Развитие ребенка в неблагополучной семье
Дефекты воспитания – это и есть первейший и главнейший критерий неблагополучия семьи. Ни бытовые, ни финансовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку.
Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка [5, с.15].
В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. У детей существует необходимая потребность в любви со стороны взрослых, защите.
Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка происходит успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют основных вещей для нормального существования. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на формирование и развитие личности ребенка. К ним относятся:
1.В 50 % неблагополучных семей встречается нарушение поведения: хулиганство, агрессивность, вымогательство, бродяжничество, аморальные формы поведения, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых.
2. В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: уклонение от учебы, плохая успеваемость, отсутствие навыков личной гигиены, неврастения, недоедание, тревожность, неуравновешенность психики, болезни, подростковый алкоголизм.
3. В 45 % неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: конфликтность с учителями, агрессивность со сверстниками, частое употребление ненормативной лексики, суетливость или гиперактивность, аутизм, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками [30, с.82].
Начало школьного обучения – важнейшая веха в жизни каждого ребенка и его родителей. Как правило, дети к 6–7 годам проявляют интерес к статусу ученика и готовность примерить на себя эту роль. Но эта готовность и все радужные надежды, связанные малышом со школой, часто разбиваются о стену стресса, с которым неизбежно сталкивается каждый новоиспеченный первоклассник. Перемена условий жизни, режима дня, типа ведущей деятельности требует колоссального напряжения всех ресурсов организма. В помощь детям, впервые переступившим школьный порог, приходят специальные программы адаптации первоклассников, создаваемые и совершенствуемые педагогами и психологами. Но для наиболее успешной и быстрой адаптации важно и активное участие в ней родителей, которые могут оказать ребенку необходимую помощь и поддержку в этот переломный для него момент.
Что такое адаптация?
Адаптация – это приспособление организма к новым условиям существования. Адаптация первоклассников к школе длится от 2 до 6 месяцев и состоит из трех основных компонентов:
Психологическая адаптация первоклассников. В школьном коллективе ребенок более отчетливо начинает ощущать себя, как личность. У него формируется самооценка, уровень притязаний относительно успехов в учебе, нормы поведения с окружающими. Также важным моментом является переход от игровой деятельности, как ведущей, к учебной. У всех детей разный уровень начальной академической подготовки, поэтому во избежание возникновения психологического дискомфорта, от отметок на период адаптации первоклассников лучше воздержаться.
Социальные особенности адаптации первоклассников к школе. Ребенок приспосабливается к новому коллективу, учиться общаться, решать возникающие межличностные проблемы и конфликты. Нужно помочь ребенку правильно реагировать на сложности в общении и преодолевать их.
Физиологическая адаптация первоклассников. Учеба влечет за собой кардинальные изменения образа жизни ребенка, в том числе и его физической составляющей. Малышу непривычно высиживать подолгу на одном месте, ему не хватает привычной физической активности и свободы действий. Важно правильно организовать режим дня, чередуя нагрузки с отдыхом.
Рекомендации по адаптации первоклассников для родителей
Для того, чтобы сообща преодолеть все трудности адаптации первоклассников к школе, важно проявить участие и понимание. Следование простым советам помогут вам и вашему ребенку с честью пройти все испытания началом учебной деятельности и станет залогом дальнейших успехов.
не следует перегружать ребенка, дайте возможность ему еще какое–то время оставаться таковым. Желание родителей охватить все и сразу часто приводит к тому, что ребенок, занятый в дополнительных кружках и секциях, постоянно переутомляется, что ведет к снижению эффективности учебной деятельности, замкнутости и раздражительности. Поэтому, если спорт или музыка так важны, лучше начать водить ребенка на них задолго до начала первого ученого года или подождать еще год;
по возможности старайтесь избегать продленки в первом классе, поскольку она станет для ребенка дополнительным стрессовым фактором;
ребенок должен отдыхать. Не заставляйте его садиться за уроки сразу после школы – ему нужно время на восстановление концентрации внимания. Лучшим вариантом отдыха после занятий станет активная прогулка, также важен для первоклассников дневной сон. Оптимальным временем для выполнения домашних заданий является вечер – с 17 до 19 часов;
хвалите ребенка как можно чаще. Забытая строчка стихотворения или помарки в тетрадке не повод снижать ребенку самооценку своей критикой;
внимательно выслушивайте рассказы ребенка о школе, давайте обратную связь. Если первоклассник говорит о чем–то, значит для него это действительно важно, и, следовательно, это стоит и вашего внимания;
внимательно наблюдайте за ребенком – если у него нарушился сон, аппетит, пропало желание идти в школу, это верный признак того, что адаптация проходит не совсем гладко;
создайте комфортную атмосферу во всем, что касается школы – начиная от выбора пенала, заканчивая прической. С учебным заведением должно быть связано максимум положительных эмоций и тогда малыш не преминет порадовать вас успехами.
Жизнь и воспитание ребенка в неблагополучной семье приводит к многим негативным последствиям: детская безнадзорность и беспризорность; половая распущенность, побеги из дома; правонарушения и преступная деятельность; алкоголизм; токсикомания и наркомания.
Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, вырастают в страхе, видят враждебность окружающих и отличаются от других детей агрессивностью. При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей отличается эмоциональной бедностью, носит поверхностный, формальный характер. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении с взрослыми и сверстниками, отвержение в семье, нереализованная потребность в любви и признании [24, с. 99].
Следствием семейного воспитания в неблагополучной семье довольно часто становится ярко выраженный заносчивость, эгоизм, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
У ребенка из неблагополучной семьи в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. При этом он всячески пытается противостоять, “адаптироваться”, как-то выжить. Часто встречающаяся форма психологической защиты младшего школьника – отрицание. Оно действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них.
Активизация отрицания изменяет поступающую информацию за счет избирательного блокирования опасных или ненужных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка.
Внешне такой ребенок производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного при общении с родителями и учителями, когда у него требуют объяснений по поводу его провинностей.
У детей из неблагополучных семей, как правило, формируются следующие личностные и поведенческие особенности:
· боязнь взрослых, оскорбления, постоянное напряженное ожидание удара;
· пониженное настроение, которое у детей проявляется тревожностью, печальным выражением лица, безразличием к окружающему; у старших детей наступает расстройство сна, депрессия, нарушение аппетита;
· неспособность сосредоточиться на чем–то интересном, неусидчивость;
· неадекватная самооценка, неуверенность в себе;
· агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;
· чрезмерная угодливость, уступчивость и заискивание;
· плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы.
Детииз неблагополучных семей имеют определенные психологические особенности:
1. Высокий уровень агрессии по всем показателям. Для таких детей имеет место желание преувеличивать агрессивность своих сверстников и соответственно отвечать на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Они практически всегда уверяют, что в ссоре или драке виноваты другие. Они легко впадают в гнев и совершают ответное нападение, когда детей дразнят или им угрожают. Дети с высоким уровнем агрессии угрожают другим или запугивают их с тем, чтобы добиться своей цели. Часто используют прямую агрессию. Выбирают для своих агрессивных действий одну постоянную жертву – более слабого сверстника, который не способен ответить тем же.
2. Высокий уровень школьной тревожности. Дети переживают фрустрацию потребности в достижении успеха, социальный стресс, у них присутствует боязнь ситуаций проверки знаний, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
3. Высокий уровень личностной тревожности. Это формирует конфликтные отношения, становится причиной отсутствия уверенности в своих возможностях в общении. Большинство ситуаций обыденной жизни дети интерпретируют как угрожающие, несущие опасность, без видимых на то причин.
4. Заниженная самооценка. У таких детей отмечается неуверенность в себе, низкий уровень притязаний и страх неудач – им проще не рисковать, не делать, чтобы потом не переживать провал. Поэтому они чаще выбирают легкие задачи, как бы берегут свой успех, в силу этого боятся самой учебной деятельности [31, с. 112].
Семья с явной формой неблагополучия – с алкоголезависемыми родителями, опасна своим десоциализирующим влиянием. Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что:
· дети вырастают с уверенностью, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;
· дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками;
· дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;
· дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;
· дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;
· родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен выглядеть, чувствовать, и делать то же, что и они;
· самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному, не давая ему возможности быть ребенком [30, с 24].
В неблагополучных семьях созависимость возникает у детей в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие нужного жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящие в доме ссоры и скандалы, дисгармония, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокийотпечаток на всю дальнейшую жизнь[30, с.117].
Вывод:В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. У детей существует необходимая потребность в любви со стороны взрослых, защите.
Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка происходит успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют основных вещей для нормального существования. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на формирование и развитие личности ребенка.
У ребенка из неблагополучной семьи в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. При этом он всячески пытается противостоять, “адаптироваться”, как-то выжить. Часто встречающаяся форма психологической защиты младшего школьника – отрицание. Оно действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них.
Вывод по главе: Семейное неблагополучие приводит к психической травматизации детей, трудностям в сфере общения, агрессии, педагогической запущенности, увеличению правонарушений. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [Целуйко В. М., 2006].
М. И. Рожков отмечал, что ребенок, который проживает в неблагополучной семье, несмотря на то, что имеет биологических родителей, фактически остается сиротой, потому что асоциальное поведение родителей, потенциал воспитания не реализуется, семья становится источником личностной психотравматизации. Эти дети бывают часто недоверчивыми, скрытыми, свои истинные переживания и чувства сдерживают, трудно идут на контакт с социально значимым взрослым, самооценка занижена, зачастую они не контролируют своё поведение, у них не сформированы навыки элементарного общения.
Источник
Семейная среда является ключевой для развития человека с самого рождения. В младшем школьном возрасте возрастает роль социального окружения, не связанного с семьей, — в первую очередь учителей и сверстников. В то же время роль семьи остается весьма значимой: именно с семейными ценностями, установками, принятыми в семье способами взаимодействия сверяет ребенок свое поведение. Для адекватной оценки поведения младшего школьника необходимо учитывать семейную среду, в которой он развивается, и возможные нарушения этой среды, которые могут влиять на психологические особенности ребенка.
Неблагополучные для развития детей семьи — это такие, в которых не осуществляется полноценное выполнение членами семьи своих функций, в первую очередь связанных с воспитанием. Выделяют семьи с открытой и скрытой формами неблагополучия. Открытая форма неблагополучия характеризуется ярко выраженным социально-неодобряемым поведением со стороны родителей или близких родственников ребенка. К семьям с открытой формой неблагополучия относятся семьи алкоголиков, наркоманов и, с некоторыми оговорками, неполные семьи. При скрытой форме семейного неблагополучия отсутствуют внешние проявления нарушений, но ребенок может чувствовать себя в данной семье психологически некомфортно, даже при наличии полного материального благополучия. К таким семьям относятся в первую очередь семьи богатых или знаменитых людей. Воспитание ребенка вне семьи является принципиально другой формой психологического неблагополучия. В самой нездоровой семейной обстановке ребенок усваивает, пусть и в извращенной форме, стереотипы семейного поведения. В детском доме у ребенка такой возможности нет: отсутствуют примеры взаимодействия между мужем и женой, родителем и ребенком.
Остановимся на каждом типе неблагополучных семей подробнее.
Первое, на что необходимо обратить внимание: отсутствие в семье высокого дохода, известности и даже развод родителей сами по себе не являются неблагоприятными факторами. Ребенок может нормально развиваться в любой из перечисленных ситуаций. Описанные ниже тенденции только называют потенциальные риски для психологического дискомфорта ребенка.
У детей богатых родителей могут складываться две противоположные тенденции. Первая — ощущение своей значимости, равной значимости своих родителей. Если школа, выбранная для ребенка, не является элитной и в ней присутствуют ученики из семей с принципиально более низким достатком, то создается благоприятная среда для развития данной тенденции. Дети в этом возрасте начинают четко осознавать знаки социального различия: дорогая одежда, дорогие школьные принадлежности, приезд в школу с охраной и т.д. Соответственно, возникает соблазн демонстрировать свое превосходство над окружающими. Нередко в младшем школьном возрасте дети становятся заносчивыми и высокомерными. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда подобное поведение поощряется или же просто не пресекается родителями. По сути, ребенок является транслятором ценностей, принятых в семье. Но в младшем школьном возрасте подобное поведение создает препятствие на пути построения социальных контактов. На более поздних этапах развития ребенок осознает, что богатство и социальный статус родителей не равен его собственному.
Вторая тенденция заключается в том, что ребенок при полном внешнем благополучии и материальном комфорте частично или полностью лишен родительской теплоты и внимания. Ему не хватает простого человеческого общения. Очень часто уже в младшем школьном возрасте (а иногда и еще раньше) ребенка записывают во множество кружков, обязательно обучают как минимум одному иностранному языку. У ребенка есть любые игрушки и возможность полностью удовлетворять свои материальные потребности. При этом ребенок не чувствует себя нужным и значимым членом семьи. Часто такие дети, рисуя семью, изображают только родителей, т.е. фактически исключают себя из семейного взаимодействия. Ребенок становится социальной ролью, а не живым человеком. В более позднем возрасте такие дети могут начать стесняться своего богатства.
Необходимо отметить, что особую группу риска представляют семьи, где активно работают оба родителя. В силу того, что и мать и отец делают карьеру, эти семьи обычно бывают малодетными, а чаще всего в них имеется только один ребенок. Оба родителя живут в сильном хроническом стрессе, им самим необходимо как-то восстанавливать свои силы. На ребенка просто не остается времени. В младшем школьном возрасте такие дети обычно нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагогов и воспитателей, так как несмотря на то, что они не способны осознать свое положение (внешнее благополучие при внутренней дисгармонии), им не хватает людей, которые могли бы заинтересоваться ими, а не богатством и социальным статусом их родителей.
Схожей по психологическим характеристикам группой являются дети из семей известных людей. Зачастую они сталкиваются с теми же проблемами, что и дети богатых родителей, но существуют и специфические особенности. В младшем школьном возрасте детям льстит то внимание, которое уделяется им. Основной риск в данном возрасте — фиксация данного поведения. Опасность заключается в том, что рано или поздно ребенок начнет осознавать: реально интерес проявляется не к нему, а к его родителям, и это может привести к серьезной травме. Некоторые дети до конца жизни не верят в собственную ценность. Для более гармоничного развития необходимо акцентировать внимание ребенка на его собственных достижениях, не связанных с деятельностью родителей.
Дети, выросшие в семьях алкоголиков, имеют ряд психологических особенностей. Сама по себе семейная система, в которой происходит злоупотребление психоактивными веществами, считается нарушенной, т.е. каждый из членов семьи проявляет патологические паттерны поведения. Остановимся на наиболее типичной для нашей страны ситуации. Чаще всего алкоголиками являются мужчины, а женщины — «созависимыми» (получают вторичную выгоду от сложившейся ситуации). Это может проявляться в принятии роли «спасительницы» или в постоянных страданиях. Такая психологическая позиция выгодна, так как дает женщине ощутить свою важность. Интересно отметить, что в тех (не очень частых) случаях, когда жены вроде бы добиваются своего и их мужья бросают пить, — семьи распадаются: спасать больше некого. Понимание ситуации в семье в целом важно, так как в результате нарушений в семейной системе страдает наиболее слабый член семьи, а именно ребенок. Наиболее типичные для ребенка проявления носят невротический характер: страхи, энурез, соматизация собственных эмоциональных состояний. Подобным поведением ребенок пытается поддержать стабильность в семейной системе. Естественно, это не является осознанным поведением. Но ребенок понимает (пусть и на неосознанном уровне), что когда он болеет, то родители группируются вокруг него и мама не только постоянно переживает по поводу того, что пана пьет, но и обращает внимание на детские проблемы. Кроме того, и пана начинает как будто бы пить меньше. Как только у ребенка пропадает симптом (являющийся не его личным, а симптомом семьи в целом), сразу возвращается прежняя ситуация. При психологической работе с детьми из семей алкоголиков бесполезно оказывать помощь только детям — необходимо работать с семьей в целом.
Существуют и некоторые специфические детские проблемы. Для алкоголика свойственным является непоследовательное поведение вообще и с детьми в частности. Это обозначает, что ребенок не может предсказать реакцию родителя на то или иное свое действие или бездействие. Например, в случае плохих оценок ребенка в школе отец-алкоголик может в одном случае обвинить педагога, а в другом самого ребенка. Причем поведение отца абсолютно непредсказуемо. Оно экстраполируется на взрослый мир в целом. Раз самый близкий и значимый взрослый непонятен в своих реакциях, то логично ожидать подобного поведения и от всех остальных. Соответственно, и свое собственное поведение ребенок строит исходя из непредсказуемости окружения. Это может быть недоверие к миру, нежелание открываться или же откровенно агрессивное поведение. При работе с такими детьми нельзя забывать, что агрессивное поведение детей, выросших в семьях алкоголиков, носит защитный характер.
Необходимо также отметить, что если ребенок не первый (а многодетные алкогольные семьи не редкость), то у него могут быть проблемы со здоровьем, выражающиеся, в частности, в задержках психического развития.
В семьях наркоманов дети рождаются крайне редко. Это связано с тем, что употребление наркотиков, особенно «тяжелых», в первую очередь сказывается на репродуктивной функции. Срок жизни наркоманов, как правило, невелик, и остаток своей жизни они проводят в поисках средств на наркотики. Если все-таки ребенок рождается, то у него очень мало шансов сформировать базовое доверие к миру. К младшему школьному возрасту дети, родившиеся в семьях наркоманов, чаще всего покидают свою семью. Их родители, скорее всего, погибают или окончательно теряют возможность исполнять родительские функции. Ребенок может находиться или в детском доме, или у родственников. И в том и в другом случае действуют уже другие закономерности психологического развития.
Неполные семьи только условно можно отнести к открытой форме неблагополучия. Сам по себе факт полноты/неполноты семьи не может повлиять на психологическое развитие ребенка. Ключевым является система взаимоотношений в семье. Неполные семьи разделяются на разведенные (неполная семья возникает в результате развода), осиротевшие (неполная семья возникает в результате смерти одного или обоих родителей) и внебрачные (ребенок рождается вне брака, от матери-одиночки). Наиболее благоприятной для развития ребенка является осиротевшая неполная семья. В случае смерти, особенно внезапной, одного из родителей его образ идеализируется и остается позитивным примером для ребенка. Оставшийся в живых родитель поддерживает дружеские отношения с родственниками супруга (супруги). Чаще всего в нашей стране раньше погибают мужчины. Это связано как с социальными факторами, такими как войны и другие катаклизмы, так и с тем, что продолжительность жизни мужчин в целом меньше и смертность от сердечных заболеваний после 40 лет крайне высока. Статус вдовы, в котором остается женщина после смерти мужа, намного более социально одобряем, чем статус разведенной. Дети, как правило, не испытывают финансовой нужды. Но в то же время чрезмерная идеализация образа погибшего родителя может привести к тому, что ребенок все время будет бояться не соответствовать ожиданиям, которые на него возлагаются. Типичные фразы тина «А что сказал бы твой отец, доживи он до этого времени?» приводят к постоянному стремлению достичь неоправданно высоких целей, что отчетливо проявляется в младшем школьном возрасте.
В случае гибели обоих родителей ребенка чаще всего берут к себе на воспитание родственники с одной из сторон. Его психологическое развитие ставится в зависимость от той среды, в которой он растет. В случае позитивного отношения к ребенку и наличия полной семьи (например, дяди и тети) негативные последствия потери собственных родителей почти полностью нивелируются. Нужно только помнить, что существует период нормального горевания, и у детей он вряд ли будет длиться меньше года.
Вторым самым распространенным типом неполной семьи является семья разведенная. В нашей стране развод, как правило, обозначает не только расставание супругов друг с другом, но и расставание детей с отцом. В подавляющем большинстве случаев но решению суда дети остаются с матерью. Такая практика приводит к шантажу и втягиванию ребенка в бракоразводный процесс. Именно поэтому развод представляет настолько сильную угрозу психологическому благополучию ребенка. В случае если родители разводятся во время нахождения ребенка в младшем школьном возрасте, то типичной реакцией является его регресс к более ранним стадиям развития. Ребенок начинает требовать к себе внимания «как маленький», хотя сам факт смены его социального статуса (начало обучения в школе) и, следовательно, взросление часто подчеркивается в семье. Такая реакция нормальна. Так же все дети переживают следующие эмоции: печаль, гнев, чувство вины и страх. Печаль вызвана тем, что родители являются для ребенка самыми значимыми фигурами, и их расставание (хотя ребенок вряд ли до конца осознает, что происходит) приводит к печали ребенка. Гнев связан с тем, что родители значительно больше времени уделяют себе, а интересы ребенка страдают. Ребенок злится то на одного, то на другого родителя. В конце концов агрессия направляется на себя и приводит к чувству вины, которое усугубляется эгоцентризмом, свойственным младшему школьному возрасту. Страх связан с тем, что, фактически потеряв одного родителя, ребенок боится потерять и второго. В этот момент компенсировать негативное влияние развода родителей может другой значимый взрослый. Родители сами переживают кризис, связанный с крушением надежд, и нуждаются в поддержке. Им может быть сложно взаимодействовать с ребенком по причине скудности собственных ресурсов. Другим значимым взрослым для ребенка, переживающего развод родителей, может стать кто-то из близких родственников (например, дедушка или бабушка), для мальчиков нередко такой фигурой становится тренер спортивной секции.
После того как острый послеразводный кризис прожит, главной задачей родителей является поддержание доброжелательных контактов между собой и с ребенком. Понятно, что из триады мать-отец-ребенок навсегда выпадает звено мать—отец, что приводит к определенным психологическим сложностям в отдаленной перспективе, но при наличии взаимодействия отца с ребенком и матери с ребенком и отсутствии острого конфликта между бывшими супругами психологическое развитие ребенка будет в значительно мере протекать нормально. Именно поэтому неполные разведенные семьи можно отнести к семьям с открытой формой неблагополучия лишь условно.
Основной особенностью неполных внебрачных семей является отсутствие у ребенка примера отношений между мужчиной и женщиной. В младшем школьном возрасте данная особенность обычно никак себя не проявляет.
Развитие ребенка вне семьи протекает по принципиально иным механизмам. Здесь мы не будем рассматривать случаи нахождения ребенка вне воспитательного учреждения. У «детей улиц» младший школьный возраст может выделяться весьма условно, так как чаще всего они не идут в школу.
При развитии в закрытом воспитательном учреждении у ребенка формируется не просто отставание, а качественно иное развитие. Складывается особая личностная направленность, которая, будучи последовательно и до конца реализована, может на последующих возрастных этапах привести к формированию специфичной «закрытой» личности. Среди характеристик среды, оказывающих депривирующее воздействие, отмечают: когнитивную и событийную бедность среды, сниженную возможность к самоорганизации собственной деятельности, ограничение практики социального взаимодействия и т.п. Дети не видят примеров социального взаимодействия, не имеют элементарных бытовых навыков, полноценных психологических контактов со взрослыми. Данные особенности, прежде всего, ведут к нарушениям эмоционально-волевой сферы и способностей к социальному взаимодействию. К концу младшего школьного возраста устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка: формируется способность не углубляться в привязанности, поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности), виктимная позиция и мн. др.
У детдомовских детей беднее спектр возможных реакций во фрустри- рующей ситуации; наиболее характерны ответная враждебность, обвинения, угрозы, упреки, жесткая привязанность к ситуации, неумение эмоционально отвлечься от фрустраторов, взять ответственность за самостоятельный поиск выхода.
Источник