Развитие ребенка в изобразительной деятельности от рождения до школы

Развитие ребенка в изобразительной деятельности от рождения до школы thumbnail

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительной деятельности

для детей 5-6 лет (старшая группа)

автор Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»

(в рамках УМК программы «От рождения до школы»)

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Авторы – составители:

воспитатели: Городецкая С.В.

2017 – 2018 учебный год.

Нормативные основания рабочей программы:

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования” (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);

  • Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);

  • Устав МБДОУ № 175

  • Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175

Особенности детей старшей группы «Радуга»

На начало учебного года в группе ___ человека – ___ девочек (___) и ____ мальчиков (___). Старшая группа от 5 до 6 лет.

По результатам мониторинга здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год:

  • ___ детей имеют I группу здоровья;

  • ___ детей имеют II группу здоровья из них: ___ ребенка – IIб; ___ ребенок – IIа;

  • ___ребенок имеет III группу здоровья.

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе ___ семей (88%) – полные семьи,

___семей (___) – неполные семьи.

Уровень жизни детей удовлетворительный.

Анализ этнического состава воспитанников группы:

– русские – ___ семья (___),

– другой национальности – ___ семьи (___).

В ходе проведения диагностики ребята ответственно выполняли задания, отвечали на вопросы охотно.

По итогам диагностики программа усвоена детьми на достаточном уровне – ___, однако в группе имеются ___ детей, показавших по итогам диагностики, низкий уровень усвоения программного материла, так как причиной является частое отсутствие по болезни.

Наиболее низкие результаты по образовательным областям ___, ___ показали области – социально – коммуникативное и физическое развитие. Следовательно, больше внимания будем уделять этим областям детей. А также в индивидуальном порядке будем больше заниматься с детьми, показавшими низкий уровень усвоения программного материала.

На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать чтение книг. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.

Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.

В течение этого учебного 2017-2018 года будут также продолжаться регулярные занятия и наблюдения, которые позволят достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения и знания ребенка и к концу года.

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Направление программы – художественно – эстетическое развитие детей.

Цели:

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения.

Задачи:

Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее.

Продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжать учить изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно.

Продолжать учить пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами; создавать оттенки цвета, смешивая краски с белилами, разбавляя их водой, смешивать краски.

Рисование.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов: (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Читайте также:  Максаков а и развитие правильной речи ребенка в семье м 2005

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.

Формировать умения правильно передавать расположения частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Продолжать закреплять умение выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, цвет и строение предметов, их характерные особенности.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета используемые в росписи.

Лепка.

Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из пластилина (пластической массы). Закреплять приёмы лепки, учить прищипыванию с лёгким оттягиванием всех краёв сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки, клюв). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приёмам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приёмами использования стеки.

Аппликация.

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов.

Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путём скругления углов. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат на треугольники и т. д.)

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Объем программы:

  1. по рисованию –2 раза в неделю. В месяц –8 занятий, в год –72 занятия;

  2. по лепке – 2 раза в месяц, в год – 18 занятий;

  3. по аппликации – 2 раза в месяц, в год – 18 занятий.

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине НОД проводятся физкультурные минутки.

Формы реализации:

Система работы включает:

– НОД (занятия)

– беседы,

– наблюдения,

– рассматривания,

– игровые занятия с цветом,

– элементарные опыты с цветом и красками,

– наблюдения на экскурсиях,

– проблемно-игровые ситуации,

– ознакомление с жанрами искусства (репродукции)

– рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Условия реализации:

  1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности, набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности:объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д. В группе созданы необходимые условия реализации программы.

Группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, для которых актуально развивать мелкую моторику, здесь ведется работа по лепке, оборудован изо-уголок, дающий детям право выбора материалов для самовыражения через разные изобразительные техники

  1. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия для свободного выбора деятельности и материалов для изо – деятельности.;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

не директивная помощь детям, а поддержка детской инициативы;

создание разных пространств для предъявления продуктов детской деятельности:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

-праздники или иные события, как демонстрация продуктов детской деятельности.

-детское портфолио, которое собирает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по оформлению спектаклей, группы к праздникам и др. – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

  1. Самостоятельная деятельность детей;

  2. Педагогическая диагностика

Диагностика изо деятельности детей 4-7 лет

(на основе диагностики Т.С. Комаровой)

Анализ продуктов детской деятельности

Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

Методы и приемы по изо деятельности:

Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный):

-наблюдение;

– обследовании предметов и картин и иллюстраций;

Читайте также:  Источник психического развития ребенка выготский

-беседа.

Репродуктивный метод обучения изо деятельности- применяется для закрепления путем упражнения.

Игровой метод:

– создание игровой мотивации;

– поставить перед детьми игровую, а затем учебную задачу, которая подчиняется игровой;

– игровые действия должны совпадать с изобразительными.

– методы стимулирования,

– организации и контроля.

– методы изложения;

– методы организации самостоятельной деятельности

Планируемые результаты

  • Выделять изобразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании:

  • Изображать предметы и явления, используя умения передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использование разных материалов: карандашей, красок(гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков.

  • Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

  • Создавать коллективные композиции сюжетного и декоративного содержания.

В лепке:

  • Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать все многообразие усвоенных приемов.

В аппликации:

  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой (квадрат и прямоугольник, полоски), по диагонали (треугольники), вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

  • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур

Содержание занятий:

Рисование.

Диагностическое занятие.

Диагностическое занятие.

«Картинка про лето»

«Знакомство с акварелью»

«Космея»
«Укрась платочек ромашками»

«Яблоня с золотыми яблоками»

«Чебурашка»

«Что ты больше всего любишь рисовать»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Октябрь

«Осенний лес»

«Идёт дождь»

«Весёлые игрушки»

«Дымковская слобода»

«Девочка в нарядном платье»

«Знакомство с городецкой росписью»

«Городецкая роспись»

«Как мы играли в игру «Медведь и пчёлы»

1

1

1

1

1

1

1

1

Ноябрь

«Создание игры «Что нам осень принесла»

«Автобус, украшенный флажками, едет по улице»

«Сказочные домики»

«Закладка для книги»

«Моя любимая сказка»

«Грузовая машина»

«Роспись олешка»

«Рисование по замыслу»

1

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

«Зима»

«Большие и маленькие ёлки»

«Птицы синие и красные»

«Городецкая роспись деревянной доски»

Рисование по замыслу

«Снежинка»

«Наша нарядная ёлка»

«Усатый – полосатый»

1

1

1

1

1

1

1

1

Январь

«Что мне понравилось на новогоднем празднике»

«Дети гуляют зимой на участке»

«Городецкая роспись»

«Машины нашего города»

«Как мы играли в игру «Охотники и зайцы»

« По мотивам городецкой росписи»

«Нарисуй своих любимых животных»

1

1

1

1

1

1

1

Февраль

«Красивое дерево зимой»

«По мотивам хохломской росписи»

«Солдат на посту»

«Деревья в инее»

«Золотая хохлома»

«Пограничник с собакой»

«Домик трёх поросят»

1

1

1

1

1

1

1

Март

«Нарисуй, что интересного произошло в детском саду»

«Дети делают зарядку»

«Картинка маме к празднику 8 Марта»

«Роспись кувшинчиков»

«Красивые цветы»

«Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (по сказке «Лиса и заяц»)

Рисование по замыслу

«Знакомство с искусством гжельской росписи»

«Нарисуй какой хочешь узор»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Апрель

«Это он, это он, ленинградский почтальон»

«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»

«Роспись петуха»

«Спасская башня Кремля»

«Гжельские узоры»

Рисование по замыслу «Красивые цветы»

«Дети танцуют на празднике в детском саду»

Рисование по замыслу

1

1

1

1

1

1

1

1

Май

«Салют над городом в честь праздника Победы»

«Роспись силуэтов гжельской посуды»

«Цветут сады»

«Бабочки летают над лугом»

«Картинки для игры «Радуга»

«Цветные страницы»

Диагностические занятия

Диагностические занятия

1

1

1

1

1

1

1

1

Лепка.

Приме-

чание.

Сентябрь

Диагностическое занятие

«Грибы»

1

1

Октябрь

«Красивые птички»

«Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено»

«Козлик»

1

1

1

Ноябрь

«Олешек»

«Вылепи свою любимую игрушку»

1

1

Декабрь

«Котенок»

«Девочка в зимней шубке»

1

1

Январь

«Снегурочка»

«Зайчик»

1

1

Февраль

«Щенок»

Лепка по замыслу

1

1

Март

«Кувшинчик»

«Птицы на кормушке (воробьи и голуби или вороны и грачи)»

1

1

Апрель

«Петух»

«Белочка грызет орешки»

1

1

Май

«Сказочные животные»

Диагностическое занятие

1

1

Аппликация.

Приме-

чание.

Сентябрь

Диагностическое занятие.

«На лесной полянке выросли грибы»

1

1

Октябрь

«Блюдо с фруктами и ягодами»»

«Наш любимый Мишка и его друзья»

1

1

Ноябрь

«Троллейбус»

«Дома на нашей улице»

1

1

Декабрь

«Большой и маленький бокальчики»

«Новогодняя поздравительная открытка»

1

1

Январь

«Петрушка на елке»

«Красивые рыбки в аквариуме»

1

1

Февраль

«Матрос с сигнальными флажками»

«Пароход»

1

1

Март

«Сказочная птица»

«Вырежи и наклей какую хочешь игрушку»

1

1

Апрель

«Наша новая кукла»

«Поезд»

1

1

Май

«Весенний ковер»

Диагностическое занятие

1

1

Дидактическое обеспечение:

  1. На казаке и рогожа пригожа (знакомство с казачьим костюмом),

  2. Русское народное творчество в воспитании детей – альбомы:

  1. гжель,

  2. жостовский букет,

  3. матрешки,

  4. городецкая роспись,

  5. хохломская роспись,

  6. тульский самовар,

  7. дымковская игрушка,

  8. филимоновские игрушка и свистулька,

  9. каргопольская игрушка,

  10. богородская игрушка,

  11. урало – сибирская роспись,

  12. онежская роспись,

  1. Солнечная керамика.

  2. Предметы декоративного промысла.

  1. Матрешки.

  2. Ложки.

  3. Стаканы, доски.

  4. Богородские игрушки.

  • Альбомные листы,

  • гуашевые краски,

  • акварельные краски,

  • цветные карандаши,

  • простые карандаши,

  • фломастеры, мелки,

  • кисти для рисования,

  • кисти для клея,

  • подставки под кисти,

  • салфетки,

  • клеенки,

  • ножницы,

  • цветная бумага,

  • пластилин,

  • стеки,

  • зубные щетки, расчески,

  • трубочки,

  • ватные палочки,

  • штампы, печати, трафареты,

  • макароны, крупы, пуговицы,

  • образцы бумаги разной текстуры,

  • раскраски.

Список литературы:

  1. УМК «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

  3. Давыдова Г.Н. Подарки к праздникам. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Читайте также:  Возрастные нормы психического развития ребенка к 2 годам

Источник

екатерина гриднева
Особенности программы «От рождения до школы» в области по художественно-эстетическому развитию

Тема: Особенности инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Сегодня мы рассмотрим конструирование как творчество, в процессе которого предполагается создание нового продукта, через программы:

• Так как за основу написания нашей образовательной программы взята программа «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, то сегодня я проанализировала последнее 5 издание инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

• Парциальные программы

Людмилы Викторовны Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду»

Ирины Александровны Лыковой «Конструирование в детском саду»

• Общеобразовательная программа технической направленности «Леготека»

Прежде чем мы обратимся к требованиям основной программы в области Художественно-эстетического развития в средней группе, я хотела бы обратить внимание педагогов на отличительные особенности программы.

• В первую очередь есть изменения, связанные с образовательными технологиями (как учим). В программе озвучен новый термин ПДР (пространство детской реализации, противоположный понятию ЗБР (зона ближайшего развития). Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации взрослый следует за ребенком, помогая в его активности. В ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в ПДР создается новый продукт, будущая культура, т. е. развитие, ориентированное на будущее, где автор это сам ребенок. На мой взгляд, конструирование, как один из видов детской продуктивной деятельности, нацелено на создание нового продукта, где как раз ребенок может реализоваться и раскрыться в полной мере.

• В программе делается акцент на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и идти вслед за детской инициативой, развивая тем самым его самостоятельность

• В программе подчеркивается значимость развивающей предметно-пространсвенной среды, которая является одним из элементов пространства детской реализации (ПДР). Авторы программы говорят о том, что главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты). В программе для реализации требований Программы и ФГОС ДО касаемо пространства группы предлагают разделить помещение на центры активности. В примерном перечне центров активности выделяется Центр конструирования из деталей среднего и мелкого размера.

Образовательная деятельность касаемо конструирования в программе выделяется, как ручной труд и входит как отдельным пунктом в изобразительную деятельность, как прикладное творчество, которое начинается со средней группы, в предыдущей программе прикладное творчество начиналось со старшей группы, а так же добавляется и выделяется отдельно Конструктивно-модельная деятельность

Необходимо отметить, что в возрасте 4-5 лет конструирование усложняется и формируется навык конструирования по собственному замыслу, а так же последовательность действий.

Поэтому, обучая конструированию из бумаги, мы

• учим воспитанников средней группы сгибать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, открытки, а так же приклеивать к основной форме детали (к дому – окно, к автобусу – колесо).

• Приобщаем детей к изготовлению поделок из природного материала (шишки, каштаны, солома, ветки ит. д, из бросового материала

• Учим использовать для закрепления частей клей и пластилин

При конструктивно-модельной деятельности, мы

Развиваем у детей 4-5 лет способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)

• Учим использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Развиваем умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения видели

• Учить анализировать образец постройки (выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме ит. д)

• Побуждать воспитанников создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж на 1или несколько машин, дом в один или несколько этажей)

Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала

• Учить самостоятельно измерять постройки по (высоте, длине, ширине, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции (Построй такой же домик, но высокий)

• Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета

• Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат.

Итак, подведем итог, образовательная область ХЭР интегрирует разные виды активности и разные виды детской творческой деятельности – это и изобразительное искусство, и театрализация, и восприятие детской литературы, фольклора, художественное конструирование, на фоне этого выделяется отдельным видом конструктивно-модельная деятельность, когнитивное конструирование, которое тесно связано с познавательной сферой, и объединяет 2 области: Познавательное развитие и Художественно эстетическое развитие базируется на интеллектуальной деятельности, потому что в процессе конструирования из деталей конструкторов решаются интеллектуальные задачи, развивается мышление, воображение.

Источник