Развитие ребенка в год мама лара
Наблюдая за своим малышом дома, вы получите объективные результаты, если будете соблюдать определенные условия. Подробнее о них читайте в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Развитие ребенка в 12 месяцев. Положение «лежа на животе»
Положите малыша на живот, а сами отойдите. Побуждать ребенка к ползанью в возрасте 1 года уже не нужно. Он сам охотно ползает на четвереньках и уверенно удерживает равновесие. Иногда, например, при преодолении дверного порога или другого препятствия, можно наблюдать у малыша так называемую «медвежью походку», когда он двигается вперед на руках и ногах.
Развитие ребенка в 12 месяцев. Реакции и навыки
Посадите малыша на просторную ровную поверхность и медленно поднимите до угла 45° от нее сначала одну его ножку, а затем обе. Как и в возрасте 11 месяцев, двенадцатимесячный ребенок наклоняет туловище, вытягивает руки вперед и уверенно балансирует, не падая. Если его наклоняют в сторону или слишком быстро назад, то он немедленно опирается вытянутой рукой в соответствующем направлении.
Расположитесь вместе с ребенком на полу рядом со стулом, манежем или диваном. Покажите ему привлекательную игрушку, тем самым побуждая встать. К концу первого года жизни ребенок уже свободно ходит вдоль мебели в обе стороны.
Теперь возьмите стоящего малыша за одну ручку и попробуйте вместе с ним сделать несколько шагов вперед. В 12 месяцев ребенок справится с этим заданием, хотя шаги его еще будут робкими и широкими.
Посадите вашего младенца и положите перед ним на стол или протяните на ладони круглое печенье диаметром 0,5 см. Как и у одиннадцатимесячных деток, развитие ребенка 12 месяцев проявляется в хорошо развитом «щипцовом захвате». Малыш захватывает и удерживает маленький предмет подушечками согнутого указательного и противопоставленного большого пальцев. До соприкосновения с предметом он раскрывает пальчики ровно на столько, насколько требуют этого его размер и форма. Этим навыком должны владеть обе ручки.
Сядьте за пустой стол и посадите ребенка к себе на колени. Поставьте на стол перед малышом машинку с веревочкой так, чтобы он мог дотянуться только до веревочки, а достать машинку не позволяло расстояние. Чтобы привлечь его внимание, покатайте машинку, но не показывайте, что можно тянуть за веревочку. Ребенок должен сообразить и сам взять ее. Он будет смотреть на машинку, тянуть за веревочку и следить взглядом за тем, как игрушка приближается.
Для следующего задания заранее приготовьте небольшую пустую коробочку и маленькие кружочки диаметром около 25 мм. Выберите момент, когда ваш малыш не будет занят своими игрушками, и покажите ему, как вы эти кружочки по одному бросаете в коробочку. Затем дайте кружочек ребенку, подставьте коробочку и попросите сделать то же, что делали вы. Младенец в 12 месяцев хватает кружочек щипцовым захватом (читайте выше), подносит его к отверстию коробки и опускает (роняет). Если малыш не сразу смог выполнить это задание, попробуйте еще и еще раз.
Развитие ребенка в 12 месяцев. Взаимодействие с внешним миром
Так же, как и в 11 месяцев, двенадцатимесячный ребенок начинает осмысленно произносить слоги, удвоенные слоги или другие звуковые выражение для обозначения знакомых ситуаций, объектов или лиц. Например, «бррр» – это у него машинка, «ба-ба» – мяч, «ата» – ситуация одевания и ухода и т.д. Однако эти первые «слова», как правило, распространяются еще на широкий круг явлений и понятий. Ребенок использует, например, обозначение «вав-вав» не только для собаки, но и для любого четвероного зверя, «бррр» – не только для машины, но и для любого автомобиля, издающего шум, или «па-па» – для любого мужчины.
Попросите малыша принести вам любой, знакомый ему предмет. Например: «Принеси мне мяч!» Но не показывайте при этом на игрушку. Он поползет или пойдет к нужному предмету, возьмет его в ручку и протянет вам.
Вообще обратите внимание на то, что детки в 12 месяцев реагируют на просьбы и подают предметы близким людям.
Источник
Первый год жизни человека – это время стремительного развития. Родившись совсем не приспособленным, зависимым от взрослых, ребенок уже к году становится вполне самостоятельным – ходит, разговаривает (может быть, еще не на самом понятном для нас языке), испытывает разнообразные чувства и много чего понимает. Выражаясь более формально, становление личности ребенка в первый год проходит параллельно в разных направлениях: развиваются его интеллект, эмоции и моторика.
Поставив перед собой большую цель – познакомить родителей с особенностями развития младенцев, мы, конечно, понимаем, что делаем это не первыми. По данной теме уже существует множество информации. Мы же, как всегда, постараемся рассказать о сложном просто и сделать свой материал максимально доступным, т.е. объяснить, как развивается малыш, понятным языком. Так же попробуем доходчиво описать возможные отклонения в его развитии и способы немедицинской коррекции таких нарушений.
Начнем с двигательного развития. В медицинской литературе (да и в популярной тоже) довольно часто встречается термин «психомоторное развитие». В принципе он хорошо отражает суть процесса, поскольку малыш развивается физически тем успешнее, чем качественнее продвинут в психическом направлении. Вся моторика ребенка подчинена определенным целям, главенствующей из которых является «познание окружающего мира». Если малыш нормально развивается психически, он всегда любопытен, и эта природная любознательность стимулирует его двигательное развитие.
К примеру, чтобы увидеть нечто большее, чем пеленку, на которой ты лежишь на животе, необходимо приподнять голову, потом грудь, а дальше вовсе высоко приподняться на локтях – и вот перед тобой уже целый мир. Или яркая игрушка, которую только что с таким удовольствием разглядывал, вдруг куда-то исчезла (мама устала ее держать и положила рядом). И теперь ты следишь за этой игрушкой глазами, поворачиваешь сначала только голову, затем все тело, и вот уже тебе удалось перевернуться и очутиться прямо перед заветным медвежонком.
Ребенок, который отстает в психическом развитии, безусловно, тоже развивается моторно. Ведь кроме познания существуют еще и другие цели, например, физиологические потребности и желание себя обезопасить. Голодный малыш устремляется к пище, а в другой ситуации он убегает от опасности. Для того чтобы это сделать, ему также необходимо быть развитым. И все же, как вы понимаете, такой ребенок будет отставать в моторном развитии от своих сверстников, и, возможно, никогда не достигнет их уровня, особенно в области тонкой моторики.
Несмотря на такую тесную связь психики и моторики, в первой части своего проекта мы подробно остановимся именно на моторном развитии ребенка. Эмоциональному и интеллектуальному развитию младенцев (двум составляющим психического развития) также будут посвящены отдельные подробные публикации.
Если вдруг, изучив материал (источник: https://mamalara.ru/), вы заподозрите у своего малыша отставание в какой-либо области, обратитесь за консультацией к специалистам.
Однако, на наш взгляд, родителям важно помнить, что их дитя развивается по программе, вложенной самой природой, и не стоит чрезмерно усердствовать в стимулировании этого процесса.
- Наблюдайте за своим ребенком внимательно, с любовью и, лишь заметив какие-то отклонения, помогайте ему с помощью простых упражнений овладевать тем или иным двигательным паттерном, оказавшимся для него почему-либо сложным.
- Не торопите его, пусть он развивается в своем темпе.
- Не сравнивайте вашего малыша с другими, ведь каждый человек уникален.
- Используйте полученные из наших публикаций знания лишь для того, чтобы вовремя обратить внимание на действительно существующую проблему.
Для вашего удобства информация по психомоторному развитию будет представлена в двух вариантах: в виде статей, проиллюстрированных фотографиями, и в виде видеороликов.
Мы благодарны всем мамам и папам, помогавшим в подготовке материала, и, конечно, их детям, которые, пока этого не осознавая, стали для нас самыми лучшими на свете моделями.
Источник
В качестве вступления к этой статье хочу рассказать вам историю из далекого прошлого, когда я, будучи беременной первым ребенком, проходила интернатуру в огромной многопрофильной больнице нашего города. Первые два месяца я работала в детском неврологическом отделении. Коллектив врачей был отличный: все доктора – опытные профессионалы. Наша клиника как областной центр собирала на себя больных деток со всей области, а это значит, что клинических случаев для обучения было предостаточно. Однако часто, наряду с историями очень тяжелых детских заболеваний, я вспоминаю одну ситуацию…
К врачу, по договоренности (нужно понимать, что шёл 1990 год, и тогда у родителей не было возможности обратиться за платной консультацией к опытному специалисту, на такой прием можно было попасть только по знакомству) пришли молодые родители со своим полуторамесячным малышом. В глазах их был страх, а в заключении поликлинического невропатолога стоял диагноз: «Гидроцефалия головного мозга».
На столе, за которым сидела врач, а рядом примостилась и я, лежал еще одетый малыш, а перед нами стояли его мама с папой. Это были необычайно высокие и крупные люди, мужчина под два метра, его жена чуть ниже. Доктор первым делом внимательно посмотрела на родителей и спросила у отца: «Скажите, какой у Вас размер головы?» Тот ответил: «Шестьдесят восьмой». «А у Вас?»- спросила она у мамы. «Шестьдесят четвертый». Нужно сказать, что одним из симптомов гидроцефалии головного мозга является как раз большой размер головы.
Потом моя наставница вновь взглянула на справку с диагнозом и произнесла потрясающую фразу: «Это у вашего невропатолога гидроцефалия головного мозга!»
Конечно, после этого она тщательно осмотрела малыша, но её уверенность в том, что он совершенно здоров, результаты осмотра только подтвердили. Для полноты картины нужно добавить, что к этому моменту у матери ребенка из-за пережитого стресса пропало грудное молоко…
Для меня же с того самого дня начала формироваться некая философия здоровья и болезни, главным постулатом которой является следующее утверждение:
«Нельзя делать выводы о патологии, основываясь лишь на отдельных симптомах. Нужно оценивать ребенка во всей полноте его конституциональных особенностей, навыков и проявлений».
И сейчас, когда мне задают вопрос: «Что делать? Мой семимесячный малыш не встаёт уверенно на ножки, врач нам назначил лекарства!», я спрашиваю: «А что умеет делать Ваш малыш?» И оказывается, что он легко переворачивается со спины на живот, стоит на четвереньках, садится, произносит много разных звуков, улыбается и смеётся и т.д. И зачем, скажите мне на милость, лечить такого ребенка?
Через двадцать лет после описанного мною случая я встретила детского невролога, который смог объяснить мне тот факт, что современные детские неврологи часто страдают «гипердиагностикой». «Понимаешь, – сказал он, – нас всё время учили тщательно высматривать у ребенка патологические симптомы и, по возможности, их лечить. Никто не научил нас пониманию того, как мы можем помочь родителям вырастить здоровых детей!» Именно с этим доктором, Олегом Николаевичем Складневым, в свое время мы подготовили для нашего сайта видеоматериал о психомоторном развитии ребенка. С тех пор прошло два года, и теперь я понимаю, что эту информацию нужно дополнять.
Идея наша проста: чем больше родители будут знать о развитии ребенка (какими навыками и в какие сроки он должен овладевать), тем проще им будет делить ответственность с врачами за то, как растить и развивать своего малыша.
Мы решили предоставить родителям более структурированный, а значит, и более удобный для использования материал. Мы хотим рассказать не только о моторном развитии малышей, но и о развитии восприятия и игры, речи и её понимания, о социальном развитии.
За основу в подготовке данного материала мы взяли «Мюнхенскую функциональную диагностику развития», составители которой во всем мире признаны главными экспертами в вопросах диагностики развития ребенка.
Мы надеемся, что с помощью наших тезисов вы сможете провести самостоятельные объективные «домашние исследования», а процесс наблюдения за ростом собственного чада и общение с ним доставят вам радость. Однако мы настаиваем, что проведение таких самостоятельных осмотров не заменяет консультаций детского невролога.
Условия оценки развития ребенка до года.
Чтобы самостоятельного оценить развитие ребенка до года и получить надежные и объективные данные, большое значение имеет поведение новорожденного во время наблюдения и условия, при которых оно осуществляется. Поэтому для начала важно учесть следующие моменты…
Во-первых, ваш младенец не должен спать. Сонливость, усталость, а также крик или голод могут повлиять на результаты. Оптимальное время для наблюдений – через один-два часа после кормления, когда существует большая вероятность, что ребенок сыт, бодр и сконцентрирован. Раздетого новорожденного кладут на живот или спину, обращая при этом особое внимание на симметрию туловища и конечностей, а также на положение головы по средней линии.
Во-вторых, следует организовать спокойную, ничем не нарушаемую атмосферу. Объективно оценить поведение ребенка могут помешать громкие звуки, входящие и выходящие люди. Нужно также подумать о комфортном для младенца освещении и обогреве и выделить на наблюдение достаточное количество времени, чтобы не спешить. Лучше всего расположиться в тихом, по возможности равномерно обогреваемом помещении с температурой ~ 27-30 °С. В качестве подстилки подойдет нежесткий матрац (пенорезина) толщиной около 2 см.
В-третьих, мама (или другой наблюдатель) должна быть спокойна, уравновешена, нетороплива в движениях, руки должны быть теплыми.
Развитие ребенка до года по месяцам. Календарь развития ребенка.
- Если вы учли все эти условия, то можно приступать к оценке развития ребенка:
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 1 месяц?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 2 месяца?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 3 месяца?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 4 месяца?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 5 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 6 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 7 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 8 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 9 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 10 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 11 месяцев?
Источник
Давно хотела затронуть тему психомоторного развития детей. Несколько лет назад мы со знакомым и уважаемым мною детским неврологом сняли материал на эту тему. То видео было одним из первых на нашем сайте, и делала я его из благих побуждений. Мне казалось, что современным родителям не хватает добротной информации по вопросам о нормах развития, и, предоставив нужный материал, я помогу им убедиться, что их малыш нормально развит.
Однако отклик был неожиданным! С тех пор я получаю огромное количество вопросов, суть которых сводится к просьбе: “Оцените, пожалуйста, хорошо ли мой ребенок развит?”
Получается, что я добилась прямо противоположного результата и теперь не знаю, что с этим делать. Ведь я не являюсь практикующим детским неврологом! И не ставлю целью нашего сайта врачебное консультирование. Я лишь хотела помочь родителям обрести уверенность, опираясь на знания и здравый смысл. С этой же целью мы подготовили и опубликовали ряд статей, где подробно описано, как самостоятельно оценить своего ребенка на первом году жизни.
И все же сегодня я отвечу на один подобный вопрос, благо, он имеет очень подробное описание ситуации и дает мне возможность оценить её, скорее, глазами психолога, нежели педиатра или детского невролога.
ВОПРОС:Уважаемая Лариса, добрый вечер!
У моей дочки гипотонус всего тела с рождения. Невролог сказала, что это такая особенность у ребенка, и ее нужно все время стимулировать. Из-за гипотонуса дочка не переворачивается с живота на спину.
Нам поставили задержку моторного развития и прописали пройти несколько курсов массажа с перерывом 10 дней в течение 3-4 месяцев, ежедневный мамин массаж, морские ванны через день в течение 3-4 месяцев, и все время стимулировать к активной деятельности. В 9 месяцев мы снова пойдем к неврологу, где она будет решать прописывать нам ноотропы или нет.
Мы занимаемся на фитболе, дочке нравится, и я хочу проводить 3 занятия по 10-15 минут каждое. Плаваем ежедневно, но сейчас она не очень активна в воде, раньше больше двигалась. Хочу увеличить плавание до двух раз в день в более прохладной воде. Через день принимаем морские ванны в воде 34 градуса до 10 минут. Делаю массаж. Только применяю быстрые поглаживания, интенсивное растирание и глубокое разминание. А также гимнастику.
Ежедневно делаю с ней повороты (до 50 поворотов в каждую сторону), но пока результата нет. С ползанием тоже проблемы. Мы тренируемся ежедневно по несколько раз, дочь отталкивается от моих ладоней до 5 отталкиваний за один раз, больше устает, но самой подтянуться на ручках сложно. Не очень активная. Хотя все время лежит на животе и играет игрушками, научилась летать, как самолетик, и крутится на руках вокруг своей оси, иногда получается немного отползать назад, пытается подгибать под себя колено. Колени у нас смотрят в разные стороны, когда лежит на животике.
Дочка перевернулась на живот в 4 месяца и 16 дней через одно плечо, на следующий день через второе. Иногда перевороты даются с трудом (когда плохо себя чувствует).
Сейчас нам 6,5 месяцев. Вес 8 кг. С 3 до 4-х месяцев набрали перевес, сейчас набирает немного. Мы прошли 2 курса массажа (10 дней к 4,5 месяцам и 15 дней к 6 месяцам). Завтра начинаем новый 10-тидневный курс массажа.
Насколько эффективен мамин массаж? Несколько курсов профессионального массажа подряд – не много ли для моего ребенка? Нужно ли самой учить ее ползать (ставить на четвереньки и т.д.)? И какая оптимальная физическая нагрузка для нас, чтобы помочь дочери и не навредить?
Ребенок родился доношенным в 38 недель 4 дня, но у нас была задержка внутриутробного развития из-за гестоза. Вес при рождении – 2850, рост – 50 см. По возможности, прошу Вас помочь советом. Массажисты неохотно делятся информацией, собираю ее по крупиночкам из разных источников. Экспериментировать над ребенком не хочется.
Заранее спасибо!
Елена
ОТВЕТ: Здравствуйте, Елена!
Первое, что мне хочется сказать, Вы очень заботливая и самоотверженная мама! В этом я вижу стремление быть идеальной для своего ребёнка, но не считаю его правильным. Подобный момент часто встречается в нашем обществе, я много говорю о минусах такой материнской жизни и написала об этом статью. Свою позицию попробую объяснить, используя Ваш конкретный вопрос.
Дело в том, что Вы, Лена, прилагаете титанические усилия для того, чтобы развить в ребёнке навык (переворот с живота на спину), который не имеет никакого значения в психомоторном развитии младенцев! Все навыки, приобретаемые на первом году жизни, ведут к одному – малышу нужно к 12-17 месяцам освоить умение ходить, для того чтобы быть самостоятельным в исследовании мира.
Этот путь очень логичен, и врачи оценивают те навыки, которые являются показателями движения к прямохождению. Они должны появляться в определённые сроки, хотя именно сроки (по требованию современных врачей) бывают завышенными.
Итак, чтобы к году научиться ходить, малышу нужно пройти следующий путь:
1. Научиться доверять опоре, на которой он лежит (к 1,5 месяцам).
2. Научиться координировать движения рук и ног, т.е. засовывать свой кулачок в рот (к трём месяцам) и позже, схватив рукой свою ножку, запихнуть её в рот (грандиозное достижение координации появляется к 6-7 месяцам).
3. Способность в положении на спине тянуться рукой за игрушкой, даже если она перемещается взрослым за среднюю линию. Другими словами, это движение рукой, которое в будущем приводит к перевороту со спины на живот (к 4,5 месяцам).
4. Переворот со спины на живот. Очень Важный навык! Ведь он позволяет малышу расширить обзор. Кому интересно смотреть в потолок? Куда увлекательней изучать мир вокруг, лёжа на животе! Этого навыка ждут от ребёнка к 6 месяцам. А ВАША ДОЧКА ЕГО ОСВОИЛА К 4 МЕСЯЦАМ и 16 ДНЯМ!
5. Ползание по-пластунски вокруг своей оси, вперёд и назад (7-8 месяцев).
6. Вставание на четвереньки. Понятно, что без предыдущего навыка ждать быстрого достижения данного невозможно. Раскачивание, стоя на четвереньках (8-9 месяцев).
7. Ползание на четвереньках (8-10 месяцев).
8. Вставание около опоры, приседание, шаги вдоль опоры (10-12 месяцев).
9. Начало самостоятельной ходьбы (12-17 месяцев).
Если Вы были внимательны, то заметили, что ни переворот с живота на спину, ни самостоятельное усаживание и сидение не являются основными в развитии ребёнка и могут достигаться в разном возрасте при условии, что вышеперечисленные навыки у него есть.
Всё, что я кратко изложила в этом ответе очень подробно описывается в наших статьях по самостоятельной оценке ребёнка и в видео.
Елена, я хочу, чтобы Вы меня правильно поняли! Я не против, что Вы так много занимаетесь с малышкой! Но мне бы хотелось, чтобы мотивация и цель этих занятий была другой – они должны приносить и Вам, и девочке много радости и удовольствия. Ведь в процессе ранних упражнений Вы формируете базовое отношение ребёнка к любым занятиям физкультурой. А какое же это удовольствие – 50 раз делать одно и то же?
Да и Ваше состояние, как мне показалось, полно тревоги. Думаю, Вы до сих пор не уверены, что диагноз, который был выставлен при рождении (я имею в виду задержку внутриутробного развития), не повлияет на здоровье и развитие малышки. Именно поэтому Вы не можете расслабиться и так упорно занимаетесь с дочкой. Но ведь Ваша тревога передаётся и ей. Подумайте об этом. У Вас прекрасная, здоровая, развитая и хорошо упитанная девочка!
И в заключение хочу сказать уже для всех родителей. Я понимаю, что когда вы задаёте вопросы по развитию своих деток, то, скорее всего, нуждаетесь в поддержке! Но нужно научиться осознавать в себе лишнюю тревогу. Ведь на первом году жизни мы вкладываем в ребёнка базовое доверие к миру и чувство безопасности, а какая тут безопасность, если мама или папа постоянно волнуются и переживают!
Если Вы сталкивались с подобной проблемой, поделитесь своим опытом в комментариях.
Источник