Развитие ребенка в период новорожденности и младенчества
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
1. Физическое развитие новорожденного.
2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
1. Физическое развитие новорожденного
Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.
Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.
Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.
Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.
Таблица – Рефлексы новорожденного
Название рефлекса | Описание | Время исчезновения |
Рефлекс Моро | Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. | Обычно после 4 го месяца. |
Шейно-тонический рефлекс | Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. | После 4-го месяца. |
Рефлекс шагания | Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. | После 2 -го или 3- го месяца |
Рефлекс опоры | Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него. | После 2 -го месяца. |
Хватательный рефлекс кисти. | Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче. | После 5 -го месяца. |
Рефлекс Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза. | После 4-го месяца |
Хватательный рефлекс стопы. | Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. | После 9 го гомесяца |
Рефлекс Бабинс кого | Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. | После 6 го месяца. |
Рефлекс «поиска груди» | Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок. | После 3 го или 4 –го месяца |
Сосате льный рефлекс | Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения. | |
Плавательный рефлекс | Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз. | После 6-го месяца. |
Рефлекс «с глаз на шею» | Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад. | После 5-го месяца |
Зрачко вый рефлекс | Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. | Сохраняется в течение жизни |
Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.
Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
Раздражители | Рефлексы |
1. Действие яркого света 2. Шлепок по переносице 3. Хлопок руками возле головы ребенка 4. Поворот головы ребенка направо 5. Разведение локтей в сторону 6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка 7. Нажатие пальцем на подошву ребенка 8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке 9. Укол булавкой подошвы 10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка | 1. Глаза закрываются 2. Глаза закрываются 3. Глаза закрываются 4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается 5. Руки быстро сгибаются 6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются 7. Пальцы ног сжимаются 8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются 9. Колено и стопа сгибаются 10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги. |
Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.
Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.
Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.
Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.
Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.
Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.
Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.
Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.
Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).
Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.
Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.
Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].
Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.
2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89
2. Законспектируйте материалы современных исследований.
3. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Следует ли приучать ребенка к соске?
2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.
Список рекомендуемой литературы
1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.
3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.
4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.
5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.
8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.
9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.
Источник
Периоды раннего детства: новорожденность, младенчество, ранний возраст.
Периоды раннего детства.
Раннее детство — один из самых динамичных этапов в развитии ребенка, изменения происходят с такой скоростью, что иногда за ними трудно уследить.
В раннем детстве выделяют несколько периодов: новорожденность, младенчество, ранний возраст
Период новорожденности
Период новорожденности — длится от рождения до двух месяцев. Главное, что происходит в этот период, — адаптация всех систем организма новорожденного ребенка к окружающему миру. Психоаналитики, вслед за 3. Фрейдом, сам факт рождения называют кризисным, первой травмой, которую переживает ребенок. Рождение — это, безусловно, кризис, переход от внутриутробного к внеутробному состоянию, когда многие физиологические системы организма ребенка вынуждены перестраиваться или начинать функционировать заново. Акт рождения — это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения. Сам ребенок еще не готов справляться с подобными трудностями в одиночку, и если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов ребенок, скорее всего, погиб бы.
Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. В ходе человеческого развития практически исчезли инстинктивные функциональные системы, поэтому у человеческого детеныша-ребенка все складывается при жизни. С одной стороны, ребенок рождается неприспособленным к окружающему, а с другой — у него имеются гигантские возможности такого приспособления. Природа, лишив человека при рождении инстинктивных форм поведения, обеспечила ему тем самым просторы для приобретения новых форм поведения, адаптации, приспособления к миру и развития.
Младенчество.
После окончания периода новорожденности ребенок вступает в следующий период — младенчество, оно длится от двух месяцев
до года и заканчивается кризисом одного года. Этот период, по сравнению с периодом новорожденного, можно охарактеризовать как стабильный. Ведущая деятельность этого периода — это непосредственное эмоциональное общение (по Д. Б. Эльконину), или ситуативно-личностное общение (по М. И. Лисиной). Взрослый по-прежнему, как и в период новорожденного, играет главную роль в жизни ребенка.
Основное содержание общения в этот период — это обмен между взрослым и ребенком выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия/неудовольствия. Кроме того, важно продолжать поддерживать с ребенком тесный телесный контакт — гладить, обнимать, брать на руки — все эти действия взрослого стимулируют развитие ребенка.
Недостаточность общения взрослого с ребенком может приводить в этот период к многократно описанному в науке феномену госпитализма. Это явление впервые было обнаружено, когда попытались начадить организованное воспитание детей младенческого и раннего возраста в приютах. При хорошем уходе и кормлении, но отсутствии общения процент смертности среди младенцев был очень высок, дети встречали взрослых испуганным визгом, а к двум годам совершенно теряли активность и интерес к окружающему и предпочитали молча лежать в кроватках.
Изучение феномена госпитализма позволило отечественным психологам создать научные основы воспитания детей в общественных учреждениях, где персонал целенаправленно общается с детьми с первых дней жизни. Общение и телесный контакт с ребенком в период новорожденного и младенчества является жизненно важным для ребенка.
Наиболее значимым взрослым с точки зрения организации ведущей деятельности ребенка младенческого возраста — ситуативно-личностного общения — является мать. Ребенок особо узнает и выделяет ее из ряда других взрослых, позже, к 6-8 месяцам, он начинает различать и более широкий круг знакомых — своих и чужих. Здоровый ребенок при приближении матери демонстрирует “комплекс оживления” — он улыбается, издает звуки, активно двигает ручками и ножками, комплекс оживления постепенно исчезает к концу первого года, сменяясь более зрелыми формами общения с взрослыми.
Во втором полугодии жизни, примерно с 6 месяцев, ребенок начинает испытывать нужду в сотрудничестве с взрослым, чтобы достичь желаемого при ограниченных еще физических возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового (по М. И. Лисиной), когда ребенок целенаправленно пытается вступить в контакт с взрослым в конкретной ситуации для достижения цели, например, достать интересующую его игрушку. Постепенно гуление (певучее произнесение звуков младенцем) сменяет лепет (повторение слогов и цепочек слогов в ответ на обращение взрослого), ребенок из пассивного слушателя превращается в субъект общения, хотя активная речь еще представлена в основном лепетом, пассивная речь (понимание речи взрослого) уже достаточно хорошо развита, поэтому малыш активно включается в “разговор”.
В младенчестве наиболее активно развиваются сенсорные системы организма: происходит становление восприятия — ребенок постепенно начинает связывать звуковое и зрительное впечатления, начинает различать цвет и форму, объемы. Важно целенаправленно знакомить ребенка младенческого возраста с окружающим пространством — показывать игрушки различных форм (вначале знакомят с круглыми и квадратными формами), размеров (большие и маленькие игрушки), цветов. Первоначально подбирают игрушки основных цветов — зеленого, красного, желтого, синего. Дети в этом возрасте весьма чувствительны к новизне. Они нередко демонстрируют целый спектр эмоций при встрече с новым: страх, интерес, любопытство. Поэтому так важно вводить новое постепенно, знакомя ребенка с окружающим, расширяя его кругозор.
Согласно Ж. Пиаже, ребенок первого года жизни находится на сенсомоторном этапе развития интеллекта. Дети еще не овладели языком, и впечатления о мире они получают с помощью органов чувств и случайных движений. Первоначально предметы существуют, лишь пока ребенок их видит — они в поле зрения, затем предмет как будто исчезает совсем, и ребенок его не ищет. Только к 8—10 месяцам у ребенка формируются образы восприятия, и он начинает воспринимать предмет как постоянно существующий в пространстве. Так появляется наглядно-действенное мышление — способность использовать одни предметы или действия для получения других.
Главные новообразования периода младенчества — это ходьба и первые слова. Ходьба позволяет ребенку отделиться от взрослого, превращает его в субъект действия, а появление первых слов представляет новый прогрессивный способ общения с взрослым. Постепенно меняется социальная ситуация, которая приводит к кризису одного года. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри, в ней появляются двое: ребенок и взрослый. Наступление кризиса одного года в поведении проявляется эмоциональными взрывами, ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, рыдает, кричит, бросается на пол. Ребенок таким образом впервые обнаруживает собственное желание. Кризис может характеризоваться также нарушением сна и бодрствования, эмоциональными перепадами: плаксивостью, обидчивостью и т.д.
Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, делают необходимым построение новой социальной ситуации развития.
Источник