Развитие ребенка в норме и при дцп

Развитие ребенка в норме и при дцп thumbnail

Родители не могут воспринять спокойно страшный диагноз «ДЦП», который врач поставил их малышу. Но главное в этом случае не опускать руки, а постараться найти то самое спасительное средство, с помощью которого можно победить болезнь или уменьшить ее последствия. У каждого ребенка заболевание развивается в индивидуальном порядке, поэтому метод лечения тоже должен быть уникален, подобран с учетом всех особенностей маленького пациента с ДЦП.

Дети с ДЦП

Что такое ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это совокупность различных симптомов нарушения двигательной сферы организма хронического характера, не имеющих прогрессирующего развития. Он развивается из-за повреждения структур центральной нервной системы, происходящего еще в дородовой период в утробе матери. Происходит нарушение основных структур головного мозга: корковых структур, подкорковых областей, капсулы и ствола головного мозга.

Симптомы

Характер возникающей мышечной патологии или их сочетания определяется участком поражения головного мозга. Мышечные нарушения при ДЦП могут проявляться в форме:

  • напряжения мышц;
  • спастического сокращения мышц;
  • разнообразных движений непроизвольного характера;
  • нарушения походки;
  • ограниченной подвижности.

Также это тяжелое заболевание может сопровождаться нарушениями слуха, зрения и речи, разными формами эпилепсии и патологиями психического и умственного развития. Нарушаются функции восприятия и ощущения.

Из-за чего случается

Причинами развития ДЦП могут стать:

  • нарушения развития структур головного мозга;
  • нехватка кислорода (гипоксия, ишемия) в период развития плода и родов;
  • внутриутробные инфекции (вирусы герпеса);
  • несовместимость крови матери и плода (резус–конфликт), гемолитическая болезнь новорожденных;
  • травмы структур головного мозга в период развития плода и родов;
  • инфекционные заболевания в ранний послеродовой период;
  • токсическое повреждение структур головного мозга (отравление солями тяжелых металлов);
  • неправильно выбранная тактика проведения родов.

Определить точную причину очень сложно, к тому же, чаще всего, происходит сочетание влияния нескольких факторов, которые в совокупности приводят к развитию детского церебрального паралича.

Чем отличаются дети с ДЦП

Особенности развития детей, больных ДЦП, в основном обусловлены трудностями, которые вызывает выполнение координированных и сложных движений.

Замедленность движений способствует формированию дисбаланса развития мышления и представления об окружающей среде. Эта диспропорция мешает детям нормально считать, возникают трудности с усвоением математических действий.

Измененная умственная работоспособность. Даже если интеллект ребенка развивается нормально, из-за болезни малыш способен заниматься гораздо меньший промежуток времени и усваивает меньший объем информации, по сравнению со своими сверстниками. В 70% случаев это приводит к задержке психического развития.

Эмоциональные нарушения детей с ДЦП проявляются в повышенной ранимости, сильной впечатлительности, панической привязанности к опекунам и родителям. Основные причины – недостаточность мышечной работы (ребенок не участвует в подвижных играх, что свойственно детям в его возрасте) и ограниченное общение со сверстниками из-за нарушений речи.

Как развивается личность

Из-за болезни у ребенка с ДЦП возникают определенные нарушения психоэмоционального, физического, речевого и в целом личностного развития.

Особенности психоэмоционального развития проявляются в разных формах. Некоторые дети становятся излишне возбудимыми, раздражительными, суетливыми, резко меняют настроение и даже немотивированно агрессивны. Другая категория детей, наоборот, отличается чрезмерной застенчивостью и боязливостью, пассивностью и безынициативностью, они с трудом идут на контакт.

Главную роль в формировании характера и психическом развитии ребенка играют родители. Если родители проявляют излишнее внимание, чрезмерную опеку или проявляют жалость в отношениях с ребенком, это приводит к тому, что малыш замыкается в себе, отказывается от стремлений расти и развиваться, как личность.

Особенности физического развития ребенка с ДЦП заключаются в том, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве. Исправить это отклонение – главная задача специалистов и родителей. Основные формы воздействия на тело маленького пациента – лечебная гимнастика и массаж. Тип и характер занятий определяется индивидуально, зависит от формы и степени развития болезни.

Особенности речевого развития зависят от типа повреждений головного мозга. Главная проблема малышей с ДЦП – отсутствие нормального общения и познания окружающего мира. Это делает весьма затруднительным пополнение словарного запаса. Нарушения нормального восприятия не позволяют ребенку правильно оценить предмет или действие, создают ошибочные образы. Решить проблему помогут специально разработанные игры, которые формируют представления о предметах, действиях, явлениях и окружающем мире. Чтобы добиться желаемых результатов, играть в эти игры необходимо вместе с родителями.

На что необходимо обратить внимание

Родителям ребенка с ДЦП следует придерживаться некоторых правил:

  • не зацикливаться на особенностях поведения ребенка, вызванных болезнью;
  • поощрять проявления активности;
  • всячески побуждать к новым шагам,
  • помогать формировать правильную самооценку,
  • не отказываться от помощи специалистов.

Важно помнить, что только регулярное выполнение всех рекомендаций специалистов, доброжелательное отношение к малышу, поддержка и упорство родителей могут преодолеть это тяжелое заболевание. Ни в коем случае нельзя терять веру в успех, поскольку только от родителей зависит, сможет ли их ребенок вести нормальный полноценный образ жизни. 

Источник

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

Ребенок  с ДЦПОт тяжелых болезней никто не застрахован. И если в семье случилась беда – родился ребенок с детским церебральным параличом, каждый родитель хочет знать все о заболевании и о том, как он развивается.

Рассмотрим некоторые особенности развития детей с диагнозом ДЦП.

Коротко о болезни

Детский церебральный паралич – это группа хронических синдромов не склонных к прогрессированию, характеризующихся двигательными нарушениями.

По отношению к заболеваниям головного мозга являются вторичными. Иногда по мере роста ребенка бывает ложное прогрессирование болезни. У части детей с этим заболеванием наблюдаются патологии умственной деятельности в той или иной степени.

Болезнь возникает по причине патологических процессов в коре, стволе или подкорковых областях мозга. Частота возникновения данной патологии – два случая на 1000 новорожденных.

Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка

Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.развитие ребенка с ДЦП

Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.

Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.

Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.

Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.

Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.

Характер поведения детей

При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:

  • ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
  • детям с ДЦП присуща эгоцентричность;
  • они не могут целенаправленно работать в коллективе;
  • они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
  • в поведении присущи элементы инфантильности;
  • даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
  • они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
  • поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
  • дети, как правило, быстро утомляются;
  • они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч.;
  • дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
  • нередки нарушения сна, появление ночных кошмаров, ночной тревожности.

Особенности физического развития

работа в группахНарушения двигательной активности при детском церебральном параличе приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц.

Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.

Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.

Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.

Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.

Особенности двигательного развития детей с ДЦП:

  • необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
  • нужно развивать мелкую моторику рук;
  • необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
  • важно также стимулировать общение с окружающими;
  • при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:

Речевое развитие

У всех детей с ДЦП в той или иной мере наблюдаются речевые отклонения. Степень их выраженности зависит от того, насколько поврежденыРебенок и мама структуры головного мозга.

Проблема для таких детей – это, прежде всего, отсутствие или ограничение полноценного общения, познавательной активности. Эти обстоятельства и способствуют медленному развитию словарного запаса ребенка.

Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально подобранными индивидуальными занятиями. Они позволяют:

  • выработать необходимые познания об окружающем мире;
  • пополнить словарный запас;
  • наладить общение с окружающими.

Такие дети очень любят играть, им это крайне необходимо. Однако это делать надо только с другими детьми и с родителями, а не в одиночестве.

Родителям на заметку

В воспитании ребенка излишня жалостливость и чрезмерная впечатлительность.

Родителям необходимо:Эмоциональное развитие ребенка с ДЦП

  • не зацикливаться на том, что ребенок неполноценный;
  • как можно чаще надо хвалить ребенка, побуждать его к активным действиям и поощрять их;
  • обязательно надо способствовать формированию правильной самооценки;
  • по мере необходимости надо обращаться к специалистам.

Итак, развитие ребенка с ДЦП имеет свои отличительные особенности. В первую очередь, родителям не надо впадать в панику и всячески подчеркивать физический недостаток.

Наоборот, нужно помочь ему адаптироваться к жизни в обществе, уменьшить проявления болезни и сформировать правильную самооценку.

Источник

Вместе с «беби-бумом», ростом рождаемости и снижением детской смертности Россию «накрыла волна» детской инвалидизации: по данным статистики Минобразования, ежегодно в стране на 5% растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Единой базы учета российских детей с детским церебральным параличом (ДЦП) нет, поскольку официальные данные начали публиковаться в Москве только с 2015 года. Если верить статистике столичной медико-социальной экспертизы, то в 2016 году численность детей с ДЦП в Москве составила 3,1 случая на 1000 детского населения.

Почему рождаются дети с ДЦП?

Под диагнозом «ДЦП» специалисты подразумевают особое аномальное состояние, при котором возникает дефект моторной функции мозга. ДЦП у детей может возникать либо внутриутробно, либо во время родов (интранатально) или в течение месяца после рождения. К сожалению, диагноз ДЦП сегодня является пожизненным, а основной задачей пациента становится контроль за своими движениями и речью.

Современным исследователям пока не удалось установить точные причины возникновения ДЦП, однако определенные факторы риска врачи все же определили и, значит, — научились их предотвращать. По данным исследований, около 80% проблем, приводящих к ДЦП, формируется в результате влияния на плод различных инфекций (неонатальный сепсис, энцефалит, менингоэнцефалит) и родовых травм (внутричерепная родовая травма, послеродовые травмы центральной нервной системы, гипербилирубинемия новорожденных), которые и вызывают аномалии в развитии мозга. По мнению российского врача акушера-гинеколога, профессора Виктора Радзинского, главными причинами ДЦП у детей являются родовая травма и кислородная недостаточность в родах, которые вызывают повреждения головного мозга.

Как беременная и ее врач могут снизить риск развития ДЦП у ребенка?

  • вовремя проходить лечение инфекционных заболеваний, перинатальных инфекций и сепсиса;
  • соблюдать все рекомендации гинеколога, если беременность протекает с осложнениями и существует риск преждевременных родов;
  • если женщина прошла процедуру искусственного оплодотворения, возможно, на сроке до 34-й недели гестации ей будет предложено уменьшить многоплодные беременности — этому не стоит сопротивляться;
  • если в анамнезе у беременной уже были преждевременные роды, необходимо установить их причину и исключить риски ДЦП у последующих детей;
  • если определенные риски выявлены, беременной стоит выбрать надежный (а лучше — специализированный) роддом, где новорожденному смогут оказать грамотную помощь и предотвратить необратимые патологии в случаях, если у малыша возникнут неонатальные судороги, синдром дыхательного расстройства или гипогликемия.

ДЦП у детей: симптомы

Можно ли вылечить ДЦП у ребенка?

Существует определенная «стратегия», в соответствии с которой развивается ребенок: трехмесячный малыш держит голову, четырехмесячный — переворачивается на спинку и на живот, шестимесячный — садится, годовалый — ходит и говорит простейшие слова, а в два года — строит фразы. Если что-то происходит «не по правилам», специалисты считают такие нарушения задержкой моторного развития и одним из факторов риска развития ДЦП.

Этот диагноз иногда ставят сразу после рождения, а иной раз — и в годовалом возрасте, поскольку признаки ДЦП у детей до года распознать не всегда возможно. Ведь ДЦП может скрываться под «маской» синдрома мышечного гипертонуса, дистонии, гипотонии, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Если у малыша есть подобные заболевания, его стоит регулярно показывать неврологу, ортопеду и логопеду. Ведь чем раньше специалисты обнаружат патологии, указывающие на ДЦП, тем лучше. И очень важно не пропустить момент их формирования. Пока малыш не достиг года, невролог может простимулировать его развитие. Но если к годовалому возрасту стимуляция не дает результатов, ребенку ставят диагноз ДЦП. Это значит, что какие-то изменения в мозге уже закрепились и вылечить их не удастся. С этого момента помощь врача-невролога отходит на второй план, а на первый выходит работа ортопеда, реабилитолога, психолога и логопеда.

Комментарий специалиста:

Диагноз ДЦП у малыша до года установить сложно, но невролог с опытом уже с первых месяцев жизни новорожденного заподозрит проблемы психомоторного развития и угасания безусловных рефлексов. Если это произойдет, то в раннем возрасте малыша его родители могут получить хорошую новость: поскольку мозг ребенка еще имеет определенную пластичность, значит, компенсаторные возможности его организма можно простимулировать и избежать диагноза ДЦП. Но если время упущено и у ребенка уже начали развиваться патологические синкинезии (непроизвольные движения руками и ногами) — тогда малышу, скорее всего, будет поставлен диагноз ДЦП и назначена медикаментозная и реабилитационная терапия.

После постановки диагноза состояние ребенка будут оценивать несколько специалистов: невролог, ортопед (он осмотрит — нет ли у малыша подвывихов в тазобедренных суставах), окулист (установит ретинопатию — проблемы при кровоснабжении сетчатки глаза), педиатр (в целом посмотрит на соматическое здоровье ребенка), логопед (скажет, какие существуют задержки в познавательном и предречевом развитии). На основании оценки состояния ребенка врачи лечебной физкультуры назначат индивидуальный комплекс процедур, который ребенку с ДЦП предстоит проходить всю жизнь для того, чтобы стимулировать психическое, речевое и физиологическое развитие. Хорошо развиваться малышам с ДЦП помогает остеопатическая помощь, иглорефлексотерапия, массаж, плавание, кинезиотерапия, которую дополняют специальные упражнения для детей с ДЦП (они формируют у ребенка каждый отдельный навык движения руками и ногами). При этом снижается гипертонус, становится гораздо меньше патологических рефлексов и поз. После фиксации кинезиотейпов на теле ребенок может заниматься с мячом, валиком, на беговой дорожке, велосипеде, на специальных качелях и тренажерах.

Массаж при ДЦП у детей в современных методиках часто сочетают с парафинотерапией, электрофорезом, гальванизацией и другими физиопроцедурами, которые помогают улучшить лимфодренаж, нормализовать мышечный тонус. Для улучшения координации и интеллектуальных навыков используются методы мануальной терапии: врач воздействует на биоактивные точки и добивается хороших результатов, увеличивая объем движений ребенка, помогая улучшить речь, снять выраженность косоглазия, постепенно выработать навыки самообслуживания. При этом родителям ребенка с ДЦП необходимо быть готовыми к тому, чтобы проходить вместе с малышом весь курс 3-4-часовой реабилитации по 5 раз в неделю. Кроме того, родителей специально обучат определенным комплексам упражнений, который необходимо также выполнять с ребенком дома.

Особенности развития детей с ДЦП

Часто ребенок наряду с ДЦП страдает еще и несколькими сопутствующими проблемами — вывихами или дисплазией в тазобедренных суставах, сколиозом, вальгусной деформацией стоп и т.д. Поэтому для таких детей ортопеды назначают специальную обувь, а также дополнительные приспособления — ортезы, СВОШ (специальный аппарат при ДЦП), шины Виленского, а также проводят хирургические операции. После операции у ребенка могут возникать боли или спазмирование мышц — в таких случаях ему могут ввести инъекции ботулотоксина типа А (дозу вводимого препарата определяет врач-невролог). Нередко диагнозу ДЦП сопутствует и эпилепсия — в таком случае ребенку будет необходима дополнительная медицинская помощь.

Среди особенностей психического развития детей с ДЦП могут быть различные расстройства, включающие нарушения речи. Чтобы помочь малышу с развитием логики, моторики, памяти, коммуникативных навыков, к работе подключаются дефектологи и логопеды — они проводят коррекционную работу с детьми, страдающими ДЦП.

Комментарий эксперта:

Я часто наблюдаю такую ситуацию: 7-летний ребенок с диагнозом ДЦП хорошо двигается, но практически не умеет общаться и обслуживать себя. Это говорит о том, что родители бросили все свои силы на решение проблемы движения, напрочь забыв о развитии мозга малыша. Необходимые навыки речи и общения ребенок мог бы усвоить вовремя, но теперь ему придется приложить десятикратные усилия! Родители чаще всего ошибаются, считая ребенка с ДЦП неполноценным. Это неверно — просто нарушения двигательной активности мешают ему выражать то, что он прекрасно понимает. А ведь вовремя предпринятая коррекция действительно может помочь ему к 6-7 годам достичь нормального развития. Существует и другой тип родителей — те, кто развивают ребенка умственно, но физически стремятся его оградить от любых лишних телодвижений. Как правило, такой малыш вырастает в пассивную и неинициативную личность с потребительским отношением к окружающим. Не стоит относиться к ребенку с ДЦП, как к немощному. Напротив: желательно, чтобы дома у него были постоянные ежедневные несложные обязанности — протереть пыль, одеть куклу для прогулки, застегнуть свои сапоги, надеть шапку…

Ребенок с ДЦП: куда пойти учиться?

Дети с ДЦП — не простые личности. Они не со всяким вступают в общение, действуют и думают очень медленно. Им трудно сосредоточиться, что-то запомнить, поэтому они испытывают трудности при знакомстве и, как правило, не умеют играть. Тем не менее, они растут и развиваются. И однажды наступает момент, когда им пора идти в школу. Где же лучше учиться ребенку с ДЦП?

Чаще всего специалисты рекомендуют отправить такого ученика в специализированное заведение, где существуют необходимые условия для его обучения и содержания — пандусы, специальные дверные ручки, туалеты. Однако в российских школах такое оборудование встретишь нечасто. Кроме того, ни отечественные учителя в большинстве своем не настроены на присутствие в классе «особого ребенка», ни сами ровесники не знают, как с ним общаться. Правда, такие трудности возникают лишь в начальной школе, поскольку к 10-12 годам ребенок с ДЦП обычно достигает нормального умственного развития, а сверстники постепенно привыкают к его присутствию и даже заводят с ним дружбу.

Это факт — далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но в некоторых из них все же существуют экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются инвалиды-колясочники. Как правило, это частные заведения с индивидуальными программами и небольшим количеством учеников в классе.
Но ведь и не каждый российский родитель готов к тому, чтобы до 10-12 лет сопровождать своего ребенка в обычной школе, пока тот не станет самостоятельным. По этой причине большинство детей-инвалидов заканчивают интернат по массовой программе и лишь малая их часть становится студентами. К тому же пока в России существуют лишь несколько вузов, полностью оборудованных для обучения инвалидов-колясочников.

При выборе профессии молодому человеку с ДЦП необходимо учесть степень заболевания. Если это легкая форма, то подойдут многие специальности — экономиста, младшего медперсонала, педагога. Людям со средней степенью ДЦП стоит выбирать специальности фрилансеров — программистов, копирайтеров, швей. Тяжелые случаи заболевания, увы, не позволяют трудоустроиться. Но это не исключает возможности творчества и развития.

Источник