Развитие ребенка в кружке подготовка к школе
Гуртова Елена Николаевна
учитель-логопед ГБОУ города Москвы «Школа № 2065» корпус Д-6
gurtova_e@bk.ru
Из опыта работы кружка по подготовке детей 6-7 лет к школьному обучению.
В статье представлен опыт работы по подготовке дошкольников к школьному обучению посредством занятий в кружке по дополнительному образованию. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа его развития и занимает особое место в системе образования.
Подготовка к школе; общее развитие дошкольника.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Л.А. Венгер.
Проблеме преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования.
Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Школа предъявляет к первокласснику высокие требования и ребенок дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения, у него должна быть развита мотивационная сфера и присущая дошкольнику любознательность выступает здесь как основа познавательной активности.
Основной целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника необходимых для овладения учебной деятельностью, таких качеств как любознательность, самостоятельность, прилежание. Ведущей деятельностью на занятиях является игровая, т.к. в игре дошкольник усваивает материал значительно успешнее. При проведении занятий необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка тех качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться.
Разработка дополнительной общеразвивающей программы «Лучики» была обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению в начальной школе.
В нашем дошкольном учреждении функционирует кружок по дополнительному образованию для детей 6-7 лет «Лучики».
Программа «Лучики» представляет собой комплексную дополнительную общеразвивающую образовательную программу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе и направлена на развитие и совершенствование познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление, что при целенаправленной организованной работе, повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, возрастного и индивидуального подхода.
Методики, приемы, технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка дошкольного возраста.
Образовательная деятельность осуществляется на занятиях посредством игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Каждое занятие включает в себя упражнения на развитие моторики, подготовки руки к письму, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов дошкольника.
Фотография 1-2
Для снижения повышенных интеллектуальных нагрузок используется интегрированная форма деятельности, во время которой объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности; элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Фотография 3
Особенностью программы является использование различных современных методик, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие эмоциональной сферы, психических процессов, интеллектуальных и коммуникативных способностей у детей. Речевое развитие происходит в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речевой деятельности.
Цель программы – общее развития ребенка, как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта, развитие предпосылок учебных умений и навыков.
Образовательные задачи по обучению грамоте направлены на формирование навыка различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова; определение последовательности звуков в слове, составлении схемы звуко-буквенного анализа слов; обучению навыку правильного обозначения звуков – соответствующими буквами.
Фотографии 4-5
Развитие математических представлений направлено на формирование представление о порядковом и количественном счете; представлении о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа; определению числа из двух меньших; формированию представлений об арифметических действиях и их взаимосвязях, геометрических фигурах, времени и пространстве.
Фотография 6-7
Развитие основных мыслительных процессов предполагает обучение приемам и методам запоминания и обработки информации с помощью мнемотехники; умению устанавливать связи, выделять главное, анализировать, осознавать логику построения материала.
Фотография 8-9
Основные педагогические задачи – развитие индивидуальных способности ребенка: коммуникативных, познавательных, регуляторных, любознательность и сообразительность; формирование мотивации к учебной деятельности; воспитание чувства ответственности и самостоятельности.
Программа рассчитана на 8 месяцев (с октября по май). Общая продолжительность реализации дополнительной общеразвивающей программы составляет 64 часа, что отражено в учебно – тематическом плане (Приложение 1).
- Вводное занятие. Знакомство (1час).
Знакомство с детьми. Раскрытие целей и задач курса, содержание программы. Выявление уровня подготовленности детей.
- . Развитие речи и фонематического восприятия (31 час).
Занятия направленны на развитие речи; лексико-грамматических категорий, фонетического восприятия и слуха, которые обуславливают подготовку к обучению чтению; знакомство со звуками русского языка и буквами русского алфавита; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, выполнения графических упражнений.
- Занимательная математика (31 час).
Занятия направлены на развитие пространственного воображения, психологических процессов (логическое мышление, память, внимание, воображение); знакомство с фигурами, цифрами, умение соотносить число и цифру; на решение простых задач; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, выполнения графических упражнений.
- Заключительное занятие (1 час.)
Занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут в соответствии с СанПиН 2014г.
На занятиях используется интегрированная форма деятельности, во время которой объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. У детей возникает интерес к обучению и они в дальнейшем используют полученные знания на практике. При помощи игровых приёмов на занятиях по развитию речи и математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, при этом обучение письму не выделяется в отдельную деятельность.
У каждого ребенка есть индивидуальная папка с рабочими листами, которую родители могут просмотреть и взять домой на выходные. В социальных сетях (Одноклассники.ru, Facebook) существует группа ДО и в ней родители могут ознакомиться с работой кружка, просмотрев видео- и фотоматериалы.
Занятия в кружке не дублируют основную образовательную программу, по которой работает наше учреждение, на них дошкольники в полной мере развивают и дополняют свои знания и умения, они становятся более ответственным, самостоятельными, внимательными и усидчивыми. Опыт работы кружка и опрос родителей показал необходимость и положительный результат в развитии детей, посещающих данные занятия.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001.
- Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002.
- А.В.Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001.
- О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005 “Логопед”.
- Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
- Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
- Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
Источник
Лидия Лукьянова
Программа кружка «Подготовка к школе»
Пояснительная записка.
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи курсов:
– обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьном образованием;
– развитие умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе;
– укреплять здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
Основные принципы:
– учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей;
– уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
– систематичность и последовательность занятий;
– вариативность содержания и форм проведения занятий;
– наглядность;
Главное назначение подготовительных курсов в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову к его эмоциональной окраске, воспитывать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной атмосферы.
В результате обучения на подготовительныхкурсах ребенок должен уметь:
1) отчётливо и ясно произносить слова
– выделять из слова звуки;
– находить слова с определенным звуком;
– определять место звука в слове;
– составлять предложения на заданную тему;
– пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
– ориентироваться на странице тетради.
2) называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10
– соотносить число предметов с цифрой;
– составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
3) распознавать знакомые растения и животных по рисункам
– перечислять в правильный последовательности времена года;
– называть основные признаки времен года.
Дети должны знать:
– буквы алфавита;
– как получается каждое число первого десятка (+, – 1);
– цифры 0-9, знаки;
– название месяцев, последовательность дней недели.
Комплект для подготовки детей к школе (под редакцией Н. А. Федосовой). Направлена на общее развитие ребенка, охрану его психического и физического здоровья. Программа предусматривает подготовку ребенка к чтению и письму развитие фонетического слуха, учит выражать свои мысли. Дает представление о культуре речевого общения, позволяет отрабатывать риторические умения. Обучение носит практический характер и основывается на активной речи детей в ситуациях бытового и игрового общения. Для математической подготовки разработан блок логических упражнений, которые направлены на развитие арифметических и геометрических представлений.
Комплект для подготовки детей к школе Программа «Подготовка к школе» М. М. Безруких и другие разрабатывается. Система дошкольного обучения с учётом индивидуальных особенностей. Направлена на всестороннее развитие и предполагает повысить функциональную готовность ребенка к учёбе, поможет облегчить адаптацию ребенка к школе. Особое внимание уделяется развитию речи, вниманию и памяти, приобретению первичных навыков письма. Программа построена с учётом дифференцированного проявления различных трудностей.
Занятие № 1,2. Времена года. Осень.
Математика.
Свойства предметов: цвет, материал, длина, форма.
Сравнение предметов по форме, длине, толщине.
Развитие речи.
Речь. Звучащее слова. Осень в лесу. Разучивание стихов об осени.
Трудовое ИЗО (подготовка к письму)
Осенние листья. Штриховка, раскраска.
Занятие № 3,4. Дары осени.
Математика.
Группа предметов. Счет предметов в группе (порядковый, количественный) Развитие речи. Обучение грамоте.
Дары осени: овощи, фрукты. Инсценировка. Что нам осень принесла?
Речь состоит из предложений.
Подготовка к письму.
Лепка: овощи, фрукты.
Занятие № 5,6. Знакомство с народным творчеством. Дары осени.
Математика.
Счет предметов. Отношения «перед», «за», «между».
Сказка «Репка». Число. Цифра 1.
Развитие речи. Обучение грамоте.
Дары осени (продолжение) Устное народное творчество. Чтение сказки «Вершки и корешки». Речь состоит из предложений.
Подготовка к письму: овощи, фрукты (штриховка)
Занятие № 7,8. Наши домашние питомцы.
Математика.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству. Отношения «слева», «справа». Число 2, цифра 2. Знаки «+», «-«, «=».
Обучение грамоте. Развитие речи.
Деление предложений на слова. Составление предложений по заданию о домашних животных.
Чтение ст. С. Маршака «Усатый полосатый».
Игра на развитие внимания.
Подготовка к письму. Изобразительная и трудовая деятельность.
Аппликация из геометрических фигур «Котенок»
Занятие № 9. Мои любимые игры и игрушки.
Математика.
Счет предметов от 1 до 10 и обратно. Соседи числа, число последующие, предыдущее. Отношения «выше», «ниже». Графический диктант. Число и цифра 3. Получение, состав. Знакомство с математическими выражениями. Чтение математических выражений.
Обучение грамоте. Развитие речи.
Рассказы о любимых игрушках. Деление слов на слоги.
Отгадывание загадок. Обучение полным ответом на вопросы.
Подготовка к письму.
Знакомство с разлиновкой, тетрадей.
Занятие № 10. Игры и игрушки. Мячи.
Математика.
Счет до 10 и обратно. Сравнение групп предметов. Уравнивание групп предметов. Число и цифра 4. Получение, сравнение. Квадрат и прямоугольник.
Обучение грамоте.
Чтение стихотворение С. Маршака «Мяч». Рассказы детей о любимых играх с мячом. Деление слов на слоги. Звуки гласные и согласные. Игры на развитие логического мышления.
Подготовка к письму.
Рисование и штриховка. Работа в тетради.
Занятие №11. Игры и игрушки. Движущиеся игрушки. Транспорт.
Математика.
Понятие «последовательность». Счет предметов. Образование числа 5, цифра 5. Чтение и составление математических выражений. Сложение и вычитание.
Обучение грамоте.
Различение гласных и согласных звуков. Отгадывание загадок. Разучивание стихов о звуках. Игры на развитие памяти и внимания.
Подготовка к письму. Трудовая и изобразительная деятельность.
Аппликация из геометрических фигур «Грузовик»
Занятие №12,13. Игры и игрушки «Кукольный театр»
Математика.
Счет по порядку в прямом и обратном направлении, через ступеньку. Состав чисел в пределах 5. Решение простейших задач. Чтение и составление математических выражений. Графический диктант.
Обучение грамоте.
Буква и =, О
Диалоги с куклами из кукольного театра.
Игра «Разведчики» (развитие внимания и памяти)
Подготовка к письму.
Рисование нарядов для кукол из кукольного театра. Знакомство с рабочей строкой в тетради.
Занятие №14,15. Время года – зима.
Математика.
Нумерация (устная) в пределах 10. Образование чисел предыдущих и последующих. Состав чисел в пределах 5. Задача и ее составные части.
Обучение грамоте.
Гласные звуки и буквы А, О, И, У, Ы. Определение места этих звуков в словах. Обучение полным ответом на вопросы.
Подготовка к письму. ИЗО.
а) Рисование снежной крепости
б) Рисование на тему «Зима»
Занятие №16,17. Стихи, сказки, рассказы о зиме.
Математика.
Отработка счета в пределах 20. Решение задач в стихах на сложение и вычитание в пределах 5. Состав чисел в пределах 5. Сравнение чисел, знаки <, >
Обучение грамоте.
Чтение детьми наизусть стихотворений о зиме.
Составление рассказов о зиме по картинкам.
Согласные звуки и буквы Н, Т. Игры на развитие внимания и памяти. Чтение сказки «Морозко». Беседа по прочитанному.
Подготовка к письму.
Рисование узоров из геометрических фигур.
Занятие №18,19. Новый год.
Математика.
Устная нумерация в пределах 20. Число и цифра 6. Состав числа 6. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Графический диктант.
Обучение грамоте.
Слияние согласного и гласного. Обучение чтению слияний. Чтение стихотворений и загадок, связанных с празднованием Нового года.
Ответы на вопросы.
Подготовка к обучению письму.
Изобразительная деятельность. Изготовление ёлочных украшений и гирлянд.
Занятие №20. Зимние игры и забавы.
Математика
Счет до 20 и обратно. Число и цифра 7. Состав числа 7. Решение задач. Чтение математических выражений. Графический диктант «Снежная мишень»
Обучение грамоте.
Согласные звуки и буквы JI, М. Обучение чтению слияний. Чтение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка». Составление рассказов по картине «Зимние забавы». Игровые упражнения на развитие внимания.
Подготовка к письму.
Изготовление аппликации «Снеговик»
Занятие № 21. Зимние праздники.
Математика.
Счет до 20 и обратно. Числа последующие и предыдущие. Счет «через ступеньку». Состав чисел 6, 7. Задачи.
Обучение грамоте.
Зимние колядки, стихи. Масленица.
Согласный звук и буква К, Г. Обучение чтению слияний и простейших слов.
Подготовка к письму.
Праздничная гирлянда.
Занятие № 22,23. Зоопарк. Хищники.
Математика.
Счет до 20. Число и цифра 8. состав числа 8. Решение задач.
Обучение грамоте.
Чтение учителем кн. Г. Снегирева. Рассматривание иллюстраций. Выделение признаков хищных животных. Согласные звуки и буквы Б, П. Подбор слов с этими звуками. Чтение слияний и слов.
Подготовка к письму.
Работа в рабочих тетрадях.
Занятие № 24,25. Наши птицы.
Математика.
Счет и нумерация в пределах 20. Состав чисел 6, 7, 8. Составление задач по рисункам. Решение задач. Запись выражений.
Обучение грамоте.
Рассказы детей по иллюстрациям. Согласные звуки и буквы В, Ф. Выделение звуков в словах. Чтение слияний и слов. Логические игры.
Подготовка к письму.
Работа в рабочих тетрадях.
Занятие №26. Мамины помощники.
Математика.
Число и цифра 9. Получение числа 9, состав. Логические задачи. Запись решения задач с помощью карточек с цифрами и знаками.
Обучение грамоте.
Чтение слов и предложений с изученными буквами. Буква Э. Логические упражнения по теме «Посуда»
Подготовка к письму.
Аппликация «Открытка для мамы»
Занятие № 27,28. Времена года. Весна.
Математика.
Отработка знаний нумерации в пределах 20. Отработка знания состава чисел 6-9. Решение задач. Составление математических выражений.
Обучение грамоте.
Буква Е. мягкие и твердые согласные. Чтение стихов, загадок о весне учителем. Беседа по прочитанному. Игровые упражнения на развитие памяти.
Подготовка к письму.
Рисование по теме «Весна»
Занятие № 29. Весенние цветы.
Математика.
Число 10. Получение числа, запись, состав числа 10. Решение задач. Обучение грамоте.
Чтение учителем текста о весенних цветах. Пересказ детьми содержания текста. Обозначение буквой Е звуков ИЭ. Чтение слов с буквой Е.
Подготовка к письму.
Изготовление аппликации «Одуванчики» (по шаблонам)
Занятие № 30. Птицы и звери весной.
Математика.
Счет прямой и обратный пределах 20.
Состав чисел в пределах 10. Решение задач.
Обучение грамоте.
Обучение чтению слов с изученными буквами. Игры на развитие логического мышления.
Подготовка к письму.
Работа в рабочих тетрадях.
Занятие № 31,32. В мире книг. Моя любимая книга
Математика.
Счет в пределах 20. Состав чисел в пределах 10.
Решение задач.
Обучение грамоте.
Согласные звуки 3, С. Буквы 3, С. Чтение слияний. Слов и предложений. Рассказы детей о любимых книгах. Библиотека (экскурсия)
Подготовка к письму.
Работа в тетрадях.
Занятие № 33. По дорогам сказки.
Математика.
Закрепление изученного.
Обучение грамоте.
Согласные звуки и буквы В, Ф. Чтение слов с изученными буквами.
Подготовка к письму.
Работа в тетрадях.
Занятие № 34. В мире книг. Стихи.
Подведение итогов.
Механизм оценки результатов:ребенок должен уметь:
1)- отчётливо и ясно произносить слова;
– выделять из слова звуки;
– находить слова с определенным звуком;
– определять место звука в слове;
– составлять предложения на заданную тему;
– пересказать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
– ориентироваться на странице тетради;
2)- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
– соотносить число предметов с цифрой;
– составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
3)- распознавать знакомые растения и животных по рисункам;
– перечислять в правильной последовательности времена года;
– называть основные признаки времён года.
ребенок должен знать:
– буквы алфавита;
– как получается каждое число первого десятка (+1, – 1);
– цифры 0-9, знаки;
– название месяцев, последовательность дней недели.
Литература.
1. Серия «Мир вашего ребенка», Т. Б. Мазенина, «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на – Дону, Феникс, 2003г.
2. Серия «Математические ступеньки», Е. В. Колесникова, «Я считаю до 10» Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г.
3. Серия «Твои любимые раскраски», «Учусь писать», Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
4. Федосова Н. А. «От слова к букве»,М: Просвещение, 2000г.
5. Тикунова Л. И. и другие «Хрестоматия для чтения с взрослыми»,М: Просвещение, 2000г.
6. Сорокина Г. И., Никольская Р. И., «Риторика для маленьких»
7. Волкова С. Н. «Математические ступеньки»
8. Плешаков «Зеленая тропинка»
9. Безруких М. М., Филиппова Т. А «Азбука письма», Дрофа, 2000г.
10. Безруких М. М., Филиппова Т. А «Учимся рассказывать по картинкам»
11. Безруких М. М., Филиппова Т. А «Тренируем пальчики»
Источник