Развитие ребенка в период новорожденности шпаргалка
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
1. Физическое развитие новорожденного.
2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
1. Физическое развитие новорожденного
Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.
Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.
Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.
Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.
Таблица – Рефлексы новорожденного
Название рефлекса | Описание | Время исчезновения |
Рефлекс Моро | Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. | Обычно после 4 го месяца. |
Шейно-тонический рефлекс | Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. | После 4-го месяца. |
Рефлекс шагания | Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. | После 2 -го или 3- го месяца |
Рефлекс опоры | Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него. | После 2 -го месяца. |
Хватательный рефлекс кисти. | Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче. | После 5 -го месяца. |
Рефлекс Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза. | После 4-го месяца |
Хватательный рефлекс стопы. | Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. | После 9 го гомесяца |
Рефлекс Бабинс кого | Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. | После 6 го месяца. |
Рефлекс «поиска груди» | Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок. | После 3 го или 4 –го месяца |
Сосате льный рефлекс | Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения. | |
Плавательный рефлекс | Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз. | После 6-го месяца. |
Рефлекс «с глаз на шею» | Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад. | После 5-го месяца |
Зрачко вый рефлекс | Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. | Сохраняется в течение жизни |
Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.
Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
Раздражители | Рефлексы |
1. Действие яркого света 2. Шлепок по переносице 3. Хлопок руками возле головы ребенка 4. Поворот головы ребенка направо 5. Разведение локтей в сторону 6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка 7. Нажатие пальцем на подошву ребенка 8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке 9. Укол булавкой подошвы 10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка | 1. Глаза закрываются 2. Глаза закрываются 3. Глаза закрываются 4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается 5. Руки быстро сгибаются 6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются 7. Пальцы ног сжимаются 8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются 9. Колено и стопа сгибаются 10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги. |
Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.
Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.
Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.
Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.
Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.
Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.
Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.
Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.
Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).
Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.
Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.
Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].
Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.
2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89
2. Законспектируйте материалы современных исследований.
3. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Следует ли приучать ребенка к соске?
2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.
Список рекомендуемой литературы
1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.
3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.
4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.
5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.
8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.
9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.
Источник
Первый год жизни ребенка условно можно разделить на 2 периода:
1) период новорожденности (от 4-х до 6-ти недель), кончается с появлением комплекса оживления;
2) период младенчества (от 6-ти недель до 1 года).
Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период кризисом новорожденности.
Причины кризиса новорожденности следующие:
— физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в другие условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, смена типа питания);
— психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов (дыхательный, сосательный, защитные и ориентировочные), которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Чем характеризуется психическое развитие ребенка в период новорожденности?
Младенец уже при рождении обладает инстинктами, позволяющими ему приспосабливаться к миру и быстро развиваться. Например, у новорожденного с рождения имеется много сложных движений как рефлекторных (возникающих сразу с первых часов жизни), так и развивающихся в процессе созревания организма.
При рождении у младенца имеются ощущения, элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие.
Ребенок, которому от рождения всего 1-2 дня, обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус.
Младенец предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определять степень сладости. Также сразу после рождения начинает функционировать обоняние.
Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания.
Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая реакция возникает на голос человека.
Зрительное сосредоточения появляется на 3-5 неделе, внешне появляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. Примерно со 2-го месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на 3-4-м месяцах – формы предметов.
Зрительное и слуховое сосредоточение закладывают основу перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука.
Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга.
Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. А количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека. Но эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые.
С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут нервные волокна.
Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира.
Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами. Из практически беспомощного существа ребенок превращается в маленького человека, относительно свободно и самостоятельного передвигающегося в пространстве.
В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног.
Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире. Сложные движения рук становятся неотъемлемой частью мышления.
Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту.
В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Взрослый с первых дней жизни ребенка обращается к малышу, что-то рассказывает, комментирует свои действия.
Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют (феномен лицевой имитации новорожденных).
Кроме этого, взрослый становится для ребенка наиболее привлекательным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях.
На 3-4-й неделе у ребенка можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, слегка вытягивает губы вперед, происходит глазной контакт.
Вслед за этим, на 4-5-й неделе ребенок пытается улыбнуться. Так появляется настоящая социальная улыбка или улыбка общения.
Таким образом, важнейшим психологическим новообразованием в период новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери или взрослого.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.
Эта бурная эмоциональная реакция называется «комплексом оживления», она является показателем перехода к новому этапу развития – младенчеству.
Ирина Базан
Источник
Интересные статьи на сайте
Источник
Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.
Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.
Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть, для того чтобы сформировался акт хватания или ходьба.
Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.
Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений.
Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.
Причины кризиса новорожденности:
– Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
– Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховоесосредоточение возникает в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.
Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5–6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука. На раздражитель он реагирует следующим образом: замирает и сосредоточивается только на источнике звука или объекте, все остальные реакции в данный момент прекращаются.
Со временем, после приобретения способности узнавать голос ухаживающей за ребенком матери, видеть ее лицо, происходит установление эмоционального контакта с нею. Появляется так называемый «комплекс оживления»
Источник