Развитие ребенка в период с 3 лет и до 6 лет

Развитие ребенка в период с 3 лет и до 6 лет thumbnail

Возраст от 3-х до 6-ти  леточень интересный и важный период в жизни малыша. Ведь именно сейчас ребенок переходит из состояния «малыш и мама одно целое» в состояние «я – отдельная независимая личность». И хотя независимость трехлетнего малыша еще, конечно, понятие достаточно условное, но то, что кроха меняется и взрослеет, с этим мы спорить не станем.

Как же именно это происходит, что поможет родителям понять, что их любимый малыш уже встал на путь взросления?

Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша:

  • ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
  • строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она».  Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
  • осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом – для мальчиков.

Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3-х до 6-ти лет подробнее.

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет - изображение №1

Социализация

Начиная с трех лет, ребёнок начинает процесс выхода за пределы своего семейного круга и в жизнь малыша входит активное общение со сверстниками. Ведь недаром когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие  родители задумываются о том, что ребенку пора посещать детский садик, записывают его на курсы раннего развития.

Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:

  • подчинять свои желания общим правилам игры;
  • сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
  • познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
  • стать более самостоятельным;
  • научиться новому.

В возрасте от 3-х до 6-ти  лет, благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать окружающий мир, людей,  адекватно воспринимать собственные действия.

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет - изображение №2

С возрастом у ребенка меняются сюжеты для игр: если в возрасте 3-4 лет они были ограничены подражанием взрослым, семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия (кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5-6 лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более сложные моменты, например человеческие отношения.

Также игра становится более длительной по времени:

  • в 3-4 года малыш может увлеченно заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо переключиться на что-то другое;
  • в 4-5 лет одна игра может продолжаться 20-30 минут;
  • в 5-6 ребенок способен увлечься игрой на 30-40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.

Читай также: Игрушки для детей от 3 до 6 лет

Психологические особенности

В возрасте от 3-х до 4-х лет у малыша формируется понятие интонации произносимых слов: ребенок в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.

В этом возрасте ребенок, в основном, уже не путает единственное и множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день завтрашним и наоборот, перепутать понятия «обед» и «ужин». Также затруднения у малыша вызывает необходимость понимать время по часам.

Читай также: Как научить ребенка определять время: просто о сложном

Ребенок открыт новым знаниям, живо интересуется, для чего предназначен тот или иной  предмет и что из него  можно сделать. Благодаря именно этому интересу некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои игрушки, для того, чтобы понять, как они устроены внутри.

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет - изображение №3

Самостоятельность и желание делать все именно так, как ему хочется – достаточно острая тема в возрасте 3-4 лет. Родителям такого малыша необходимо набраться терпения и попытаться организовать ребенка с помощью постоянного ежедневного распорядка и слаженности своих действий, а также помнить, что несмотря на все протесты, если у малыша возникнут какие-то трудности или он почувствует себя усталым, маленький бунтарь, хотя бы на время, но обязательно вернется под родительскую опеку.

Читай также: Как пережить кризис 3 лет у ребенка: советы для родителей

У ребенка в возрасте от 5-х до 6-ти  лет достаточно развита память, он легко запоминает стихи, рассказы, слова песен. В этом возрасте малыши легко осваивают иностранный язык, быстро схватывают новые слова, говорят достаточно бойко. Также малыш постепенно учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».  

В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы (например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на работу» или «почему я сегодня грустный»),  повторяет услышанное и увиденное от других детей и взрослых.

Наша форумчанка Angel35 рассказывает: «Знаете, я не верила во все эти психологические скачки развития, но действительно, после пяти лет дочь стала гораздо лучше говорить, осознанно так, понимаете. И предложения строит достаточно сложные правильно, и даже делает нам с мужем замечания по делу! Начала интересоваться книгами, полюбила читать. Пока я ей читаю, конечно, но и это для нас ого-го какое достижение, раньше бы ей только прыгать или ныть, что не во что играть. В садике воспитательница тоже довольна, говорит: «Я вашей Юле просто не нарадуюсь, прям помощница моя стала, да и вообще детки в группе изменились, стали спокойнее, вдумчивее как-то». Неужели моя веселушка еще станет хоть чуточку внимательнее и усидчивее?»

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет - изображение №4

Отношения с взрослыми у малыша в возрасте 5-6 лет уже не так конфликтны, как ранее: возникающие вопросы решаются с помощью возможности объяснить и договориться. У ребенка в этом возрасте растет интерес и желание общаться и играть с другими детьми, в игре присутствует элемент соревнования.

В возрасте от 5-ти до 6-ти  лет ребенок  уже начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести знакомые предметы и образы. Конечно, фантазия в использовании цвета и формы играет более значительную роль, чем восприятие действительности, и иногда по рисунку крохи взрослому может быть сложно понять, что именно на нем изображено. В этом возрасте деток уже можно отдавать в творческие студии или на подготовительные классы при художественных школах, где педагоги смогут научить ребенка основным принципам рисунка и композиции, научат правильно пользоваться кисточкой и лепить.

А еще маленький умник 5-6 лет с удовольствием выполнит небольшие поручения от взрослых, всячески гордясь своей самостоятельностью, хотя последний факт напрямую зависит от темперамента и особенностей воспитания в семье.

Психолог Наталья Карабута рассказывает:«Некоторые родители, отдав после трех лет ребенка в садик, думают, что теперь развитием малыша будут заниматься специалисты, а они, наконец-то, смогут отдохнуть. Опасное заблуждение, ведь сейчас в жизни малыша начинается новый важный этап – первый период взросления. От того, насколько правильно в периоде от 3-х до 6-ти лет родители выстроят систему воспитания, напрямую зависит, насколько адекватной будет система ценностей малыша, когда он подрастет. В этом возрасте ребенок уже не верит взрослому на слово – он верит своим глазам, не подчиняется приказам, а требует от взрослого доверия, уважения и сотрудничества. Родителям важно научиться строить взаимоотношения с ребенком, понимать друг друга, быть на одной волне». 

Читай также: Развитие мышления: какие этапы проходят дети

 Развитие речи

Ребенок в возрасте от 3 до 4-х  лет уже неплохо разговаривает, в его словаре около 1000 слов, он легко строит предложения, однако этого еще недостаточно. Для гармоничного развития речи ребенка родителям следует активно разговаривать с крохой,  не забывать разучивать простые стишки и песенки, вместе читать книжки, обсуждать новую информацию, спрашивать мнение малыша по тому или иному поводу, помогая ему сформулировать мысль правильно.

В возрасте 3-х лет ребенок еще может не совсем правильно выговаривать некоторые звуки, менять местами буквы в словах. Обычно все эти проблемные речевые факторы исчезают к 4-5 годам жизни малыша, по мере созревания мозговых функций. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Инициатива общения исходит и от ребенка, именно в возрасте 3-4 лет малыш обязательно будет испытывать терпение родителей вопросами «Почему?», «Как?», «Отчего?» и «Зачем?». Старайтесь отвечать на все вопросы «почемучки» как можно полнее, рассказывайте ребенку про окружающий мир, пробуждая в нем интерес к познанию нового.

В возрасте 5-6 лет  малыш много думает и уже пытается высказать свои мысли более полно: находит легкие рифмы, создает слова, придумывает новые сказки, выдумывает события и приключения, любит сказки о животных и волшебные рассказы, в которых с помощью храброго главного персонажа добро обязательно должно побеждать зло.

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет - изображение №5

Читай также: Как развивается речь ребёнка

Физическое развитие

Ребенок в возрасте 3-6 летуверенно и хорошо бегает, редко падает, больше из-за невнимательности, а не из-за неумения управлять своим телом, хотя его чувство равновесия еще развито не до конца.

В зависимости от степени мышечного развития, ребенок в таком возрасте уже может совершать достаточно длительные пешие прогулки, особенно если перемежать хождение с отдыхом и возможностью покататься на велосипеде, самокате или роликах.

Читай также: Куда пойти с ребенком: 5 красивых парков Киева

Ребенок уже неплохо прыгает, может перепрыгнуть через невысокий предмет, а вот управляться со скакалкой ему еще удается не очень хорошо.

Детям в возрасте от 3-х до 6-ти лет родители, если есть такая возможность, устанавливают дома спортивные уголки, или так называемые «шведские стенки». Занятия на таких домашних спортивных снарядах позволяют ребенку быстрее укрепить мышцы, сформировать умение хорошо лазать вверх и спускать вниз по лестнице, раскачиваться и крутиться на канате (влезть на него он пока еще вряд ли сможет), подтягиваться на кольцах, висеть на перекладине.

Развитие ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет сложный и важный процесс для малыша и его будущей жизни. Ребенок в этом возрасте достаточно сознателен, умеет разумно мыслить, свободно двигается, умеет управлять своими действиями и понимает последствия и результаты поступков. Период  «маленького ребенка» в его жизни завершается, уступая место новому, более серьезному периоду, подготовки к школьному обучению.

Желаем вам с легкостью преодолеть все трудности периода от 3-х до 6-ти и с радостью увидеть, как из вашего вчерашнего крохи вырос умный, добрый, уверенный в своих силах, самостоятельный человек.

Читай также: Как научить ребенка доброте

Источник

Возраст 3-7 лет является важнейшим этапом развития малышей-дошкольников. В этот период происходит закладка фундамента личности: развивается память, психика, появляются новые эмоции, формируется отношение к самому себе. Мамам и папам важно понимать, что происходит с ребенком, и помогать ему раскрывать свои способности и умения.

Мониторинг развития детей 3-7 лет

Мониторинг в случае с детьми дошкольного возраста — это деятельность, направленная на изучение особенностей каждого отдельно взятого ребенка для определения его индивидуальных черт, оценки его развития как субъекта познания, социальных взаимоотношений и деятельности, понимание детских поступков и мотивов, предугадывание модели поведения в зависимости от тех или иных обстоятельств.

И родители, и педагоги в детском саду оценивают следующие моменты, касающиеся маленького человека:

  • интересы и склонности;
  • особенности личности;
  • деятельностные умения;
  • поведение в различных ситуациях;
  • взаимодействие со сверстниками;
  • отношения со взрослыми людьми.

Эмоциональное развитие детей 3-7 лет

В 3-7 лет у детей активно развивается эмоциональная составляющая. Эмоции играют важную роль как для общего развития ребенка, так и для усовершенствования его способностей. Следует научиться понимать его настроение, обращать внимание на взаимоотношения со сверстниками и достижения.

От эмоционального благополучия в этом возрасте зависит успех в жизни. Ласковое и уважительное обращение к маленькому человеку вселяют в него уверенность, и он с удовольствием радует родителей победами. Излишняя строгость приводит к замкнутости и нежеланию заниматься любимым делом.

Развитие малыша с 3 до 7 лет

В дошкольный период закладывается самосознание. Малыши учатся оценивать себя с различных сторон — насколько они отзывчивые, добрые, послушные и старательные. Ключевую роль играют родные люди и близкое окружение. Именно от их поведения напрямую зависит, каким вырастет малыш, по этой причине важно принимать и всячески поощрять его.

У ребенка существенно расширяется палитра эмоций. Кроме радости и грусти ребенок может ревновать, бояться, сердиться. Маме и папе следует больше говорить с крохой и обсуждать все, что он чувствует, учить его разбираться в себе и своих ощущениях. Нужно очень постараться, чтобы малыш получал больше ярких эмоциональных впечатлений, посещал интересные мероприятия, общался со сверстниками обоих полов, ездил с родителями в гости.

Особенности развития маленького ребенка в 3, 4, 5, 6 и 7 лет. На что обратить внимание взрослым?

Психологи утверждают, что главной особенностью этого периода является перетекание одного кризиса в другой. Это время называют самым тяжелым для родителей, поскольку малыши становятся упрямыми и упертыми. Мамы и папы также совершают некоторые ошибки, которые только усложняют ситуацию.

У детей с 3 до 4 лет резко меняется характер, происходит интенсивное развитие интеллектуальной составляющей. Преобладающая форма мышления — наглядно-образная. Малыши активно экспериментируют с новыми словами, у них значительно увеличивается словарный запас, они строят длинные сложные предложения.

В таком возрасте малышам важно много двигаться и развивать уже крупную моторику, а не мелкую. Начинается формирование таких навыков, как скорость передвижения, сила, выносливость, гибкость.

Рекомендации родителям:

  • больше играть, бегать, прыгать с ребенком, не препятствовать его активным занятиям;
  • приучать малыша к гигиеническим процедурам (мыться, чистить зубы, расчесывать волосы);
  • посещать парки, музеи и другие места, где ребенок сможет найти ответы на свои бесконечные «почему»;
  • чаще общаться с людьми разного пола и возраста;
  • проводить время наедине с крохой;
  • не заставлять ребенка заниматься чтением или развлекательными играми, если он противится.

В 4-5 лет дети интенсивно растут и развиваются. Они меняются внешне и приобретают все больше взрослых черт. Малыши лучше ориентируются во взаимоотношениях с окружающими и имеют представление о специфике поведения мальчиков и девочек. Главную роль играет процесс познания, дети задают много вопросов и стремятся получить от мамы и папы новую информацию. Продолжает развиваться речь. Малыш уже может пересказывать сказки, интересно и эмоционально рассуждать об игрушках и других предметах вокруг, сочинять занимательные истории.

Рекомендации родителям:

  • по-прежнему отдавать предпочтения активным занятиям в виде бега, прыжков, подвижных игр;
  • развивать интерес к настольным и логическим играм, конструкторам, пазлам, поощрять ребенка, если он любит это делать;
  • постепенно объяснять крохе, как нужно себя вести в обществе, вводить основы этикета;
  • стараться читать больше книг, нагружая интеллект;
  • позволять малышу помогать по дому (мыть посуду, замешивать тесто, вытирать пыль и т.д.).

В 5-6 лет ребенок стремится к познанию себя и окружающих. Он понимает характер взаимоотношений и выбирает собственную тактику поведения. Появляются новые качества и потребности. Появляется способность к экспериментам, обобщению. Малыш использует интонации в речи. Словарный запас расширяется, при разговоре применяются синонимы и антонимы, слова с несколькими значениями. Дети понимают, как за собой ухаживать, знают, что такое здоровый образ жизни, стремятся к опрятности.

Развитие малыша с 3 до 7 лет

Советы родителям:

  • делать упор на физической активности;
  • продолжать прививать навыки этикета, но усложнить задачу, делая упор на отношениях с другими людьми, в том числе пожилыми;
  • развивать творчество и любознательность, решать вместе с малышом интеллектуальные задачи.

6-7 лет — один из сложнейших периодов. Ребенок постепенно начинает отделять себя от любимой мамы. Он видит себя самостоятельной личностью и свободно общается со сверстниками. Малыши в таком возрасте способны активно отстаивать свою точку зрения и делать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях. У детей быстро формируются такие двигательные навыки, как усовершенствованные ходьба и бег, прыжки на одной или обеих ногах, в высоту или в стороны.

Советы маме и папе:

  • постепенно подготовить ребенка эмоционально к школе, к новой социальной роли;
  • читать много книг, в том числе возрастной категории «9+»;
  • приучить малыша составлять распорядок дня или недельное расписание;
  • больше общаться с ребенком, поскольку он становится очень интересным собеседником.

Развитие ребенка в 3-7 лет накладывает отпечаток на последующую жизнь. По этой причине родители должны внимательно наблюдать за малышом и стимулировать его тягу к новым знаниям, развивать его физически и эмоционально, больше общаться и показывать свою любовь.

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,

врач-педиатр, к. м. н.

Теперь вы все знаете о развитии малышей с 3 до 7 лет. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!

Источник

От автора: Включает примерные показатели развития детей от 3 –х. до 5–ти лет. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в дошкольном возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

Показатели развития ребенка в период от 3 х лет до 5 5 5 летнего возраста

История развития ребенка в период от 3-х лет до 5—

5,5-летнего возраста.

Ведущие показа­тели развития ребенка в этот период:

1.Длительность, тя­жесть и особенности протекания «кризиса трех лет».

2.Адап­тация в детском учреждении: умение общаться со сверстниками, возможность адаптации в детском коллек­тиве, приспособление к требованиям социального окру­жения, наличие- специфических реакций на посещение детского учреждения.

3.Особенности игры как ведущей дея­тельности этого возраста.

4.В связи со свойственной этому возрасту дифферен­циацией моторных функций должно быть выяснено также наличие фактора леворукости или амбидекстрии (отсутст­вие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги) в семье или у других родственников.

Страхи младшего дошкольного  возраста.

1.В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови (43%), уколов (50%), боли(47%) и неожиданных звуков (43%). 2.Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает у мальчиков максимума именно в рассматриваемом возрасте: в 3 года — темноты (33%); замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%).

2. В 4 года — одиночества(31%) и транспорта (22%).

3. У девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года — одиночества (33%), темноты (37%), боли (40%), уколов (41%), в 3 и 4 года — крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года (21%).

4.В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

 5. Мальчики в 3 года чаще всего боятся Бабы Яги (34%), Кощея (28%) и Бармалея (34%).

6.Девочки, соответственно, чаще боятся тех же персонажей в 4 года — в 50, 42 и 47%.

7. В 4 года у 33% мальчиков и 39% девочек выражен страх Волка. Все эти сказочные образы в известной мере могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Тогда Баба Яга может быть непроизвольно ассоциирована с матерью, а Волк, Бармалей и Кощей — с отцом.

8.Типичная для данного возраста триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.

 Физическое  развитие детей  3-5 лет.

Три года.

1.Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде.

2. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках).

3.В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки.

4.У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки ).

Четыре года.

1. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке.

2.Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки.

3.В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.

 Пять лет.

1.Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются.

2.В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

Таблица речевого развития:

1 год – 1,5 года                      

б, т, к, ч

1,5 года -2 года                      

ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

2 года – 2 года 6 месяцев       

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

2 года 7 мес. – 3 года 5 мес.  

фь, вь, с, з, хь, л

3,5 года – 3 года 8 мес.          

ч, щ

4 года – 4 года 6 мес.             

ш, ж,

4года 6 мес – 5 лет

рь, р

Развитие детской речи от 2 до 6 лет.

2года 6 месяцев.

Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

3 года.

Словарный запас 500 слов  и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”. Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

3-4 года.

Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»

Использует выражения типа: «я думаю, что….»,  «я надеюсь, что….»

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

4-5 лет.

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Знает свой адрес,

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказать.

Правильно произносит практически все звуки.

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый – мягкий)

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, ки т.п. Понимает условное предложение со словом если.Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

6 лет.

Обладает словарем около 4000 слов

Все звуки произносит правильно.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Пользуется сложными предложениями.

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Познавательная деятельность: 3,5-4,5 года.

1.Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей.

 2.Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.).

3.Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета.

4.Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник.

 5.Владеет понятиями “один-много”.

6.Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?).

7.Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки

8.Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко).

9. Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут).

10.Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу.

11.Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.

Изобразительная деятельность: 

1.В рисовании  используют следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.

2.Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии.

3. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы.

4.В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы.

Игра:

 1.Любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать).

2.Осознает свои действия – может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).

Общение:

1.Со сверстниками играет “рядом”, иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее.

2.В семье проявляет желание многое сделать самому.

Навыки: умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.

Показатели внимания:

1)Умеет находить сходства и отличия в предметах.
2) Умеет находить сходства и отличия по картинкам, рисункам.
3) Собирает конструктор по образцу
4) Собирает картинку из 3-х или 4-х частей в одну.
5) Повторяет действия за взрослыми: руки вверх – руки в стороны – ногу поднять – ногу опустить.
6) Ребёнок делает хлопок в ладоши, когда взрослый называет определённое слово из списка слов. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши при слове «мяч», когда вы произносите слова: чашка, тетрадь, мороженое, стена, телефон, пирамидка, море, лимон, мяч, ложка, снежинка.
7) Держит в поле зрения 4-5 предметов.
8) Не отвлекается 5-7 минут при выполнении заданий.

9) Еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении, отвлекаясь от других предметов.

Показатели развития внимания:

К трем  годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь около 3-4 минут;

2.Удерживать в поле зрения не менее 3-4 предметов;

3.Находить 2-3 отличия между предметами;

4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры;

 6.Уметь находить предметы, отличающиеся от других.

К четырем  годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь около8-10 минут;

2.Удерживать в поле зрения не менее 4-5предметов;

3.Находить 3-4 отличия между предметами;

4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры.

К пяти годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;

2.Удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

3.Находить 5-6 отличий между предметами;

4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

5. уметь находить одинаковые предметы.

Показатели развития памяти:

К трем годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 3-4-х  предложенных предметов или названных слов;

повторять дословно предложения, состоящие из 2-3-х слов;

2.Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки (по вопросам);

запоминать расположение игрушек (2-3-4), называть по памяти, что где находилось.

К четырем годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 4-5  предложенных предметов или названных слов;

2. Уметь  рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;

3.Повторять дословно предложения, состоящие из 3-4-х слов;

4.Рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;

рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

5.Запоминать расположение игрушек (3-4), называть по памяти, что где находилось.

К пяти годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов;

2.Уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки;

3.Пересказывать содержание небольшого произведения или сказки;

4.Помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни;

5.Запоминать и повторять небольшие фразы;

6.Уметь сравнивать два изображения по памяти.

 Показатели развития мышления:

К трем годам дети  должны:

1.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, корзинка и грибы, чашка и блюдце, ведерко и лопатка и т.п.);

2.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

3.Находить среди четырех предметов тот, который не похож на остальные (например, три разных ведерка и матрешка, три разных яблочка и цветочек и т.п.);

4.Знать, кто из животных где живет, что любит есть;

5.Ззнать, какие вещи нужны летом, а какие – зимой;

6.Составлять пирамидку с учетом величины колец;

7.Адекватно действовать с 3-4-х местной матрешкой (разбирать и собирать ее);

8.Составлять разрезные картинки из 2-3-х частей.

К четырем годам дети должны:

1.Объединять  предметы в группы по определенным признакам, называть их обобщающим словом (животные, игрушки, фрукты, обувь мебель, посуда);

2.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, шапка и шарф, иголка и нитки, чашка с блюдцем и т.п.);

3.Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам: «Найди, что лишнее» (например, заяц, белка, ежик и грибок; яблоко, груша, виноград и карандаш и т.п.); 

4.Выстраивать логический ряд из определенной группы  фигур или предметов;

5.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

6.Находить недостающие детали у предметов (например, часы без стрелок, чайник без ручки, цветок без лепестков, и т.п.);

7.Находить несоответствия изображений на картинке окружающей действительности (например, цыпленок с заячьими ушами, яблоко на еловой ветке и т.п.);

8.Составлять пирамидку из 5-6 колец с учетом  их величины;

9.Адекватно действовать с 5-местной матрешкой;

10.Составлять разрезные ?