и обратном порядке, иметь предоставление о том, как формируются числа больше 10 (пусть и ошибаясь в их счете).
  • Считать небольшое количество предметов (возможно, дотрагиваясь до каждого из них по очереди и называя цифры вслух).
  • Понимать базовые операции неравенства: «больше», «меньше», «равно» — и уметь применять их на практике.
  • Знать простые геометрические фигуры. Это квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и овал. Для ребенка, идущего в 1 класс, не должно быть сложным назвать эти фигуры и соотнести их по формам в развивающих игрушках.

Очень простым и удобным способом проверки математических и геометрических способностей ребенка является так называемый «графический диктант». Он может выполняться в разном формате: например, вы можете говорить ребенку, как рисовать линию (клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо, и так далее). Либо вы можете нарисовать определенную фигуру по клеточкам, и попросить ребенка ее повторить. Более сложный вариант — сделать из этой фигуры узор, то есть повторить несколько раз.

Познавательные способности

Все специалисты сходятся во мнении, что первые годы учебы детей в школе — это не столько приобретение знаний, сколько приобретение умений приобретать знания, пусть это и звучит как тавтология. Поэтому следующая группа навыков, вероятно, является даже более важной, чем все предыдущие:

  • Умение разгадывать загадки.
  • Умение находить лишнее в ряду или добавлять недостающее.
  • Умение выполнять несложные задания по заданному образцу без ошибок.
  • Умение выделять общий признак каких-либо предметов, выполнять их группировку.
  • Понимание простых причинно-следственных связей (зимой птицы летят на юг, потому что там тепло, а здесь холодно, и т.п.).
  • Умение придумывать рассказ по картинке, в принципе сочинять какие-нибудь истории, отвечать на вопросы законченными предложениями. Подобные навыки говорят, помимо прочего, о способности ребенка к концентрации.
  • Достаточно высокий уровень развития памяти. В таком возрасте ребенок должен запоминать 5-6 слов (без визуального сопровождения) или 9-10 картинок/предметов.

Другими словами, если ребенок умеет анализировать, размышлять, находить логику — то он быстро догонит сверстников даже в том случае, если по каким-то другим навыкам отстает. А если такие способности у него не очень выражены, то даже зазубренные названия цветов или буквы не станут для него пропуском к беспроблемной учебе.

Письмо и рисование

Непосредственно самому письму детей учат в школе — нет необходимости мучать их прописью еще во время хождения в садик. Однако уверенно держать в руке карандаш и ручку, рисовать простые геометрические фигуры и линии 6-7-летний ребенок уже должен уметь. В противном случае освоение письма дастся ему очень сложно.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка первый год

Коммуникативные навыки

Об этом важном пункте почему-то часто забывают. Все говорят о том, то ребенок к 1 классу должен знать свое имя, имена и фамилии своих родителей, свой адрес и тому подобное, но очень редко речь заходит о том, что он должен уметь общаться с другими детьми. И это гораздо важнее знания отчества дедушки или точного названия маминой профессии.

Школьная пора — это очень важное время в жизни ребенка, в течение которого будет пройдена значительная часть его социализации. Поэтому крайне желательно, чтобы к 1 классу он уже имел большой опыт общения со сверстниками, не боялся и не стеснялся с ними общаться, обладал базовыми навыками разрешения конфликтов, и так далее. От комфортного вливания в классный коллектив зависит достаточно многое: как в контексте учебы, так и в плане развития социальных навыков и даже самооценки ребенка.

В завершение стоит отметить, что любое прожитое время — никогда не упущенное, потому что в течение этого времени многое происходило и многое было сделано. И если ваш ребенок по многим показателям не готов идти в школу, нет ничего страшного в том, чтобы отсрочить это событие на год. Ну а если по большинству факторов все в порядке — не переживайте понапрасну и радуйтесь вместе с ребенком его первому школьному звонку!

Источник

Учебный год подходит концу. Родители первоклассников, которые усердно занимались со своими детьми все восемь месяцев, вот-вот смогут передохнуть. Самое время посмотреть, что, по мнению экспертов ведущих педагогических вузов, должен знать и уметь ребенок к концу первого класса.

Вот лишь некоторые требования из нового проекта школьных стандартов:

Окружающий мир

– называть себя и членов семьи по имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес школы, название своего города/села, региона, страны;

– приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, праздников; профессий;

– различать объекты живой и неживой природы, овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

– описывать самые распространенные в родном крае растения, деревья, кустарники, травы; основные группы животных, выделять их самые существенные признаки;

– проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в и.ч. за сезонными изменениями в природе), опыты под руководством учителя, вести счет времени;

– использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

– соблюдать правила безопасного поведения в природе;

– соблюдать правила безопасной работы в школе, на учебном месте школьника, безопасно использовать ресурсы Интернета и электронные ресурсы школы;

– соблюдать правила безопасного поведения пешехода, правила безопасности передвижения на самокатах, роликовых коньках.

Русский язык

– понимать прослушанный и прочитанный текст;

– устно составлять текст из 2-4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

– вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

 – различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие звуки;

– определять в слове ударный слог;

 – делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);

– знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;

– различать понятия “звук” и “буква”;

– переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный+гласный);

– писать разборчиво;

– писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;

– находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;

– различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

– составлять предложение из набора форм слов;

– правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;

– читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

– правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов;

– писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.

Математика

– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;

– пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер;

– считать двойками, пятерками; уметь разбивать четное число в пределах 20 пополам;

-находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число, сравнивать числа;

– складывать и вычитать(в пределах 20 -устно и письменно);

– знать, что такое слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;

– знать переместительное свойство сложения (a + b = b + a);

– находить неизвестный компонент сложения;

– решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание;

– сравнивать объекты по длине: длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже), (больше/меньше на);

– знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр;

– измерять длину реальных объектов с помощью линейки;

– различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг; куб и шар;

– устанавливать соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; различать право и лево с точки зрения другого человека;

– на нелинованной бумаге изображать от руки и с помощью инструментов треугольник, многоугольник, круг; на клетчатой бумаге -чертить квадрат, копировать изображения, составленные из точек и отрезков;

Читайте также:  Развитие музыкального творчества ребенка в семье

– группировать объекты по заданному признаку;

– различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;

– выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.

Литературное чтение

– читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания) ;

– читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);

– понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;

– различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);

– определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь;

– отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста;

– пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;

– ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

– объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.

Развитие ребенка в первом классе

Первоклассник должен читать вслух не менее 20 слов в минуту. Фото: photoxpress

Комментарии

Елена Романова, психолог, эксперт Обрсоюза:

– Это общие требования “под стандартного среднестатистического ребенка 7-8 лет”. Другое дело – сейчас ребенка такого “среднестатистического” еще нужно поискать. У очень многих первоклашек уже свои планшеты и мобильные телефоны – отсюда “клиповое” мышление и неспособность работать с длинными текстами (значит, проблемы на уроках чтения, окружающего мира). В связи с тем, что малыши с пеленок проводят время с компьютерами и мультиками, а не с мамой и папой и сверстниками, многие идут в первый класс с нарушениями речи. Часто можно встретить у первоклашек рассеянное внимание, неспособность его удерживать, отвлекаемость. Все это негативные факторы.

Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

– Современная образовательная программа в школе объективно сложнее, чем была у нас. Мы приходили в первый класс и не умели ни читать, ни писать. Сегодня к школе нужно наработать приличную “базу”, потратить на это минимум год.

Конкретный пример из личного опыта: в хорошей столичной школе уже при приеме в подготовительную группу, то есть за год до первого класса, моя дочь сдавала “экзамены”. Нужно было пройти собеседование, на котором, например, требовалось рассказать: что объединяет автобус, трамвай и машину (правильный ответ – транспорт). К началу первого класса ребенок уже читал по слогам, писал печатные буквы, считал до 20. Половина списка была освоена. Так что с учетом современных реалий указанные нормы вполне выполнимы. Другое дело, что многое зависит от первого педагога. И я понимаю мам и пап, которые уже в первом классе хватаются за голову, сидят с ребенком до ночи за домашними заданиями в попытках объяснить то, что он не усвоил на уроке.

Наталья Колганова, замдиректора лицея № 44 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ, эксперт Обрсоюза:

– Требования по предмету “Окружающий мир” не просто посильны для первоклассника – они посильны даже для дошкольника. Математика? Она сегодня в центре внимания: развитие математических способностей важно для общего развития ребенка. Здесь есть счет в пределах 20 – он был в первом классе всегда, начиная с советской школы. Кроме того, мы всегда учили ребят, что задачу – это условие, вопрос, решение и ответ – запомнить несложно. Так же как и то, что 10 сантиметров – это один дециметр, запомнить самые простые геометрические фигуры…

Русский язык – различать звуки и буквы, составлять предложение. Если ребенок пришел в школу логопедически незапущенным, с этим проблем не будет.

Какие изученные правила правописания первоклассник должен уметь применять? Самые простые. Например, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Это тоже всегда учили в первом классе.

Литературное чтение – предмет, как считают родители, один из самых трудных. Ребенок должен владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на целые слова. При этом установлена минимальная норма – 20 слов в минуту. На мой взгляд, она даже несколько занижена. Умение читать – главное, чему мы должны научить первоклассника: без этого дальше никак. Что важно? Ребенок должен понимать прочитанное. Чтобы с этим не было проблем, родители должны научить малыша еще до школы внимательно слушать и слышать других – это самое главное условие для успешного обучения в первом классе. Есть хороший тест. Мама дошкольника может взять короткое легкое четверостишие и прочитать его ребенку вслух три раза подряд. Если малыш сразу сможет повторить его по памяти – значит, проблем в первом классе, скорее всего, не будет.

Источник