Развитие ребенка в однополых семьях
Как бы мы ни относились к гомосексуалистам, дети, живущие с родителями одного пола, сегодня стали повседневной реальностью. Новые формы партнерства, пары с детьми от разных браков, развитие технологий искусственного оплодотворения – все эти перемены приводят к тому, что таких детей становится больше. Как им живется в необычных семьях, что они думают о своем происхождении и своих родителях, что их расстраивает, радует, волнует? И вообще, отличаются ли они от других детей? Комментарии и размышления наших экспертов.
Как влияет на ребенка тот факт, что его воспитывает гомосексуальная пара?
Ни однополые браки, ни усыновление детей гомосексуальными партнерами в России официально невозможны. И тем не менее такие пары есть. И дети в них тоже. И хотя точная цифра вряд ли кому-то известна, она наверняка уже превышает «статистическую погрешность». А во Франции, например, 250 тысяч детей живут в семьях, где хотя бы один из партнеров – открытый гомосексуалист. Число детей в однополых парах оценивается в 20–40 тысяч*. Мы имеем дело с новой реальностью, и поэтому так важно пытаться по возможности объективно разобраться, что это значит для ребенка – расти с двумя любящими друг друга взрослыми одного пола.
Беспредметный спор
Когда в общественных дискуссиях возникает вопрос о воспитании детей гомосексуальными парами, чаще всего обсуждается один аспект ситуации – влияет ли гомосексуальная ориентация взрослых на формирование сексуальных предпочтений ребенка. Психологи и сексологи склоняются к отрицательному ответу. Об этом говорят, к примеру, исследования психолога Фредерика Бозетта (Frederick W. Bozett)** и его коллег, которые долгое время наблюдали детей, воспитывавшихся в однополых парах. Их вывод: гомосексуалистами чаще становятся дети, воспитанные в гетеросексуальных семьях.
Впрочем, с тем же успехом можно утверждать, что дети из гетеросексуальных семей чаще становятся пилотами самолетов, нобелевскими лауреатами или серийными убийцами. И все это будет чистой правдой – во-первых, потому что гетеросексуальных пар неизмеримо больше. А во-вторых, потому что исследования этой темы начались лишь тогда, когда о феномене однополых семей впервые заговорили открыто, – в 80-х годах прошлого века. И 30 лет – слишком небольшой срок для столь серьезных заключений. По этим же причинам вряд ли стоит принимать всерьез и исследования – а такие тоже существуют, – согласно которым детям в гомосексуальных парах живется даже лучше, чем в обычных и тем более неполных семьях. Доводы тех, кто говорит о «воспитании» гомосексуализма и извращений в однополых парах, ничуть не более убедительны. А часто и менее. Скажем, Тимоти Дэйли (Timothy J. Dailey) в обзоре «Воспитание в гомосексуальных семьях: дети в опасности» последовательно упрекает всех оппонентов в неточности и недостоверности, ссылаясь на еще более неточные и недостоверные данные.
Один партнер выполняет материнскую функцию, а другой своим присутствием показывает ребенку: «Мать любит не только тебя».
Для выводов о влиянии сексуальной ориентации родителей на сексуальность детей пока не хватает лонгитюдных (достаточно длительных) исследований, считает детский аналитик Анна Скавитина: «Нам приходится опираться на эмпирический опыт. Но и Фрейд строил свои теории на эмпирическом опыте. И его теории используются до сих пор. По своему опыту работы с детьми из однополых пар могу сказать, что это гетеросексуальные дети. И прямого влияния сексуальной ориентации родителей на сексуальность детей я не наблюдала ни разу».
«Одной общей причины формирования гомосексуальной ориентации просто нет, – соглашается семейный психотерапевт Инна Хамитова. – Это могут быть гены, а могут быть и психологические причины. Но мне сложно представить, что ребенок может стать геем только под влиянием ориентации родителей». Гораздо важнее личные качества тех взрослых, с которыми растет ребенок, и в этом смысле не бывает гомосексуалистов «вообще», уверена Инна Хамитова: «Есть разные пары и разные отношения. Партнеры могут быть добрыми и мягкими, а могут – требовательными и строгими. И вот эти их качества влияют на формирование личности их ребенка намного сильнее, чем сексуальная ориентация».
Другой вопрос, который многих беспокоит: может ли повлиять на психику ребенка увиденная им сексуальная сцена между однополыми взрослыми? «В любой паре, будь она гомо- или гетеросексуальной, родители вообще-то не демонстрируют детям свои сексуальные отношения, если речь не идет о патологических случаях», – продолжает Инна Хамитова. И никаких оснований считать, что таких случаев в гомосексуальных парах больше, у нее нет.
Семейные роли
Но сексуальность – далеко не главный вопрос, который возникает в связи с воспитанием детей в однополых парах. Гораздо важнее понять, как развивается психика ребенка в такой ситуации и могут ли их «родители» выполнить две разные функции – материнскую и отцовскую. С точки зрения классического психоанализа построение идентичности и нормальное формирование личности ребенка невозможны без преодоления эдипального конфликта – бессознательного сексуального влечения к родителю противоположного пола. Возможно ли это для ребенка в гомосексуальной паре?
Да, это возможно, считают наши эксперты. «Суть эдипова комплекса и соответствующего конфликта состоит в том, что ребенок осознает: между родителями существуют отношения, из которых он исключен, – поясняет психоаналитик Светлана Федорова. – Ребенок начинает испытывать ревность и желание установить подобные отношения с одним из родителей, обычно противоположного пола».
Это проясняет и распределение ролей в гомосексуальной паре. Один из партнеров оказывается родителем с материнской функцией, а другой – тем самым «третьим», который уже своим присутствием говорит ребенку: «мать не может любить только тебя, не может любить тебя слишком сильно, потому что она любит и меня тоже». Благодаря «третьему» ребенок по мере взросления освобождается от всепоглощающей связи с матерью и обращается к окружающему миру. «В гетеросексуальной семье отец спасает ребенка от слияния с матерью, – рассказывает Светлана Федорова. – Но эта ситуация возможна и в гомосексуальных парах, где происходит разделение ролей на женскую и мужскую. В таком случае ребенок имеет шанс получить необходимое количество любви и заботы и одновременно защиту от слияния с одним из родителей». Но есть и некоторый риск, предостерегает Светлана Федорова: «Роль отца – быть отличным от матери не только по функции, но и по полу. И с осознанием разности полов у ребенка в гомосексуальной паре возможны трудности». «Особенно это касается воспитания мальчика в паре из двух женщин, – считает Анна Скавитина.– Выстроить свою мужскую идентичность ему сложнее». Впрочем, в семьях из двух женщин у нас выросло не одно поколение, напоминает Инна Хамитова: «После войны был колоссальный дефицит мужчин. И семья из мамы, бабушки и ребенка была почти нормой». Да и сейчас в таких семьях ничего не-обычного нет: бабушка обычно выполняет материнскую роль, заботится о ребенке, а мать, наоборот, мужскую – работает, кормит семью. Причем отношения между двумя женщинами могут быть довольно напряженными. И в этом смысле однополая пара, живущая в мире и согласии, может быть более приемлемой для воспитания ребенка.
К счастью, мир ребенка не состоит лишь из родителей. Дети повсюду встречают мужчин и женщин, читают в книгах и видят в кино переживания героинь и подвиги героев. Словом, если ребенок не растет в полной изоляции, ориентиров для правильной самоидентификации у него хватает. «Психологам известно много случаев, – рассказывает Анна Скавитина, – когда в силу разных причин ребенка с младенчества растит не мать, а отец. И это никак не сказывается на развитии. Кроме того, сегодня нередко папа варит борщи, а мама управляет огромным бизнесом. Я работала с такими семьями и могу сказать, что мальчики в них растут маскулинными, а девочки – фемининными. Не вижу, почему в гомосексуальных парах должно быть иначе».
«Я отвечу, что все в порядке»
Нашим коллегам из французского Psychologies удалось поговорить с молодыми взрослыми, воспитанными в гомосексуальных парах. 20-летняя студентка Карина была зачата по договоренности между лесбиянкой и геем. Она удивляется, отчего психологи и политики столько говорят о детях в однополых семьях: «Если им так интересно, пусть придут и спросят. И я отвечу им, что все в порядке». Свою жизнь она описывает как самую обычную. «Я всегда знала, что родители не влюблены друг в друга, что они сошлись именно для того, чтобы завести ребенка, – объясняет Карина. – Я живу у мамы. У папы есть свои ключи, он заходит, когда хочет. Когда я была маленькая, он приходил каждое утро проводить меня в школу. Это как если бы мои родители были в разводе, только они хорошо ладят!» Вопрос о сексуальных предпочтениях вызывает у 27-летнего научного сотрудника Томаса, воспитанного лесбийской парой, улыбку. «Я проводил каникулы у дедушки, был бойскаутом. Мои мамы объяснили мне, что мальчики писают стоя. Остальное я открыл сам. Я никогда не думал, что уступаю друзьям в мужественности. Зато быстро понял, что я чувствительнее и лучше понимаю девушек. И это очень помогло мне в любовных отношениях». Ю. З.
Откуда берутся дети
Существует как минимум 5 путей, которыми дети оказываются в однополых парах.
1. Самая древняя и очевидная форма однополого родительства: ребенок рождается у гетеросексуальных родителей, затем они разводятся, и один из них (либо оба) начинают жить в гомосексуальной паре.
2. Ребенка усыновляет один из родителей, скрывая свою гомосексуальность, чтобы не получить отказ.
3. Ребенок зачат по договору между лесбиянкой/геем и лицом противоположного пола.
4. Ребенок рождается в результате искусственного оплодотворения спермой донора.
5. Пара геев прибегает к услугам суррогатной матери.
Как я появился на свет?
Этот вопрос задают все дети, но в случае гомосексуальной пары ответить на него сложнее. «Очень важно, как будет изложена история его происхождения. Нельзя «аннулировать» одного из теперь уже трех родителей, сделать кого-то, кто не присутствует в семье, неодушевленным существом, – настаивает Светлана Федорова. – Ведь наша идентичность складывается из фантазий о нашем происхождении и из возможности идентифицировать себя с каждым из родителей. А теперь представьте: вы обнаруживаете, что часть вас – нечто неживое, немыслящее. Как это принять, не омертвив того, кто был донором биоматериала или вашим инкубатором, – а с ним и часть себя самого?» Иными словами, главная опасность – пытаться убедить ребенка, что он каким-то чудом появился на свет от двух женщин или двух мужчин. Такого рода бредовые представления заведомо вредят нормальному психическому развитию ребенка. Все дети должны знать, что для зачатия нужны мужчина и женщина, пусть даже одного из них в паре, которая его растит, нет. Тогда как говорить ребенку о его происхождении? «Мы так хотели тебя, что… Ну, а дальше – есть же разные способы. Попросили одного дядю или одну тетю помочь, пришли за тобой в Дом ребенка, – перечисляет варианты Инна Хамитова. – Главное – говорить ребенку правду достаточно рано и теми словами, которые будут ему понятны».
За пределами дома
Если родители ведут себя разумно, какие проблемы все-таки могут возникнуть у детей в однополой паре? «Их проблемы ничем не отличаются от проблем маленьких детей из гетеросексуальных семей, – констатирует Анна Скавитина. – Страх темноты, трудности с засыпанием… Ничего такого, что можно связать с гомосексуальностью родителей».
А дальше эти дети идут в школу. И если не в первый день, то во второй возвращаются с вопросом: «А кто такие педики?». «За 20 лет практики я так и не смогла найти никакой разницы между проблемами в парах гомо- и гетеросексуалов, – признается Инна Хамитова. – Это касается и проблем с детьми. Нет никакой разницы, кроме одной: гомосексуальные пары ощущают постоянную враждебность той среды, в которой они живут. И это, боюсь, влияет на детей, которые растут в таких парах, намного сильнее всех прочих обстоятельств».
Ребенок должен знать, что для зачатия нужны мужчина и женщина, пусть даже в паре, которая его растит, одного из них нет.
Здесь, конечно, важно, как воспринимают свою гомосексуальность взрослые. Если они прячутся от нее, ребенок опосредованно переживает их стыд и унижение. Если они истово сражаются за права меньшинств, он рискует быть вовлеченным в их активизм (часто граничащий с нарциссизмом), и ему будет труднее отстоять свое право быть не таким, как они. А если родители спокойны, они передают это спокойствие и ребенку. Но это в идеале. У нас же ребенок в гомосексуальной паре очень быстро понимает, что его семья находится в оппозиции к обществу и принятым в нем ценностям, и оказывается перед жестким выбором. «Он может либо принять ценности своей семьи и перейти в оппозицию к обществу, либо выступить против семьи: осудить родителей, порвать с ними, – комментирует Инна Хамитова. – Когда я говорю про принятие ценностей семьи, речь идет об уважении и любви к своим родителям, невзирая на нестандартность их образа жизни».
Наконец, важно помнить, что правами на ребенка в однополой паре обладает лишь один партнер. Если пара распалась, один из двоих может навсегда потерять контакт с сыном или дочерью. А в случае смерти законного родителя ребенок будет передан в детский дом, хотя есть человек, которого он считает родным. Такой риск создает для ребенка дополнительное психическое напряжение и делает его более уязвимым.
Способность любить
Дети в однополых парах – лишь одно из направлений глобальной трансформации понятия «семья», которая происходит буквально у нас на глазах. «Патриархальная модель с фигурами кормильца-отца и подчиненной, занятой лишь домом и детьми матерью перестала быть единственной, а возможно, и главной, – считает Инна Хамитова. – Мы все чаще видим партнерские отношения с новым распределением ролей». «Это колоссальная этическая проблема, с которой человечество еще никогда не сталкивалось, – объясняет Светлана Федорова. – Сейчас в некоторых европейских странах готовят правовую основу для равенства полов и различных семей, появляются понятия «Родитель 1» и «Родитель 2». Мы пытаемся освободиться от необходимости испытывать любовь и разочарование от того, что другой отличен, и от своей зависимости. Гомосексуальная пара стремится иметь свое продолжение, и это естественное человеческое желание. Общество дает им право на это счастье и берет на себя ответственность за счастье ребенка в такой семье. Но мне в этом видится утопическая ловушка. Лишая родителей пола, мы рискуем лишить детей происхождения, а с ним и идентичности». С другой стороны, желание однополых пар непременно завести ребенка – отражение проблемы нарциссического всемогущества человека, который «не приемлет ограничений, для которого существует только собственное «Я» и сиюминутные желания», требующие удовлетворения», – указывает Светлана Федорова.
Но есть один аспект, о котором нельзя промолчать. Гомосексуалисты гораздо охотнее гетеросексуальных пар усыновляют детей, в том числе и больных. Там, где у них есть на это право, разумеется. «Способность к привязанности формируется в самые первые годы жизни ребенка, и самые чудесные воспитатели не могут заменить близкого человека, – подводит итог Инна Хамитова. – Если родители – приемные или родные, одного они пола или разного, неважно – способны дать ребенку любовь, то и он, когда вырастет, сможет давать эту любовь другим, в том числе и своим детям».
* По данным французской Ассоциации геев и лесбиянок – родителей и будущих родителей (APGL).
** F. Bozett «Gay and Lesbian Parents» (Praeger Paperback, 1987).
Источник
Какими вырастут дети, которых
воспитывали гомосексуалисты? Ответ на этот вопрос уже
много лет интересует всех.
Сторонников однополых партнерств рьяно утверждают, что
детям все равно, есть ли у них папа и мама, или же их
выращивают два мужчины (или две женщины). Просемейные и
религиозные организации, а также множество психологов
вовсю кричат, что выросшие в атмосфере гомосексуальных
отношений дети будут по умолчанию психологически
травмированы и неполноценны в жизни.
Но в силу того, что легализация однополых партнерств и тем
более «браков» начала происходить в некоторых
странах не так давно, до недавнего времени еще не было
оснований делать объективные научные заключения. По
простой причине – еще не выросло поколение таких
детей.
Однако осенью 2010 года Марк Регнерус, доктор социологии,
адъюнкт-профессор в Техасском университете в Остине (США),
начал свое знаменитое научное исследование на тему
«Как отличаются взрослые дети, родители которых
имеют однополые отношения». Свою работу ученый
завершил спустя полтора года – в 2012-ом. Впрочем,
анализ данных продолжается доныне – они доступны
всем заинтересованным ученым, благодаря
Межуниверситетскому консорциуму политических и социальных
исследований Мичиганского университета.
Шокирующие последствия
В исследовании принимали участие 3000 взрослых
респондентов, чьи родители состояли в однополых
сексуальных отношениях. В итоге, полученные данные стали
по-настоящему шокирующими. Впрочем, этого стоило ожидать.
Но впервые это было доказано авторитетным ученым из
авторитетного университета, а результаты были опубликованы
в не менее авторитетном издании «Social Science
Research».
Высокий уровень венерического
инфицирования. В опубликованных данных
сообщается, что 25% воспитанников гомосексуальных
родителей имели или имеют венерические заболевания
– из-за своего специфического образа жизни. Для
сравнения, количество зараженных сверстников из
благополучных гетеросексуальных семей зафиксировано
на уровне 8%.
Неспособность хранить семейную
верность. А вот и причина такого уровня
инфицирования. Те, кого воспитывали гомосексуальные
родители, намного чаще лояльно относятся с супружеской
неверности – 40%. Аналогичный показатель лояльности
к изменам среди выросших в гетеросексуальных семьях
– 13%.
Психологические проблемы.
Следующий шокирующий факт – до 24% взрослых детей из
однополых «семей» недавно планировали
самоубийство. Для сравнения – уровень таких
настроений среди выросших в нормальных гетеросексуальных
семьях составляет 5%. Воспитанные гомосексуальным
родителем люди значительно чаще, чем выходцы из
гетеросексуальных семей, обращаются к психотерапевтам
– 19% против 8%.
Это и не удивительно. Ведь 31% выросших с мамой-лесбиянкой
и 25% выросших с отцом гомосексуалистом когда либо были
принуждаемы к сексу вопреки их воли (в том числе –
со стороны родителей). В случае с гетеросексуальными
семьями о таком сообщают лишь 8% респондентов.
Социально-экономическая
беспомощность. 28% выходцев из семей, где
мама была лесбиянкой, являются безработными. Среди
выходцев из нормальных семей этот уровень составляет лишь
8%.
69% тех, у кого мама была лесбиянкой, и 57% тех, у кого
папа был гомосексуалистом, сообщили, что их семья в
прошлом получала государственные пособия. Среди обычных
семей это актуально в 17% случаев. А 38% тех, кто выросли
с мамой-лесбиянкой, до сих пор живут на государственные
пособия, и лишь 26% имеют работу на полное время. Среди
тех, у кого отец был гомосексуалистом, только 34% в данный
момент имеют работу на полную загрузку. Для сравнения,
среди выросших в гетеросексуальных семьях лишь 10% живут
на госпособия, и половина – трудоустроены на полное
время.
Расстройство сексуальной
самоидентификации. Ну и напоследок –
цифры, которые окончательно разрушает миф о том, что
воспитание в однополой «семье» не влияет на
сексуальную ориентацию повзрослевшего ребенка. Итак, если
папа или мама имели гомосексуальные связи, то всего лишь
60-70% их детей называют себя полностью
гетеросексуальными. В свою очередь более 90% людей,
которые росли в традиционной семье, идентифицируют себя
как полностью гетеросексуальных.
Попытка закрыть рот Регнерусу
Что показательно, когда Марк Регнерус готовил к публикации
полученные данные, против него начали вести агрессивную
информационную кампанию. ЛГБТ-активисты требовали не
допустить публичного оглашения результатов исследования.
Самые горячие головы стали клеветать, называя Регнеруса
мошенником и шарлатаном, требовали уволить профессора из
Техасского Университета. Даже многие ученые ополчились
против своего коллеги.
Тогда Университет тщательно изучил все обвинения и
скрупулезно проанализировал все данные, полученные
Регнерусом. Отдельно проверялась методика исследования. В
итоге Университет подтвердил, что научная работа имеет
высочайшее качество и соответствует академическим
требованиям.
Журналисты интернет-газеты «Все Новости»
связались с профессором Марком Регнерусом, чтобы прояснить
эту ситуацию.
Кто и с какой целью подверг сомнению Ваше
исследование? Кто проводил расследование, и к какому
заключению пришла комиссия?
Насколько я понимаю, Вас интересует прецедент с
расследованием, проведенным здесь, в Техасском
Университете, касательно соблюдения мной научной этики.
Решение о проведении расследования было принято после
того, как Нью-Йоркский общественный активист и блогер
подал жалобу, утверждая, что с моей стороны имело место
нарушение научной этики. Научно-исследовательский отдел
университета провел расследование и сделал заключение, что
доказательства предъявленного мне нарушения отсутствовали.
Таким образом, вопрос был снят.
Как бы Вы объяснили настойчивое желание
ЛГБТ-сообщества добиться Вашего отстранения от работы в
Университете и запрета публикации?
Дело в том, что в США права сексуальных меньшинств и
борьба за признание однополых «браков» –
вопрос крайне чувствительный. Именно поэтому все стадии
исследования – от моей работы как автора до
рецензионного процесса и, наконец, привлечения внимания
СМИ – все это проходило, что называется, под
микроскопом. Я ответил на критику моего исследования в
ноябрьском выпуске того же журнала «Social Science
Research» (2012) и опубликовал полученные
результаты. Все заинтересованные ученые данной отрасли
имеют возможность эти результаты анализировать и делать
собственные выводы. Но непосредственно данные, которые мы
опубликовали, являются точными.
Также показательно, что этому исследованию была посвящена
большая статья в The New York Times. Это авторитетное
издание также посчитало необходимым публично оповестить
читателей о полученных Марком Регнерусом результатах.
Таким образом, мировое сообщество едва ли не впервые
получило авторитетное исследование, которое проливает свет
на трагичные последствия воспитания детей в семьях, где
родители практиковали гомосексуальные отношения.
Источник