Развитие ребенка в норме и патологии в раннем возрасте

Портрет гиперактивного ребенка.

  В каждой группе детского сада встречаются дети. Которым трудно усидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. У таких детей часто плохая координация и недостаточный мышечный контроль. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, много говорит, задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.

Правила работы с гиперактивными детьми.

– работать с ребенком в начале дня, а не вечером;

– делить занятия на более короткие, но более частые;

– во время занятий использовать физкультминутки;

– снизить требования к аккуратности выполнения задания, чтобы сформировать чувство успеха;

– посадить ребенка на время группового занятия рядом с взрослым;

– договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

– давать короткие, четкие и конкретные инструкции;

– использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

– поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

– предоставлять ребенку возможность выбора;

– стараться всегда оставаться хладнокровным и спокойным.                                               

Портрет агрессивного ребенка.

  Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки. Такой ребенок становится «грозой» для всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей. Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным  и никому не нужным. Педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети  боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Правила работы с агрессивными детьми.

– быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;

– демонстрировать модель неагрессивного поведения;

– наказывать ребенка только за конкретные поступки;

– наказания не должны унижать ребенка;

– обучать ребенка приемлемым способам выражения гнева;

– давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события;

– обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих детей;

– развивать способность сопереживать другим людям.

Портрет тревожного ребенка.

  Тревожный ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается. Кажется, что он ожидает каких- либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Работать с такими детьми не легче , чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные и агрессивные дети всегда на виду, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем они иногда боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже всех во всем, что они самые неуклюжие, некрасивые, неумные. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

  Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Правила работы с тревожными детьми:

– избегайте состязаний, и каких- либо видов работ, учитывающих скорость;

– не сравнивайте ребенка с окружающими;

– чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;

– способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;

– чаще обращайтесь к ребенку по имени;

– демонстрируйте ребенку образцы уверенного поведения (будьте примером);

– не предъявляйте к ребенку завышенных требований;

– старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;

– используйте наказание лишь в крайних случаях;

– не унижайте ребенка, наказывая его.

Причины возникновения онанизма (мастурбации) у детей:

– неукротимый темперамент, повышенная потребность в разрядке накопившегося психического напряжения;

– излишняя строгость, ограничение активности, многочисленные запреты, частые физические наказания;

– насильное кормление;

– психологическое заражение, склонности детей первых лет жизни к подражанию (в домах ребенка);

– недостаток положительных эмоций, их разнообразия и насыщенности;

– расстройство сна, затрудненное засыпание, беспокойный, поверхностный, прерывистый сон, долгое нахождение в постели без сна;

– повышенная потливость вследствие болезни или чрезмерного укутывания, эксудативно – катаральный диатез с зудом, трение тесной одежды;

– заболевание неврозами.

Правила работы с детьми, страдающими онанизмом:

– наполнение досуга ребенка разнообразными впечатлениями;

– активная организация общеоздоровительных мероприятий;

– избегание резкого прерывания одной попытки онанизма (проходит крайне болезненно, вызывает у ребенка раздражение, злость и обиду, провоцирует влечение к онанизму);

– используется похвала ребенка за то, что он удерживается от нежелательных действий (самый эффективный способ помощи);

– давать ребенку возможность устать так, что сон наступит сам собой;

– регулярно применять водные процедуры, повышающие чувство тела: купание, душ, обтирание;

– обращение к гинекологу или урологу (в зависимости от пола ребенка), затем к невропатологу.                                                

Сосание пальца, как патологическая привычка.

  При сосании пальца, как и при грудном вскармливании, ребенок закрывает глаза, издает звуки, чмокает. Видно, что сосание доставляет ему удовольствие, и он находится в состоянии полузабытья, временами полностью отключаясь от окружающего. Оторвать его от этого занятия нелегко, и при малейшей возможности палец вновь оказывается во рту, пока не наступит на некоторое время состояние удовлетворения.

 Причины возникновения сосания пальца:

– неудовлетворенность инстинкта сосания вследствие затруднений при грудном вскармливании или его отсутствии;

– сосание пальца, как способ уменьшения чувства беспокойства;

– резкие ограничения в желании сосать соску- пустышку;

– отсутствие ласки, теплого обращения, передача малыша на воспитание в учреждение;

– сосание пальца создает иллюзию удовлетворения, просто занятости  (если ребенок один, или находится в кроватке без сна);

– является средством компенсации недостающего внимания к себе.

Правила работы с детьми, имеющими отрицательную привычку в виде сосания пальца:

– установление доверительного контакта с ребенком, своевременное успокоение и снятие беспокойства;

– разумное пользование соской;

– отсутствие лишних ограничений;

– создание условий для разнообразия впечатлений и подвижных, эмоционально насыщенных игр;

– помощь ребенку при засыпании (покачивание кроватки, убаюкивание…);

– исключение раздражительного отношения со стороны взрослых к отрицательной привычке ребенку, (нельзя торопить, ругать и физически наказывать, – это вызывает у ребенка потребность сосать палец).

   Энурез – ночное и дневное (во время сна) недержание мочи. Причины:

– нарушения сна (чрезмерно глубокий сон, почти невозможно добиться пробуждения; нарушения ритма сна…);

– повышенная чувствительность к погоде, охлаждению, низкой температуре;

– наследственное предрасположение;

– замедленный темп развития ребенка (когда ребенок позднее начинает говорить, ходить);

– минимальная мозговая дисфункция (дети, отличающиеся рассеянным вниманием и плохим запоминанием);

– наличие хронических заболеваний;

-педагогическая запущенность (недостаток соответствующего ухода в раннем детстве);

– результат пережитой травмы (разлуки с матерью, потеря семьи…).

Правила работы с детьми, страдающими энурезом:

– необходимо проконсультироваться с  врачом о наличии энуреза у ребенка, а так же о перенесенных наркозах. При наличии  этих проблем, высаживание ночью не только бесполезно, но иногда и опасно, так как может привести к стойкому нарушению сна. Такому ребенку рекомендуется надевать подгузник;

-если медицинских противопоказаний нет, можно понаблюдать за ребенком, определить в какое время сна происходит мочеиспускание, чтобы подобрать оптимальное время для высаживания;

-обратить внимание на то, случается ли у ребенка непроизвольное мочеиспускание  вне сна. При отсутствии в анализах детей признаков воспалительного процесса целесообразно напоминать ребенку каждый час о необходимости сходить в туалет.

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период – от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период – от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период – от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

– приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Тревожные сигналы возможных нарушений  психомоторного развития на ранних этапах онтогенеза

Родители могут дать своему малышу любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод. Они — не специалисты, но их внимание к особенностям и поведению поможет вовремя обратить внимание на признаки возможного неблагополучия и помочь ребенку их преодолеть. Для правильного и своевременного развития тех или иных психомоторных умений родителям в первую очередь надо знать закономерности роста и развития ребенка, физиологические проявление в определенном возрастном периоде, особенности функционирования различных систем организма, что позволит проявить определенную настороженность при появлении проблем.

Эти знания сформируют представления о границах нормы и патологии, что позволит проявить определенную настороженность при появлении проблем, связанных с задержкой формирования крупной или мелкой моторики, речи или психических процессов. «Правильно ли развивается ребенок?» — этот вопрос тревожит едва ли не всех родителей. Это естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды. Часто говорят, что каждый ребенок развивается по-своему и у каждого своя «норма». Такой подход не совсем оправдан, ведь он снижает внимание родителей к развитию малыша и как следствие — к риску формирования «пропущенной» задержки в его психическом и моторном развитии. В развитии ребенка нет одного-единственного, раз и навсегда установленного «сценария», существует определенный временной диапазон, в течение которого должны появиться определенные навыки. Один ребенок начинает раньше держать головку, переворачиваться на живот, садиться, другой все это осваивает гораздо позже. Но если появление нужных навыков не выходит за границы установленного временного диапазона, то развитие ребенка протекает «в пределах нормы». Например, навык слежения за горизонтально движущимся предметом формируется у ребенка от 2 недель до 2 месяцев. Поводом для беспокойства должна стать ситуация, когда малыш к концу 2 месяца жизни не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону горизонтально. Какие же проявления должны насторожить родителей и побудить их обратиться за помощью специалистов

1. Факторы эмоционального неблагополучия: от рождения до 6 месяцев:  

безразличное отношение к кормлению, к звуку знакомого голоса;

подергивание лица, рук;

постоянное нарушение сна

 От 6 месяцев до года:  

неумение имитировать звуки и жесты;

общая апатия;

 постоянное отсутствие признаков неудовольствия при контакте с посторонними.

Физическое развитие: ребенок демонстрирует задержку моторного  развития  с рождения до года на 2-3 эпикризных срока (промежуток времени, через который обязательно проводится оценка состояния здоровья ребенка), а с года до 3 – на 1-2 эпикризных  срока

3. Слух, зрение, мелкая моторика в период до полугода

К концу 2 месяца

* не прислушивается и не пытается найти  звучащий предмет

 * не следит глазами за  перемещающимися в пространстве предметами, К концу 3 месяца  не ищет глазами, откуда доносится звон колокольчика

  не берет предметы в руки

до года: не дейтвует разнообразно предметами,: стучит, рахмахив, скидывает

Не обращает внимание на говорящего  взрослого

 4. Восприятие и развитие речи

До полугода: отсутствие гуления, гуканья, вокализаций

Отсутствие речи сигнала  с целью удовлетворения физиологических потребностей никогда не кричит перед кормлением, не демонстрирует недовольство

не улыбается, когда с ним заговаривают

до 1 года: остутствие слогового лепета

не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)  не пытается, находясь на руках у матери, отыскать глазами те предметы, которые она называет

не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками

Эмоциональное развитие и социальные навыки  

До полугода:

не прекращает крик, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе

не улыбается, когда к нему приближается и разговаривает взрослый

до года:

не пугается и не стесняется чужих людей

Нервно-психическое и двигательное развитие ребенка от рождения до года тесно связаны и непосредственно влияют друг на друга. Задержка двигательного развития может привести к задержке психического развития, поскольку ограничивает возможность восприятия окружающего мира. И если у малыша наблюдаются какие-то задержки в развитии или нарушения, то есть отклонения от нормы, обязательно необходима  консультация специалиста (детский врач, психолог, дефектолог, логопед).

Раннее детство (с года до трех лет) — период интенсивного физического и психического развития ребенка. Подражая взрослым и по их побуждению ребенок осваивает навыки самообслуживания: к трем годам он сам ест ложкой и вилкой, сам пользуется туалетом или горшком, сам может раздеться и частично одеться. В двигательном развитии ребенка особое значение приобретает развитие мелких точных движений пальцев кистей и рук и ручной умелости. Ребенок постепенно осваивает сложные движения пальцами: от захвата всеми пальцами в кулачок к концу первого года жизни он переходит к «пинцетному» захвату. Развитие мелкой моторики движений важно не только для освоения разнообразных действий – оно оказывает стимулирующее действие на развитие речи. С развитием движений и улучшением их координации тесно связано развитие предметных действий — важнейшего показателя психического развития ребенка раннего возраста. К полутора годам показателем достаточного уровня развития является умение использовать (или имитировать) предметы (ложка, чашка, карандаш, расческа) по назначению. Ребенок должен знать, на что надеваются носки, шапочка, хотя сам еще не в состоянии сделать этого, уметь копать совочком в песочнице, везти за веревочку машинку, строить башню из 3-4 кубиков, различать большие и маленькие предметы.

И здесь очень важно обратить внимание на два момента:

 1. Для успешного освоения действия ребенку этого возраста необходимо сотрудничество со взрослым: неоднократный показ того, как это действие совершается, оценка правильности действия, эмоциональная поддержка. Сам по себе, без участия взрослого, освоить специфические действия с предметами ребенок не может.

2. У детей разное по темпам развитие и разные интересы, что-то удается им легче и доставляет больше удовольствия, что-то затрудняет и не вызывает интереса. Если ребенок несколько отстает от возрастных показателей, некритично, главное, чтобы относительно своих предыдущих достижений ребенок продвигался вперед.

Одни дети говорят много и активно, другие — меньше, но если к трем годам ребенок не заговорил, это вызывает серьезное беспокойство и является обязательным поводом для консультации у логопеда, при необходимости — у психоневролога, дефектолога. Но не только речь является важным показателем развития в этом возрасте. Ребенок пассивный, не проявляющий интереса к игре, к сверстникам, не освоивший игровые действия с игрушками, не подражающий маме в ее повседневных хлопотах, тоже вызывает тревогу. Не способный сосредоточиться на каком-либо действии, не выполняющий цепочки последовательных действий в сюжетной игре, хаотично переключающийся с одного предмета и действия на другое — вызывает тревогу не меньшую. Встречается и такая ситуация — ребенок произносит редкие слова, вызывая восторг и умиление близких, но теряется при необходимости самому надеть ботинки, не умеет сам есть и садиться на горшок, не способен сделать куличик из песка или забраться на лестницу, не проявляет интереса к сверстникам. Такой ребенок, вопреки родительским восторгам, также нуждается в коррекционной помощи, иначе его дальнейшее развитие может оказаться негармоничным. Итак, в каких же случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?

 Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на психическое заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Это те случаи, когда:

 ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);

имел много проблем в первый год жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.);

 в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние;  поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит и сейчас;

 у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;  

он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы;

 не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается);  

импульсивен (сначала делает, потом думает);

 склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;

  неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;

медленно двигается, говорит, ест, пассивен;

 неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;  

быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его; плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;  

 у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным. Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. И чем раньше ребенок получит помощь, тем эффективнее будет проведенная специалистами работа с ребенком.

Поэтому, как только ребенок оказывается в стенах нашего центра, первостепенной задачей специалиста становится сбор данных, для этого мы используем карту, состоящую из нескольких разделов: анамнестическая часть, в последнее время которой отводится большое значение, т к  этиология некоторых заболеваний напрямую связана с этими данными:

АНАМНЕСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ

После этого проводится диагностика нервно-психического развития ребенка. В своей работе для выявление нарушений в раннем периоде онтогенеза мы используем тесты МСНАТ, диагностический материал программы Каролина, а также диагностическую часть программы Маленькие ступеньки.

 Таким образом, внимательность со стороны родителей и своевременное обращение к соответствующим специалистам поможет в дальнейшем выстроить коррекционно-развивающую работу и по возможности предотвратить либо сгладить вторичные нарушения развития.

Источник