Развитие ребенка в конце дошкольного возраста

Развитие ребенка в конце дошкольного возраста thumbnail

Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.

Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»

-Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

-Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

-Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам

-Обесценивание – ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

2. Профессиональные качества воспитателя

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия.

Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.

Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность

Таким образом,основными профессионально-значимыми качествами являются:

– педагогический такт,

– педагогический оптимизм,

– креативность,

– самореализация,

– педагогический долг и ответственность,

– эмпатия.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей

широкая эрудиция

педагогическая интуиция

высокий уровень интеллекта

высокоразвитая нравственная культура.

3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Читайте также:  Развитие ребенка с нарушением зрения

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольногообразования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

4. Работа педагога с родителями

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

На что надо опираться в работе с родителями:

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка:

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.

сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

Формы работы с семьей.

Групповые родительские собрания.

Разнообразные формы организации таких мероприятий:

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.

Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Анкетирование родителей, одна из форм работы с родителями.Родители бывают разные: говорливые, молчуны, спокойные, невыдержанные, скромные, застенчивые и т. д. Не все могут поделиться с воспитателем о своей семье, о своем ребенке, трудностях и сложностях воспитания, успехах. Вот поэтому и необходимо анкетирование, чтобы знать мнение родителей, что им нравиться, а над чем надо поработать, что-то исправить.

Открытые занятия с детьми.

Посещение на дому.

Источник

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра

Фото: Иван ПРОХОРОВ

Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития с 3 до 7 лет

В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые “Почему?” и “Я сам” — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.

Память и мышление

У детей 3-4 лет память пока непроизвольная. Они лучше запоминают то, что вызвало у них какие-то эмоции, то есть, ребенок скорее запомнит яркую картинку или привлекательный видеоролик, чем монотонные наставления.

Но уже к семи годам у детей формируется механическая память. Это помогает им запоминать что-то без осмысления — например, учить новые слова. И если в 3-4 года словарный запас ребенка составляет обычно около 1 000 слов, то к 6-7 годам это уже 2 500 — 3 000 слов.

Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. Если в три-четыре года малыш сперва делает что-то, потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А в шесть-семь лет ребенок уже различает причину и следствие и способен переносить такие логические цепочки и на другие похожие ситуации.

Психика и эмоции

В период от 3 до 7 лет у детей закладывается самосознание. Они учатся оценивать себя с разных позиций — насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. И здесь огромную роль играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его.

Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку — проговорить, что он чувствует и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно заполнить жизнь малыша яркими эмоциональными впечатлениями — дать ему больше общаться со сверстниками, чаще ходить в цирк и в театр на детские постановки, в музеи и экспериментариумы.

Рост и развитие

Физическое развитие тоже не стоит на месте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы.

Кроме того, нужны и физические активности — активные игры на свежем воздухе и прогулки. Но чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому.

Поэтому родителям детей, которые уже в этом возрасте серьезно занимаются гимнастикой, фигурным катанием, танцами и другими видами спорта, важно особенно внимательно следить за здоровьем своих чад и не забывать о регулярных визитах к доктору. Сложится ли у ребенка спортивная карьера — это еще вопрос, а вот проблемы со здоровьем у него могут остаться на всю жизнь.

Источник

Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни ребенка в это время быстро меняются. Рамки жизни в семье расширяются до пределов улицы, города.

Самое лучшее, что могут сделать родители для развития детей в это время – НЕ МЕШАТЬ ДЕТЯМ ИГРАТЬ.
Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не мешать ребенку, если он увлечен.
Не нужно стремится постоянно «занять» ребенка – пусть поскучает, помечтает, пусть понаблюдает за окружающим его миром.
Это не баловство, не пустое времяпровождение – это РАЗВИТИЕ.
В дошкольном возрасте на первый план выходит РОЛЕВАЯ или ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА. Здесь ребенок учится строить план, получает эмоции и проживает эти действия.

Для того, чтобы ребенок научился планировать ролевую игру, должны изменится его ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ.
Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным его совместная деятельность с близкими взрослыми начинает распадаться. Но игра не может развиваться без полноценного взаимодействия со взрослыми и без разнообразных впечатлений от окружающего мира.
Поэтому на данном этапе и важно ребенку как можно больше давать возможность играть. Тем самым он учится взаимодействовать со взрослыми и познавать жизнь.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это РЕЖИССЕРСКАЯ, а позднее ОБРАЗНО-РОЛЕВАЯ игра.
В таких играх ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и в соответствии с этой ролью действует.
Режиссерская и образно-ролевая игра позднее переходит в сюжетно-ролевую игру. Позже из этого вида игры появляется ИГРА С ПРАВИЛАМИ.
Сюжет – это то, что отражается в игре. Сначала сюжет берет моменты из семьи, затем они усложняются – школьные, производственные, военные и т.д.

Продолжительность игры увеличивается. Если в 3-4 года ребенок играл в «дочки-матери» 10-15 минут, то в 4-5 лет одна игра может продолжаться 40-50 минут.
МЛАДШИЕ дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Действия разных детей могут не согласовываться друг с другом. Дети могут забывать для кого они и что именно делают.
СРЕДНИЕ дошкольники уже более сосредоточены на отношениях. Поэтому 5-летний ребенок не забудет поставить нарезанный хлеб перед куклой. Исключено и забывание ролей, параллельное выполнение одного и того же.
Для СТАРШИХ дошкольников важными становятся правила, которые вытекают из роли, и правильность выполнения этих правил. Предметные действия практически прекращаются.
Таким образом можно отследить такое развитие:
От игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка домана скачать

В развитии игры выделяют 2 основные фазы или стадии.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия.
ВТОРАЯ СТАДИЯ (5-7 лет) – моделируются реальные отношения между людьми, содержанием игры становятся социальные отношения.
Игра на всех стадиях имеет яркую аффективную, то есть эмоциональную окраску.
В игре развивается:
– мотивационно-потребностная сфера (хочу и надо);
– произвольность поведения (выполнение не только своих желаний, но и согласование с другим своих действий);
– ребенок учится контролировать свои эмоции.
Развитие психических функций в дошкольном возрасте.

РЕЧЬ.
В этот период завершается долгий и сложный процесс. К 7 годам язык становится средством общения. Он становится для ребенка «родным».
Развивается звуковая сторона. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего звукопроизношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Быстро увеличивается СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ речи. Здесь имеют место быть индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других меньше. Эти различия зависят от условий жизни детей, в какой среде и с кем он живет, как и сколько с ним общаются близкие взрослые.
Развивается ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ речи. Дети усваивают закономерности морфологического порядка (строение слов) и синтаксического (построение фразы, предложения).
Все это приводит к тому, что ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, понятно передать свои впечатления окружающим.
У ребенка появляются формы речи – монолог, рассказ.

ВОСПРИЯТИЕ.
Восприятие утрачивает свой аффективный (эмоциональный) характер. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
В нем выделяются произвольные действия –наблюдение, рассматривание, поиск.

МЫШЛЕНИЕ.
Основное – это переход от НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО к НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ и затем к СЛОВЕСНОМУ МЫШЛЕНИЮ.
Но, основным пока остается наглядно-образное мышление. Несмотря на это, дети могут рассуждать и решать сложные задачи. Главное – четко объяснить ребенку условия задачи.
В этом возрасте у ребенка лучше усваиваются понятия. Например, «день, ночь» и т.д. появляется тенденция к обобщению, установлению связей.

ПАМЯТЬ.
Дошкольное детство наиболее благоприятно для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью материал.
У младших дошкольников память НЕПРОИЗВОЛЬНА. Ребенок не ставит перед собой целью что-то запомнить. Запоминается то, что вызывает интерес, эмоции.
Начинает развиваться смысловая память.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется пока только эпизодически.
Возраст с 3-5 лет становится возрастом первых детских воспоминаний.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Дошкольный возраст, по словам А. Н. Леонтьева, «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований.
Развиваются эмоциональная и мотивационные сферы. Формируется самосознание.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие аффективных вспышек по незначительным поводам. Но, это не значит, что становится меньше эмоций, насыщенности и интенсивности.
Действия ребенка уже не связаны напрямую с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмет, о желательном результате, о возможности достичь егов ближайшем будущем. С ребенком можно договориться: «Сейчас ты сделаешь то-то и то-то, а потом мы пойдем в магазин».
Меняются эмоциональные реакции. Если в раннем детстве ребенок, переживая обиду плакал, бросался на диван, закрывал лицо руками, хаотично двигался, краснел, кричал, мог сломать игрушку, попавшую под руку. То сейчас реакции становятся более сдержанными. Переживания становятся сложнее и глубже.
Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание.
Все, во что включается дошкольник, должно иметь яркую эмоциональную окраску.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.
Самым важным личностным механизмом и образованием в этом периоде считается соподчинение мотивов.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он может научится не реагировать на понравившийся предмет.
Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды.
Более слабый – наказание.
Еще слабее – собственное обещание ребенка.
Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются новые мотивы.
Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества.
В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разные мотивы имеют разную силу. Среди них выделяют доминирующие мотивы. Дошкольник начинает усваивать этические нормы. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

САМОСОЗНАНИЕ.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интеллектуальному и личностному развитию.
Оно считается центральным новообразованием. То есть главным достижением ребенка в этом возрасте.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе чисто «эмоциональной самооценки – я хороший» и рациональной оценки чужого поведения.
Ребенок сначала научается оценивать чужие поступки, а затем свои действия, качества, умения.
Оценивая свои достижения 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В целом самооценка у ребенка достаточно высока. Благодаря этому он осваивает новые виды деятельности.
Адекватный образ «Я» формируется у ребенка, если гармонично сочетаются знания, которые поступили к нему из окружающей среды, и знания из общения со взрослыми и сверстниками.
Для данного периода характерна половая идентификация. Ребенок осознает себя как мальчик или девочка. Дети получают знания о соответствующем стиле поведения. Начинается осознание себя во времени.
В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем «когда я вырасту».

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Разместила: Ольга Васильевна Наренкова (Белякова) (не является автором публикации)

Источник