Развитие ребенка в младшей группе

Клюкина Ирина
Особенности развития детей второй младшей группы детского сада
2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуются психические процессы, такие как речь, мышление, память. Поэтому в значительной мере то, как будут протекать все эти процессы, в будущем повлияет на уровень готовности ребенка к школе. Детский сад по праву считается вторым по счету социальным институтом в жизни ребенка после семьи, в котором царят совершенно другие социальные нормы, отношения, не знакомые ему до этого. Ребенку за период дошкольного образования необходимо многому научиться, понять, выучить, узнать, осмыслить. В первую очередь дети в детском саду учатся общаться и находиться в коллективе, усваивают правила этического поведения и общения со сверстниками. Стоит отметить, что первостепенную роль в этом процессе играют воспитатели.
В этом возрасте у детей формируется самооценка, они стараются отвечать требованием взрослых, учатся быть хорошими и послушными, противопоставлять и сравнивать себя с другими детьми. Но порой выводы от такого противопоставления бывают неправильными, особенно если у ребенка не установился контакт в коллективе или с воспитателями, что проявляется в дальнейшем вспышками агрессии, нежелании посещать детский сад, упрямству, капризам, и даже истерикам. Учитывая этот нюанс, психологи склонны считать детей 2 младшей группы детского сада детьми которые находятся в переходном и кризисном возрасте. Задача воспитателей и родителей общими усилиями помочь детям благополучно переступить это возрастной рубеж. Посредством изменений, проходящих в психических процессах, таких как восприятие, внимание, воображение, речь, мышление, память, продолжает формироваться характер ребенка, его темперамент, усовершенствуется деятельность. Если для детей раннего возраста на первом месте были потребности в опеке, любви, заботе и ласке, то теперь приоритеты несколько меняются, и на первый план выходит одобрение поступков, похвала, самостоятельность, поддержка и признание. Ребенок чувствует потребность в самостоятельности, и начинает проявлять ее разными путями, видя одобрение взрослых со стороны, в виде похвалы или других поощрениях он испытывает чувство гордости. Поэтому не забывайте ребенка хвалить за любые, хоть и маленькие, но достижение.
Дети во 2 младшей группе детского сада имеют значительное стремление к познавательной деятельности. Поэтому этот возраст еще называют возрастом «почемучек». Порой на воспитателей и родителей сыпется град детских вопросов и это очень хорошо. Ведь, если ребенку что-то интересно, но наверняка полученная им информация в виде ответа запомнится надолго и пополнит его копилку знаний и опыта. Разного рода экскурсии, спектакли праздники, которые организовываются в группе, благоприятным образом влияют на детей.
2 младшая группа детского сада – это дети, которые уже умеют очень многое, если сравнивать их с ясельной группой детского сада. Существенное различие четко прослеживается не только во внешних признаках, речи детей, поведении их в коллективе, а и на занятиях. Прогресс заметен на лицо, но для четкого определения уровня развития ребенка и соответствие этого уровня общим нормам было придумано проводить психодиагностику детей. Такие тесты помогают выявить пробелы, которые есть в знаниях у большинства детей, с дальнейшей целью их устранения. Для начала детям 2 младшей группы детского сада предлагают пройти тест Бени-Симона. Исходя из этого теста, ребенок в возрасте 3-4 лет должен уметь назвать свое имя и фамилию, уметь повторить по памяти прочитанное ему небольшое предложение, а также два любых числа, ответить, кто нарисован на показанных ему картинках, а также знать и уметь показывать, где у него находится нос, уши, руки, глаза. Этот небольшой тест показывает уровень умственного развития ребенка. На втором этапе проверяют уровень развития у ребенка основных психических процессов – мышления, внимания, логики. И только после того делают заключение об уровне развития ребенка в соответствие к возрастным нормам, исходя из количества правильных ответов и времени их выполнения.
Таким образом, задачей детского сада, как организации дошкольного воспитания является способствовать дальнейшему физическому, эмоциональному, творческому, интеллектуальному и волевому развитию детей дошкольного возраста.
Источник
В разделе «Младшая группа» опубликованы материалы для детей раннего и младшего дошкольного возраста. 1-2 лет (ранний возраст, ясли), 2-3 лет (первая младшая), 3-4 лет (вторая младшая).
Конспекты занятий и прогулок, сценарии развлечений и досугов, дидактические игры и пособия.
Занятия, игры и развлечения для наших малышей.
Включает в себя разделы:
- Подвижные игры в младшей группе. (2-4 года)
Показаны публикации 1-10 из 39864.
Все разделы
| Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Новое
Сценарий досуга к 23 февраля для детей второй группы раннего возраста
Цель: Формировать знания детям о том, что есть такой праздник, как «Папин праздник» – День защитника Отечества. Задачи: 1. Познакомить детей с государственным праздником – День защитника Отечества; 2. Познакомить детей с военными профессиями (солдат, летчик, моряк, атрибутами их…
Экологический проект в средней группе «Обитатели леса зимой» для детей 4–5 лет
Экологический проект «Обитатели леса зимой» в средней группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4–5 лет Экологический проект в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4-5 лет на тему: «Обитатели леса». Тип проекта: По доминирующему виду…
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет – Рекомендации родителям для правильного развития детей 2–3 лет
Публикация «Рекомендации родителям для правильного развития детей 2–3…»
Рекомендации родителям для правильного развития детей 2-3лет Весьма распространенным является представление о том, что развивающие занятия с детьми — это такая работа, к которой можно приступить лишь по достижении ребенком определенного, как правило трехлетнего, возраста….
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Праздник осени во второй группе раннего возраста
Праздник осени Дети сидят на стульях. Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на поезде в осенний лес. Звучит песня «Паровозик чух, чух. На 2ой остановке дети приехали. Ведущий: Ребята посмотрите, как красиво в осеннем лесу! Звучит музыка, входит осень. Ведущий: Ой! Кто-то…
Сценарий новогоднего утренника в группе раннего возраста
Действующие лица: Взрослые – Ведущая, Дед Мороз, Снегурочка. Ребенок из подготовительной группы: Зайка. Мальчики – зайки, девочки – снежинки. Музыкальный материал: Песни «Не коли нас елочка», «Дед Мороз» Танцы: ДА-Да-Да, «Снегурочка со снежинками», «Танец с морковками» Игры:…
Занятие по физкультуре в группе раннего возраста по сюжету русской народной сказки «Колобок»
рограммное содержание: 1. Учить выполнять упражнения слаженно и дружно; 2. Развивать двигательные навыки и умение координировать движения в соответствии с текстом; 3. Воспитывать гуманные чувства. Оборудование: Обруч, ребристая доска (длина-2м, ширина-20см, бревнышки-3шт….
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет – План работы с педагогами. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1 младшая группа
Статья «План работы с педагогами. Образовательная область…»
1 квартал. Сентябрь 1.Анкетирование воспитателей. Обработка анкетных данных. 2. Обсуждение графика работы. 3. Краткие методические указания. Октябрь: 1.Обсуждение сценария. Работа с персонажами. Подготовка атрибутов. 2.Консультация на тему: «Роль воспитателя в проведении…
Организация новогодних утренников для детей 4–5 лет
Новый год — самый волшебный календарный праздник. Одной из важных его составляющих для детей, посещающих ДОУ, является утренник, который совмещает в себе театрализованное представление, конкурсы и игры и завершается вручением подарков. Чтобы ребята погрузились в сказочную…
Вязаный театр в адаптации ребенка раннего возраста в условиях ДОУ
Моя педагогическая находка — вязаный театр в адаптации ребенка раннего возраста в условиях ДОУ Выбор темы обусловлен тем, что при поступлении в детский сад детям раннего возраста предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий…
Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет)
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 3—4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования…
Знания умения и навыки детей младшего дошкольного возраста.
ЗУН (знания, умения и навыки) детей в первой младшей группе сводятся к открытию всего неизвестного и интересного. Детки в возрасте 2-3 лет легко подражают манере общения взрослых и их отношению к окружающей действительности.
В это же время малыши 3-4 лет проявляют больше самостоятельности и настойчивости, в своих действиях используют любимое словосочетание «Я сам!»
Развитие речи
Примерно с двух лет ребенок начинает осмысленно называть близких по именам, себя обозначает от первого лица и уже ближе к трем годам варьирует окончаниями прилагательных. Понимает слова обобщения, но не всегда их употребляет. Потихоньку с трех лет дошкольник начинает кратко описывать любимый предмет, игрушку или лакомство. Взрослые в свою очередь помогают в общении с малышом, закреплять приобретенные навыки в беседе, наблюдении, играх. С 3-4 лет оттачиваются навыки четкого произношения звуков, сложность вызывают Р., Ш., Щ. Малыши составляют простые предложения и упражняется в составлении сложных.
Интеллектуальное развитие.
В период с трех до четырех лет ребенок умеет воспринимать зрительные образы и учится оформлять речью свои наблюдения. Педагогами используются множество предметных и сюжетных картинок с целью выделить характерные особенности и признаки изображений. Дошкольники этой возрастной группы учатся сопоставлять свойства предметов по цвету, размеру, форме, различать времена года по основным признакам (снег – зима, желтые листочки – осень).
Культурно-бытовые навыки.
Поступая в детский сад, не все дети успели распрощаться с подгузниками, и не имеют привычки проситься на горшок. Связано это в первую очередь с тем, что в действиях малыша не хватает осознанности. В период с 2-3 лет малыш должен развить привычку пользоваться горшком, взрослые регулярно напоминают и помогают в этом малышу. К четырем годам дошколенок учится одеваться самостоятельно без помощи взрослого.
Источник
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие »
Что должен знать и уметь ребенок младшей группы к концу учебного года
2-3 лет
Рисование
-знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.
-различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
Лепка
-умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук;
– отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями;
-соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
-лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.
3-4 лет
Рисование
-правильно работать карандашом и кистью ;
-умение проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся ;
-рисовать предмет округлой формы ;
-умение ритмично наносить штриховку и мазки ;
-изображать простейшие предметы и явления действительности.
Лепка
-лепить предметы, состоящие из 1-3 частей ;
-владеть навыком округлого раскатывания (шар) ;
-владеть навыком прямого раскатывания (столбик);
-навык соединения, сплющивания, защипывания краев формы кончиками пальцев ;
– владеть навыком рационального деление пластилина ;
– владеть навыком аккуратной работы с пластилином.
Аппликация
-навыки наклеивания (промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея.) ;
-создавать изображения путем наклеивания готовых форм;
-соблюдения порядка на рабочем столе.
Образовательная область «Познавательное развитие »
Что должен знать и уметь ребенок младшей группы к концу учебного года
Приобщение к социокультурным ценностям:
2-3 лет
Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос дейст-вий с объекта на объект.
Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагога).
Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
3-4 лет
-знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы.
-сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней
Образовательная область «Познавательное развитие »
Что должен знать и уметь ребенок младшей группы к концу учебного года
Ознакомление с миром природы
2-3лет
-Знает и называет домашних животных и их детенышей и некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.)
– Проявляет интерес к уходу за рыбками в аквариуме, за животными, птицами и растениями.
- Умеет различать по внешнему виду овощи и фрукты.- Понимает элементарные причинно-следственные связи (одеваться по погоде, пошел дождь – поэтому на улице лужи).
– Имеет представления о сезонных природных явлениях.
3-4лет
-Знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
-Знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
-Знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
-Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
-Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
-Знать части суток – утро, день, вечер, ночь.
-Ребенок должен уметь называть явления природы – дождь, снег, ветер.
Образовательная область «Познавательное развитие »
Что должен знать и уметь ребенок младшей группы к концу учебного года
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
2-3лет
- Проявляет любознательность и интерес к совместным с взрослым практическим познавательным действиям экспериментального характера.
– Имеет представление о цвете, величине, форме предметов.
– Собирает разрезные картинки из 2-4 частей, пирамидку из 5-8 колец разной величины, складные кубики (4-6 шт.)
– Проявляет интерес к дидактическим играм.
3-4лет
-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
-умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; знает что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др.), другие созданы природой (камень, шишки).
Ознакомление с предметным окружением:
2-3лет
-Проявляет интерес к предметам ближайшего окружения: игрушкам, посуде, одежде, мебели и т.д.
- Называет цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина).
– Устанавливает сходства и различия между предметами, подбирает предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группирует их по способу использования (из чашки пьют и т.д.)
– Называет свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и пр.
3-4лет
-знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
-имеет представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).
Образовательная область «Познавательное развитие »
Что должен знать и уметь ребенок младшей группы к концу учебного года
Формирование элементарных математических представлений:
2-3лет
-Умеет различать количество предметов (один-много).
– Имеет представление о форме (кубик, кирпичик, шар и пр.) и величине (большой-маленький) предметов.
– Знает и называет части тела (голова, руки, ноги, лицо, спина).
3-4лет
– Различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
– Умение видеть один и много предметов, используя слова «один» , «много» , «ни одного»
– Понимать вопрос «сколько?»
– Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну
– Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте)
-Узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) называть их.
-Различать 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый) знать чёрный и белый и оттенки голубой, розовый
– Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо
Образовательная область «Речевое развитие».
Что должен знать и уметь ребенок младшей группы к концу учебного года
Развитие речи
2-3лет
– Понимает речь взрослых без наглядного сопровождения.
– Умеет по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру, называет местоположение этих предметов.
– Имитирует действия людей и движение животных.
– Употребляет в своей речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
– Воспроизводит звукоподражания, слова и несложные фразы (из 2-4 слов).
– Понимает и употребляет предлоги (в, на, за, под).
– Отвечает на вопросы (Кто? Что? Что делает? Где? Когда? Куда? Во что одет?)
– Повторяет несложные фразы.
– Умеет слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Приобщение к художественной литературе
- Слушает народные песенки, сказки, авторские произведения.
– Договаривает слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
– Рассматривает рисунки в книгах, называет знакомые предметы и показывает их.
3-4 лет
– Понимает речь взрослого
– Повторяет за взрослым звуки, слова и предложения
– Уметь отвечать на элементарные вопросы взрослого
– Общается со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)
– Различает и называет существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая).
– Понимает обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.;
– Согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (зеленое яблоко); действия с предметами (девочка нарисовала, машина едет и пр.) употребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около)
– С помощью взрослого, используя фигурки, куклы, инсценирует отрывки из знакомых сказок
– Умеет читать наизусть небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций
– Знает и называет произведение, прослушав отрывок из него, с помощью взрослого пересказывает сказку
– Умеет говорить «спасибо», здороваться, прощаться.
Источник