Развитие ребенка в игровой деятельности контрольная

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

« Государственный гуманитарно-технологический университет »

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 Контрольная работа

по курсу  « Организация игровой деятельности дошкольников»

на тему:

«Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей:

методики руководства сюжетно-ролевой игрой»

Выполнил слушатель ФППК:

Лухманова Надежда Андреевна

Старший преподаватель:

Лялина Наталья Вячеславовна

Орехово-Зуево

2017

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Н.А.Короткова «Сюжетная игра дошкольников», Москва: изд.«Линка-Пресс», 260 стр., 2016.

2.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»,  Москва: изд. Линка-Пресс», 2015.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и так далее.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую решаются  все образовательные задачи, в том числе и обучение.  

Задача воспитателя – помочь детям в организации игры, развить интерес к разным профессиям. Расширить кругозор ребенка, привить уважение к труду. Не предлагать готовые сюжеты игр, а развивать детское воображение, самостоятельность, пусть дети свободно выражают свои мысли и чувства. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

Задачи развития игровой деятельности

 Педагог в каждой возрастной группе решает задачи полноценного развития по пяти образовательным областям и задачи, связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников.

Самые основные первоочередные задачи:

Ранний возраст: приобщение к разным играм: предметным (в т.ч. с составными игрушками и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2-я младшая группа: обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослыми игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Эти задачи направлены на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не сопровождаются дополнительными дидактическими задачами. В самостоятельной игре инициатива идет от детей, действуют они самостоятельно, ставят свои игровые задачи, реализовывают их в собственной деятельности.

Пример: объединение детей разных возрастов очень перспективно, дети играют вместе, старшие организуют диалог, мало ориентируются на возможности ребёнка и в тоже время они не могут сильно “оторваться” от них, что создаёт ЗБР для игровой деятельности +эмоциональное и личностное развитие.

Методика педагогической поддержки игровой деятельности.        Педагоги опираются на 4 известные методики педагогической поддержки игровой деятельности:

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.- метод поэтапного формирования способов игры.

 Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

С.Л.Новосёлова Е.В.Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Е.И Касаткина – метод комплексной поддержки самодеятельных игр.

Метод включает 4 компонента:

  1. Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
  2. Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
  3. Создание развивающей предметной среды;
  4. Активизирующее общение взрослых с детьми.

1. Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем.

С.Л.Новосёлова “Игра-это практическое (т.е. в действии) размышление ребёнка об окружающей его действительности”. Приведу пример: ребёнок играет с разными игрушками: отбери у него игрушки, но игра может продолжиться, так как он играет со своим образом мира. Со своим знанием об этом мире, своим реальным жизненным опытом в самых разных его проявлениях. А можно и наоборот завалить ребёнка игрушками (например “Ферма”, “Морские пираты”), но если он смутно представляет, что с ними можно делать, игры не будет. Так как нет опыта. Поэтому если мы хотим, чтобы дети играли, мы должны задаться вопросом, а с чем они будут играть? (живое знание). Смысл игры в том, что она позволяет действовать практически там, где реальная жизнь недоступна (книги, фильмы, рассказы взрослых и пр.). Непревзойдённой по своему развивающему эффекту остаётся детская художественная литература (чтение книг с продолжением , особенно остросюжетных произведений–особенно в старшем возрасте для самодеятельных игр). Но этого недостаточно, если у ребёнка будут знания, много впечатлений получит, но недостаточно опыта или он беден, то это не даст возможности его знаниям воплотиться в игре. Эту задачу решает второй компонент.

2. Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);

Общая линия развития игровых умений всем известна:

Младший возраст: становление ролевого (игрового) действия.

Проведение ребёнка через эти этапы. Чтобы каждый раз открывали и усваивали новый, более сложный способ её построения, представляет собой целенаправленное формирование игры, а точнее – игровых способов действий.

Читайте также:  Диагностика музыкального развития ребенка дошкольного возраста

Где реализуется

В ходе совместных игр с более старшими детьми или взрослыми (актуально для малышей). Им требуется показ, помощь в согласовании игровых действий).

Игры более старших детей нельзя пустить на “самотёк”, т.к. им нередко требуется помощь в организации игры, усложнении и развитии сюжетов;

Нельзя форсировать события, предлагая новые и новые игры, “дайте детям наиграться”. Этот термин применим не только к дошкольному возрасту. Но и к каждой конкретной игре в отдельности. Каждый ребёнок имеет индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание событий, овладение умениями в разных играх.

Для реализации игрового опыта нужна игровая предметная среда.

3. Создание развивающей предметной среды;

Основные требования к игровой среде:

Младший возраст. Динамические игрушки, игрушки-орудия (каталки, сачки, палки и т.д.), разнообразные дидактические игрушки, направленные на формирование сенсорных эталонов, обобщённые по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этой игрушке (фигурки людей, животных, соответствующая мебель, посуда и т.д.). Особое значение имеет введение предметов-заместителей, (бруски, бросовый, а в среднем возрасте поделочный материал (принцип полифункциональности); показать как с ними играть). Игрушка служит побудителем игры, в зоне доступности все игрушки.

4. Активизирующее общение взрослых с детьми.

Тактика: младшим лучше задавать вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи.

Предметно-развивающая среда и поддержка самостоятельной игровой деятельности ( из опыта работы)

  Дети, переступившие порог нашей группы оказались в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие.

  Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность детей всей группы. Так как дети у нас маленькие, мы стараемся создать для них добрую, уютную атмосферу в нашей группе. Мы поделили групповое пространство на зоны для разных видов детской   игровой активности.        

 Наполняемость предметной развивающей среды в группе обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

  Предметная развивающая среда способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

3) доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;

4) возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности. Обеспечение ребенка материалами и оборудованием в группе не угрожает физическому и психическому здоровью.

В группе созданы зоны для игр в «Семью», « Больницу», «Магазин», «Парикмахерскую», «Строитель». Есть в группе сенсорный, театральный, музыкальный, физкультурный, книжный уголок, уголок художественного творчества и уголок природы.

В сюжетных играх дети находят отражение разнообразных бытовых (семейных) сюжетов и новые впечатления о жизни и труде близких людей (магазин, семья, детский сад, парикмахерская и другие), а также сюжеты, навеянные произведениями литературы. В одной сюжетно – ролевой игре переплетаются разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в Салон красоты, затем в магазин за подарками).
Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения по (2 – 5 человек) носят порой самостоятельный и постоянный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.
В соответствии с замыслом сюжета я формирую умение детей устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – сын, продавец – покупатель – кассир, врач – больной – аптекарь и так далее. Активно развиваю ролевой диалог: «Во что будем играть? Что произойдёт?». Учу детей использовать различные предметы – заместители (разнообразные кубики, бруски, коробочки, верёвки и т.д.), осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже пришли из магазина и будем готовить обед», «Чик – чик, это чек», «Один, два – ваша сдача»). Стараюсь стимулировать развитие игрового замысла через проблемную ситуацию (отправились в морское путешествие, а забыли взять еду). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.
Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и так далее) происходит, конечно же, в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками действовать более свободно, импровизированно.
Я забочусь об обогащении социального опыта детей в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности.
Сюжетно-ролевую игру в группе проводим в вечерние часы, обустраиваем вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, тем самым детям предоставляется возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.
В обстановке совместных игр своим примером я показываю детям, как лучше распределить роли, договориться друг с другом, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, я побуждаю детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

Читайте также:  Задержка развития ребенка из за цитомегаловируса

 Вначале приходилось ведущие роли в играх брать на себя, потому что дети были слишком малы, и у них не было жизненного опыта. Учась исполнять свои роли, подражая взрослому, дети не только осмысливают и уточняют свои знания о труде взрослых, но и усваивают нормы общественного поведения. Сейчас дети сами придумывают сюжеты игр и выбирают, с кем они желают играть.

Таким образом, будет ли игра у дошкольника ведущим видом деятельности, зависит и от нас, педагогов. А для этого нужно совершенствовать своё педагогическое мастерства, уметь организовать и обогатить игровую деятельность ребёнка, выделить время и место для игры в течение дня, вовлечь дошкольника в игру и достичь её уровня в соответствии с возрастом ребёнка.

Источник

Ирина Бахоцкая
Контрольная работа по Теоретическим и методическим основам организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ростовской области «ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО

«Теоретическим и методическим основам организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста».

Дошкольное образование.

44.02.01.

Выполнила студентка ОЗО 5 курса 5 группы

Бахоцкая Ирина Викторовна.

Преподаватель: Сагалаева О. С.

Ростов-на-Дону

2016год.

Тема №6: Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ.

ПЛАН:

1. Функции дидактических игр.

2. Виды дидактических игр.

3. Структурные компоненты дидактических игр, их характеристика.

4. Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ.

5. Список литературы.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.

Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего. Помимо закрепления и расширения имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.

Функции дидактической игры –это:

1. Игровой метод обучения дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» в развитии сенсорной культуры воспитанников.

2. Форма обучения детей содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное).

3. Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

4.Средство всестороннего воспитания личности:

– Умственное воспитание: (формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий)

– Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам,

– Эстетическое воспитание: (дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям)

– Физическое воспитание: (двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей)

Виды дидактических игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Настольные игры, разнообразные игры-пособия, картинки, предметного лото, домино; тематические игры (“Где что растет”, “Когда это бывает”, “Кому это нужно” и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т. д. (“Летающие колпачки”, “Попади в цель”, “Гусёк” и др.)

Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода.

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение – повеселить, позабавить детей, порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как “Поймай зайчика”, “Жмурки с колокольчиком” (определение направления по звуку, “Кто скорее соберёт картинку” (на координацию движений) и др.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка занятия видео

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Основные структурные компоненты дидактической игры

Рассмотрим, в чем состоит специфика дидактической игры, ее существенный признак. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.

Основнымиструктурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Если ребенок взял парные картинки или кубики с нари-сованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с. правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх

Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач.

Дидактическую игру делят на три этапа:

1. Педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть.

2. педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.

3. Педагог оценивает детское творчество при решении игровой задачи.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

– установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно – образовательной работы;

– подготовка игрового оборудования;

– определение времени игры в режиме дня.

Воспитатель руководит дидактической игрой по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.

В работе воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах: организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом,проведение дидактической игры предполагает соблюдение следующих этапов: 1) подготовка к проведению дидактической игры; 2) проведение игры; 3) анализ проведенной игры. При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать условия и требования, предъявляемые к дидактическим играм.

Список литературы:

1) Губанова Н. Ф «Игровая деятельность в детском саду»– М.: Мозаика – Синтез, 2009г.

2) Губанова Н. Ф Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика _ Синтез.: 2009г.

3) Жолнерович Н.Игрушка: её место и роль в воспитании ребенка. Дидактическая игрушка // Пролесна – 2008 №1

4) https://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

5) https://dohcolonoc.ru/conspect/1212-konspekt-neposredstvennoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-forme-didakticheskoj-igry-s-elementami-femp-matreshki-rroshki.html.

6) Краснощёкова Н. В Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 3-е Ростов н/Д.: Феникс, 2008г.

Источник