Развитие ребенка в игровой деятельности сенсорные игры

Сенсорное развитие детей раннего возраста

посредством игровой деятельности

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Основу умственного воспитания ребенка составляет своевременное формирование сенсорных эталонов. Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер. Поэтому цель педагогического эксперимента: способствовать сенсорному развитию детей раннего  возраста в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр. В связи с этим, в настоящее время на первое место дошкольная психология выдвигает проблему сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, решение которой обеспечит, в последующем, хорошую базу для интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Организация работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю :

– создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

– расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

– успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Сенсорное воспитание осуществляется через разные формы работы :

– непосредственно образовательную деятельность 

– игры – экспериментирования

– художественное творчество

– наблюдение

– дидактические игры

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

В групповой комнате развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом познавательных интересов детей раннего возраста, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности. Дети могут играть как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны:

– учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;

– развивается и познает мир.

В работе с детьми используются дидактические игры, такие как:

  1. Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Что в мешочке?», «Игры с песком и водой», «Лабиринты», «Массажные мячики», «Конструктор»
  2. Игры на закрепление понятия величины: «Пирамидка», «Сравни по высоте», «Длинная – короткая»,  «Разложи по размеру», «Большой – маленький», «Вкладыши»
  3. Игры на закрепление цвета: «Цветные фигурки»,  «Какого цвета предмет», «Какого цвета не стало?», «Найди пару», «Найди карандаш … цвета», «У кого какое платье?», «Подбери по цвету»
  4. Игры на закрепление понятия формы: «Из каких фигур состоит машина?», «Найти предмет указанной формы», «Какая фигура лишняя?», «Найди предмет по образцу», «Волшебное ведерко», «Выложи из фигур», «Мягкие пазлы», «Подбери фигуру»
  5. Игры на развитие мелкой моторики рук: «Волшебные узоры», «Что спряталось в фасоли?», «Набери полное ведерко», «Веселые прищепки», «Мозаика», «Занимательные баночки», «Занимательные карандашики», «Лабиринты»
  6. Игры для развития слухового восприятия: «Шумовые коробочки», «Разноцветные шумелки», «Кто летит? (жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”)», «Тихо – громко говори», «Звуки природы», «Что звучит?», «Чей голос?»
  7. Игры для развития обонятельного восприятия: «Чем пахнет?», «Что сегодня на обед?»

Работа с детьми по использованию дидактических игр в воспитании сенсорной культуры детей, формированию представлений о сенсорных эталонах во многом зависит от того, как тесно взаимодействуют педагог, родители и дети. Как в семье закрепили полученные навыки, насколько была сплочённой работа.

Работа с семьями была направлена на повышение грамотности родителей в данном вопросе. Использовались разнообразные формы, обобщённые темой «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Было проведено родительское собрание «Без игр прожить никак нельзя». Цель собрания – обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста, обмен опытом семейного воспитания, участие в жизни группы. Проведены индивидуальные и групповые консультации: «Как правильно выбрать игрушки»,  «Роль развивающих игр для детей 2 – 3 лет», «Сенсорное воспитание детей», «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей».

Читайте также:  Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста

Дети с интересом выполняют предложенные им задания. Дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей. Систематическое использование дидактических игр и упражнений в совместной игровой деятельности и взаимодействия с родителями, значительно повышает уровень сенсорного развития. Развитие сенсорики, навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Источник

Екатерина Игоревна Терехина
Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности.

«Ранний возраст – «золотая пора» сенсорного развития, так считал профессор Н. М. Щелованов

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.

Основу умственного воспитания ребенка составляет своевременное формирование сенсорных эталонов. Как отмечает Л. А. Венгер, В. С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер.Поэтому цель моей педагогической работы: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр.

Организация работы по сенсорному развитию детей позволяет мне:

– создать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

– расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

– успешно освоить сенсорные эталоны и сенсомоторное развитие дошкольников.

Моя деятельность, направленная на сенсорноевоспитание осуществляется через:

непосредственно образовательную деятельность

– игры – экспериментирования

– художественное творчество

– наблюдение

– дидактические игры

В своей работе с детьми использую следующие дидактические игры:

1 На развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Что в мешочке?», «Игры с песком и водой», «Лабиринты», «Массажные мячики», «Конструктор»

2.Закрепление понятия величины: «Пирамидка», «Сравни по высоте», «Длинная – короткая», «Разложи по размеру», «Большой – маленький», «Вкладыши»

3.Закрепление цвета: «Цветные фигурки», «Какого цвета предмет», «Какого цвета не стало?», «Найди пару», «У кого какое платье?», «Подбери по цвету»

4.Закрепление понятия формы: «Из каких фигур состоит машина?», «Найти предмет указанной формы», «Какая фигура лишняя?», «Найди предмет по образцу», «Волшебное ведерко», «Выложи из фигур», «Мягкие пазлы», «Подбери фигуру»

5. Игры на развитие мелкой моторики рук: «Волшебные узоры», «Что спряталось в фасоли?», «Набери полное ведерко», «Веселые прищепки», «Мозаика», «Занимательные баночки», «Занимательные карандашики», «Лабиринты»

6. Развитияслухового восприятия: «Шумовые коробочки», «Разноцветные шумелки», «Кто летит? (жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”)», «Тихо – громко говори», «Звуки природы», «Что звучит?», «Чей голос?»

7. Развитияобонятельного восприятия: «Чем пахнет?», «Что сегодня на обед?»

Дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.

Формирование сенсорных навыков гораздо быстрее происходит в ходе игровой деятельности. А так же игра развивает речевые навыки, мышление, и память.Ведь недаром говорят: «Играем, значит развиваемся»

Воспитатель Терехина Е. И

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Источник

ГБОУ школа №967

СП №5

Работа по самообразованию

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Работу выполнил

воспитатель первой младшей группы «Теремок»

О.Н. Жучкова

Москва

2016 – 2017 учебный год

Актуальность

В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально–личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста. Сенсорное (от лат. sensus — чувство, ощущение) развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.

Читайте также:  Если ребенок левша задержка в речевом развитии

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.

Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Цель работы по самообразованию:

1. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;

2. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства.

Задачи работы по самообразованию:

1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Объекты в работе по самообразованию:

  • Дети 2-3 лет
  • Семьи детей, посещающих детский сад

Методы работы с детьми раннего возраста:

  • Игровой метод (дидактические игры)
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов)
  • Практический метод – показ способов действия с предметами

Своевременное сенсорное развитие детей 3 лет — основной путь к раскрытию заложенных в них природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их подчас неловки, иногда и неосознанные. Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия.

1) Развитие сенсорики при помощи игрушек

Человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти органов чувств:

  • Зрения (передается до 90% всей информации)
  • Слуха (поступает 9% информации)
  • Обоняние, осязание, вкус (1% информации)

До 3 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать входящую информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности.

2)Развитие через самообразование

Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус, так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании основных цветов, запахов, определении форм или величин. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.

Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно будет учить.

Сенсорное восприятие мира основывается на нескольких параметрах:

  • Понятие о цветах и некоторых оттенках
  • Узнавание простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат)
  • Понимание величины, размера

Развитие сенсорики у ребенка

Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Они всегда стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что именно так их можно заинтересовать.

Читайте также:  Конструктор лего и его роль в развитии ребенка родительское собрание

Развивающие игрушки

Для сенсорного развития используют игрушки, которые побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят малышей с различными формами и размерами, цветами и фактурой. В результате полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают мелкую моторику, речь.

Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:

  • Сшитые из различных материалов мягкие игрушки, с природными или синтетическими наполнителями;
  • Игрушки по типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
  • Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные)
  • Развивающие настольные игры

Осмысление действительности начинается у детей примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. Так начинается сенсорное развитие. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам. Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их, тщательно приклеить к картону. «Подбери для машинки колеса» — разрисовать 5-6 картинок с изображением автомобилей, отдельно колеса таких же цветов. Ребенку нужно к машинке определенного цвета подобрать колеса такого же цвета.

«Ежик собирает грибочки» — нарисовать несколько ежиков и грибочков. Ребенку нужно прикреплять к животному грибы.

«Дерево и листочки», «Дерево с фруктами» — малышу дать задание на изображение дерева прикреплять листики или фрукты.

«Разрезанные картинки» по разным темам (фрукты, овощи, транспорт и т.д.) – найти и соединить половину моркови, капусты, машины и пр.

Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие, развивают мелкую моторику, ведущие каналы восприятия, способствуют формированию понятия о внешних признаках предметов: форме, величине, цвету.

В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они нуждаются в похвале. Они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки. В 2-3 года крохи умеют многое:

  • Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают по цветам
  • Разбирают предметы по признакам большой, маленький, средний
  • Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого предмета к маленькому и наоборот
  • Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до 8) в картинку
  • Указывают на кубик, мячик, кирпичик
  • Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме

Принцип сенсорного развития Янушко

Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок встал на ноги и начал ходить, то остальному он всему научится сам. В отличие от животных, у детей мало врожденных двигательных рефлексов, только в процессе обучения у них формируются определенные навыки различных действий.

В дошкольных учреждениях регулярно проводят занятия с детьми по формированию мелкой моторики. В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе сенсорного развития Елены Янушко.

Автор объясняет, что в раннем возрасте детское внимание носит непроизвольный характер. С ними не проводятся занятия с обучающими предметами или беседы, потому что их сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешки, пирамидки, рамки со шнурками, досками Сегена. Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития:

  1. Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством, расположением в пространстве;
  2. Слуховое восприятие – знакомство со звуками различного происхождения;
  3. Тактильное восприятие – ощупывание предметов из разных материалов; разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т.д.

Методист утверждает, что обоняние и вкус спонтанным образом развиваются в бытовых ситуациях. Родители должны объяснять незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет.

Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки всевозможных предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:

  • Сортировка однородных предметов согласно размеру, геометрической форме, цвету
  • Размещение предметов в соответствующие гнезда
  • Собирание мозаики по образцу
  • Рисунки красками на разные темы
  • Подражание взрослым в мимике, жестам
  • Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов

Таким образом, сенсорному развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем.

Источник