Развитие ребенка в кружке подготовка к школе скачать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Цель: Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе

Задачи:

  •  Готовить детей к обучению чтению, развивать фонематический слух и умение, проводить элементарный звуковой анализ речи
  •  Дать первоначальные математические представления
  •  Развивать память, внимание, мышление, воображение
  •  Воспитывать организованность в учебной деятельности

Пояснительная записка

Обучение проводится 2 раза в неделю на 30-минутных занятиях по:

  1.  Подготовке к обучению чтению (1 и 3 неделя месяца)
  2.  Развитию элементарных математических представлений (2 и 4 неделя месяца)

Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические ‘представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к.собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Основная дидактическая идея – развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Процесс обучения чтению включает два периода: первый – ориентировка и овладение ребёнком звуковой стороны речи, второй – освоение знаковой системы языка.

Цель курса подготовки к обучению чтению: выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе – интереса и способности к чтению. Основные задачи – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего периода обучения. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся со звуками и буквами, слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий является эффективным средством подготовки к обучению в школе.

Цель курса математической подготовки – обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:

на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;

1.

на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;

2.

на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты

3.

Дпя выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды

занятий:

занятие-игра;

занятие-путешествие;

занятие-исследование;

занятие-конкурс;

занятие-экскурсия;

занятие-соревнование

Основные принципы работы:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с

разумной требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий,

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

Систематичность и последовательность занятий;

Наглядность.

Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса

обучения и воспитания;

Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

Новизна

Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи

Задачи:

  1. Сформировать понятия «звук», «буква»
  2. Научить выделять их из состава слова
  3. Различать гласные и согласные звуки (буквы)
  4. Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки
  5. Подбирать слова к заданным звуковым схемам
  6. Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ
  7. Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов
  8. Чтение слогов, маленьких слов, предложений

СЕНТЯБРЬ

1 неделя        1        Звук        и        буква        А,        игра        “подбери        словечко”

Звук и буква О, игра “Доскажи слово”

3 неделя        2        Звук        и        буква        У,        игра        “подбери        словечко”

Звук и буква Ы, игра “придумай слово с заданной буквой”

ОКТЯБРЬ

Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании

3 неделя        4        Звук        и        буква        JI,        чтение слогов, отгадывание загадок

Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение

НОЯБРЬ

1 неделя        5        Звук и         буква Н, Разучивание стишков на звук Н

Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением

3 неделя        6        Закрепление        пройденного        материала,        гласные        и        согласные

звуки и буквы, чтение слогов

Буква Я, ( Буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы

ДЕКАБРЬ

1 неделя        7        Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов

Буква Е, ( состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший

3 неделя        8        Буква Ё,( состоит из двух звуков й и о), чтение слогов

Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший

ЯНВАРЬ

1 неделя        9        Деление слов на слоги, игра “волшебный мяч”

Звуки Г-К, ГБ- КБ , буквы Г,К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом

Звуки В- ВЬ,Ф – ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший

ФЕВРАЛЬ

1 неделя        11        Звуки 3 – 3 , С -СЬ, буквы 3,С, чтение слогов

Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов

3 неделя        12        Звуки X- Хь, буква X, чтение слогов, разучивание

четверостиший

Звуки и буквы Ж – Ш, чтение слогов, слов

МАРТ

1 неделя        13 Звуки и буквы Ч – Щ, чтение слогов

Звук и буква Ц, чтение слогов, игра “доскажи словечко”

3 неделя        14        Звук        и        буква        Й,        чтение        слов

Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы

АПРЕЛЬ

1 неделя        15 Закрепление пройденного материала: чтение слов,

составление предложений, рифма

Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов

16 Закрепление пройденного материала, игра “Доскажи предложение”

3 неделя

МАЙ

1 неделя

3 неделя

Закрепление пройденного материала, гласные буквы

  1. Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные
  2. Закрепление пройденного материала, звонкие согласные

Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита.

Календарно – тематическое планирование занятий по математике

Задачи:

  1.  Научить детей считать в пределах 20 (прямой и обратный счет)
  2.  Познакомить с цифрами 0-9
  3.  Решать примеры и задачи в пределах 10
  4.  Ориентироваться в пространстве и во времени
  5.  Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами
  6.  Знакомство с геометрическими фигурами
  7.  Выполнять различные виды графических диктантов
  8.  Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам
  9.  Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение

Сентябрь

2 неделя 1, Понятие :слева, справа, вверху, внизу; использование предлогов: над, перед, на, в, под, между.

Число и цифра 1. Первый, последний.

4 неделя        2.        Больше, меньше, столько же. Знаки , =,+,

Число и цифра 2. Пара. Первый, второй.

Октябрь

2 неделя        3.        Решение задач, графические диктанты.

Число 3. Состав числа 3. Равенство

Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

4 неделя        4.        Число и цифра 4. Состав числа 4.

Ноябрь

2 неделя        5. Сложение; Решение задач. Логические задания.

Число и цифра 5. Состав числа 5.

4 неделя        6. Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины.

Работа со счёт, палочками .Проверочная работа.

Декабрь

2 неделя        7. Число и цифра 6, Состав числа 6.

Вычитание; Развивающие задания.

4 неделя        8. Число и цифра 7. Состав числа 7.

Занимательная математика: решение логических заданий

Январь

2 неделя        9. Число и цифра 8. Состав числа 8.

Число и цифра 9. Состав числа 9.

4 неделя        10. Цифры 0-9; знаки +.        =, Графический диктант

Ориентация в пространстве и на плоскости.

Февраль

2 неделя        11. Знакомство с нулём. Математический диктант

Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток 4 неделя        12. Образование чисел второго десятка, знакомство с цифрами 11-13

Решение примеров, знакомство с ромбом

Март

2 неделя        13. Определение понятий “шире”, “уже”, “выше”, “ниже”. Игра “вставь знак”

Найди лишний предмет, цифры 14- 17 4 неделя 14. Игра “следующий, предыдущий”, порядковый счёт до 17 Образование чисел второго десятка, цифры 17-20

Апрель

2 неделя        15. Закрепление пространственных отношений (слева, справа, сверху, снизу.)

Составление геометрич. фигур из счётных палочек, логич. задания       неделя        16. Образование чисел второго десятка; составление примеров.

Счёт парами. Понятие узкий, широкий, высокий, низкий.

Май

2 неделя        17. Игра “Назови соседа”,счёт от 1 до 20

Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д.(закрепление)

4 неделя        18. Ориентация в пространстве и на плоскости (закрепление)

Итоговое занятие: повторение счёта до 20 в прямом и обратном порядке; повторение цифр; решение логических задач в игре “Найди клад”

Список литературы:

  1. «Математика для детей пяти-шести лет» Е, В. Колесникова;
  2.  «Развитие математического мышления у детей 5-7лет. » Е. В, Колесникова.
  3.  Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1992.
  4.  Михайлова 3. А Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
  5.  Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2:Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ”
  6.  Методистов ДОУ/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. -Воронеж: ЧК Лакоценин        С. С.,        2007.-96с.
  7.  Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька».
  8. Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
  1.  Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
  2.  Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
  3.  Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
  4.  Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
  5.  Е.В. Колесникова ” От А до Я”
  6.  Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
  7.  К.В. Шевелёв “Готовимся к школе”

Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных

консультаций с родителями

  1.  Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,1996г.
  2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
  3.  Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
  4.  Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для

подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.

  1.  Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
  2.  Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г

Рекомендуемая литература для воспитателей детских садов по вопросам подготовки

детей к школе.

  1.  Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2000
  2.  Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2001 г
  3.  Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.„ Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао»,
  4.  Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г,
  5.  Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.
  6.  Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990
  7.  Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана- ~раф», 2006 г
  8.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
  9.  Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.

Рекомендуемая литература для будущих первоклассников

  1.  Артемьева Н О Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
  2.  Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.
  3.  Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г.
  4.  Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,

Издательство ТНОМ «Д», 2000 г.

  1.  Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., “Сфера”
  2.  Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство «ГНОМиД», 2004 г.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 121 комбинированного вида» г.о. Саранск

Принято «УТВЕРЖДАЮ»

Решением педагогического Заведующая МДОУ

совета № от __.__.2016 «Детский сад № 121

комбинированного вида»

___________Л.Ю. Суркова

Протокол №_ от __.__.2016

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА)

«СКОРО В ШКОЛУ»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Гаун А.В.

Саранск 2015 – 2016 г.г.

Дополнительная образовательная

программа «Скоро в школу»

(далее – Программа)

Воспитатель Гаун Анастасия Викторовна

МДОУ «Детский сад № 121

комбинированного вида»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Коваленко 55 А

развитие у детей 6-7 лет речевой

деятельности и познавательных

способностей, интеллекта, творчества в

решении поставленных задач

Социально – педагогическая

Срок реализации программы

Вид программы

Уровень реализации программы

адаптированная

дошкольное образование

Система реализации контроля за

исполнением программы

координацию деятельности по

реализации программы осуществляет

администрация образовательного

учреждения;

практическую работу осуществляет

педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты

программы

Хорошо владеть понятиями: «слово»,

«звук», «буква», « предложение»; знать

порядок букв (алфавит).

Различать гласные и согласные звуки.

Правильно ставить ударение в знакомых

словах.

Свободно и осознанно читать простые

слова.

Правильно составлять из букв слоги

всех видов и слова простой структуры.

Уметь составлять простые предложения

и интонационно правильно

проговаривать их в соответствии со

знаком на конце.

Развитие устной речи.

Проявлять интерес к родному языку.

Различать и называть цифры и другие

математические знаки (сложения-

вычитания, знаки больше – меньше,

равно);

уметь составлять и решать

арифметические задачи;

уметь решать логические задачи,

обосновывать доказательство;

ориентироваться в тетради по

клеточкам.

4

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы:

по тематической направленности – социально-педагогическая,

по функциональному предназначению – учебно-познавательная,

по форме организации – кружковая,

по времени реализации – годичная.

Новизна программы состоит в следующем:

✓ Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного

образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного

воспитания к осознанному обучению в начальной школе.

✓ Учитываются возрастные особенности детей и отличия в

организации дошкольного образования и начальной школы;

✓ Специфика организации подготовки детей к школе заключается в

том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра –

с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного

выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную

среду;

✓ Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе

которого будет реализована данная программа.

Актуальность.

Подготовка детей к школе на сегодня приобретает все большую

актуальность. Во многом это связано с тем, что с проникновением западной

культуры и ее ценностей, в стране меняются условия развития ребенка –

развитие часто заменяется простыми изменениями. Ребенок развивается, его

внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это

зачастую не имеет никакого отношения. Случается, ребенок, начинающий

ходить в школу, может перечислить имена всех «смешариков», «фиксиков» и

«Барбоскиных», знает, как проходить сложнейшие уровни в новейших

компьютерных играх, но не знает, как называется страна, в которой он живет,

чем река отличается от моря, не может на вид отличить букву от цифры.

Конечно, не все дети такие. Все же, многие родители пытаются

подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Иногда вполне

удачно. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и

достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы

подготовить ребенка к школе на должном уровне.

В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие. Обычно

подразумевается, что научить ребенка всему, подготовить его к получению

дальнейшего образования – обязанность школы. Но на практике это работает

редко. В действительности большинство школьных учителей предпочитает

(и часто имеет к этому основания) уделять внимание тем детям, которые уже

обладают каким-то уровнем подготовки, которые способны воспринимать

школьную программу не как что-то совсем новое, а как совершенствование

5

имеющегося опыта. А остальным ученикам обычно ставят тройки – иногда

заслуженно, иногда – из жалости.

Созданием данной образовательной программы послужил социальный

запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при

переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная

готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью)

является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного

взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что

для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание

научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой.

Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников

необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за

первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению

препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям

предоставляется возможность с первых же занятий быть активными,

уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал

преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно.

Для успешной реализации программы используются различные

педагогические технологии:

– игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного

возраста является игровая;

– информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность,

доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые

возможности добычи информации;

– технологии деятельностного метода, развития критического и

творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск

новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.

Цель программы: развитие у детей 6-7 лет речевой деятельности и

познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении

поставленных задач.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.

Второй раздел: развитие математических представлений и логики

Основные задачи при реализации данной программы:

По первому разделу:

Развитие речи и обучение грамоте:

Образовательные:

• обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения

представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения

иллюстраций, бесед и др.

• подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

Развивающие:

6

• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить,

свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

• развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда

других);

• развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный

анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);

• развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять

слова из букв и слогов, читать.

Воспитательные:

• Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.

По второму разделу:

Развитие математических представлений и логики:

Развивающие:

• развитие математических представлений о числах и цифрах;

• развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Образовательные:

• знакомство с математическими знаками;

• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование

геометрических форм).

Воспитательные:

• воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались

в трудной ситуации;

• Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.

Отличительные особенности данной дополнительной

образовательной программы от других программ.

Образовательная программа «Скоро в школу» отличается от других

программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования

потребности ребенка в познании, что является необходимым условием

полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании

детской личности.

Включение в программу игр по укреплению психосоматического и

психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных

методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное

развитие и не используемых в основных образовательных программах, также

считаем отличительной чертой данной образовательной программы. Данная

программа готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;

инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.

Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа

рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Сроки реализации. Продолжительность реализации программы –

семь месяцев (период с октября месяца по апрель месяц включительно), что

7

составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в

неделю.

Формы и режим занятий.

Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек.

Формы организации занятий:

– совместная игровая – познавательная деятельность взрослого и детей.

– индивидуальная – беседы;

– занятия формирования и закрепления знаний и умений.

Ожидаемые результаты после реализации программы.

По первому разделу:

– ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква»,

« предложение»; знать порядок букв (алфавит);

– различать гласные и согласные звуки;

– правильно ставить ударение в знакомых словах;

– свободно и осознанно читать простые слова

– правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой

структуры;

– уметь составлять простые предложения и интонационно правильно

проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

– проявлять интерес к родному языку.

По второму разделу:

– ребенок должен различать и называть цифры и другие

математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше – меньше, равно);

– уметь составлять и решать арифметические задачи;

– уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;

– ориентироваться в тетради.

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения

детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью

игровых заданий.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной

образовательной программы «Скоро в школу» – открытое занятие для

родителей.

8

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Числа-цифры

(Развитие математических

представлений и логики)

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Числа-цифры

(Развитие математических

представлений и логики)

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Арифметические задачи

(Развитие математических

представлений и логики)

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Арифметические задачи

(Развитие математических

представлений и логики)

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Арифметические задачи

(Развитие математических

представлений и логики)

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Арифметические задачи

(Развитие математических

представлений и логики)

Звуки и буквы

(Развитие речи и обучение грамоте)

Логические задачи

(Развитие математических

представлений и логики)

9

4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Гласные звуки и буквы

А,У,О

Согласный звук М (Мь), буква

Согласный звук С (Сь), буква

Согласный звук Х(Хь), буква

Цифры от 0 до 5;

Математические знаки +, -,=

Звук Ш, буква Ш

Сопоставление С и Ш

Согласный Л (Ль),буква Л

Гласный Ы

Цифры от 5 до 10

Математические знаки > ,<

Согласный звук Н (Нь), буква

Согласный звук Р (Рь) ,буква

Сопоставление Р и Л

Согласный звук К (Кь), буква

Арифметические задачи на сложение

Согласный звук П (Пь), буква

Согласный звук Т (Ть) ,буква

Гласный И

Согласный звук В (Вь), буква

Арифметические задачи на вычитание

Согласный звук З (Зь), буква Сопоставление З и

С

Согласный звуки Ж, буква

Согласный звук Б (Бь), буква

Составление арифметических задач

Согласный звук Г (Гь), буква

Согласный звук Д (Дь), буква

Звук Й

Ь – показатель мягкости

Составление арифметических задач

Гласные Я, Ю, Е

Согласные Ц, Ч

Звуки Щ, Ф (Фь)

Гласный Э

Логические задачи на внимание

Закрепление умения решать все виды задач

10

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения –

игровые. В данной дополнительной образовательной программе

используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.

Форма занятий – игровая.

Приемы и методы.

Игровые: использование игр и игровых персонажей.

Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры).

Словесные: объяснение, беседа, использование художественной

литературы (стихи, загадки).

Практические: выполнение заданий

Дидактический материал:

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)

фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий –

согласный, зеленый – согласный мягкий);

предметные картинки для составления предложений и задач

сюжетные картинки для составления рассказов;

тетради в клетку;

мнемотаблицы;

рабочие листы – прописи букв, цифр;

игры со словами

Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного

образования, телевизор, ноутбук, магнитофон.

11

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волина, В. В. Учимся, играя: методическое пособие/ В. В. Волина. –

М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

2. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие /

Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

3. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе :

учебная литература / О. И. Жукова. – М.: АСТ, 2009. – 66 с.

4. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению

грамоте: учебно-методическое пособие / Г. Я. Затулина. – М.: Центр

педагогического образования, 2008. – 64 с.

5. Игнатьева, Л. В. Азбука. Мой первый учебник. ФГОС ДО /

Л. В. Игнатьева, Е. В. Колесникова. – М.: Ювента, 2015. – 96 с.

6. Игнатьева, Л. В. Читаю и пишу: Рабочие тетради №1, №2

(комплект). К книге «Азбука. Мой первый учебник» / Л. В. Колесникова. –

М. : Ювента, 2015. – 80 с.

7. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной

школе: методическое пособие / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез,

2014. – 48 с.

8. Новиковская, О. А. Сложи словечко : игровые модели обучения и

воспитания / О. А. Новиковская. – Санкт – Петербург : Паритет, 2006. – 15 с.

9. Радуга: примерная основная образовательная программа

дошкольного образования / под ред. Е.В. Соловьевой. – М.: Просвещение,

2014. – 232 с.

10. Федосова, Н. А. Преемственность: программа по подготовке к

школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.

11. Федосова, Н. А. Методические рекомендации к программе

«Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова. – М.:

Просвещение, 2015. – 160 с.

12. Федосова, Н. А. От слова к букве: пособие для детей 5-7 лет. В 2

частях. Часть 1. / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.

13. Федосова, Н. А. От слова к букве : пособие для детей 5-7 лет. В 2

частях. Часть 2. / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 95 с.

14. Шевелев, К. В. Готовимся к школе : рабочая тетрадь для детей 5-6

лет. В 2 ч. Ч. 1, 2. ФГОС ДО / К. В. Шевелев. – М.: Ювента, 2015. – 64 с.

15. Шумаева, Д. Г. Как хорошо уметь читать: обучение дошкольников

чтению: программа-конспект / Д. Г. Шумаева. – М.: Детство – Пресс, 2010. –

188 с.

Интернет – ресурсы

1. Азаматова, О. В. Программа дополнительного образования по

психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7

лет), https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/06/programma-dopolnitelnogo-

obrazovaniya-po-psikhologicheskoy-podgotovke

12

2. Вишнякова, Н.А. Программа дополнительного образования детей 6-

7 лет «От А до Я», https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-

gramote/2013/01/28/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey-6-7-let-

ot

3. Мощанова, Т. Н. Рабочая программа объединения «АБВГДЕЙКА»

социально – педагогической направленности, https://nsportal.ru/nachalnaya-

shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2012/09/06/programma-

po-podgotovke

Источник