Развитие ребенка в неполной семье курсовая

КУРСОВАЯ
РАБОТА НА ТЕМУ:

«Развитие
личности ребенка в неполной семье»

                                                                                    
Выполнил:

                                                   
Бишкек 2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Проблема неполной семьи в психологии
и ее влияние на развитие ребенка

    1. Категория семьи в психологии
    2. Психологические особенности неполной
      семьи
    3. Отношения матери и ребенка в неполной
      семье
    4. Развитие личности ребенка в неполной
      семье
    5. Недостатки развития детей в неполной
      семье

Выводы по первой главе

Глава 2.  Методология и методы исследования

2.1 Цель, гипотеза,
задачи, объект и предмет исследования

2.2 Методологические 
принципы и подходы к исследованию

2.3 Методы 
исследования

2.4 Обоснование
выборки

2.5 Этапы 
исследования

2.6 Методы 
математической обработки

Глава 3. Результаты экспериментального
исследования

3.1. Анкетные 
данные

3.2. Данные 
психодиагностического исследования

3.2.1. Анализ 
данных методики «Анализ семейных
взаимоотношений»

3.2.2. Анализ 
данных методики «Кинетический рисунок
семьи»

3.2.3. Анализ 
данных методики «Интегральная самооценка
личности «Кто я есть в этом мире»»

3.2.4. Анализ 
данных методики «Индивидуально-типологический
опросник (ИТДО)»

3.2.5. Анализ
данных корреляционного анализа

     
Выводы по 3 главе

Заключение

Выводы

Литература

Введение

Актуальность исследования. Среди значимых для человека ценностей
одно из ведущих мест занимает семья. Именно
в семье формируются основы характера
человека, его отношения к труду, моральным
и культурным ценностям. Семья была и остается
важнейшей социальной средой формирования
личности и основой в психологической
поддержке и воспитании. Здесь начинают
впервые развиваться умственные, физические
способности, нравственные и эстетические
качества детей. Воспитание детей в семье
никакими общественными институтами не
заменить (Маслачек Ю. В., 2004). 

Особый
интерес  вызывает  воспитательный 
потенциал  неполной  семьи  в 
силу специфики  ее  жизнедеятельности 
и  социального  статуса.  А.С. Макаренко
(1989) придавал особое значение структуре
семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная
семья», понимая под этим семью, которая
не имеет отца или матери. От того, какая
по структуре семья, зависит и воспитание,
и успешная социализация ребенка.

Семья  признается  основным 
институтом  социализации  детей.  Таким
образом, изучение процесса развития личности
ребенка в неполной семье является актуальным 
по  следующим  причинам: учащение
числа разводов и, как следствие, рост числа
неполных семей в  обществе, ухудшение
социальных и материальных условий для
таких семей, что ведет к тотальной занятости
того из родителей, который воспитывает
ребенка и невозможности уделять должное
время общению с ребенком. Также растет
количество социальных сирот, поэтому
проблемы неполных семей – это не только
проблемы конкретных людей, но и проблемы
общества в целом.

Степень разработанности проблемы. Роль  семьи 
в становлении  личности  ребенка 
отражена  в  работах А. Карлсона
(1992), Т. Парсонса (1997), Д. Попеное (2000), И.С.Кона
(2002). Значимый вклад в изучение семейной
социализации внесли такие ученые, как
А. В. Мудрик (1991), Ю. И. Шилов (2000), Ф. А. Ильдарханова
(2002). В отечественной психологии исследованиями
посвященными проблеме детско-родительских
отношений

занимались
такие ученые как Л. И. Божович (1985), Д. Б.
Эльконин (1989), Л. С. Выготский (1990), И. В.
Дубровина (1991), М. И. Лисина (1993), А. Н. Леонтьев
(1993), В. С. Мухина (1995), Г. Т. Хоментаускас
(2000) и многие другие. Проблема воспитания
детей в неполной семье являлась предметом
исследования в работах В. Я. Титаренко
(1997), И. Ф. Дементьевой (1998), А. Спиваковской
(1998), М. И. Несмеяновой (2000), Н. В. Масляровой
(2000), Н. М. Ершовой (2001), Е.А. Мухортовой (2005).
Изучением личностных особенностей детей
из неполных семей после развода занимались
Д. Видра (2004) и Г. Фигдор (2006).

Цель
исследования – изучение влияния неполной семьи на
развитие личности ребенка.

Объект – семья как
социально-психологическая категория.

Предмет – развитие личности ребенка в неполной
семье.

Первая гипотеза состоит в том, что у матерей из неполной
семьи чаще выражены патологизирующие
стили воспитания.

Вторая гипотеза состоит в том, что у детей из неполных
семей снижен уровень самооценки, у них
более выражено чувство неполноценности,
тревожности, а также часто черты характера
несут в себе признаки акцентуации характера.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу по проблеме неполных семей, а также специфику построения взаимоотношений
    матери и ребенка в неполной семье;
  • Провести сравнительный анализ стиля семейного
    воспитания в полных и неполных семьях;
  • Исследовать особенности восприятия семьи у детей, индивидуально-типологических
    характеристик личности ребенка, уровень самооценки у детей
    из полных и неполных семей;
  • Выявить особенности влияния состава семьи на
    личностные особенности, уровень самооценки,
    восприятие семьи, стиль воспитания ребенка
    в полных и неполных семьях.

Экспериментальная база исследования. Исследование
проводилось на базе школы-гимназии № 20. Исследовались
20 детей и их матери из полных семей и 21
ребенок и их матери из неполных семей.
Возраст детей соответствовал младшему
школьному возрасту и составил от 8 до
11 лет.

В качестве основных методологических принципов
исследования использовались: принцип
детерминизма (Рубинштейн Л. С., 1940) и
принцип системности (Ананьев Б. Г., 1977). Теоретико-методологической
основой исследования являются концепция отношений
В.Н. Мясищева (1984), а также положения В.А.
Аверина и Д. Видра (2004) о том, что детско-родительские
отношения в семьях оказывают существенное
влияние на становление личности ребенка.

Методы исследования: библиографический метод; анкетирование;
психодиагностический метод; математико-статистические
методы обработки результатов.

Методики
исследования:

  • Авторская анкета;
  • Методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 2000);
  • Методика «Интегральная самооценка личности
    «Кто я есть в этом мире» (Белохвостикова А. Н., Козлов В. К., 2000)
  • Методика «Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО)» (Л. Н. Собчик, 1996);
  • Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман, 1999).

Глава
1. Проблема неполной семьи в психологии
и ее влияние на развитие ребенка

    1. Категория семьи в психологии

Семья –
это основанное на браке или кровном родстве
объединение людей, связанных общностью
быта, взаимной моральной ответственностью
и взаимопомощью. Как необходимый компонент
социальной структуры, выполняющий многие
социальные функции, семья играет роль
в общественном развитии. Через семью
сменяются поколения людей, в ней осуществляется
продолжение рода, происходит первичная
социализация и воспитание детей вплоть
до достижения ими гражданской зрелости,
в значительной части реализуется забота
о нетрудоспособных членах общества. Семья
является также основной ячейкой организации
быта и культурного досуга людей (Буянов
М.И., 2000).

Семья обеспечивает
удовлетворение многих потребностей человека
и выполняет следующие функции: воспитательная
функция; экономическая – заключается
в желании членов семьи удовлетворить
свои материальные потребности; эмоциональная
функция – удовлетворение базовых психологических
потребностей (потребность в признании,
уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);
функция духовного общения – совместное
проведение досуга, взаимное духовное
обогащение (данная функция играет значительную
роль духовном развитии человека); функция
первичного социального контроля – обеспечение
выполнения социальных норм членами семьи
и др. (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 2000).

Детство
– незабываемая пора в жизни каждого человека.
Один из самых интересных и замечательных
периодов в развитии ребенка. Ведущую
роль в это время играет взрослый. Именно
с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой
и другими) ребенок встречается на первых
этапах своей жизни и именно от них и через
них знакомится с окружающим миром, впервые
слышит человеческую речь, начинает овладевать
предметами и орудиями своей деятельности,
а в дальнейшем и постигать сложную систему
человеческих взаимоотношений (Кон И.С..
2006) . Семья с её постоянным и естественным
воздействием формирует черты характера,
убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. 
В семье происходит ни с чем не сравнимый
по своей значимости процесс социализации
ребенка, что предполагает разностороннее
познание им окружающей действительности,
овладение навыками общения, приобщение
его к человеческой культуре (Афанасьева
Т.М., 1995). В зависимости от состава семьи,
от отношений в семье к членам семьи и
вообще к окружающим людям человек смотрит
на мир положительно или отрицательно,
строит свои отношения с окружающими.
Отношения в семье влияют на то, как человек
в дальнейшем будет строить свою карьеру,
по какому пути он пойдет. Именно в семье
индивид получает первый жизненный опыт,
поэтому очень важно в какой семье воспитывается
ребенок, в благополучной или неблагополучной
(Григорьева Е., 2006).

Существенные
изменения социально-политических, экономических
условий жизни нашего общества, развитие
рыночных отношений оказали влияние на
преобразование современной семьи. В настоящее
время семья как социальный институт переживает
тяжелый кризис. В новых кризисных условиях
семья не готова взять полную ответственность
за воспитание своих детей, так как изменившиеся
экономические условия заставляют родителей
большую часть своего времени искать источники
к существованию в ущерб воспитания детей.
То, что это действительно кризис, подтверждается
рядом обстоятельств: усложнением воспитательных
задач и ростом числа детей с девиантным
поведением; усложнением психологического,
эмоционального, духовного мира современного
человека, ростом его потребностей, которые
также во много формируются в семье (Кон
И.С.. 2006)

Итак, семья
– это главное в процессе первичной социализации
ребенка. От семейных традиций, взглядов
и мировоззрения во многом зависит формирование
личности ребенка, его взглядов на окружающую
действительность и отношение к людям.
Сегодня все чаще исследователи отмечают
признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие
о кризисе ее развития и увеличение количества
неблагополучных семейных союзов.

    1. Психологические особенности неполной
      семьи

Неполная
семья, по определению, это – группа ближайших
родственников, состоящая из одного родителя
с одним или несколькими несовершеннолетними
детьми (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.,
2000). Неполная семья возникает в силу разных
причин: рождения ребенка вне брака, смерть
одного из родителей, расторжения брака,
либо раздельного проживания родителей.
Соответственно выделяются основные типы
неполной семьи: внебрачная, осиротевшая,
разведенная, распавшаяся. Различают также
отцовскую и материнскую семьи; последние
составляют абсолютное большинство среди
неполных семей (Андреева А.Д., 1991).

Воспитание
детей в неполной семье обладает рядом
особенностей. Вследствие отсутствия
одного из родителей, оставшемуся приходится
брать на себя решение всех материальных
и бытовых проблем семьи. При этом ему
необходимо также восполнять возникший
дефицит воспитательного влияния на детей.
Совмещения всех этих задач весьма затруднительно.
Поэтому большинство неполных семей испытывают
материально-бытовые трудности и сталкиваются
с педагогическими проблемами. Психологический
климат неполной семьи во многом определяется
болезненными переживаниями, возникшими
вследствие утраты одного из родителей.
Большинство неполных семей возникают
по причине ухода отца. Матери редко удается
сдерживать и скрывать свое раздражение
по отношению к нему; ее разочарование
и недовольство нередко бессознательно
проецируется на их общего ребенка. Возможна
и иная ситуация, когда мать подчеркивает
роль безвинной жертвы, в которой оказался
ребенок. При этом она стремится с избытком
восполнить недостаток родительской заботы
и переходит все разумные пределы: окружает
ребенка атмосферой приторной ласки и
чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях
воспитательная атмосфера семьи искажается
и отрицательно сказывается на становлении
личности ребенка(Дымнова Т.И., 1998) .

Немаловажно и то, что в отсутствие одного
из родителей ребенок лишен возможности
полноценного формирования стереотипа
поведения своего пола. Так, в отсутствие
отца мальчик не имеет возможности на
ближайшем примере наблюдать особенности
мужского поведения и невольно перенимает
женские черты. И для девочки мать в этой
ситуации вынуждена совмещать собственную
материнскую роль и роль отсутствующего
отца; в результате психосексуальное развитие
отличается противоречивостью. Установлено,
что большинство лиц гомосексуальной
ориентации выросли в неполных, семьях.

М. В. Братчиковой
(2002) проведено исследование представлений
о родительской любви в полных и неполных
семьях. Используя методику «Родительское
сочинение», она доказала, что представления
о родительской любви у женщин, воспитывающихся
в неполных семьях, менее связаны с ответственностью
и контролем, чем у мужчин. Для них более
характерны безответственность и свобода.
Мужчина, воспитанный в неполной семье,
чаще берет на себя ответственность и
контроль над другими членами семьи. А
женщина, как слабое существо, находится
под контролем своей матери или отца. У
мужчин, воспитанных одним родителем,
представления о родительской любви больше
связаны с чадолюбием, а у женщин – с человеколюбием.
Молодые люди из полных семей чаще указывают
на позитивные родительские представления:
уважение к детям, принятие их такими,
какие они есть. В неполных семьях они
больше указывают либо на отрицательные
представления, либо на гипертрофированные
родительские чувства (Овчарова Р. В., 2003).

Источник

                                           Введение

В условиях современного мира,
в период разрушения существовавшей
некогда системы воспитания детей,
прежде всего семья как социальный
институт является основным, начальным 
звеном формирования и развития личности,
где человек получает минимальные 
социальные знания, умения, навыки, необходимые 
ему для успешной социализации. Но,
прежде всего, речь идёт о полной семье.
Один из признаков нашего времени 
– появление большого числа детей,
растущих без отца(матери). В современном
обществе неполная семья уже давно перестала
считаться феноменом, чем-то отличающимся
от нормы. Однако в настоящее время очень
остро стоит вопрос и проблеме неполной
семьи: как вырастить из ребёнка духовно-богатую
и творчески-активную личность, затрачивая
при этом усилия одного родителя. Поэтому,
в настоящее время как никогда важно выявить
проблемы неполной семьи, продумать пути
их решения, определить основные направления
и специфику работы с неполными семьями,
для того чтобы оптимизировать внутрисемейные
отношения между матерью(отцом) и ребёнком
и помочь детям из рассматриваемой категории
семей успешно социализироваться в общество.
Данная тема актуальна, особенно
в настоящее время, т.к. неполных  семей
год от года не становится меньше. Поэтому
очень важно изучать подобные семьи, выявлять
основные проблемы и трудности, с которыми
сталкиваются одинокие матери (отцы), воспитывающие
детей.

Обзор Азаров Ю.П. в своей работе «Семейная
педагогика» особое внимание уделяет
проблемам развития ребенка в неполных
семьях, так же эту тему поддерживает Волков
А.Г. в работе «Семья с одним родителем»
пытаясь найти возможность решения проблемы
развития ребенка в таких семьях.

Проблема: каковы социально-педагогические
проблемы  развития ребенка в неполной
семье?

Решение данной проблемы составило цель нашей работы. Объект исследования
– неполная семья. Предметом исследования
явилась социально – педагогическая проблема
развития ребенка в неполной семье.

Проблема, цель, предмет, и 
объект исследования предопределили следующие 
его задачи

           
– Дать общую характеристику неполной
семьи, как одному из типов современных
семей;  

   – изучить особенности
характера детей из неполных семей;

– раскрыть формы и методы социально-педагогической
помощи неполной семье в воспитании детей;

– изучить проблемы неполных
семей в современном обществе;

  – дать характеристику основным
направлениям решения проблемы неполной
семьи. 

Задачи, решавшиеся нами в 
ходе исследования, потребовали применения
соответствующих методов. С одной стороны,
это был анализ теоретического и фактического
материала, накопленного в избранной нами
части науки, а с другой – использование
таких исследовательских методов, как
наблюдение, индивидуальные и групповые
беседы, анкетирование, интервьюирование,
изучение и анализ различной документации(классных
журналов, журналов посещаемости и успеваемости).

Анализ собранных материалов
позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования:
совершенствованию процесса воспитания
ребенка в неполной семье будут способствовать
различные педагогические познания советы:

– педагогическая и психологическая
подготовленность матери (отца) к воспитанию
ребенка в условиях неполной семьи и к
постоянному самосовершенствованию;

– вовлечение отдельно 
проживающего отца (матери) в процесс 
воспитания детей;

– комплексное, согласованное
взаимодействие образовательно-воспитательных
учреждений и государственных органов
в работе с неполной семьей;

Новизна настоящего исследования заключается
в том, что в нем исследуется социально-педагогические
проблемы развития ребенка в неполной
семье.

Практическая значимость исследования состоит в разработке
научно-обоснованных  рекомендаций
родителям-одиночкам, социальным  педагогам,
преподавателям по воспитательной работе,
школьным психологам.

Структура работы: работа состоит из титульного
листа, задания, реферата, содержания, 
введения, двух разделов, заключения, списка
используемых источников и приложений.

База исследования: исследование состоялось в
МОУ СОШ №22 г. Краснодара, в котором принимали
участие ученики 7 класса, родители детей,
социальные педагоги, преподаватели по
воспитательной работе, школьные психологи.

1. Неполная семья, 
как педагогический феномен.

1.1 Общая характеристика
неполной семьи, как одного из типов современных
семей.

Неполная семья – группа ближайших 
родственников, состоящая из одного
родителя с одним или несколькими 
несовершеннолетними детьми. Возникает 
в силу разных причин: рождения ребенка 
вне брака, смерти одного из родителей,
расторжения брака либо раздельного 
проживания родителей; соответственно
выделяются основные типы неполной семьи:
внебрачная, осиротевшая, разведенная,
распавшаяся. Различают также отцовскую
и материнскую семьи; последние составляют
абсолютное большинство среди неполных
семей. Воспитание детей в неполной семье
обладает рядом особенностей. Вследствие
отсутствия одного из родителей, оставшемуся
приходится брать на себя решение всех
материальных и бытовых проблем семьи.
При этом ему необходимо также восполнять
возникший дефицит воспитательного влияния
на детей. Совмещения всех этих задач весьма
затруднительно. Поэтому большинство
неполных семей испытывают материально-бытовые
трудности и сталкиваются с педагогическими
проблемами [2]. Психологический климат
неполной семьи во многом определяется
болезненными переживаниями, возникшими
вследствие утраты одного из родителей.
Большинство неполных семей возникают
по причине ухода отца. Матери редко удается
сдерживать и скрывать свое раздражение
по отношению к нему; ее разочарование
и недовольство нередко бессознательно
проецируется на их общего ребенка. Возможна
и иная ситуация, когда мать подчеркивает
роль безвинной жертвы, в которой оказался
ребенок. При этом она стремится с избытком
восполнить недостаток родительской заботы
и переходит все разумные пределы: окружает
ребенка атмосферой приторной ласки и
чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях
воспитательная атмосфера семьи искажается
и отрицательно сказывается на становлении
личности ребенка [2]. Немаловажно и то,
что в отсутствие одного из родителей
ребенок лишен возможности полноценного
формирования стереотипа поведения своего
пола. Так, в отсутствие отца мальчик не
имеет возможности на ближайшем примере
наблюдать особенности мужского поведения
и невольно перенимает женские черты.
И для девочки мать в этой ситуации вынуждена
совмещать собственную материнскую роль
и роль отсутствующего отца; в результате
психосексуальное развитие отличается
противоречивостью. Установлено, что большинство
лиц гомосексуальной ориентации выросли
в неполных, семьях. Все это не означает,
однако, что неполная семья обязательно
является неблагополучной в воспитательном
аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть
в неполной семье с большей вероятностью,
чем в полной, но из этого вовсе не следует,
что они обязательно возникнут. В ряде
случаев психологическая атмосфера семьи
достаточно благоприятна и не создает
затруднений в формировании здоровой
личности. Бывает и наоборот: в формально
полной, но эмоционально неблагополучной
семье ребенок сталкивается с гораздо
более серьезными психологическими проблемами.
Поэтому родители, утратившие привязанность
друг к другу и живущие вместе лишь «ради
детей», зачастую приносят напрасную жертву.

Таким образом, неполная семья, хотя и 
сталкивается с рядом объективных 
трудностей, но, тем не менее, обладает
достаточным потенциалом для 
полноценного воспитания детей. Родителю,
в силу обстоятельств оказавшемуся
главой неполной семьи, необходимо трезво
осознавать психологические особенности 
создавшейся ситуации и не допускать,
чтобы они приводили к негативным
последствиям. Опыт множества благополучных 
неполных семей свидетельствует, что 
это возможно.

1.2 Особенности характера 
детей из неполных семей.

Среди проблем неполных семей особенно
остро стоит проблема ее функционирования
как института воспитания и социализации
детей. Правы те, кто полагает, что 
издержки воспитания детей в неполной
семье связаны, прежде всего, с воздействием
негативных экономических факторов.
Специфический образ жизни семьи с одним
родителем ощутимо отражается на воспитательном
процессе. Отсутствие одного родителя
в семье может явиться причиной неполноценного,
неудачного воспитания детей. В материнских
неполных семьях мальчики не видят примера
мужского поведения в семье, что способствует
формированию в процессе их социализации
неадекватного представления о ролевых
функциях мужчины, мужа, отца. Поведение
незамужней матери в семье во многом обусловлено
отсутствием второго родителя. Это влияет
и на социализацию воспитывающихся в материнских
неполных семьях девочек, искажает их
представления о ролевых функциях женщины,
жены, матери. Дети, воспитывающиеся в
монородительских семьях, лишены примера
взаимоотношений мужчины и женщины в семье,
что негативно влияет на их социализацию
в целом и на подготовленность к будущей
семейной жизни в частности. Педагогика
оценивает показатель идентификации детей
со своими родителями одним из основных
критериев эффективности семейного воспитания.
При этом ребенок выражает принятие нравственных
и идеологических норм своих родителей.
Осуществление этой составляющей воспитательного
процесса в неполной семье деформируется
в связи с отсутствием одного родителя.
В отцовских неполных семьях к перечисленным
выше проблемам добавляются отсутствие
материнской ласки, без которой воспитание
детей тоже не может быть полноценным
[3].

В рамках воспитательной деятельности
одному родителю сложно осуществить 
полноценный контроль за ребенком и
в целом влиять на их поведение. Эффективному
воспитанию мешает ряд объективных причин:
разрушается привычная триада в семье:
«отец + мать + дети»; основная причина
– чрезмерная занятость на работе, не позволяющая
уделять детям достаточно внимания. На
возникновение некоторых особенностей
характера влияет также неумение учитывать
возрастные особенности ребенка. Таким
образом, неудовлетворение подростком
потребности быть или хотя бы казаться
взрослым, отношение к нему как к ребенку,
часто приводит к появлению и закреплению
у него упрямства, капризности, негативизма,
грубости. Возможны и более серьезные
деформации черт характера. Незнание возрастных
особенностей ребенка может вызвать крупные
и продолжительные конфликты с членами
всей семьи, скрытую или явную войну с
ними. Следует отметить, что члены неполной
семьи не всегда своевременно реагируют
на появление особенностей характера
у детей, которые являются их недостатками.
А между тем, чем быстрее с ними начать
бороться, тем легче искоренить. В противном
случае они закрепляются в структуре личности
ребенка. Тогда для искоренения отдельных
недостатков характера надо будет влиять
на связанные с ними другие психические
качества, а то и на всю личность. Понятно,
что сделать это бывает очень сложно [3].

Неблагоприятно влияет на развитие
ребенка переоценка или недооценка недостатков
его характера. Так, некоторые представители
неполных семей склонны объяснять чрезвычайную
капризность или недисциплинированность,
невыдержанность детей их нервностью.
Это способствует укреплению у таких детей
этих недостатков и появлению чувства
вседозволенности. Нередко они прямо заявляют:
“Не троньте меня: я нервный!”. Плохо
и когда не обращают внимания на повышенную
возбудимость, неуравновешенность, повышенную
обидчивость или полную безучастность
ребенка, на такие симптомы, как бессонница,
головные боли, тики, неоправданная слезливость.
В этом случае надо немедленно обращаться
к врачу.

Нередко бывает, что сами дети неправильно 
квалифицируют свои черты характера,
принимая упрямство за силу воли, грубость
– за правдолюбие и мужество, невежливость
– за прямоту, высокомерие – за гордость
и проявление чувства собственного достоинства.
Некоторые даже, сознавая недостатки своего
характера, не хотят от них избавляться.
Например, ребенок осознает, что лень позволяет
сохранить жизненные силы и не надорваться,
а неискренность и своевременная расчетливость
– добиться личного преуспевания в служебной
карьере. Здесь важно помнить, что ребенок
не только объект, но, прежде всего субъект
воспитания.

2. Проблемы развития ребенка
в неполной семье.

2.1. Формы и методы воспитания
детей в неполной семье.

Объектом социально-педагогической
помощи и поддержки неполной семье может
быть ребёнок, взрослые члены семьи и сама
неполная семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога включает
3 основных составляющих социально-педагогической
помощи:

– образовательную,

– психологическую,

– посредническую .

Последовательно рассмотрим
каждую из составляющих, так как 
этого требует тема нашей курсовой
работы.

Образовательная составляющая
включает в себя 2 направления деятельности
социального педагога: помощь в обучении
и воспитании. Помощь в обучении
направлена на предотвращение возникающих 
семейных проблем и формирование
педагогической культуры родителей. Помощь
в воспитании проводится социальным
педагогом, в первую очередь, с родителями
— путём их консультирования, а 
также с ребёнком посредством 
создания специальных воспитательных
ситуаций для решения задачи своевременной 
помощи семье в целях её укрепления
[4].

Психологическая составляющая
социально-педагогической помощи включает
в себя также 2 компонента: социально-психологическую 
поддержку и коррекцию. Поддержка 
направлена на создание благоприятного
климата в семье чаще всего 
в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений 
происходит, в основном, когда в 
семье существует психическое насилие 
над ребёнком, приводящее к нарушению 
его нервно-психического и физического 
состояния. К такому виду насилия 
относится запугивание, оскорбление 
ребёнка, унижение его чести и 
достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент 
социально-педагогической помощи включает
в себя 3 составляющие: помощь в организации,
координации и информирование. Помощь
в организации направлена на организацию
семейного досуга, включающую в себя: организацию
выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных
аукционов, клубов по интересам, организацию
семейных праздников, конкурсов и др. Помощь
в координации направлена на активизацию
различных ведомств и служб по совместному
разрешению проблем конкретной семьи
и положения конкретного ребёнка в ней.
Помощь в информировании направлена на
обеспечение семьи информацией по вопросам
социальной защиты. Она проводится в форме
консультирования. Вопросы могут касаться
жилищного, семейно-брачного, трудового,
гражданского, пенсионного законодательства,
прав детей, женщин, а также проблем, которые
существуют внутри семьи [25].

В процессе реализации 3-х 
основных составляющих социально-педагогической
помощи компонентов социальный педагог,
осуществляющий работу с семьёй, использует
долгосрочные и краткосрочные формы 
работы. Среди краткосрочных форм
выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную
модели взаимодействия. Кризисинтервентная
модель работы с неполной семьей предполагает
оказание помощи непосредственно в кризисной
ситуации, которые могут быть обусловлены
изменениями в естественном жизненном
цикле неполной семьи или случайными травмирующими
обстоятельствами [2].

При кризисинтервентной модели
работы используется непосредственная
эмоциональная поддержка семьи, для того,
чтобы смягчить воздействие стрессового
события и мобилизовать усилия семьи на
преодоление кризиса; образовательная
помощь, заключающаяся в предоставлении
информации по этапам выхода из кризиса
и перспектив неполной семьи, подкрепляется
документальными фактами. Эффект психологической
поддержки достигается в индивидуальных
беседах. Кроме того, неполная семья может
быть вовлечена в программу семейной терапии
и обучающих тренингов, целью которых
является улучшение общения между членами
неполной семьи и решение скрытых проблем
которые обнаруживаются в кризисной ситуации
[2].

Проблемно-ориентированная 
модель направлена на решение конкретных
практических задач, заявленных и признанных
неполной семьей, то есть в центре этой
модели находиться требование, чтобы 
профессионалы, оказывающие помощь,
концентрировали усилия на той проблеме,
которая осознана неполной семьей и 
над которой данная семья готова
работать. Проблемно-ориентированная 
модель основана на том, что в определённых
условиях большинство проблем матери
/ отцы могут решить, или хотя бы уменьшить 
их остроту, самостоятельно.

Источник