Развитие ребенка в младенческом возрасте лисина

Развитие ребенка в младенческом возрасте лисина thumbnail

Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация “МЫ”, социальная ситуация комфорта. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон, который является условием нормального физического и психического развития ребенка. И этот эмоционально-положительный фон необходимо постоянно поддерживать, для чего человечество изобрело эрзацы присутствия взрослого: это пустышка и укачивание. Первая потребность, которая формируется у ребенка – это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. На развитие этой потребности надо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. Первые признаки общения были описаны М.И. Лисиной. Это внимание, интерес к другому человеку (ребенок смотрит, прислушивается к голосу); эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание. Психологи говорят: “Младенец беспомощен, если он один, но пара “мать и дитя” не только не беспомощны, но поражают своей жизнестойкостью”. С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.

Младенческий возраст — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на 2 фазы:раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес) Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Эти связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — второе полугодие. Развиваются сенсорные ф-ции.

Во втором полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, общение со взрослым преобразуетнос ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в первом полугодии и ситуативно-делового общения во втором полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Развивается моторика – позовые, локомоторные и мануальные движения.(действия с предметом)

Высоким уровнем развития характеризуются сенсорные процессы: в 2 месяца присутствует константность.

Период младенчества завершается «кризисом первого года», в котором впервые проявляется личность ребенка. Появляется понимание речи и первые формы речевой активности.Ассоциативно-ситуативный х-р речи.

Общение, по М. И. Лисиной, – это коммуникативная деятельность со своей структурой: 1) общение – взаимонаправленная коммуникация, где каждый участник выступает как субъект; 2) побуждающий мотив – конкретные свойства человека (личностные, деловые качества); 3) смысл общения – удовлетворить потребность в познании других людей и самих себя через оценку других и себя. Достаточно широки и значимы для ребенка все процессы взаимодействия со взрослыми. Общение же чаще всего выступает здесь только его частью, поскольку, помимо общения, у ребенка есть и другие потребности. Каждый день ребенок делает для себя новые открытия, ему необходимы свежие яркие впечатления, активная деятельность. Дети нуждаются в том, чтобы их стремления были поняты и признаны, в ощущении поддержки со стороны взрослого. Развитие процесса общения тесно связано со всеми этими потребностями детей, на основе которых можно выделить несколько категорий, обусловленных мотивами общения таких как: 1) познавательная категория, которая возникает тогда, когда ребенок получает новые яркие впечатления; 2) деловая категория, которая возникает в процессе активной деятельности ребенка; 3) личностная категория, возникающая в процессе непосредственного общения ребенка со взрослыми. Развитие общения со взрослыми М. И. Лисина представила как смену нескольких форм общения. Учитывались время возникновения, содержание потребности, которая удовлетворяется, мотивы и средства общения. Взрослый человек является главным двигателем в развитии общения ребенка. Благодаря его присутствию, вниманию, заботе процесс общения зарождается и проходит все этапы своего развития. В первые месяцы жизни ребенок начинает реагировать на взрослого: ищет его глазами, улыбается в ответ на его улыбку. В четыре-шесть месяцев у ребенка появляется комплекс оживления. Теперь он может достаточно долго и пристально смотреть на взрослого, улыбаться, проявляя положительные эмоции. Развиваются его двигательные способности, появляется вокализация. Комплекс оживления, по мнению М. И. Лисиной, играет важную роль в формировании взаимодействия ребенка со взрослыми. Появление ситуационно-личностного общения является важным этапом формирования личности ребенка. Ребенок начинает ощущать себя на эмоциональном уровне. Он проявляет позитивные эмоции, у него появляется желание привлечь внимание взрослого, стремление к общей деятельности с ним. Далее появляется ситуативно-деловое общение. Теперь ребенку мало одного внимания со стороны взрослого, ему необходимо совершать с ним совместную деятельность, в результате чего появляется манипулятивная деятельность.

Источник

Вклад М.И. Лисиной в развитие детской психологии. Выполнила: студентка 2 курс...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Вклад М.И. Лисиной в развитие детской психологии. Выполнила: студентка 2 курс

Описание слайда:

Вклад М.И. Лисиной в развитие детской психологии. Выполнила: студентка 2 курса заочного отделения профиля «Дошкольная дефектология» Ярухина С.В. Проверила: старший преподаватель Быкова О.Н.

2 слайд

Биография Лисина Мая Ивановна (1929 - 1983) - выдающийся детский психолог, ос

Описание слайда:

Биография Лисина Мая Ивановна (1929 – 1983) – выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества.В 1952 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В. Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет».С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980). Член редколлегии журнала «Вопросы психологии».В конце 70-х гг. М.И. Лисиной и под ее руководством были проведены чрезвычайно яркие и красивые экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым и его влияния на психическое развитие ребенка. Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи – в детских учреждениях закрытого типа.

3 слайд

Научный вклад Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное

Описание слайда:

Научный вклад Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина). Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъектно-субъективные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе. Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.

4 слайд

Научный вклад Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) не

Описание слайда:

Научный вклад Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) невербальные (экспрессивно-мимические – улыбка, мимика и предметные – позы, жесты, предметные действия). Причем речь – это ведущее средство, позволяющее передать максимально богатое содержание. В то же время речевые средства подкрепляются невербальными, которые дают дополнительную информацию о собеседнике. Процесс общения составляют три стороны: социально-перцептивная – восприятие и понимание другого человека интерактивная – межличностное взаимодействие коммуникативная – передача информации.

5 слайд

Форма общения У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: *сит

Описание слайда:

Форма общения У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: *ситуативно-личностная; * ситуативно-деловая; *внеситуативно-познавательная; *внеситуативно-личностная.

6 слайд

Периодизация психического развития

Описание слайда:

Периодизация психического развития

7 слайд

Ситуативно - личностное Ситуативно-личностное общение, характерно для младенч

Описание слайда:

Ситуативно – личностное Ситуативно-личностное общение, характерно для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребёнка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребёнка привлекает личность взрослого, а всё остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остаются на втором плане.

8 слайд

Ситуативно – деловое В раннем возрасте ребёнок осваивает мир окружающих его п

Описание слайда:

Ситуативно – деловое В раннем возрасте ребёнок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы тёплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребёнок и взрослый выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют всё более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребёнком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение развёртывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.

9 слайд

Внеситуативно - познавательная С появлением первых вопросов ребёнка: «почему?

Описание слайда:

Внеситуативно – познавательная С появлением первых вопросов ребёнка: «почему?», «зачем?», «откуда?», « как?» – начинается новый этап в развитии его общения со взрослыми, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребёнок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее, а именно, как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим всё на свете, становится для него всё тот же взрослый человек.

10 слайд

Внеситуативно - личностнаое Внеситуативно - личностное общение, возникающее в

Описание слайда:

Внеситуативно – личностнаое Внеситуативно – личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста. Взрослый для ребёнка – высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по- деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребёнок будет психологически не готов к школьному обучению.

11 слайд

Развитие ребенка в младенческом возрасте лисина

Развитие ребенка в младенческом возрасте лисина

Курс повышения квалификации

Развитие ребенка в младенческом возрасте лисина

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Развитие ребенка в младенческом возрасте лисина

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-188898

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Младенческий возрастот двух месяцев до одного года. Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного развития – младенчество. Ведущая деятельность младенческого периода – непосредственно-эмоциональное общение (по Эльконину), или ситуативно-личностное общение (по Лисиной). Объект этой деятельности – другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов.

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма[1]. Явление госпитализма обнаружилось при попытках наладить внесемейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего, поражала огромная смертность маленьких детей в приютах. Например, в 1678 г. в Венеции из 2000 детей, принятых в приют, в течение 10 лет осталось в живых только семь. Приюты получили печальное название “фабрик ангелов”. Дети, оставшиеся в живых, имели выраженное отставание в физическом и психическом развитии: к трем годам они не умели есть, почти не говорили, были чрезмерно пассивны или, напротив, возбуждены и агрессивны. Причины таких последствий долгое время искали в особенностях санитарно-гигиенического ухода, в неполноценном питании и небрежности врачей.

Большое значение для привлечения внимания к нарушениям психомоторного развития детей, воспитываемых вне семьи, имели исследования психолога психоаналитической ориентации Рене Шпица (1887–1974), в особенности работа “Госпитализм” (1945).

Шпиц проводил сравнительные наблюдения за развитием детей в одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Гигиенические условия, врачебное наблюдение, “наследственность” в приюте были лучше. Но дети из яслей имели единственное преимущество: за ними ухаживали их собственные матери. В тюремных яслях за два года не умерло ни одного ребенка, в то время как в приюте из 91 ребенка погибло больше трети. Годовалые дети из приюта встречали незнакомых людей испуганным визгом или вели себя крайне навязчиво. К концу второго года дети становились пассивными, предпочитая лежать в постельках. Что касается ясельных детей, то основная проблема заключалась в том, как справиться с их нарастающей любознательностью и предприимчивостью.

Шпиц, а также другие психологи фрейдистской ориентации объясняли подобные нарушения развития разрывом контактов ребенка с биологической матерью, подчеркивали глубину и необратимость искажений психического развития[2].

Российские педиатры и психологи причину госпитализма определили как дефицит общения. Были созданы научные основы воспитания детей раннего возраста в общественных учреждениях и сделаны успехи в искоренении госпитализма путем направленной организации общения персонала с детьми с первых дней жизни.

Нельзя забывать, что стертые, неявные, но все же весьма опасные для полноценного психического развития малыша симптомы госпитализма могут возникать при ранней разлуке (помещении ребенка в больницу) и даже в семье. Так бывает, когда родные не уделяют ребенку достаточно внимания и тепла, в ситуации социально-экономического неблагополучия или когда ребенок оказывается по какой-либо причине, например из-за несоответствия его пола ожидаемому, психологически “нс принятым” матерью.

Трудными (для установления взаимодействия с ними) оказываются младенцы, относящиеся к группе риска по биологическим, медицинским показателям, а также младенцы с “трудным” темпераментом. Например, преждевременно рожденные, или недоношенные, дети нуждаются в специальных условиях выхаживания, что приводит к длительной послеродовой разлуке матери и ребенка. Отмечено, что и специфические “особенности” поведения недоношенных детей увеличивают вероятность эмоциональной депривации[3].

Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризуется так называемым синдромом “дефицитарности ключевых сигналов”. Дети начинают улыбаться в более поздние сроки, причем улыбки обычно стертые, невыраженные; инициатива в контакте со взрослым отсутствует, а ответная реакция очень слаба; они избегают зрительного и эмоционального контакта; напрягаются и отстраняются при взятии на руки. В первом полугодии жизни наблюдается доминирование отрицательных эмоций, быстрая истощаемость и высокая утомляемость ребенка при взаимодействии со взрослым, запаздывание в появлении и бедность вокализаций.

Выделены и матери групп риска: депрессивные, с психическим заболеванием, с нарушением отношений с родителями в собственном детстве, матери-подростки. Характерные изменения поведения со стороны ребенка (сокращенность и ослабленность сигналов, меньшая отзывчивость на социальное поведение матери, сниженная инициативность) и со стороны матери (меньшая чувствительность к сигналам ребенка, доминирование, дефицит вовлеченности в общение, эмоциональная отстраненность) с высокой вероятностью могут привести к нарушениям взаимодействия в системе “мать – младенец”, отклонениям в формировании взаимной привязанности, риску отставания в развитии. Эти признаки являются одним из существенных показаний для усиления внимания такой семье, оказания помощи по программе “раннего вмешательства”[4].

Источник