Развитие ребенка в норме от рождения до 5 лет

Развитие ребенка в норме от рождения до 5 лет thumbnail

razvitie-rebenka-do-godnormy-rosta-vesa

Нормы развития ребенка в 2 месяца

Физические и психические навыки, которыми новорожденный должен овладеть к 2-м месяцам:

– закрытие мягкого места на задней части головы (задний родничок);
– исчезают несколько рефлексов новорожденного – таких, как степпинг-рефлекс (когда ребенок танцует или шагает в вертикальном положении на твердой поверхности) и рефлекс схватывания пальца;
– голова на шее меньше шатается;
– лежа на животе, ребенок способен поднять голову почти на 45 градусов;
– лежа на животе, ребенок меньше сгибает руки и ноги.

Сенсорные и когнитивные нормы развития:

– ребенок начинает смотреть на близкие предметы;
– ребенок кусает предметы;
– различные крики ребенка означают разные вещи;
– ребенок улыбается;
– ребенок реагирует на знакомые голоса.

 normy_razvitiya_rebenka_do_godarazvitie-rebenka-v-6-mesyatsev89c754df54d9fa9a649603742b4fbb88

Нормы развития ребенка в 4 месяца

Физические и двигательные навыки.

Типичный 4-месячный ребенок должен:

– удерживать и отпускать объекты;
– голова в сидячем положении почти не должна спадать вниз;
– играть с погремушкой.

– может поднимать погремушку обеими руками;
– может класть объекты в рот;
– засыпать с 9 до 10 часов ночью в два приема (в общей сложности – 14-16 часов в день).

Сенсорные и познавательные навыки:

– хорошо видит близко;
– увеличивает зрительный контакт с родителями и другими людьми;
– начинает зрительно-моторную координацию;
– умеет смеяться вслух;
– предвидит кормление, когда видит бутылку с молочной смесью (если он на искусственном вскармливании);
– начинает проявлять память;
– при повышенном внимании волнуется;
– распознает голоса родителей и распознает их на ощупь, сенсорно.

 Нормы развития ребенка в 6 месяцев

Физические и моторные навыки. 

Ребенок может:

– передавать предметы из его одной руки в другую;
– в состоянии поднять грудь и голову, лежа на животе и держась на руках;
– уже в состоянии поднять упавший объект;
– ребенок в состоянии перевернуться со спины на живот;
– в состоянии сидеть на высоком стуле с прямой спиной;
– в состоянии сидеть на полу с поддержкой нижней части спины;
– у ребенка начинают прорезаться зубки;
– у ребенка – повышенное слюноотделение;
– ребенок должен быть в состоянии спать 6-8 часов в ночное время суток;

Сенсорные и когнитивные навыки.

Ребенок:

– начинает бояться незнакомцев;
– начинает подражать действиям других людей;   !!!!
– начинает понимать, что если объект упал, он все еще там лежит, и просто должен быть поднят;
– ему удается найти звучание не непосредственно на уровне уха, а вдали;
– любит слышать собственный голос;
– издает звуки от зеркала и игрушек;
– издает звуки, напоминающие односложные слова;
– предпочитает более сложные звуки;
– признает родителей;
– начинает подражать звукам;

1412624066_razvitie-rebenka-v-9-mesjatsev0,,31191166,009-month

Нормы развития ребенка в 9 месяцев

Физические характеристики и двигательные навыки. 9-месячный ребенок, как правило, проходит следующие этапы:

– набирает вес более медленными темпами – около 400 гр. в месяц;
– увеличивает рост в длину – на 1,5 см в месяц;
– кишечник и мочевой пузырь ребенка работают более регулярно;
– может изучать окружающий мир;
– сидит в течение длительного периода;
– любит сам больше стоять;
– сидя, тянется к объектам;
– ударяет объекты;
– может схватывать предметы кончиками большого и указательного пальцев;
– схватывает пальцы других людей;
– бросает или трясет объекты.

Сенсорные и познавательные навыки.  В 9 месяцев ребенок обычно:

– лепечет; !!!
– может отрываться и цепляться за родителей;
– понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);
– реагирует на простые команды;
– реагирует на названия;
– понимает значение слова «нет»;
– подражает звукам речи;
– может бояться оставаться в одиночестве;
– волнуется при прощании с кем-либо, особенно когда его мама или папа уходят.

 

Нормы развития ребенка в 12 месяцев

Физические и двигательные навыки. 12 -месячный ребенок должен:

– в 3 раза больше весить, чем при рождении;
– вырасти на 50% по сравнению со своим ростом при рождении;
– иметь окружность головы, равную груди;
– иметь большинство зубов;
– уметь ходить самостоятельно или при ведении с одной стороны;
– сидеть без посторонней помощи;
– переворачивать по страницам книги, листать много страниц за один раз;
– поднимать небольшой объект с помощью кончиков большого и указательного пальцев;
– спать 8-10 часов в сутки.

Сенсорное и когнитивное развитие. Типичный 12-месячный ребенок:

– начинает «разыгрывать спектакли» (например, делать вид, что пьет из чашки);
– следует за быстро движущимся объектом;
– реагирует на свое имя;
– может сказать «мама», «папа» и, по крайней мере, одно или два других слова;
– понимает простые команды;
– пытается имитировать звуки животных;
– связывает имена с объектами;
– понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);
– участвует в одевании (поднимает руки);
– играет в простые игры (например, с мячом);
– указывает на объекты указательным пальцем; !!!
– волнуется при свидании и прощании;
– может иметь привязанность к игрушке или объекту;
– имеет опыт разлуки и может цепляться за родителей;

Нормы развития ребенка в 18 месяцев

Физические и моторные навыки. Типичный 18-месячный ребенок:

– имеет закрытый передний родничок;
– растет более медленными темпами и имеет по сравнению меньше аппетита;
– имеет возможность контролировать мышцы сфинктера для мочеиспускания и дефекации, но может быть еще не готов пользоваться взрослым туалетом, а не горшком;
– часто падает;
– имеет возможность встать на невысокие стулья без помощи;
– может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила одной рукой;
– может построить башню с блоками;
– может использовать ложку и чашку, и с их помощью кормить себя;
– имитирует написание;
– может смотреть одновременно две или три страницы книги.

Психологические и когнитивные навыки. Типичный 18-месячный ребенок:

– показывает привязанность к взрослым;
– может чувствовать разлуку;
– слушает рассказ или смотрит на фотографии;
– может сказать 10 или более слов, когда его спрашивают;
– определяет одну или более частей тела;
– понимает и в состоянии указать и выявить общие объекты;
– часто имитирует что-либо;
– может снять некоторые предметы одежды – такие, как перчатки, шляпы, носки;
– начинает ощущать чувство собственности, выявлять людей и предметы.

 

Нормы развития ребенка в 2 года

Физические и моторные навыки. Ребенок в 2 года может:

– повернуть дверную ручку;
– просматривать книгу по одной странице за один раз;
– построить башню из 6-7 кубов;
– пинать мяч, не теряя равновесия;
– подобрать предметы, стоя, не теряя равновесия (часто это происходит уже в 15 месяцев, и был бы повод для беспокойства, если у ребенка не наблюдается этого в 2 года);
– работает с лучшей координацией, хотя стойка все еще может быть широкой;
– готовым к «туалетным тренировкам»;
– должен иметь первые 16 зубов (фактическое количество зубов может широко варьироваться);

Сенсорные и когнитивные навыки. Ребенок в 2 года:

– в состоянии надеть простую одежду без помощи (часто он делает это лучше, чем снимает одежду и чем кладет ее на место);
– может иметь потребности – такие, как: общение, жажда, голод, нужда сходить в туалет;
– может построить фразы из 2-3 слов;
– может понять 2-хступенчатую команду («Дай мне мяч, а затем возьми свои ботинки»);
– повышение концентрации внимания;
– словарный запас ребенка увеличивается примерно до 50-300 слов (словарь детей может варьироваться в широких пределах).

 

Нормы развития ребенка в 3 года

Физические и моторные навыки.

– постоянный рост;
– имеет все 20 молочных зубов;
– потребности в 11-13 часов сна в сутки;
– ребенок может иметь дневной контроль над функциями кишечника и мочевого пузыря (может иметь и ночной контроль);
– ребенок может немного балансировать себя и прыгать на одной ноге;
– ребенок может идти вверх по лестнице чередующимися ногами;
– ребенок может построить многоквартирный игрушечный дом из девяти и более кубов;
– ребенок может легко поместить мелкие предметы в небольшое отверстие;
– ребенок может скопировать круг;
– ребенок может крутить педали трехколесного велосипеда.

Сенсорные, когнитивные и социальные навыки включают:

– словарный запас ребенка – многие сотни слов;
– ребенок составляет предложения из трех слов;
– ребенок считает три объекта;
– ребенок использует множественное число и местоимения (он / она);
– ребенок часто задает вопросы;
– ребенок может одеть себя, он нуждается в помощи только со шнурками, кнопками и другими крепежными деталями в труднодоступных местах;
– проявляет больше внимания;
– отыгрывает общение с другими людьми через игру в деятельность;
– имеет некоторое снижение чувства разлуки в течение коротких периодов времени;
– может иметь страхи от мнимых вещей;
– знает собственное имя, возраст и пол (мальчик / девочка);
– начинается учиться делиться;

В возрасте 3 лет почти все речи ребенка должны быть понятны.

 

Нормы развития ребенка в 4 года

Физические и моторные навыки. В четыре года ребенок обычно:

– средний 4-летний ребенок весит 17-18 кг;
– ребенок спит – 11-13 часов – как правило, без дремоты;
– рост в два раза превышает длину при рождении;
– показывает улучшенный баланс;
– легко стоит на одной ноге, не теряя равновесия;
– бросает мяч сверху вниз, с координацией;
– может вырезать изображение с помощью ножниц;
– еще может мочиться в постель (это нормально).

Психологические и когнитивные навыки. Типичный 4-летний ребенок:

– имеет словарный запас – более 1000 слов;
– легко собирает предложения из четырех или пяти слов;
– может использовать глаголы в прошедшем времени;
– умеет считать до четырех и более;
– может задавать много вопросов;
– может использовать слова, которые полностью не понятны;
– может начать использовать вульгарные слова;
– учится и поет простые песни;
– старается быть очень независимым;
– может проявлять повышенное агрессивное поведение;
– участвует в разговорах о личных делах семьи с взрослыми;
– как правило, имеет придуманных друзей;
– имеет улучшенное понимание времени;
– в состоянии сделать различие между двумя объектами на основе их размера и веса;
– имеет недостатки нравственных понятий о добре и зле;
– может возмутиться, если от него слишком многого ожидать.

 

Нормы развития ребенка в 5 лет

Физические и двигательные навыки 5-летнего ребенка могут включать:

– быстрый рост;
– появление первых постоянных, не молочных зубов

– разработка усиления координации движений;
– прыжки с хорошим балансом;
– поддержание баланса, стоя на одной ноге с закрытыми глазами;
– проявление повышенного навыка с помощью простых инструментов и письменных принадлежностей;
– ребенок может скопировать простой рисунок, фигуру.

Сенсорные и когнитивные навыки:

– словарный запас увеличивается до более 2000 слов;
– ребенок может составлять предложения из 5 или более слов, со всеми частями речи;
– начинает различать деньги;
– может считать до 10;
– знает номер домашнего телефона;
– правильно называет основные цвета и, возможно, многое другие;
– при вопросах – более глубоко размышляет, со смыслом и целью;
– отвечает на вопросы «почему»;
– ведет себя более ответственно и может извиниться за ошибки;
– снижает агрессивное поведение;
– перерастает ранние детские страхи;
– способен принять и другие точки зрения (даже если не может их понять);
– демонстрирует увеличение математических умений;
– задает вопросы другим, в том числе родителям;
– уверенно отождествлять себя с родителем того же пола, что он сам (она сама);
– имеет группу друзей;
– участвует в творческих играх (например, полет на Луну).

Источник: https://www.f-med.ru

Данная информация не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения (возможных) заболеваний. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к его лечащему врачу.

Источник

Воспитание – это совсем не простой процесс. Не всегда понимаешь ни своего ребенка, ни себя. Очень часто родители сталкиваются с тем, что не знают как правильно поступить или как себя вести в той или оной ситуации. Ведь дети очень непредсказуемы.

дети спорт

Но, к счастью, можно выделить некоторые особенности, кризисы  и спираль развития крохи. Это поможет понять и найти подход к своему чаду в моменты капризов и обид.

Игорь Комар

Игорь Комар

Спортивный директор детского клуба Champion Kids

и папа троих детей

Период младенчества (от рождения до 1 года)

Особенность этого возраста в том, что кроха абсолютно беспомощен как биологически, так и социально. Удовлетворение  потребностей зависит  только от взрослых людей. Поэтому самое главное это время – освоение взаимодействия с миром. В этом время очень помогают игрушки, они решают сразу несколько функций:

  • развитие органов чувств (зрение, слуха и сенсорики);
  • изучение мира (информация о цвете,  размере, форме игрушек, их пространственном расположении);
  • развитие моторики (крупной и мелкой).

Все они должны быть разными, контрастными, сделаны из разных материалов и форм – это приведет к усовершенствованию  органов чувств малыша.  Речь в младенческом возрасте имеет оттенок аутичности: только формат четкости произношения отдельных звуков и их сочетаний.

дети

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Это интересно: ученые выяснили, что помогает и мешает развитию ребенка

Период раннего детства ( от 1-3-х лет)

В это время кроха уже имеет некоторую самостоятельность. Может что-то сказать, ходить и бегать. Он все изучает и исследует. Наблюдает за взрослыми: как они себя ведут с предметами, между собой. Через подражание вырабатывается адаптация к обществу, предметам и действительности. Поэтому  важно показывать малышу разные манипуляции с игрушками и предметами, а потом просить повторить. И еще полезно делать все вместе: рисовать, делать аппликации,  строить из кубиков башни. А также трогать руками и изучать пуговицы, молнии, шнурки, разные ткани.

Для крохи до 3-х лет – это время открытий. Он уже не просто видит предмет, а еще изучает их свойства, назначение и технические особенности. А тот факт, что малыш тоже может взаимодействовать самостоятельно с объектом, как взрослый, рождается феномен «Я», «Я сам». Это приводит к формированию личности и понимания собственного я, самооценки и самосознания.

В речи появляются предложения, обдуманные и связные фразы, освоение грамматического состава и увеличение словарного запаса.

дети обучение

Младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)

Ох, уж эти сладкие 3 года: кризис, истерики, желание все делать наоборот. Из-за развитой речи, самооценки, способности передвигаться появляется и  ощущение соразмерности со взрослыми, у чада появляется желание все делать самостоятельно. И он хочет активно участвовать во взрослой деятельности.

Поэтому игры в это время должны идти в сюжетно-ролевом формате, чтобы ребенок понимал,  моделировал и правильно функционировал  в мире старших. Для малыша это не просто игра. В этот момент создает он мнимые ситуации, переносит свойства одного предмета на другой. Приобщает  и отождествляет себя с миром.

секция

Речь в этом возрасте активно развита. Появляются сложноподчиненные предложения, предлоги и сложные союзы. К 5-ти годам кроха может уже пересказывать сказки, сам сочинить рассказ, обосновывать ответы на вопросы, успешно группировать и классифицировать предметы, делать упражнения на развитие дикции, создавать театральные игры.

Родители, прислушивайтесь к своим детям, проводите с ними время, играйте, учитесь у них непосредственности и открытости. А они у вас — логике, структурированности и опыту!

секция

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Раннее развитие ребенка: 5 аргументов «за» и «против»
Ученые Гарварда: 6 секретов, как воспитать доброго ребенка

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Понравилась статья? Оцените:

Загрузка…

Источник

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник