Развитие ребенка в юношеском возрасте

Тема 9. Психология юношеского возраста

1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте.

2. Развитие личности юноши.

1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы). 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.

Физическое развитие. Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии). В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном). Также отмечается явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).

Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.

Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.

Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.

Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.

Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.

2. Развитие личности юноши

Личностное развитие. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).

По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Стремление познать себя приводит к саморефлексии, к углубленному самоанализу. Вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С. Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла жизни. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности. Формируется активная жизненная позиция. Появляется система знаний, опыта и система убеждений. Решаются смысложизненные проблемы.

Отношение к миру имеет личностную окраску. Юноши постоянно оценивают себя и других в морально-этической плоскости.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.

Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка 1 года жизни

Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.

Задания для самостоятельной работы

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным» старшеклассников?

2. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.

3. В чем проявляется специфика теоретического сознания в юношеском возрасте?

4. Составьте список современных исследований по пробьлемам развития в юношеском возрасте.

Список рекомендуемой литературы

  1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
  2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.
  3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ‑ М., 1996.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 1998.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  7. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. –  М., 2004.

Источник

Юность – это возраст, с которым связано становление личности. В этот период закладываются основы мировоззрения и самосознания человека. Юноши и девушки формируют свои моральные идеалы и гражданскую позицию, а также учатся быть самостоятельными и не зависеть от родителей. Как правило, этот период развития личности занимает 3-4 года: у девушек – с 16 до 20 лет, у парней – с 17 до 21 года. Также существует понятие ранней юности (15-18 лет) и поздней (18-23 года).

Развитие человека в юности подразумевает не только физическое созревание организма, но и социальную трансформацию. В этот период ключевыми становятся такие события, как получение паспорта, наступление уголовной ответственности и осознание ее, получение права вступать в брак и т.д. Многие юноши и девушки с 16-18 лет начинают трудовую деятельность, учатся зарабатывать и предстают перед важным вопросом выбора профессии. Характерной особенностью психологического развития личности в юношеском периоде является то, что молодые люди начинают задумываться о будущем и планировать свой жизненный путь.

Половое созревание в юношеском возрасте и новые социальные роли

Юность является периодом полового созревания. Это возраст наступления физиологиh2ческой зрелости, когда рост организма замедляется, заканчивается формирование сердечно-сосудистой системы, тканей и других органов, отмечается нарастание мышечной массы тела и, как следствие, увеличивается физическая работоспособность и выносливость. Все возрастные этапы развития можно определить в зависимости от возрастных задач, которые человек способен решать в конкретный период своей жизни:

  • получение полного представления о своей внешности и особенностях тела, формирование навыков их эффективного применения в труде, спорте и других сферах деятельности;
  • осознание гендерной роли в обществе, формирование мужской или женской внутренней позиции, выбор модели поведения;
  • формирование зрелых социальных связей со сверстниками – как мужского, так и женского пола;
  • отстаивание эмоциональной независимости от взрослых;
  • определение собственных склонностей к тому или иному виду профессиональной деятельности (в этот период обучение в школе или вузе нацелено на получение профессиональных навыков);
  • осознание особенностей института брака, подготовка к семейной жизни и ответственности, связанной с партнерством и воспитанием детей;
  • формирование гражданской позиции и социальной модели поведения, укрепление собственных политических, идеологических, экологических и других взглядов;
  • построение внутренней схемы идеалов и ценностей, которые в дальнейшем станут основным руководством для поведения в обществе.
Читайте также:  Характеристика нервно психического развития ребенка раннего возраста

Личностное развитие в юношеском возрасте

По окончанию школы у формирующейся личности возникает кризис, связанный с необходимостью вступления во взрослую жизнь. Этот период приходится на 15-17 лет. Юношеский возраст – очень ответственный этап в жизни человека, поскольку именно тогда происходит профессиональное самоопределение. Поэтому данный возраст отличается избирательным отношением к учебным дисциплинам. Как правило, юноши и девушки сосредотачиваются на тех предметах и подготовительных курсах, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.

В старшей школе ученики формируют представление о своей будущей профессиональной деятельности и определяют желаемую роль в обществе. Главными показателями психологической готовности к взрослой жизни и выбору профессии являются:

  • сформированное теоретическое мышление, осознание гражданской позиции и своей роли в обществе, развитое самосознание и рефлексия;
  • развитая система потребностей (общение, карьерный рост, культурное обогащение и т.д.);
  • сформированная индивидуальность характера вследствие осознания собственных интересов и потребностей.

Для юношеского возраста характерны формально-логический и формально-операционный типы мышления. Это значит, что человек оперирует абстрактными, теоретическими, гипотетическими и дедуктивными знаниями, которые напрямую не связаны с текущими условиями в социуме. Старшеклассники начинают проявлять больше интереса к тем или иным дисциплинам, так как появляется осознание того, что от успешности обучения зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Возрастает значение самообразования.

Для юношеского периода характерно увеличение объема памяти. Человек начинает выбирать наиболее рациональные приемы усваивания учебного материала. Развитие мыслительных процессов позволяет человеку применять сложные операции анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования и теоретического обобщения. В юности человек учится критически мыслить, проверять факты и искать обоснованные доказательства своим теориям. Как правило, в юношеском возрасте активно развиваются специальные способности (математические, лингвистические и др.). С осознанием способности внутреннего анализа собственных чувств, мыслей и поступков индивид может корректировать противоречия в своем поведении, формировать желаемую модель семьи, общественные и моральные идеалы.

Юношам и девушкам этого возраста свойственно формулировать широкие философские обобщения, выдвигать собственные гипотезы в той или иной сфере. Как правило, они сильно влияют на самоопределение личности и построение жизненных планов, однако модель поведения может быть успешно скорректирована в более зрелом возрасте.

Психология юношеского возраста и юношеское «Я»

Психология юношеского возраста – это система ориентиров и установок, которые определяют готовность индивида к самоопределению. Среди таковых:

  • сформированные психологические структуры (основы мировоззрения, самосознание, теоретическое мышление, развитая рефлексия);
  • развитые потребности, составляющие основу личности (внутренняя позиция, стремление к общению, познанию, социальной и профессиональной реализации, нравственные и ценностные установки и т.д.);
  • сформированные особенности характера (осознание своих сильных и слабых сторон, критическое отношение к ним).

«Я»-концепция индивида является ключевым вопросом в психологии, которому посвящено огромное количество исследований. Особенно опасной в юношеском возрасте является отрицательная «Я»-концепция. Ее отличают:

  • заниженная самооценка;
  • слабая вера в свои силы;
  • опущенная планка стремлений.

Все это самым негативным образом сказывается на личности, приводит к социальной пассивности, культурной и моральной деградации, а также вызывает агрессивное поведение. Такие люди подвержены одиночеству и часто начинают вести преступный образ жизни.

Углубленный самоанализ является основой для установки правильных жизненных ориентиров и самосовершенствования человека. В юношеском возрасте вырабатываются ценностные ориентиры, формируется представление об окружающем мире, социуме и своей роли в нем. Для юности характерно активное развитие эмоциональной сферы. Как правило, молодые люди оптимистично настроены и находятся в повышенном жизненном тонусе. В этом возрасте человеку свойственно сопереживание и высокая внутренняя восприимчивость.

Общение со сверстниками – это жизненная необходимость для юношей и девушек. Этот период психологического формирования характерен увеличенной потребностью в расширении круга друзей и знакомых, построении личных отношений. При этом дружеские связи становятся более глубокими и избирательными. Трудности во взаимоотношениях – частое явление в юношеском возрасте, поскольку людям этой возрастной категории свойственна повышенная требовательность, бескомпромиссность и критичность по отношению к окружающим, основанная на эгоцентризме.

Кризис юношества

Причиной кризиса 17-18-ти лет является приобретение нового социального статуса, груз ответственности за выбор жизненного пути и несовместимость возможностей с собственными желаниями. В особо острых случаях различные страхи и волнения приводят к появлению устойчивого стресса, который приводит к ухудшению самочувствия и таким невротическим реакциям (таким, как головокружение, повышение температуры и т.д.). В подобных ситуациях молодым людям важно осознавать поддержку со стороны родителей и близких людей. Формирование мотивов самореализации и самоидентификации в обществе заканчивается в возрасте 22-23 лет.

Читайте также:  Договор на оказание услуг центр развития ребенка

Профориентация в период юности

Выбор будущей профессии – это, в первую оh2чередь, проецирование на себя определенной социальной роли. Это не просто желание получить профессиональные навыки и умения, а непрерывный процесс осмысливания задач и целей выбранной деятельности. Таким образом, профессиональное самоопределении – это цепочка выборов, которые определяют дальнейшее развитие юноши или девушки в желаемой профессиональной сфере.

Многие исследователи, которые занимались вопросом профессионального самоопределения, считают, что этот процесс очень растянут во времени, поскольку имеет множество стадий и этапов. Чтобы определиться с желаемой профессией, человеку необходимо проанализировать текущие задачи общества, сформировать желаемый стиль жизни, неотъемлемой частью которого и станет профессиональная деятельность. Главное для индивида – понимать, что сделанный выбор не сужает дальнейшие возможности собственной реализации, а дает неоценимый опыт для будущего самоопределения.

С наступлением юношеского возраста необходимость профориентации становится все более актуальной. На самом деле к выбору будущей профессии человек возвращается несколько раз за весь период своего взросления. Этот психологический процесс имеет следующие стадии:

  • фантастический выбор (до 11 лет) – ребенок представляет себе желаемое будущее, не анализируя при этом имеющиеся цели и средства;
  • первичный выбор (12-15 лет) – ребенок имеет недифференцированные представления о различных профессиях и делает свой выбор вне зависимости от собственных склонностей;
  • пробный выбор (16-19 лет) – определение желаемой профессии происходит на основании реальных условий, однако, как правило, юноши и девушки в этом возрасте еще не уверены в собственных силах и могут быстро менять приоритеты; постепенно из множества вариантов выделяются наиболее приемлемые;
  • реалистичный выбор (после 19 лет) – анализ собственных способностей и возможностей для приобретения профессиональных навыков, поиск возможности проконсультироваться с авторитетными лицами.

Развитие в юношеском возрасте тяги к определенной сфере профессиональной деятельности и проблема профессионального самоопределения детально описаны в работах многих психологов. Следуя теории содержательно-процессуальной модели, основой профессионального самоопределения личности являются ее нравственные установки, желание самопознания и потребность к реализации в обществе. При выборе профессии молодые люди проходят следующие психологические этапы:

  • осознание ценности выбранной сферы деятельности для общества;
  • анализ актуальности профессии в разрезе текущей социальной и экономической ситуации в стране;
  • поиск возможностей для приобретения необходимых профессиональных навыков и практической подготовки;
  • определение профессиональных стремлений, перспектив карьерного роста;
  • выбор других жизненных целей (личностных, семейных и др.) и их согласование с профессиональными;
  • осознание внутренних и внешних препятствий, которые затруднят путь к выбранной цели.

Реалии современного мира сильно влияют на профессиональное самоопределение юноши. Как правило, в своем выборе молодые люди ориентируются не на собственные склонности, а на престижность и элитарность профессии, а также на размер потенциального оклада. На сегодняшний день успешным считается человек, быстро сделавший карьеру и еще в молодом возрасте достигший стремительного успеха и богатства. Специалисты подчеркивают опасность таких стремлений, которые «подогреваются» средствами массовой информации, публикациями в Интернете и общественным мнением. Стремление быстро разбогатеть и построить успешный бизнес подрывает фундамент профессионального самоопределения, не дает молодым людям сделать правильный личностный выбор и, как правило, приводит к профессиональному краху. С этой проблемой юношам и девушкам могут помочь родители и другие взрослые. Здесь важна разумная и неманипулятивная корректировка выбора будущей профессии для ребенка, а не выдача готовых рекомендаций и безапелляционных решений. Таким образом, профессиональное самоопределение в юношеском возрасте будет происходить постепенно и правильно, что даст возможность молодым людям сформировать желаемые жизненные цели и при необходимости скорректировать их.

Источник