Развитие ребенка в кружке подготовка к школе скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Цель: Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе
Задачи:
- Готовить детей к обучению чтению, развивать фонематический слух и умение, проводить элементарный звуковой анализ речи
- Дать первоначальные математические представления
- Развивать память, внимание, мышление, воображение
- Воспитывать организованность в учебной деятельности
Пояснительная записка
Обучение проводится 2 раза в неделю на 30-минутных занятиях по:
- Подготовке к обучению чтению (1 и 3 неделя месяца)
- Развитию элементарных математических представлений (2 и 4 неделя месяца)
Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические ‘представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к.собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Основная дидактическая идея – развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Процесс обучения чтению включает два периода: первый – ориентировка и овладение ребёнком звуковой стороны речи, второй – освоение знаковой системы языка.
Цель курса подготовки к обучению чтению: выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе – интереса и способности к чтению. Основные задачи – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего периода обучения. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся со звуками и буквами, слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий является эффективным средством подготовки к обучению в школе.
Цель курса математической подготовки – обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:
на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;
1.
на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
2.
на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты
3.
Дпя выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды
занятий:
занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-конкурс;
занятие-экскурсия;
занятие-соревнование
Основные принципы работы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса
обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
Новизна
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи
Задачи:
- Сформировать понятия «звук», «буква»
- Научить выделять их из состава слова
- Различать гласные и согласные звуки (буквы)
- Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки
- Подбирать слова к заданным звуковым схемам
- Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ
- Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов
- Чтение слогов, маленьких слов, предложений
СЕНТЯБРЬ
1 неделя 1 Звук и буква А, игра “подбери словечко”
Звук и буква О, игра “Доскажи слово”
3 неделя 2 Звук и буква У, игра “подбери словечко”
Звук и буква Ы, игра “придумай слово с заданной буквой”
ОКТЯБРЬ
Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании
3 неделя 4 Звук и буква JI, чтение слогов, отгадывание загадок
Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение
НОЯБРЬ
1 неделя 5 Звук и буква Н, Разучивание стишков на звук Н
Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением
3 неделя 6 Закрепление пройденного материала, гласные и согласные
звуки и буквы, чтение слогов
Буква Я, ( Буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы
ДЕКАБРЬ
1 неделя 7 Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов
Буква Е, ( состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший
3 неделя 8 Буква Ё,( состоит из двух звуков й и о), чтение слогов
Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший
ЯНВАРЬ
1 неделя 9 Деление слов на слоги, игра “волшебный мяч”
Звуки Г-К, ГБ- КБ , буквы Г,К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом
Звуки В- ВЬ,Ф – ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший
ФЕВРАЛЬ
1 неделя 11 Звуки 3 – 3 , С -СЬ, буквы 3,С, чтение слогов
Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов
3 неделя 12 Звуки X- Хь, буква X, чтение слогов, разучивание
четверостиший
Звуки и буквы Ж – Ш, чтение слогов, слов
МАРТ
1 неделя 13 Звуки и буквы Ч – Щ, чтение слогов
Звук и буква Ц, чтение слогов, игра “доскажи словечко”
3 неделя 14 Звук и буква Й, чтение слов
Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы
АПРЕЛЬ
1 неделя 15 Закрепление пройденного материала: чтение слов,
составление предложений, рифма
Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов
16 Закрепление пройденного материала, игра “Доскажи предложение”
3 неделя
МАЙ
1 неделя
3 неделя
Закрепление пройденного материала, гласные буквы
- Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные
- Закрепление пройденного материала, звонкие согласные
Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита.
Календарно – тематическое планирование занятий по математике
Задачи:
- Научить детей считать в пределах 20 (прямой и обратный счет)
- Познакомить с цифрами 0-9
- Решать примеры и задачи в пределах 10
- Ориентироваться в пространстве и во времени
- Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами
- Знакомство с геометрическими фигурами
- Выполнять различные виды графических диктантов
- Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам
- Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение
Сентябрь
2 неделя 1, Понятие :слева, справа, вверху, внизу; использование предлогов: над, перед, на, в, под, между.
Число и цифра 1. Первый, последний.
4 неделя 2. Больше, меньше, столько же. Знаки , =,+,
Число и цифра 2. Пара. Первый, второй.
Октябрь
2 неделя 3. Решение задач, графические диктанты.
Число 3. Состав числа 3. Равенство
Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
4 неделя 4. Число и цифра 4. Состав числа 4.
Ноябрь
2 неделя 5. Сложение; Решение задач. Логические задания.
Число и цифра 5. Состав числа 5.
4 неделя 6. Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины.
Работа со счёт, палочками .Проверочная работа.
Декабрь
2 неделя 7. Число и цифра 6, Состав числа 6.
Вычитание; Развивающие задания.
4 неделя 8. Число и цифра 7. Состав числа 7.
Занимательная математика: решение логических заданий
Январь
2 неделя 9. Число и цифра 8. Состав числа 8.
Число и цифра 9. Состав числа 9.
4 неделя 10. Цифры 0-9; знаки +. =, Графический диктант
Ориентация в пространстве и на плоскости.
Февраль
2 неделя 11. Знакомство с нулём. Математический диктант
Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток 4 неделя 12. Образование чисел второго десятка, знакомство с цифрами 11-13
Решение примеров, знакомство с ромбом
Март
2 неделя 13. Определение понятий “шире”, “уже”, “выше”, “ниже”. Игра “вставь знак”
Найди лишний предмет, цифры 14- 17 4 неделя 14. Игра “следующий, предыдущий”, порядковый счёт до 17 Образование чисел второго десятка, цифры 17-20
Апрель
2 неделя 15. Закрепление пространственных отношений (слева, справа, сверху, снизу.)
Составление геометрич. фигур из счётных палочек, логич. задания неделя 16. Образование чисел второго десятка; составление примеров.
Счёт парами. Понятие узкий, широкий, высокий, низкий.
Май
2 неделя 17. Игра “Назови соседа”,счёт от 1 до 20
Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д.(закрепление)
4 неделя 18. Ориентация в пространстве и на плоскости (закрепление)
Итоговое занятие: повторение счёта до 20 в прямом и обратном порядке; повторение цифр; решение логических задач в игре “Найди клад”
Список литературы:
- «Математика для детей пяти-шести лет» Е, В. Колесникова;
- «Развитие математического мышления у детей 5-7лет. » Е. В, Колесникова.
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1992.
- Михайлова 3. А Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2:Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ”
- Методистов ДОУ/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. -Воронеж: ЧК Лакоценин С. С., 2007.-96с.
- Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька».
- Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
- Е.В. Колесникова ” От А до Я”
- Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
- К.В. Шевелёв “Готовимся к школе”
Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных
консультаций с родителями
- Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,1996г.
- Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
- Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
- Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для
подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
- Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
- Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г
Рекомендуемая литература для воспитателей детских садов по вопросам подготовки
детей к школе.
- Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2000
- Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2001 г
- Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.„ Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао»,
- Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г,
- Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.
- Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990
- Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана- ~раф», 2006 г
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
- Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.
Рекомендуемая литература для будущих первоклассников
- Артемьева Н О Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
- Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.
- Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г.
- Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,
Издательство ТНОМ «Д», 2000 г.
- Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., “Сфера”
- Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство «ГНОМиД», 2004 г.
Источник
Ширина блока
px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 121 комбинированного вида» г.о. Саранск
Принято «УТВЕРЖДАЮ»
Решением педагогического Заведующая МДОУ
совета № от __.__.2016 «Детский сад № 121
комбинированного вида»
___________Л.Ю. Суркова
Протокол №_ от __.__.2016
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА)
«СКОРО В ШКОЛУ»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Гаун А.В.
Саранск 2015 – 2016 г.г.
Дополнительная образовательная
программа «Скоро в школу»
(далее – Программа)
Воспитатель Гаун Анастасия Викторовна
МДОУ «Детский сад № 121
комбинированного вида»
г.о. Саранск
Адрес организации
исполнителя
г. Саранск ул. Коваленко 55 А
развитие у детей 6-7 лет речевой
деятельности и познавательных
способностей, интеллекта, творчества в
решении поставленных задач
Социально – педагогическая
Срок реализации программы
Вид программы
Уровень реализации программы
адаптированная
дошкольное образование
Система реализации контроля за
исполнением программы
координацию деятельности по
реализации программы осуществляет
администрация образовательного
учреждения;
практическую работу осуществляет
педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты
программы
Хорошо владеть понятиями: «слово»,
«звук», «буква», « предложение»; знать
порядок букв (алфавит).
Различать гласные и согласные звуки.
Правильно ставить ударение в знакомых
словах.
Свободно и осознанно читать простые
слова.
Правильно составлять из букв слоги
всех видов и слова простой структуры.
Уметь составлять простые предложения
и интонационно правильно
проговаривать их в соответствии со
знаком на конце.
Развитие устной речи.
Проявлять интерес к родному языку.
Различать и называть цифры и другие
математические знаки (сложения-
вычитания, знаки больше – меньше,
равно);
уметь составлять и решать
арифметические задачи;
уметь решать логические задачи,
обосновывать доказательство;
ориентироваться в тетради по
клеточкам.
4
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы:
по тематической направленности – социально-педагогическая,
по функциональному предназначению – учебно-познавательная,
по форме организации – кружковая,
по времени реализации – годичная.
Новизна программы состоит в следующем:
✓ Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного
образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного
воспитания к осознанному обучению в начальной школе.
✓ Учитываются возрастные особенности детей и отличия в
организации дошкольного образования и начальной школы;
✓ Специфика организации подготовки детей к школе заключается в
том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра –
с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного
выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную
среду;
✓ Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе
которого будет реализована данная программа.
Актуальность.
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает все большую
актуальность. Во многом это связано с тем, что с проникновением западной
культуры и ее ценностей, в стране меняются условия развития ребенка –
развитие часто заменяется простыми изменениями. Ребенок развивается, его
внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это
зачастую не имеет никакого отношения. Случается, ребенок, начинающий
ходить в школу, может перечислить имена всех «смешариков», «фиксиков» и
«Барбоскиных», знает, как проходить сложнейшие уровни в новейших
компьютерных играх, но не знает, как называется страна, в которой он живет,
чем река отличается от моря, не может на вид отличить букву от цифры.
Конечно, не все дети такие. Все же, многие родители пытаются
подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Иногда вполне
удачно. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и
достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы
подготовить ребенка к школе на должном уровне.
В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие. Обычно
подразумевается, что научить ребенка всему, подготовить его к получению
дальнейшего образования – обязанность школы. Но на практике это работает
редко. В действительности большинство школьных учителей предпочитает
(и часто имеет к этому основания) уделять внимание тем детям, которые уже
обладают каким-то уровнем подготовки, которые способны воспринимать
школьную программу не как что-то совсем новое, а как совершенствование
5
имеющегося опыта. А остальным ученикам обычно ставят тройки – иногда
заслуженно, иногда – из жалости.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный
запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при
переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная
готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью)
является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание
научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой.
Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников
необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за
первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению
препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям
предоставляется возможность с первых же занятий быть активными,
уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал
преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно.
Для успешной реализации программы используются различные
педагогические технологии:
– игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного
возраста является игровая;
– информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность,
доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые
возможности добычи информации;
– технологии деятельностного метода, развития критического и
творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск
новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.
Цель программы: развитие у детей 6-7 лет речевой деятельности и
познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении
поставленных задач.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики
Основные задачи при реализации данной программы:
По первому разделу:
Развитие речи и обучение грамоте:
Образовательные:
• обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения
представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения
иллюстраций, бесед и др.
• подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
Развивающие:
6
• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить,
свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
• развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда
других);
• развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный
анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
• развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять
слова из букв и слогов, читать.
Воспитательные:
• Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.
По второму разделу:
Развитие математических представлений и логики:
Развивающие:
• развитие математических представлений о числах и цифрах;
• развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
Образовательные:
• знакомство с математическими знаками;
• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование
геометрических форм).
Воспитательные:
• воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались
в трудной ситуации;
• Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.
Отличительные особенности данной дополнительной
образовательной программы от других программ.
Образовательная программа «Скоро в школу» отличается от других
программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования
потребности ребенка в познании, что является необходимым условием
полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании
детской личности.
Включение в программу игр по укреплению психосоматического и
психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных
методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное
развитие и не используемых в основных образовательных программах, также
считаем отличительной чертой данной образовательной программы. Данная
программа готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;
инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа
рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Сроки реализации. Продолжительность реализации программы –
семь месяцев (период с октября месяца по апрель месяц включительно), что
7
составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в
неделю.
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек.
Формы организации занятий:
– совместная игровая – познавательная деятельность взрослого и детей.
– индивидуальная – беседы;
– занятия формирования и закрепления знаний и умений.
Ожидаемые результаты после реализации программы.
По первому разделу:
– ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква»,
« предложение»; знать порядок букв (алфавит);
– различать гласные и согласные звуки;
– правильно ставить ударение в знакомых словах;
– свободно и осознанно читать простые слова
– правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой
структуры;
– уметь составлять простые предложения и интонационно правильно
проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
– проявлять интерес к родному языку.
По второму разделу:
– ребенок должен различать и называть цифры и другие
математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше – меньше, равно);
– уметь составлять и решать арифметические задачи;
– уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
– ориентироваться в тетради.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения
детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью
игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной
образовательной программы «Скоро в школу» – открытое занятие для
родителей.
8
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
Числа-цифры
(Развитие математических
представлений и логики)
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
Числа-цифры
(Развитие математических
представлений и логики)
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
Арифметические задачи
(Развитие математических
представлений и логики)
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
Арифметические задачи
(Развитие математических
представлений и логики)
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
Арифметические задачи
(Развитие математических
представлений и логики)
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
Арифметические задачи
(Развитие математических
представлений и логики)
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
Логические задачи
(Развитие математических
представлений и логики)
9
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Гласные звуки и буквы
А,У,О
Согласный звук М (Мь), буква
Согласный звук С (Сь), буква
Согласный звук Х(Хь), буква
Цифры от 0 до 5;
Математические знаки +, -,=
Звук Ш, буква Ш
Сопоставление С и Ш
Согласный Л (Ль),буква Л
Гласный Ы
Цифры от 5 до 10
Математические знаки > ,<
Согласный звук Н (Нь), буква
Согласный звук Р (Рь) ,буква
Сопоставление Р и Л
Согласный звук К (Кь), буква
Арифметические задачи на сложение
Согласный звук П (Пь), буква
Согласный звук Т (Ть) ,буква
Гласный И
Согласный звук В (Вь), буква
Арифметические задачи на вычитание
Согласный звук З (Зь), буква Сопоставление З и
С
Согласный звуки Ж, буква
Согласный звук Б (Бь), буква
Составление арифметических задач
Согласный звук Г (Гь), буква
Согласный звук Д (Дь), буква
Звук Й
Ь – показатель мягкости
Составление арифметических задач
Гласные Я, Ю, Е
Согласные Ц, Ч
Звуки Щ, Ф (Фь)
Гласный Э
Логические задачи на внимание
Закрепление умения решать все виды задач
10
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения –
игровые. В данной дополнительной образовательной программе
используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.
Форма занятий – игровая.
Приемы и методы.
Игровые: использование игр и игровых персонажей.
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры).
Словесные: объяснение, беседа, использование художественной
литературы (стихи, загадки).
Практические: выполнение заданий
Дидактический материал:
азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)
фланелеграф;
индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;
картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий –
согласный, зеленый – согласный мягкий);
предметные картинки для составления предложений и задач
сюжетные картинки для составления рассказов;
тетради в клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листы – прописи букв, цифр;
игры со словами
Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного
образования, телевизор, ноутбук, магнитофон.
11
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волина, В. В. Учимся, играя: методическое пособие/ В. В. Волина. –
М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
2. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие /
Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
3. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе :
учебная литература / О. И. Жукова. – М.: АСТ, 2009. – 66 с.
4. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению
грамоте: учебно-методическое пособие / Г. Я. Затулина. – М.: Центр
педагогического образования, 2008. – 64 с.
5. Игнатьева, Л. В. Азбука. Мой первый учебник. ФГОС ДО /
Л. В. Игнатьева, Е. В. Колесникова. – М.: Ювента, 2015. – 96 с.
6. Игнатьева, Л. В. Читаю и пишу: Рабочие тетради №1, №2
(комплект). К книге «Азбука. Мой первый учебник» / Л. В. Колесникова. –
М. : Ювента, 2015. – 80 с.
7. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной
школе: методическое пособие / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез,
2014. – 48 с.
8. Новиковская, О. А. Сложи словечко : игровые модели обучения и
воспитания / О. А. Новиковская. – Санкт – Петербург : Паритет, 2006. – 15 с.
9. Радуга: примерная основная образовательная программа
дошкольного образования / под ред. Е.В. Соловьевой. – М.: Просвещение,
2014. – 232 с.
10. Федосова, Н. А. Преемственность: программа по подготовке к
школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
11. Федосова, Н. А. Методические рекомендации к программе
«Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова. – М.:
Просвещение, 2015. – 160 с.
12. Федосова, Н. А. От слова к букве: пособие для детей 5-7 лет. В 2
частях. Часть 1. / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
13. Федосова, Н. А. От слова к букве : пособие для детей 5-7 лет. В 2
частях. Часть 2. / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 95 с.
14. Шевелев, К. В. Готовимся к школе : рабочая тетрадь для детей 5-6
лет. В 2 ч. Ч. 1, 2. ФГОС ДО / К. В. Шевелев. – М.: Ювента, 2015. – 64 с.
15. Шумаева, Д. Г. Как хорошо уметь читать: обучение дошкольников
чтению: программа-конспект / Д. Г. Шумаева. – М.: Детство – Пресс, 2010. –
188 с.
Интернет – ресурсы
1. Азаматова, О. В. Программа дополнительного образования по
психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7
лет), https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/06/programma-dopolnitelnogo-
obrazovaniya-po-psikhologicheskoy-podgotovke
12
2. Вишнякова, Н.А. Программа дополнительного образования детей 6-
7 лет «От А до Я», https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-
gramote/2013/01/28/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey-6-7-let-
ot
3. Мощанова, Т. Н. Рабочая программа объединения «АБВГДЕЙКА»
социально – педагогической направленности, https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2012/09/06/programma-
po-podgotovke
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Источник