Развитие ребенка в период новорожденности презентация
Слайд 1
Психологические особенности развития детей В ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ И младенчесТВА
Слайд 2
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВООБРАЗОВАНИЕ КРИЗИС Показатели возрастного развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин , А.Н. Леонтьев) единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований качественные изменения в психике ,, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития Переломная точка на кривой детского развития , отделяющая один возраст от другого
Слайд 3
НОВОРОЖДЕННОСТЬ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ 0-2 МЕСЯЦА
Слайд 4
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ это непосредственно процесс рождения . тяжелый и переломный момент в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие: 1) физиологические . Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания); 2) психологические . Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Слайд 5
Основные симптомы: максимальная беспомощность зависимость от взрослого КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ
Слайд 6
Безусловные рефлексы, которые помогают ребенку в первые часы жизни. К ним относятся сосательный , дыхательный , защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы Наличие таких рефлексов свидетельствует о зрелости ЦНС КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ
Слайд 7
Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный спит и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др.
Слайд 8
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ Бондинг (Фиксация)- развитие близких избирательных отношений, например, привязанности . Связь между матерью и ребенком ( mother-child bonding ) предполагает наличие тесного физического контакта между матерью и ребенком в первые часы жизни ребенка . Эта связь способствует укреплению материнской любви к ребенку и развитию потребности заботиться о нем.
Слайд 9
Общение врожденные предпосылки общения. способность избирательных контактов ребенка с человеком: предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способность выделять человеческий голос среди других звуков ; выделение голоса матери из прочих голосов; достаточно сложные лингвистические задатки. направленность взгляда в момент расположенности к общению , в закрывании глаз и отворачивании головы как сигналах свертывания общения.
Слайд 10
На 3-4 неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращение к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения. Общение
Слайд 11
Важнейшее НОВООБРАЗОВАНИЕ периода новорожденности: социальная улыбка, улыбка на обращение матери Общение
Слайд 12
Госпитализм Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Причина-дефицит общения Симптомы госпитализма : замедление психического и физического развития , отставание в овладении собственным телом и языком , пониженный уровень адаптации к окружению , ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти.
Слайд 13
Комплекс оживления Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакции, обращенная к взрослому. граница критического периода новорожденности и показатель перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Наличие комплекса оживления свидетельствует что сложилась социальная ситуация развития для младенческого возраста — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы »)
Слайд 14
МЛАДЕНЧЕСТВО ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ 2-12 МЕСЯЦЕВ
Слайд 15
Ведущая деятельность младенческого периода непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину ), ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).
Слайд 16
Объект ведущей деятельности — другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия Ведущая деятельность младенческого периода
Слайд 17
Восприятие В 10 дней удерживает в поле зрения движущейся предмет. К концу 1 мес. по разному реагирует на звуки. В 3-5 недель немного задерживает взгляд на остановившемся предмете. С 6-7 недель развивается слежение по кругу. В 4 мес. находит источник звука, поворачивает к нему голову, устанавливается взаимосвязь между зрительным и слуховым анализаторам. В 4-6 мес. устанавливается взаимосвязь между зрительным анализатором и движениями руки К 10 – I I мес. ребенок перед тем как взять предмет складывает пальцы в соответствии с ее формой и величиной.
Слайд 18
память Непроизвольная Память ребенка функционирует с рождения. В 3-4мес. начинает формироваться образ предмета, ребенок начинает узнавать голос и лицо матери. В 5мес. различает людей по голосам. В 6 мес . выделяет любимую игрушку В 8-9 мес. ребенок может узнать знакомого человека через 2-3 нед . Обычно критерием для узнавания объекта является один, часто несущественный признак. Формируется двигательная память. С 6 мес. более ярко проявляется эмоциональная память. С 7-8мес. узнавание предмета опосредуется словом.
Слайд 19
мышление к концу года формируется наглядно – действенное мышление. мышление развивается на основе возможности понять и использовать связи, показанные взрослым. замечает простейшие связи и отношения между предметами и их свойствами
Слайд 20
речь Гукание в З месяца. Гуление в 4 месяца . Лепет в 6 месяца . Поиск предмета по слову взрослого с 6-7 месяца . Первые слова в 11 месяца .
Слайд 21
Движения В 2 мес. поднимает и некоторое время удерживает голову. В 3 мес. удерживает голову в вертикальном положении. В 3 мес. наталкивается на игрушки, висящие над грудью. В 5 мес. берет и удерживает игрушку. В 5 мес. переворачивается со спины на живот. В 6 мес. переворачивается с живота на спину. В 7 мес. ползает. Садится в 8 мес. Ходьба в 11 мес.
Слайд 22
Эмоции 1мес.— первая улыбка. 2-Змес. комплекс оживления. С 6 мес. эмоции адресует конкретному взрослому, различает эмоции. Страх чужих (7-9 мес.).
Слайд 23
основные новообразования младенческого возраста Потребность в общении Базовое доверие к миру Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний Различение близких и посторонних людей Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) «Истинное» подражание Предметное восприятие Автономная речь Ходьба Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия
Слайд 24
Благодарю за внимание
Источник
1.
Новорожденный ребенок.
Особенности периода
новорожденности.
Основные компоненты
неврологического и
психологического
развития детей ранних
лет. Транзиторные
состояния периода
новорожденности.
Проф. Павлишин Г. А.
1
2. Термины:
Неонатология : Раздел педиатрии, посвященный
особенностям физиологии и болезням
новорожденных.
Неонатальный период: От рождения до 28-го
дня жизни (4 недели после рождения).
Перинатальный период: С 28-й недели
внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни
новорожденного
3.
Классификация
новорожденных
По весу
при
рождении
По
гестационному
возрасту
И по весу при рождении, и
по гестационному возрасту
4. Термины:
Доношенный ребёнок:
ребёнок, родившийся между 37
и 42 неделями гестации.
Недоношенный ребёнок:
ребёнок, родившийся до 37-ой
недели гестации (22-37 недель или
весом более 500г).
Переношенный ребёнок:
ребёнок, родившийся после
42-ой недели гестации.
5.
Соответствующий гестационному
возрасту: Дети с соотношением веса при рождении к
гестационному возрасту между 10-ым и 90-ым центилями.
Низкий вес по отношению к
гестационному возрасту: Дети с
соотношением веса при рождении к гестационному
возрасту ниже 10-ого центиля.
Большой вес по отношению к
гестационному возрасту: Дети с
соотношением веса при рождении к гестационному
возрасту више 90-ого центиля.
6.
GA 40 w, BW3000g
GA 34 w, BW2000g
7.
8. Шкала Апгар для новорожденных
Признак/баллы
1
2
ЧСС
отсутствует
<100
>100
Дыхание
отсутствует
Нерегулярное, крик
слабый
(гиповентиляция)
Нормальное, крик
громкий
Мышечный тонус
Рефлекторная
возбудимость
(ответ на катетер
в ноздри)
Окраска кожного
покрова
Отсутствует,
конечности
свисают
Не реагирует
Снижен, некоторое
сгибание
конечностей
Реакция слабо
выражена (гримаса,
движение)
Генерализова Розовая окраска тела
нная
и синюшная окраска
бледность или
конечностей
генерализова
(акроцианоз)
Выражены
активные
движения
Реакция в виде
движения, кашля,
чиханья, громкого
крика
Розовая окраска
всего тела и
конечностей
9. Трактовка результатов шкалы Апгар
Здоровый новорожденный: 7-10 баллов на
1 и 5 минуте
Умеренно угнетённый новорожденный :
3-6 баллов(Нуждающейся в реанимации)
Выражено угнетённый новорожденный :
1-3 баллов (Интенсивная реанимация)
10. Шкала Апгар используеться что бы оценить
• функцию головного мозга при рождении
• состояние кровообращения при рождении
• эффективность респираторной и
циркуляторной поддержки после
проведенных мероприятий
• которые дети нуждаються в активной помощи
(реанимации).
11. Цель
Оценка по шкале Апгар используется
что бы:
оценить состояние ребёнка при рождение,
определить необходимость реанимации,
оценить эффективность реанимационных
усилий,
распознать, которые новорожденные имеют
риск развития болезни
12. Антропометрические измерения
Вес – 2, 500г – 4, 000г
Физиологическая потеря массы
тела – есть нормальным для новорожденного
терять 5-10% веса в первые 4-5 дней жизни (причины:
малое количество употребляемой пищи, дефекация,
мочеиспускание);
длина – 45-55 cм
Окружность головы – 33-55 cм, на 2-3 cм
больше, чем окружность грудной клетки (3033cм)
13. Измерение длины тела
14. Окружность головы
Окружность головы –
33-55 cм, на 2-3 cм
больше, чем
окружность грудной
клетки
15. Методика антропометрических измерений
Окружность головы
Окружность грудной
клетки
Окружность живота
16. Роднички
Большой (передний)
родничок находится в месте
пересечение швов двух
теменных и лобных костей. Он
имеет ромбовидную форму,
размером 2-3-4 см;
закрывается до 12-18месяцев.
Малый (задний) родничок
находится между швами двух
теменных и затылочной костей.
Он маленький, триугольной
формы, в норме закрываеться на
2-3 месяцах жизни.
17. Дыхательная система
Развитие лёгких у плода
Наполненные жидкостю
Синтез сурфактанта: начинается на 24-28-ой неделе,
наиболее на 35-ой неделе.
Установление дыхания после рождения –
открываются альвеолы с помощью механических,
химических, термических, чуствительных стимулов
Характеристика дыхания новорожденных
Нормальная ЧД 30-60
Периоды апное по 5-15 секунд
Апное: отсутствие дыхания больше 15 секунд
Патологические изменения: ретракции, гранты,
роздувание крильев носа, апное более 15 секунд,
патологическая частота дыхания.
18. Сердечно-сосудистая система
19. Сердечно-сосудистая система
Частота сердечных сокращений: от 140 до 160 в минуту.
Сердечные шумы:
Транзиторные шумы могут быть результатом
неполного закрытия фетального кровообращения
(артериальный проток или овальное окно).
90% всех шумов есть переходящими и не связаны с
аномалиями.
Кровяное давление:
от 46 до 80 мм. рт. ст.
(систолическое)
20. Кровь и кровотворная система
Эритроциты 4.8-7.1 х 1012; Hb 14-24; Ht 44-64
Лейкоциты 18,0 х 109 при рождении; 23,0-25,0 х 109
на первые сутки жизни с относительной
нейтрофилией
После первых нескольких дней (5 дней) количество
лейкоцитов становится ниже 10,0 х 109 и
характеризируется относительным лимфоцитозом в
грудном и раннем детском возрасте.
Коагуляция: уменьшается количество витамин Кзависящих факторов свертывания крови.
Количество тромбоцитов 150,000-350,000
•Эти показатели обеспечивают адекватную оксигенацию внутриутробно и на протяжении
первых постнатальных дней перед тем, как лёгкие полностью расправлятся.
•Оксигенация улутшается на протяжении первых двух недель жизни, поэтому большое
количество эритроцитов и гемоглобина в дальнейшем есть ненужным и происходит
гемолиз
21. Желудочно-кишечный тракт
Рефлекс сосания становится координированным
на 32-ой неделе гестации.
Небольшое количество слюны до 3 месяцев
Обьем желудка 60-90 мл.
Срыгивание возникает потому, что незрелый
кардиальный сфинктер между желудком и
пищеводом.
Незрелая функция печени может привести к
снижению уровня глюкозы и белка в сыворотке
крови.
22. Печоночная функция
Печень вырабатывает вещества, необходимые
для свертывания крови.
Есть необходимость в запасах железа на
протяжении первых нескольких месяцев.
Недоношение и дети с малым весом имеют меньшие запасы железа
в печени (доношение дети запасают железо на протяжение
последних 4-6 месяцев гестации).
Физиологическая желтуха – через 24-48 часов
жизни; возникает через повышенное разрушение
эритроцитов и незрелость печоночной функции.
Это желтая окраска, что может быть видна на коже
ребёнка или на склерах глаз.
Желтуха возникает вследстивии чрезмерного количества
непрямого билирубина в крови и ткани.
23.
Желтуха
24. Мочевая система
Почечная функция: скорость клубочковой
фильтрации низкая, и становит около ¼ или ½
таковой у взрослых.
Почки полностю не функционируют до 2 лет.
Моча часто содержит белок в небольшых
количествах.
Способность разбавлять мочу хорошая, но это
осуществляеться на протяжение относительно
долгого времени, по-этому новорожденный ребёнок
способен накапливать воду внутри.
25. Почки и мочеиспускание
Первая моча : мутная, небольшое количество,
может содержать кристаллы мочевой кислоты,
которые оставляют желто-кирпичные пятна на
подгузниках.
Кислотность мочи колеблется от 5 до 7; удельный
вес 1.006 -1.020.
Первое мочеиспускание происходит в течении 24
часов. Частота мочеиспусканий от 4 до 6 раз в
сутки в первые дни и около 20 раз в сутки в
последующие дни периода новорожденности.
26. Имунная система
Ограниченный специфический и
неспецифический иммунитет при рождении
Пассивный иммунитет (от материнского IgG)
в первые 3 месяца жизни ~ он будет
понижатся, если ребёнок недоношенный.
Грудное вскармливание повышает пассивный
иммунитет (IgA)
27. Нервно-мышечная система
Нервно-мышечная функция зрелых
новорожденных проявляется
движениями их конечностей,
попытками удержывать голову,
издаванием сильного крика,
рефлексами новорожденного.
У новорожденного иногда возникает
судорожное сокращение или тремор
конечностей при отсутствии
раздражителей, так как нервная
система незрелая.
28. Рефлексы новорожденного
Сосательный рефлекс
• При прикосновении к губам
новорожденного, ребёнок делает
сосательные движения.
•Сосательный рефлекс начинает
уменьшатся с 6 месяцев
29.
Сосание
Положи палец в
рот
новорожденного
Ребёнок сосет палец
30. Рефлексы новорожденного
Поисковый рефлекс (Куссмауля) – При
поглаживании кожи щеки или в области угла рта ребёнок
поворачивает голову в сторону раздражителя.
• Этот рефлекс помогает
ребёнку найти пищу: когда
мама держит ребёнка и
грудью прикасается к его
щеке, ребёнок
поворачивается к груди.
•Этот рефлекс изчезает в 6
недель.
31.
Поисковый
рефлекс
Прикоснись
пальцем к щеке
ребёнка или к
углу рта
Новорожденный поворачивает голову в сторону раздражителя,
открывает рот и ищет раздражитель
32. Рефлексы новорожденного
Глотательный рефлекс – когда пища подходит к
корню языка, она автоматически заглатывается.
Мигательный рефлекс- если ярким светом светить в
глаза ребёнку или хлопнуть ладонями возле глаз – ребёнок
быстро смыкает веки. Резкое движение в сторону глаз
может вызывать мигательный рефлекс.
Надбровный рефлекс – постукивание по внутриннему
краю надбровной дуги вызывает смыкание век.
33.
Рефлекс Моро
Удерживая ребенка в горизонтальном положении на
руках, резко опустить его вниз на 15-20 см или
ударить двумя руками по поверхности , на которой
находится ребёнок, он вначале широко разводит
руки в стороны и разгибает
пальцы, а затем возвращает
руки в прежнее положение.
34. Рефлекс Моро
Отсутствие или слабое
выражение этого
рефлекса может
указывать на
поражение
центральной нервной
системы.
Исчезает в 4 месяца
35.
Верхний хватательный рефлекс
Робинсона
• новорожденный
захватывает вложенный
ему в ладони палец и
плотно удерживает его;
иногда при этом ребёнка
можна приподнять.
•Рефлекс исчезает до 3 месяцев
36. Хватание
Положи палец в ладоню новорожденного
Новорожденный хватает палец
37. Нижний хватательный рефлекс Веркома
При надавливании на подушечку
стопы в области ІІ – ІІІ пальцев
возникает подошвенное сгибание
пальцев.
Отсутствие этого
рефлекса может
указывать на поражение
спинного мозга
38.
Рефлекс
автоматической
походки
• Держа новорожденного в
вертикальном положении,
слегка прикоснуть его
одну стопу к повехности и
наклонить тулувище
вперед
Новорожденный делает шаги
вперед двумя ногами
39. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина
При надавливании большими
пальцами на ладони ребенка, малыш
открывает рот и наклоняет голову
вперед.
Отсутствие этого рефлекса или его
появление после изчезновения в 3-4
месяца может обозначать поражение
ЦНС
40. Рефлек Бабинского
При поцарапывании подошвы по наружному краю
стопы от пятки к пальцам происходит тыльное
разгибание большого пальца ноги и веерообраное
расхождение остальных пальцев.
Отсутствие этого рефлекса
может обозначать незрелость
ЦНС, поржение спинного мозга
или иные проблеми.
41.
Шейный тонический
рефлекс
Когда ребенок лежит на спине, его
голова повернута в одну или другую
сторону.
Рука и нога на стороне, в которую
повернута голова, выпрямляются, а
на противоположной стороне
конечности сгибаются.
Этот рефлекс исчезает между 2 и 3
месяцами жизни.
42. The End
Источник
1
Новорожденность – критический период в жизни ребенка. Основные новообразования возраста.
2
Новорожденность возрастной период от рождения до достижения четырех–шести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру.
3
Причины кризиса новорожденности. -Физиологические(рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания). -Психологические(психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
4
5
Психологическая характеристика периода новорожденности. Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа “комплексом оживления».
6
7
Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца. Ведущая деятельность младенческого возраста – эмоциональное общение со взрослым.Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
8
Основные линии психического развития ребенка. Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.
9
Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулянием.
10
Основные новообразования новорожденности. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуляние; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам). Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды.
11
Спасибо за внимание!
Источник