Развитие ребенка в год логопед

Развитие ребенка в год логопед thumbnail

Приветствую Вас, уважаемые посетители моего канала Развиваемся и играемпосвященному детям, их развитию и развлечению.

Задаетесь вопросом, как с пользой потратить время не только для себя, но и для ребёнка?

Вы зашли именно по адресу!

У нас собрано огромное количество интересного материала о развивающих поделках и не только, которые Вы с лёгкостью сможете сделать сами, не затратив при этом много времени.

Подпишитесь на канал ???? здесь ????, и вы всегда будете в курсе новых публикаций.

Также подписывайтесь на группу в ВКонтакте, и в Инстаграмме, там Вы найдёте немало интересного материала!

Переживаете, что Ваш ребёнок не говорит? Желаете заниматься на дому, но не представляете с чего же начать? Надумываете обратиться за помощью к логопеду?

В том случае, когда малыш в возрасте 2,5-3 лет так и не начал разговаривать, без содействия логопеда не обойтись, но кое-что вы сможете сделать и сами.

В этой статье я представлю Вам:

– задания и упражнения для запуска речи не говорящих детей в форме игры;

– необходимые памятки для родителей по запуску речи;

– жестовые игры для детей;

– пальчиковую гимнастику.

Рекомендации родителям.

В данном материале рассмотрим вводный этап работы логопеда-систему занятий, направленных на совершенствование понимания не говорящим ребёнком обращённой речи.

В процессе занятий основной задачей логопедического влияния является приумножение пассивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Для заучивания детям предоставляются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния. С которыми малыши всё время сталкиваются в повседневной жизни, что наблюдают, с чем когда-то действовали.

Работая с молчаливыми детьми лучше не перегружать их пассивный словарь обобщающими словами.

В первую очередь следует уделить внимание обучению деток употреблять слова-глаголы (слова-действия), так как действительно они играют значимую роль в процессе формирования детской речи. К таким глаголам можно отнести слова:

ДАЙ, НА, ИДИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.

Детям младшего возраста предлагают более простые варианты некоторых глаголов.

Например, замена слов: спит – БАЮ-БАЙ; кушает – АМ-АМ; гуляет – ТОП-ТОП; купает – КУП-КУП; качается – КАЧ-КАЧ и др.

С детьми нужно всё время разговаривать, часто проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание еда, прогулка, подготовка ко сну), и всевозможные бытовые моменты (приготовление еды, уборка со стола, мытьё посуды и др.). Эту же работу положено проводить во время всех игр с игрушками, при чтении книжек.

Как общаться с ребёнком?

Родители разговаривают не сложными предложениями, состоящими из 2-4 слов, одни и те же словосочетания используют несколько раз, делают паузы, используют всевозможные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, выделяя ударный слог, он немного растягивается. Из быстрой речи малыш поймёт всего лишь только 2-3 знакомых слова, а новые слова не услышит и не запомнит.

Взрослые часто должны обращаться к ребёнку, задавать разные вопросы. Но не следует требовать от своего дитя немедленного ответа. Таким образом, взрослые задают вопросы, дают паузу, затем отвечают на вопрос самостоятельно. Затем, когда ребёнок много раз слышал названия предметов, брал их и рассматривал, можно просить малыша показать или принести знакомую вещь, совершить с ней какие-либо действия.

Как формируется словарь ребёнка?

Прежде всего это общение. То, что ребёнку сказали, то, чему его научили – то у него и есть. Если с малышом до 3-х лет практически не разговаривают, то и словарного запаса у него конечно не будет.

Спасибо большое за внимание!

Надеюсь статья станет для Вас полезной, ставьте лайки, подписывайтесь на канал “Развивашки для малышей“, у нас ещё будет много интересного. Делитесь ссылкой с друзьями, и смотрите публикации, которые могли пропустить:

– Невероятно полезные упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей 2 – 3 лет

– Топ крутых мотивирующих постеров в детскую

– Поделки из втулок от туалетной бумаги: идеи, достойные внимания, с пошаговой инструкцией

Источник

Этапы развития детской речи.
Часть 1: от 0 до 3 лет.

Забавная малышка в корзине
Любую мать, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли
развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не
стоит ли обратиться за советом к специалисту, “пока еще не поздно”? В этой статье мы
постараемся рассеять некоторые ваши сомнения на этот счет.

Однако, помните: дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска,
они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении,
причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное “ротовое внимание”, в 8 же недель –
закономерная улыбка.

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, “гукание”.Такие звуки возникают  как реакция на  улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

4 месяца. Появляется первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, “поет”, меняя интонацию голоса.

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 123

7 месяцев.  Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев.  Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи – лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба,  да-да, па-па и т.п.  В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в “ладушки”.

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 “лепетных слова” (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 “лепетных слова”, понятных в конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 “лепетных слова”, понимает  отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами (“поцелуй маму”, “где папа?”, “дай ручку”, “нельзя”).

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов (“Мама, ди!” – “Мама, иди!”, “Дай ляля” – “Дай куклу”). Словарный запас 20 слов.

Просто дети :о)2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию (“пойди в кухню и принеси чашку”), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие “один”. Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях (“покажи, кто сидит, кто спит”), значение предлогов в привычной конкретной ситуации (“на чем ты сидишь?”). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа “положи кубик под чашку”, “положи кубик в коробку”, употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

Часть 2: от 3 до 7 лет.>>

Желаем успехов!

Источник

Логопедические упражнения с детьми первого года жизни

По данным логопеда клиники неврологии СПбГМУ имени И. П. Павлова З. Ф. Бураковой, большинство детей идут в школу с логопедическими проблемами.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Общение и овладение родным языком необходимо ребенку с раннего периода. Чем раньше вы начнете логопедические занятия со своим малышом, тем лучше у него будет речь. Первый год жизни ребенка, когда общение со взрослым происходит при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, называется довербальным. Второй этап формирования речи — ранневербальный, наступает тогда, когда ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.

Родителям следует четко представлять основные закономерности довербального и раннего вербального периодов.

Выделяют пять стадий развития речи ребенка от рождения до 18 месяцев. Длительность каждой стадии может колебаться в зависимости от индивидуального развития ребенка. Пределы более позднего нормального развития навыков указаны в таблице «Возраст тревоги». Запаздывание развития навыков более указанных сроков требует консультации ребенка у специалиста. я стадия — от 0 до 2 месяцев — характеризуется рефлекторным криком. В крике преобладают гласоподобные звуки. Крик в норме — громкий чистый с коротким вздохом и удлиненным выдохом. Окружающим следует говорить с ребенком негромко, напевно. я стадия — от 2 до 5 месяцев — характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления, смеха, улыбки. С трех месяцев начинается развитие интонационной характеристики крика. К 16 неделям смех малыша становится продолжительным.

Для формирования направленной ориентировочной зрительной реакции и развития ручной умелости на этой стадии рекомендуются занятия со следующими игрушками: яркие, блестящие (формирование направленной зрительной реакции); погремушки на рукоятке образные и геометрические (дополнительно развивают ручную умелость); погремушки на кольце (тренировка мелких мышц пальцев, развитие осязательных ощущений и ручной умелости); подвесные погремушки (привлечение зрительного внимания ребенка, побуждающего к звукопроизношению); подвесные гирлянды игрушек (формирование способности рассматривать предметы, переводить взгляд с игрушки на игрушку).

Речь ребенка формируется в общении с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы речь близких была образцом для подражания. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильной, интонационно выразительной. Следует избегать слишком утрированной жестикуляции и громкого голоса. Не искажайте слова, не «сюсюкайте». Обучение речи происходит путем подражания взрослым в процессе рассказывания потешек и стишков. Поэтому на первых двух стадиях наилучшими логопедическими занятиями будет выполнение комплекса пестования младенцев. я стадия — 5—7,5месяцев — стадия появления лепета, которая имеет большое значение для развития речи. Ребенок начинает произносить «ба, «ма, «та». В этой стадии рекомендуется к комплексу «Пестование младенцев» добавить вы-

Читайте также:  Когнитивного развития ребенка пиаже использовал метод

полнение логопедических упражнений на гласные звуки (см. табл. 27). Ведущие логопеды Санкт-Петербурга очень высоко оценили комплекс «Пестование младенцев» для формирования правильной речи малыша, коррекции и профилактики логопедических нарушений. Результат при логопедических нарушениях может быть достигнут только длительными и упорными занятиями с детьми. Комплекс «Пестование младенцев» позволяет это делать ненароком, радостно и профессионально.

Дополнительно артикуляционные упражнения рекомендуется выполнять 1—1,5 минуты до 10—15 раз в день, используя подходящий момент. Например, играем в кубики, строим дом, протягиваем кубик ребенку, произнося «ой, ой, ой — приходи скорей домой». Во время занятий важно использовать приемы, вызывающие у малыша положительные эмоции, показывая одобрение, похвалу, поощряя его.

На этой стадии хорошо использовать следующие игрушки: яркие, большие, образные (побуждают к развитию речи, ребенок их рассматривает, узнает при участии взрослого); бубенчики (формирование ориентировочной реакции на звук); цветные флажки, ленточки в руках у взрослых (привлекают внимание ребенка, формируется способность выделять цвет из общего фона).

4-я стадия — 7,5—12,5месяцев — расцвет лепета.

Ребенок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, та-та, ма-ма, па-па). При помощи лепета ребенок общается со взрослыми, выражая свои желания и нужды, заставляя взрослого обратить на него внимание. На этой стадии рекомендуются логопедические упражнения на звуки: М, П, Б, К, Г, Д, Т (см. табл. 27).

На четвертой стадии изучаются различные свойства игрушек: 1) шарики разных размеров, разного веса (учимся чувствовать руками, играем в мяч); 2) матрешки (комбинация движений рук — практическое мышление).

Таблица 27

Логопедические упражнения

в соответствии со стадиями становления речи детей 1 года жизни

СтадияРифма
3асс асс асс — мы купили квасссусс усс усс — ваш арбуз
ачч ачч ачч — это врачуч уч уч — это ключ
ачч ачч ачч — пожалуйста не плачьушка ушка ушка — вот моя подушка
арр арр арр — летит комарол ол ол — я люблю футбол
ой ой ой — приходи домойыш ыш ыш — мой малыш
ошка ошка ошка — вот моя большая ложкаесс есс есс — мы идем в лес
ор ор ор — ядовитый мухоморяло яло яло — теплое одеяло
4ба ба ба — звонкая трубако ко ко — у коровы молоко
бу бу бу — купите мне трубуки ки ки — вот идут быки
ва ва ва — высокая травама ма ма — высокие дома
га га га — хочешь, Галя, пирогапа па па — мелкая крупа
гу гу гу — гуси на лугупу пу пу — купим мы крупу
да да да — там холодная водата та та — тонкая черта
ды ды ды — выходи-ка из водыты ты ты — красивые цветы

5 сса сса сса — вот оса

ссу ссу ссу — мы увидели осу

жа жа жа — мы увидели ужа

же же же — вырос я уже

за за за — здесь привязана коза

зу зу зу — я пасу козу

ла ла ла — острая игла

ля ля ля — счастливая семья

лу лу лу — подойти к столу

лю лю лю — маму с папой я люблю

ра ра ра — нам домой пора

ро ро ро — полное ведро

Внимание!В каждой стадии добавляются новые логопедические упражнения, но обязательно остаются предыдущие. Таким образом, ребенку к возрасту от 1 года до 1,5 лет могут быть предложены все указанные логопедические упражнения.

5-я стадия — охватывает период от 1 года до 1,5лет. На этой стадии лепетные звуки очень разнообразны. В эти месяцы происходит интенсивное развитие понимания обращенной речи. Вводятся дополнительные логопедические упражнения на свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), соноры (Л-Л, Р-Р) (табл. 27).

На этой стадии малыш активно играет яркими игрушками, ему понадобятся более сложные из них: транспорт, мячи, куклы, набор для куклы: нижнее белье, платья, передник, пальто (можно различные тряпочки, для самостоятельного изготовления одежды для куклы). Учимся одевать эти вещи, проговаривая действия, с помощью взрослых и самостоятельно. Головные уборы (шапки, панамки, чепчики), столовая (салфетки, посуда разных цветов и материалов), пуговицы, крючки, молнии (пуговицы с одной стороны — застежки с другой и т. д.), набор игрушек для строительных игр (развитие мышления, целенаправленная деятельность).

При подготовке к логопедическим занятиям удобно на домашнем стенде разместить перечень логопедических упражнений в соответствии со стадией становления речи. Можно написать на соответствующих картинках для показа ребенку текст упражнения. Например, на картинке с ключом с обратной стороны для родителей подписать: «Чи-чи-чи — где мои ключи».

Тогда маме, папе и всем ближним будет легко пользоваться набором звуков для артикуляционной гимнастики, и она станет неотъемлемым компонентом развивающих игр с малышом.

Успеха Вам в интересном, трудном и полезном деле.

Еще по теме Советы логопеда:

  1. Советы логопеда
  2. КОГДА СОВЕТ НЕОБХОДИМ
  3. Как избавиться от угрей: советы З-я
  4. Советы советчикам
  5. Советы советчикам
  6. Специфические советы.
  7. Советы
  8. Советы
  9. Советы
  10. Советы
  11. Совет
  12. Совет 48. Цветовая гомеопатия
  13. Совет 13. Как избавиться от герпеса
  14. Конкретные советы:
  15. Полезные советы
  16. Полезные советы
  17. Полезные советы
Читайте также:  5 месяцев развития ребенка ребенок не переворачивается

Источник

Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.

Он выделил 2 периода

1. Доречевой.

Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.

3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.

6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.

Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.

К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.

К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.

Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.

2. Речевой период

1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.

В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).

1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.

В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».

Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.

Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.

После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.

Источник