Развитие ребенка в молодой семье

Развитие ребенка в молодой семье thumbnail

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой под воздействием различных стрессов. Все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем.

Зарождение новой жизни всегда связано с колоссальной нагрузкой на женский организм. Беременность не только переводит работу всех жизненно важных функций на режим предельной физиологической нагрузки, но и может привести к эмоционально-психическому перенапряжению. Некоторые женщины во время беременности становятся мнительными, капризными, плаксивыми, легко расстраиваются, раздражаются по пустякам. Мелкие семейные ссоры трудно забываются, угнетают психику.

Если отрицательные эмоции сильны и под их воздействием будущая мать находится продолжительное время, страдает внутреннее развитие плода, поскольку нарушение функции центральной нервной системы женщины влечет за собой расстройство деятельности различных органов, желез внутренней секреции, сердечно-сосудистой системы, мускулатуры и т.д. Ухудшается питание и дыхание плода, расстраивается выведение конечных продуктов обмена веществ. Рост и развитие его задерживается, искажаются, особенно страдает нервная система. Иногда эти изменения заходят так далеко, что беременность самопроизвольно прерывается или заканчивается преждевременными родами. Маленькое существо отзывается на каждое материнское физическое и душевное движение. Если спокойна и жизнерадостна мать, спокоен тот, кого она вынашивает, а если нервничает женщина, то дискомфортное состояние испытывает и плод.

Создание условий, исключающих действие отрицательных эмоций и нервных перегрузок, — обязательный фон, на котором должно протекать внутриутробное развитие ребенка. От желания и умения близких создать в доме спокойную атмосферу зависит здоровье и счастье будущей человеческой жизни. Особая роль в этом отводится молодому мужу, будущему отцу, святая обязанность которого — окружать жену вниманием, лаской, обеспечить всем необходимым, оберегать ее здоровье и душевный покой.

Рождение ребенка влечет за собой сложную реорганизацию семьи, связанную с появлением ее новой подструктуры, что подчас ставит под угрозу существование самой семьи. В большинстве семей первенец появляется в первые полтора-два года супружества, когда супруги еще только учатся вести хозяйство, распоряжаться финансами и разумно делить обязанности по дому, чувство Мы только зарождается. Не все молодые супруги готовы к этим изменениям. Именно тогда молодая семья особенно сенсетивна к воздействию стрессов. С этим периодом связывают второй после заключения брака кризис семьи. Нередко браки распадаются, что свидетельствует о сложности задач данной стадии жизненного цикла семьи и недостаточной психологической готовности молодых супругов к их решению.

Приход в семью нового члена — малыша влечет за собой множество проблем, которые могут привести к серьезным нарушениям, казалось бы, установившейся гармонии отношений. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье, изменяются возможности сохранения реакреционных видов активности и общения вне пределов семьи. Значительно ухудшается материальное положение семьи, так как супруги вынуждены жить на одну зарплату мужа. Как правило, жена отдает приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессиональной деятельности. Муж, напротив, становится более активным на работе, поскольку именно он принимает на себя всю полноту ответственности за материальное благополучие семьи.

Отношения между супругами реализуются теперь в двух планах: в плане собственно супружеских отношений — между мужем и женой и в плане родительских отношений — между отцом и матерью, воспитывающими ребенка. Трудности обычно еще усугубляются тем, что молодые родители чаще всего не обучены элементарным навыкам ухода за новорожденным, не знают, как должен развиваться и вести себя малыши в разные периоды своей жизни. Любые изменения в поведении ребенка вызывают тревогу и беспокойство молодой матери. У отца же в этот период обычно нет столь тесной связи с ребенком, а постоянное беспокойство жены не всегда ему понятно и может вызвать раздражение. Координация этих двух планов отношений составляют особую, далеко не простую задачу. Функция родительства и воспитания детей определяет характер изменения супружеских отношений на данной стадии. Особую значимость приобретает вопрос о том, когда и в какой форме будет происходить возвращение жены к профессиональной деятельности и как и между кем будет осуществлено перераспределение функций воспитания ребенка. Успешное совмещение супругами двух важнейших сфер жизнедеятельности — семейной и профессиональной — одна из центральных проблем данной стадии развития семьи.

С рождением ребенка дом наполняется новыми психологическими отношениями членов семьи. Психологическая перестройка, связанная с перераспределением супружеских и родительских ролей, не всегда проходит гладко. Иногда самим супругам бывает трудно понять, почему в их отношениях вдруг исчезло былое взаимопонимание, хотя они оба искренне рады появлению ребенка.

Проблема заключается в том, что мужу — молодому отцу не хватает многого, к чему он успел привыкнуть до рождения ребенка. Ранее забота, ласка и нежность жены были обращены только к нему, а теперь она целиком сосредоточена на малыше. И мужчина болезненно воспринимает эту перемену. Ему кажется, что ребенок полностью вытеснил его из сердца жены, он страдает от непривычного невнимания с ее стороны. Жена, поглощенная своими новыми ролевыми функциями, даже не допускает мысли о том, что ее второй «ребенок» — муж — очень тяжело переживает свое отстранение от родительских хлопот, чувствует свою ненужность в семье. Поэтому важно подключить молодого отца к заботам о малыше с первых дней его жизни, совместно пеленать его, купать, играть с ним. Это не только позволит мужчине психологически еще больше сблизиться с семьей, но и будет способствовать пробуждению у него отцовского чувства, которое развивается и воспитывается в мужчине постепенно.

Для сохранения семейного благополучия либо муж должен «вырасти» и превратиться во взрослого мужчину, берущего на себя ответственность за благополучие семьи, либо жена должна взять на себя двойную нагрузку, оказавшись внезапно матерью сразу двух детей, между которыми необходимо делить свою любовь и заботу, либо сохранить прежние отношения между супругами, вытеснив ребенка на периферию семьи. Все эти варианты порождают определенный психологический дискомфорт. Резкое повышение требований к мужу, необходимость перехода от безответственности к серьезности и самостоятельности вызывает у него сопротивление, тревогу утраты любви. Если этот переход удается мужу, то нередко его растущая самостоятельность некоторых женщин беспокоит. Они испытывают, с одной стороны, чувство большей надежности и защищенности, с другой — неосознанное опасение, что уже не так нужны мужу.

Наиболее распространен вариант двойной нагрузки, когда женщина берет на себя груз ответственности за семью поначалу охотно, поскольку это дает ей ощущение незаменимости, но непосильная роль нередко превращает ее в несчастную, замученную, невротическую и раздражительную жену и мать.

Печальны последствия появления ребенка в семье, изначально воспринимающей его как угрозу сложившимся супружеским отношениям. Ребенок с раннего детства в такой семье чувствует себя ненужным и имеет немало шансов стать невротиком, у него могут возникнуть серьезные отклонения в поведении. Отверженный ребенок чувствует себя никому не нужным и очень рано начинает осознавать, что для родителей он словно «не существует». Это самая крайняя, самая худшая для ребенка ситуация.

Если бы будущие родители лучше осознавали характер своих супружеских отношений и мотивы, по которым они решили завести детей, возможно, некоторые, даже весьма отдаленные негативные последствия можно было бы предотвратить.

Рассмотренные проблемы, ведущие к дестабилизации супружеских отношений при рождении ребенка, возникают не в каждой молодой семье, но они являются наиболее распространенными и типичными. Поэтому знание о том, что они могут возникнуть, поможет молодым супругам если не избежать, то конструктивно разрешить их, по возможности меньше травмировать друг друга и неокрепшую психику своего ребенка. Не следует забывать о том, что в семейные взаимоотношения ребенок вовлекается с самого раннего детства, его психика, душевный склад, восприятие и отношения к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются с раннего детства в родительской семье под влиянием атмосферы, которая царит в родном доме. Он впитывает в себя все происходящее вокруг него: и хорошее, и плохое, и полезное для себя, и вредное. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнения и солидарности родителей в их педагогическом воздействии на ребенка часто приводят к формированию у него чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости, уходу в себя. Для полноценного нравственного и психологического развития каждый ребенок нуждается в принятии, проявлении эмоциональной поддержки со стороны отца и матери.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка до года

Источник

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой под воздействием различных стрессов. Все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем.
Зарождение новой жизни всегда связано с колоссальной нагрузкой на женский организм. Беременность не только переводит работу всех жизненно важных функций на режим предельной физиологической нагрузки, но и может привести к эмоционально-психическому перенапряжению. Некоторые женщины во время беременности становятся мнительными, капризными, плаксивыми, легко расстраиваются, раздражаются по пустякам. Мелкие семейные ссоры трудно забываются, угнетают психику. Если отрицательные эмоции сильны и под их воздействием будущая мать находится продолжительное время, страдает внутреннее развитие плода, поскольку нарушение функции центральной нервной системы женщины влечет за собой расстройство деятельности различных органов, желез внутренней секреции, сердечно-сосудистой системы, мускулатуры и т.д. Ухудшается питание и дыхание плода, расстраивается выведение конечных продуктов обмена веществ. Рост и развитие его задерживается, особенно страдает нервная система. Иногда эти изменения заходят так далеко, что беременность самопроизвольно прерывается или заканчивается преждевременными родами. Маленькое существо отзывается на каждое материнское физическое и душевное движение. Если спокойна, жизнерадостна мать, спокоен тот, кого она вынашивает, а если нервничает женщина, то дискомфортное состояние испытывает и плод.
Создание условий, исключающих действие отрицательных эмоций и нервных перегрузок, — обязательный фон, на котором должно протекать внутриутробное развитие ребенка. От желания и умения близких создать в доме спокойную атмосферу зависит здоровье и счастье будущей человеческой жизни. Особая роль в этом отводится молодому мужу, будущему отцу, обязанность которого — окружать жену вниманием, лаской, обеспечить всем необходимым, оберегать ее здоровье и душевный покой.
Приход в семью нового члена — малыша влечет за собой множество проблем, которые могут привести к серьезным нарушениям, казалось бы, установившейся гармонии отношений. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье, изменяются возможности сохранения рекреационных видов активности и общения вне пределов семьи. Значительно ухудшается материальное положение семьи, так как супруги вынуждены жить на одну заработную плату мужа. Как правило, жена отдает приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессиональной деятельности. Муж, напротив, становится более активным на работе, поскольку именно он принимает на себя всю полноту ответственности за материальное благополучие семьи. Отношения между супругами реализуются теперь в двух планах: в плане собственно супружеских отношений — между мужем и женой, в плане родительских отношений — между отцом и матерью, воспитывающими ребенка. Трудности обычно еще усугубляются тем, что молодые родители чаще всего не обучены элементарным навыкам ухода за новорожденным, не знают, как должны развиваться и вести себя малыши в разные периоды своей жизни. Любые изменения в поведении ребенка вызывают тревогу и беспокойство молодой матери. У отца же в этот период обычно нет столь тесной связи с ребенком, а постоянное беспокойство жены не всегда ему понятно и может вызвать раздражение. Координация этих двух планов отношений составляет особую, далеко не простую задачу. Функция родительства и воспитания детей определяет характер изменения супружеских отношений на данной стадии.
С рождением ребенка в доме возникают новые психологические отношения между членами семьи. Психологическая перестройка, связанная с перераспределением супружеских и родительских ролей, не всегда проходит гладко. Иногда самим супругам бывает трудно понять, почему в их отношениях вдруг исчезло взаимопонимание, хотя они оба искренне рады появлению ребенка.
Проблема заключается в том, что муж — молодой отец оказывается лишен много из того, к чему он успел привыкнуть до рождения ребенка. Ранее забота, ласка и нежность жены были обращены только на него, а теперь они целиком сосредоточена на малыше. И мужчина болезненно воспринимает эту перемену. Ему кажется, что ребенок полностью вытеснил его из сердца жены, и он страдает от непривычного невнимания с ее стороны. Жена, поглощенная своими новыми ролевыми функциями, даже не допускает мысли о том, что ее второй ребенок — муж очень тяжело переживает свое отстранение от родительских хлопот, чувствует свою ненужность в семье. Поэтому важно подключить молодого отца к заботам о малыше с первых дней его жизни, совместно пеленать его, купать, играть с ним. Это позволит мужчине не только психологически еще больше сблизиться с семьей, но и будет способствовать пробуждению у него отцовского чувства, которое развивается и воспитывается в мужчине постепенно.
Для сохранения семейного благополучия либо муж должен «вырасти» и превратиться во взрослого мужчину берущего на себя ответственность за благополучие семьи, либо жена должна взять на себя двойную нагрузку, оказавшись внезапно матерью сразу двух детей, между которыми необходимо делить свою любовь и заботу, либо сохранить прежние отношения между супругами, вытеснив ребенка на периферию семьи. Все эти варианты порождают определенный психологический дискомфорт.
Наиболее распространенный вариант двойной нагрузки — когда женщина берет на себя груз ответственности за семью. Многие женщины поначалу охотно берут на себя эту роль, дающую им ощущение незаменимости, но непосильная роль нередко превращает женщину в несчастную, замученную, невротическую и раздражительную жену и мать.
Печальны последствия появления ребенка в семье изначально воспринимающей его как угрозу сложившимся супружеским отношениям. Ребенок с раннего детства в такой семье чувствует себя ненужным и имеет немало шансов стать невротиком, у него могут возникнуть серьезные отклонения в поведении. Отверженный ребенок чувствует себя никому не нужным и очень рано начинает осознавать, что для родителей он словно не существует. Это самая крайняя, самая худшая для ребенка ситуация.

Источник

Рассмотрено
особенности понятия психологической готовности в психологи,
и специфику психологической готовности к появлению ребёнка
в молодой супружеской паре.

Ключевые слова:
молодая семья, психологическая готовность, родительство.

Consider
the features of the concept of psychological readiness in psychology,
and the specificity of psychological readiness for a baby to
a young couple.

Key
words:

a young family, psychological readiness, parenting.

Родительство
(материнство и отцовство) является базовым жизненным
назначением, важным состоянием и значимой
социально-психологической функцией практически каждого человека.
Качество этих проявлений, и их социально-психологические
и педагогические последствия имеют большое значение. То, от чего
они зависят, и как можно вмешиваться в процесс формирования
отцовства, на наш взгляд, представляет собой, прежде всего,
социально-психологическую проблему. [5; 270]

Читайте также:  Рост и развитие ребенка таблица

Актуальность исследования.
Практически каждый мужчина и женщина, достигшие половой
зрелости, имеют потенциальную возможность стать родителями. Переход
мужчины к состоянию отцовства, а женщины к материнству,
т. е. рождения у них первого ребенка — значимое
событие в их жизни, прежде всего семейной жизни. Важность этого
события часто недооценивается. [12; 144–149] Биологическая
способность быть родителями не всегда совпадает с психологической
готовностью к выполнению этой роли.

Проблема целенаправленного
развития психологической готовности к появлению ребёнка, членов
молодой семьи в научном плане, до сих пор остается открытой. При
этом большинство авторов подчеркивают, что родительство является
важным условием развития ребенка и личности одного из родителей:
по данным исследований, родители влияют на полоролевую идентификацию
ребёнка (3. Фрейд, Н. Левальд, Ш. Барт и др.) [10; 455–458];
интеллектуальное развитие (интерес к учебе) (В. Фтенакис, Р.
Берне, Б. И. Кочубей) [9; 10–16]; усвоение
нравственных норм (О. Б. Чиркова) эмоционально-личностную
сферу ребенка (Е. О. Смирнова, BC Собакин, и др.) [14;
284–290], а также его характерологические особенности
(Е. П. Ильин, А. Биллер, 3. Матейчек и др.). [7, 34].
Родительство, в целом, выступает как источник жизненного опыта,
необходимого ребенку как потенциальному родителю. Кроме того, переход
к родительству предполагает преодоление личностного кризиса
мужчиной и женщиной, связанного с проблемой осознания себя
отцом или матерью, принятия своих чувств и их самоконтроля (Э.
Эриксон, Э. Фромм, Д. С. Акивис, Р. В., Е. И. Захарова,
Ю. В. Евсеенкова и др.) [11; 526–529], [15].

Современное состояние
родительства характеризуется следующей тенденцией: прежде всего,
отмечается ослабление родительского начала и происходит
переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, уже в роли
отца и матери.

Во многом развитие личности
будущих родителей обуславливает развитие общества (А. Адлер, Ю.
Хямяляйнен) [3; 447–448]. По мнению Р. В. Овчаровой,
будущее общества — это сегодняшнее состояние отцовства
[12; 319–324]. По результатам исследования Е. А. Нестеровой
(за 2005 год) только 50 % матерей и 23,6 % отцов отвечают
требованиям эффективного родительства. Именно эти данные должны
повышаться и в дальнейшем. В настоящее время остается
актуальным вопрос о природе, структуре родительства, ведущих
факторов, влияющих на формирование готовности к этому феномену.

Анализ работ, посвященных
проблеме родительства, показал, что современный этап этих
исследований характеризуется следующими тенденциями:

  • Преобладание исследований
    материнства и психологической готовности к материнству;

  • Отсутствием системного
    подхода к трактовке родительства, то есть, его связи с системой
    семьи и процессам её становления;

  • Неразработанность
    исследований, описывающих критерии и уровни психологической
    готовности к появлению ребёнка;

  • Отсутствием моделей
    и технологий формирования психологической готовности молодежи
    к отцовству.

Исходя из
этого, возникают противоречия, связанные с потребностью
в изучении родительства как системы отношений отца и матери
с ребенком, возникновение педагогических и психологических
факторов, определяющих его формирование, — с одной
стороны, и недостаточная разработанность этой проблемы —
с другой;

Проблема исследования
состоит в выявлении и исследовании компонентов, уровней
психологической готовности членов молодой семьи к родительству;
определении педагогических и психологических факторов его
формирования.

Объектом нашего
исследования является психологическая готовность к родительству
у мужчин и женщин, а предметом —
особенности психологической готовности к родительству в молодой
семье.

Цель нашего исследования
состоит в обосновании сущности психологической готовности членов
молодой семьи к родительству, как системы отношений к появлению
ребенка.

Теоретические гипотезы
исследования:

  1. Психологическая готовность
    к родительству — это внутренняя позиция личности,
    компонентом которой является целостная система отношений будущего
    отца и матери к появлению ребёнка в семье.

  2. Уровень психологической
    готовности к отцовству определяется степенью сформированности
    компонентов системы отношений будущих родителей.

  3. Родительство является
    интегральным психологическим образованием личности, содержит ряд
    компонентов, каждый из которых включает когнитивный, эмоциональный
    и поведенческий составляющие.

Задачи
исследования:

  1. Изучение основных
    теоретических подходов к расскрытию феномена родительства и его
    составляющих.

  2. Исследование структуры
    родительства как интегрального психологического образования
    личности.

  3. Эмпирическое исследование
    компонентов, составляющих психологическую готовность членов молодой
    семьи к появлению ребёнка.

  4. Обоснование сущности
    психологической готовности к родительству как системы отношений
    к появлению ребенка в семье.

Теоретическую
основу исследования составили:

  • концепция Р. В. Овчаровой
    (2003г.) o родительстве как психологическом феномене [13; 320];

  • концепция родительства И.С
    Кона (2000г.) как социокультурного феномена [11; 26–33];

  • теоретическое
    моделирование отцовства как интегрального психологического
    образования личности А. Г. Филипповой [12; 193].

Методологической
основой исследования являются основополагающие принципы психологии:
системности, единства сознания и деятельности, развития
и психического детерминизма (Б. Г. Ананьев, 1996,
Л. С. Выготский, 1984, А. Н. Леонтьев, 1975,
Б. Ф. Ломов, 1996, С. Л. Рубинштейн 1989) [14;
56]. [2; 34–39].

  • Проективная методика
    «Родительское произведение» в модификации В.Столина
    [10; 65–69];

  • Методика выявления
    ценностных ориентаций М.Рокича [11; 208–211];

  • Качественный сравнительный
    анализ полученных результатов.

Теоретическая
значимость работы заключается в том, что современная картина
родительства весьма разнообразна, и в нашем исследовании описана
в нескольких категориях. С одной стороны наблюдается
ситуация кризиса семьи, уменьшение общего вклада, прежде всего отца
в процесс воспитания ребенка. С другой стороны, мы обратили
внимание на то, что фактически за очень короткое время, картина
родительства, в целом, значительно изменилась, также изменения
коснулись и социальных представлений о том, как проходит
становление и функционирование отношений в семье. Меняются
научные и теоретические представления о функциях, которые
должен выполнять отец и мать.

Поэтому социальные функции
семьи становятся все более актуальными и значимыми в современном
мире. Поэтому, лично для нас, станут интересными дальнейшие
исследования именно в этой области психологического знания,
знания об особенностях и аспектах формирования не только семьи,
но и ее непосредственного развития в условиях появления
в ней нового члена общества, т. е. ребёнка.

Развитая форма родительства
характеризуется относительной надежностью и стабильностью,
и реализуется в согласованности представлений супругов
o родительстве и комплементарности динамических проявлений
этого процесса.

В развитой форме
родительство включает [14; 208–219]

  • ценностные ориентации
    супругов (семейные ценности);

  • родительские установки
    и ожидания;

  • родительское отношение;

  • родительские чувства;

  • родительские позиции;

  • родительскую
    ответственность;

  • стиль семейного
    воспитания.

Родительские
установки и ожидания имеют три уровня презентации [5; 26–33]:

  • «мы —
    родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их
    отношений);

  • «мы —
    родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских
    отношениях);

  • «это —
    наш ребенок» (установки и ожидания относительно ребенка /
    детей).

Таким
образом, рождение ребенка, принятие родительской роли —
это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка
перед собой, ребёнком и перед обществом.

В литературе сущность
родительства, как многогранного явления толкуется в нескольких
аспектах, а именно рассматривается [11; 219–222]:

  • Как биологический,
    социокультурный и психологический феномен; интегральное
    психологическое образование личности (отца и / или матери);
    надындивидуальным целым («мы-родители»);

  • Социальный институт,
    который объединяет два других института — материнство
    и отцовство (в узком смысле);

  • Деятельность родителей по
    уходу, материальному обеспечению, воспитанию, обучению ребенка;

  • Этап в жизни
    человека, который начинается с момента зачатия ребенка и не
    прекращается даже после смерти ребенка;

  • Как бытие, состояние,
    пребывание человека в положении отца / матери;

  • Субъективное ощущение
    человека себя отцом / матерью;

  • Кровное родство между
    родителями и ребенком;

  • Осознание родителями
    родственной связи с детьми.

Читайте также:  Развитие ребенка семья в картинках

Итак,
родительство является сложной динамической структурой, в развитой
форме включает родительские ценности, установки и ожидания,
родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции,
родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Связь
компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их
составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого
аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Организация
эмпирического исследования.
Проблема
исследования состоит в выявлении и исследовании
компонентов, уровней, составляющих структуру психологической
готовности молодых пар к родительству; и определении
психологических факторов ее формирования.

Экспериментальная работа
с молодыми парами осуществлялась в Днепропетровске. Для
определения уровня сформированности родительской сферы в период
взрослости до рождения ребенка, выборку составили 30 молодых пар,
в возрасте 19–27 лет, которые еще не имеют детей(т. е.
30 женщин и 30 мужчин).

Знание степени готовности
женщины и мужчины к отцовству, на данном этапе позволили бы
своевременно диагностировать нарушения родительского поведения,
и возможность в будущем спроектировать способы его
коррекции и профилактики.

Исследование проводилось
в несколько этапов. На первом этапе были проанализированы
результаты исследования «Родительское произведение». На
втором этапе были выделены ценности, которые являются основными для
будущих матери и отца, с помощью методики ценностных
ориентаций М.Рокича.

Во время непосредственного
контакта с респондентами, которые принимали участие в нашем
исследовании, было установлено, что все респонденты хотят иметь
детей. Что касается предполагаемого количества детей, то 65 %
опрошенных хотят иметь двоих детей, 35 % — одного
ребенка. При этом 75 % респондентов считают для себя возможным
родить троих детей, только при благоприятных материально-бытовых
условиях. При этом 15 % опрошенных, потенциально готовы
к рождению троих детей, и указывают на то, что окружающие
относятся безразлично к женщинам, которые имеют трех детей. 20 %
из них полагают, что такие женщины вызывают у окружающих
удивление и недоумение. Эти данные позволяют сделать вывод, что
материально-бытовые условия и отношение общества к многодетным
семьям являются значимыми факторами, которые отвечают за
психологическую готовность к отцовству.

Хотя с другой стороны,
75 % респондентов указали, что им трудно понять родителей,
оставляющих своих детей. 60 % из испытуемых считают, что ребенок
будучи объектом заботы и любви, принесет им счастье, укрепит
семью. Другие (40 %) респондентов содержание появления ребенка
в своей жизни осознают не полностью.

По методике «Родительское
произведение» В. Столина, были получены вербальные описания
молодыми парами, которые характеризовали их как будущих родителей
и их отношение к будущему ребенку. У 5 % произведений
исследуемых отсутствовали данные образы, или содержали обособленные
характеристики представлений o родительстве. На основе
проведенного контент-анализа вербальных текстов каждый индикатор был
оценен по 10-балльной шкале в соответствии с возможностью
его отнесения к определенной категории (подкатегории).
Определены основные категории отношений мужчин / женщин к будущему
родительству и их количественные показатели: «Положительное
отношение к себе как будущему отцу / матери “(78 %),

«Отношение к будущему
ребенку как к субъекту деятельности
и общения»(44 %)»,Инфантильное отношение
к родительству»(19 %),

«Отрицательное
отношение к будущему отцовству»(11 %), «Ориентация
на объектное отношение к ребенку» (19 %).

При проведении методики
«Ценностные ориентации» М.Рокича, с помощью
процедуры ранжирования списка ценностей, мы обнаружили ценности,
которые являются для иерархии мотивационной сферы мужчин и женщин
главными, то есть играют чрезвычайно важную роль, поскольку выполняют
не только побудительную, но и направляющую функции.

Результаты исследования
дают основания утверждать, что у мужчин первые позиции занимают
следующие ценности:

  1. Терминальные ценности:

(Материально
обеспеченная жизнь + Интересная работа; Свобода; Щасливая семейная
жизнь).

  1. Инструментальные ценности:

(Самоконтроль;
Жизнерадостность; Эффективность в делах; Ответственность).

Следующие результаты
исследования дают основания утверждать, что у женщин первые
позиции занимают следующие ценности:

  1. Терминальные ценности:

(Любовь;
счастливая семейная жизнь; материально обеспеченная жизнь

  1. Инструментальные ценности:

(Самоконтроль;
Жизнерадостность; Эффективность в делах; Рационализм)

С помощью этой
классификации ценностей у мужчин и женщин, можно сделать
вывод, что одной из основных ценностей, преобладающих у респондентов,
и объединяющих их, является ценность семейного счастья, если
дословно семейная счастливая жизнь. Это позволяет сделать вывод
о том, что семейная жизнь является одной из значимых основ,
компонентов психологической готовности к появлению ребенка. Ведь
за уточнениями самих респондентов, все они видят условием счастливой
семейной жизни появление ребенка в семье, что, также несет
функцию укрепления брака в целом.

Таким образом, можно
предположить, что в структуру родительства должны входить
следующие компоненты:

    1. потребностно-эмоциональный
      компонент, который включает биологические, социальные аспекты
      мотивации, а также потребность в контакте, эмоциональные
      реакции и переживания;

    2. операциональный
      компонент, который включает осведомленность и умения, а также
      операции по уходу за ребенком и общения с ним;

    3. ценностно-смысловой
      компонент, который включает отношение родителей к своему
      ребенку, включающий также экзистенциальные переживания.

Выводы.
В данной статье было проведено теоретическое обоснование
и эмпирическое исследование психологической готовности
к появлению ребёнка в молодой семье. Важной составляющей
процесса подготовки молодых пар к будущему родительству является
формирование адекватных представлений о будущей семье, как
сложного, системно организованного и относительно устойчивого
образования, направленного на оптимальную адаптацию к браку
и эффективное функционирование в семейной жизни.

Ведущим механизмом
формирования представлений о будущем родительстве у мужчин
и женщин, является процесс полоролевой идентификации в семье,
который проявляется в желании воспроизводить модель родительской
семьи в своей будущей семье, при этом формы родительских
взаимоотношений становятся эталонными, хотя далеко не всегда такими.

Представление
o родительстве характеризуется специфическим содержанием,
структурой и уровнем развития. Структура представлений о будущем
отцовстве включает: когнитивный (система знаний о семейной
жизни), эмоционально — оценочный (отношение к будущей
семьи, рождения в семье ребенка и их оценка)
и поведенческий (динамика поведения в семье и модели
поведения в конфликтных ситуациях в семье) компоненты [3;
544].

Литература:

  1. Адлер А. Воспитание детей.
    Взаимодействие полов. — Ростов н/Д.: Феникс,
    1998.-447–448 с.

  2. Алешина Ю. Е.,
    Волович A. C. Проблемы усвоения ролей мужчины
    и женщины // Вопросы психологии. 1991. — № 4. —
    С. 74–82.

  3. Андреева Г. М. Социальная
    психология. М.: Изд-во МГУ, 1978–270с.

  4. Бодалев, A.A.,
    Столин В. В. Семья в психологической
    консультации-М.: Педагогика, 1989. -65–69 с.

  5. Варга А. Я. Структура
    и типы родительского отношения: Дисс.канд. психол. наук. М.,
    1986. 206–207с.

  6. Гурко Т. А. Родительство
    в изменяющихся социокультурных условиях. //Социс.- 1997.-№ 1.

  7. Дружинин В. Н. Психология
    семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-208–219с.

  8. Дружинин В. Н. Экспериментальная
    психология. — СПб.: Питер, 2001. -320–321с.

  9. Захарова Е. И. Особенности
    эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия //
    Психолог в детском саду. — 2002. № 1 —
    С.3–29.

  10. Ильин Е. П. Дифференциальная
    психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. —
    544с.

  11. Кон И. С. Материнство
    и отцовство в историко-этнографической перспективе //
    Советская этнография. 1987. — № 6. — С.
    26–33.

  12. Мещерякова С. Ю. Психологическая
    готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. —
    № 5. — С. 18–27.

  13. Овчарова Р. В. Психологическое
    сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии,
    2003. — 319–324с.

  14. Шнейдер Л. Б. Психология
    семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, изд-во
    ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512с.

  15. Эйдемиллер Э. Г.,
    Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи.
    -СПб.: Питер, 1999. -34–36с.

Источник