Развитие ребенка в кружках цель
Олеся Отрубейникова
Роль кружковой деятельности в ДОУ для всестороннего развития ребёнка
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Ястребова С. С., заведующая МБ ДОУ «Детский сад № 20»
Вакуленко Т. Б., ст. воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»
Отрубейникова О. А., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»
Клеева Е. В., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»
Близким к представленному пониманию воспитательного пространства является рассмотрение его как части среды, в которой господствует определённый педагогически сформированный образ жизни
Ю. С. Мануйлов
На сегодняшний день необходимость дошкольного образования является неоспоримой возможностью для ребенка научиться полноценно общаться с другими людьми, приобрести необходимые навыки, развить личностные характеристики.
Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством образовательного процесса в детском саду.
Качество дошкольного образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожиданиям и запросам общества; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.
Дополнительное образование в дошкольных учреждениях даёт возможность выявить и развить творческие способности детей, углубить, расширить и практически применить приобретённые в основной образовательной деятельности знания, умения и навыки.
Кружковая работа даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.
Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления и реализации их интересов и потребностей.
Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Программы дополнительного образования в нашем ДОУ разработаны в соответствии с:
ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 237 от 29.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155);
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013 г.
И предусматривают развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах.
При организации деятельностидополнительного образования детей детский сад учитывает:
интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на её основе;
необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
нормы нагрузки на ребёнка.
Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности – лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.
Основанием организации работы кружка являются:
1. социальный заказ (опрос родительского сообщества);
2. заявление родителей или лиц их заменяющих воспитанников детского сада.
В начале каждого учебного года проводится социальный опрос на предмет выявления социального заказа родителей /их законных представителей/ на представление Учреждением бесплатных образовательных услуг.
В нашем ДОУ организованы следующие дополнительные бесплатные услуги:
«Сыпучие картинки» (ОО художественно-эстетическое развитие) разработала Горчакова Л. Б
Целью программы является создание условий для художественно-эстетического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
Цели программы достигаются через решение следующих задач:
1. Развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
2. Обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
3. Развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
4. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
5. Снятие психоэмоционального напряжения, формирование произвольной регуляции поведения;
6. Развитие художественно-эстетического вкуса.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку,данная техника предусматривает:
• Развитие плавности, изящества и точности движений;
• Умения работать кистью и пальцами обеих рук;
• Координации руки и глаза;
•Овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.
«Пластилиновая фантазия» (ОО художественно-эстетическое развитие) Даренская Л. О, Степанова О. Н.
Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребёнка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребёнка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.
Цель: организация досуговой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.
Задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;
2. Развивать мелкую моторику.
3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.
Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
«Здоровячок» разработала Отрубейникова О. А. (ОО физическое развитие)
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – одна из приоритетных задач дошкольного образования. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Работа кружка способствует созданию двигательного режима, направленного на оптимизацию двигательной активности детей в детском саду.
Основным направлением дополнительной программы «Здоровячок» является воспитание здорового образа жизни воспитанников
Цель: создание условий для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.
Задачи программы:
1. Обучать способам, формам и методам укрепления здоровья;
2. Развивать двигательную активность и способность её регулировать;
3. Воспитывать потребность в ЗОЖ воспитанников.
«Кукляшки»разработала: Кропотина О. В. (ОО художественно-эстетическое развитие)
Благодаря сказке, ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В театрализованной деятельности ребёнок решает многие проблемные ситуации от какого-либо персонажа. Ребёнок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребёнка.
Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Знакомить детей с устным народным творчеством (потешки, песни, сказки, небылицы) с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок и др. театральных атрибутов;
2. Развивать творческие и артистические способности детей, пополнять активный словарь;
3. Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности и любовь к художественной литературе.
Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников, т. е. ориентировано на разностороннее развитие личности ребёнка.
Взаимодействие всех участников создания воспитательного пространства определяется моделью (чаще всего идеальной) образа жизни дошкольника (хотя не только его).
Воспитательная среда – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребёнка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) – среда обитания дошкольника, благоприятная для формирования у ребёнка положительных качеств; это ближайшее окружение, т. е. люди,с которыми он ежедневно общается: члены семьи, группа, воспитатели и т. д.
Воспитательное пространство предоставляет воспитаннику:
свободу выбора ребёнком деятельности (её содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;
построение диалоговых отношений со сверстниками;
более интенсивное проживание различных ролей
освоения подпространств: культурного, природного, информационного и т. д.
Приведённые определения воспитательного пространства не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга, представляя данный феномен разными гранями. Так как воспитательное пространство обладает потенциалом – возможностями для развития (инновационным, творческим и пр., взаимодействие основной образовательной деятельности и кружковой работы в процессе создания воспитательного пространства предполагает развитие и реализацию личностных потенциалов воспитанников, то есть их возможностей и способностей без этого пространство будет мертвым.
Таким образом, дополнительные образовательные услуги являются частью создания единого воспитательного пространства в нашем ДОУ.
Источник
РОЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.
Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.
В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания.
Цель кружковой работы:
Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
1. Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами.
3. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.
4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.
5. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
6. Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству.
7. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.
8. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.
Процесс работы:
Занятия призваны способствовать развитию у ребят художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок
Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.
Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.
Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.
Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.
Для формирования творческого потенциала учащихся на дополнительных занятиях, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.
– репродуктивный (объяснительно иллюстративный);
– воспроизводящий;
– проблемное изложение;
– частично поисковый (эвристический);
– исследовательский.
Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает при¬менение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:
1. Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Попытка выполнения.
4. Выполнение работы – это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин).
Практические методы лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:
Конструирование – основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.
Решение творческих задач – самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, – побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.
Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.
Существует пять уровней творческой подготовленности учащихся:
1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.
2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.
3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.
5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.
Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности
При организации трудового процесса на занятиях, необходимо также учитывать следующие условия:
– учебный творческий цикл должен укладываться в определенное время;
– содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню знаний, трудовых умений и навыков учащихся для определенного возраста;
– для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально – техническая база и подобраны нужные кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися.
Данные условия требуются для того, чтобы создать для учащихся тот микроклимат, который позволит успешно выполнить поставленную перед ними задачу.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь…
Источник