Развитие ребенка в дошкольном возрасте таблица

Развитие ребенка в дошкольном возрасте таблица thumbnail

Искусство воспитания – это умение подлаживаться под шаг ребёнка,

под ту скорость движения (читай: развития),

которая комфортна именно для него.

Заряна и Нина Некрасовы

***

Периодизация развития, принятая в нашей стране:

перинатальный – до рождения

новорождённый – до 10 дней

младенческий – до года

ранний детский возраст – от года до 3 лет

преддошкольный возраст – от-3 до 5 лет

дошкольный – от 5 до 6-7 лет

младший школьный возраст – от 6-7 до 10 лет

подростковый возраст – от 10 до 14-15 лет

возраст ранней юности – от 14-15 до16-17 лет

На каждой «ступеньке» интенсивно развивается психика и личность ребёнка, он накапливает знания, умения, опыт. Такое накопление происходит постепенно, плавно, без резких падений и взлётов; потому сами периоды так и называют: литическими (то есть стабильными, спокойными). А вот начинается и заканчивается каждый из периодов тем, чего опасается большинство родителей: возрастным кризисом.

Возрастной кризис – нормальный (обратите внимание: нормальный!) переход от одной стадии развития к другой.

Вот основные кризисы, которые нам светят:

кризис новорождённого – 2 месяца

младенческий период – кризис одного года жизни – до года

ранний детский возраст – кризис трёх лет – от года до 3 лет

преддошкольный возраст – от 3 до 5 лет

дошкольный – кризис семи лет – от 5 до 6-7 лет

младший школьный возраст –от 6-7 до 10 лет

подростковый возраст – кризис тринадцати лет –от 10 до 14-15 лет

возраст ранней юности – кризис семнадцати лет – от 14-15 до 16-17 лет

Общий принцип развития личности таков. Всё, что не пройдено на предыдущем этапе, переходит на следующий. (То, что не выработано и не усвоено, соответственно, должно усвоиться и выработаться.) Если нет – «непройденный материал» останется проблемой на всю жизнь, а значит, будет всё равно «проходиться», но очень болезненно: проявляться в виде комплексов и других форм неадекватного поведения. Например, когда молодой мужчина никак не найдёт себе достойного занятия, чтоб обеспечить себя и семью, и при этом легко поддаётся чужому влиянию, можно с уверенностью сказать, что в дошкольном возрасте его инициатива и желание самому что-то делать постоянно гасили любимые взрослые, а он не смог их «победить». В результате центральная задача возраста (проблема доверия, а затем – независимости) не была им решена. Удел такого человека – вечно сомневаться в своих способностях, потому что в нём глубоко укоренилось чувство вины за любое усилие быть независимым.

Вместо того чтобы бороться, мучиться и усиленно воспитывать, надо понять и принять новое поведение своего ребёнка- и только потом принимать меры. Впрочем, если вы примете и поймёте – особые меры вам просто не понадобятся.

Одним из признаков перехода ребёнка от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, а по сути – того способа, каким ребёнок познаёт мир и себя (приобретает знания о мире и о себе). Ведущая деятельность – это, по сути, ведущее отношение ребёнка к действительности.

Ведущий вид деятельности

Младенец

Вид деятельности: Эмоциональный контакт с родителями (или с теми, кто их заменяет); непосредственно эмоциональное общение.

Польза: Благодаря этому образуется потребность общаться с другими людьми.

Раннее детство

Вид деятельности: Предметно-манипулятивная деятельность; практическое сотрудничество со взрослым.

Польза: Ребёнок занят предметом и действием с ним; возникает потребность в речи (чтобы наладить контакт).

Дошкольный возраст

Вид деятельности: Общение (ролевая игра); игра (как универсальная форма развития); сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации; потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых.

Польза: Формируется потребность воздействовать на мир; действует как взрослый, но с предметами-заместителями.

Младший школьный возраст

Вид деятельности: Учебная деятельность; игра исчерпала свои познавательные возможности; игровая мотивация сменяется на познавательную.

Польза: Учится выполнять осмысленную работу, развиваются такие качества, как устойчивое внимание и прилежание; развивается словесно-логическое мышление; ребёнок учится управлять восприятием, вниманием, памятью; появляется способность к произвольной регуляции поведения.

Подростковый возраст

Вид деятельности: Общение интимно-личностное; общение со сверстниками (в общественно полезной деятельности).

Польза: Постепенно осознаёт (узнаёт) себя и свой внутренний мир; учится строить отношения с другими людьми; умеет посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека и принимать решения в соответствии с этим.

Юность

Вид деятельности: Учебно-профессиональная деятельность.

Польза: Осознав свои потребности и интересы, отвечает на вопросы «кто я, каким и кем мне быть».

Основная цель конкретного возрастного периода – центральная задача, которую ребёнок должен решить.

Дошкольный возраст

Чему надо научиться, что в себе выработать:

Решить проблему доверия, а затем – независимости (автономии).

Если задача решена:

Формируется чувство базисного доверия (1-й год); умение проявлять свою волю и самому что-то делать (2-й год); инициатива (3-5 лет).

Если задача не решена:

Не формируется; сомневаются в своих способностях; появляется чувство вины за усилие быть независимым.

Школьный возраст (6-11-13 лет)

Чему надо научиться, что в себе выработать:

Приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа (развитие компетенции).

Если задача решена:

Ведут себя уверенно; проявляют трудолюбие; Живут в равновесии (в гармонии) с миром.

Если задача не решена:

Ведут себя приниженно; появляется чувство неполноценности.

Тинейджеры 14-20 лет (12-18 лет)

Чему надо научиться, что в себе выработать:

Проигрывают разные роли, чтобы самоутвердиться. Необходимость постичь своё собственное «я» (синтез прошлых, настоящих и будущих возможностей)

Читайте также:  Игровая деятельность и ее роль в развитии ребенка курсовая

Если задача решена:

Идентичность (знать и любить себя, принимать таким, как есть); уверенность в своём будущем; положительный образ своего «я»; интимность; способность любить.

Если задача не решена:

Ролевое смещение; не решается вопрос «кто я такой?»; изоляция; чувство социальной изолированности.

Возрастные кризисы

Кризис первого года. («Неть!» Стремление к физической самостоятельности.)

Зачем? Что ребёнку надо?

Исследовать мир, удовлетворить своё любопытство; познать свойства и назначения вещей; пометить своё место в мире. Эмоционально окрашенное самоощущение; это – предтеча личности, сознания.

Как? Формы протеста

Побег (уходит, уползает из-под контроля); отказывается выполнять требования; делает то, что нельзя; отказывается от помощи взрослых.

Кто? Главный авторитет

Родители или тот, к кому выработалась прочная привязанность.

Кризис трех лет (2,5-3 года «Я сам!» Появление самосознания.)

Зачем? Что ребёнку надо?

Научиться удовлетворять свои потребности и желания самостоятельно. Эмоционально оценивает себя очень высоко, без соотнесения с оценкой других.

Как? Формы протеста

Ревность; подозрительность; негативное поведение отрицание (то есть отрицание того времени, когда был беспомощным, и всего, что с ним связано: игрушки, одежда, некоторые привычки и т. п.).

Кто? Главный авторитет

Родители или тот, кому ребёнок доверяет. (Напомним: доверие формируется на основе привязанности.)

Кризис дошкольного возраста (5-7 лет, Рождение социального «Я». Лейтмотив: «Хочу, но не могу!» Ребёнок делает открытие: «А взрослым-то быть лучше, чем маленьким!»)

Зачем? Что ребёнку надо?

Стать равным взрослым, то есть всемогущим, всезнающим; переделать, усовершенствовать то, что имеет (но умения не хватает). Рождается социальное «Я»

Как? Формы протеста

То же, но в более мягком варианте. Изменяется поведение: ребёнок ведёт себя демонстративно; перестаёт следовать привычным нормам поведения (особенно когда дело касается бытовых требований).

Кто? Главный авторитет

Родители. Постепенно увеличивается авторитет тех, кто даёт знания.

Кризис подросткового возраста (Лейтмотив: «Кто я такой?», «Зачем я здесь?» Становление нового самосознания.)

Зачем? Что ребёнку надо?

Понять себя и свои возможности. Формируется «Я- концепция».

Как? Формы протеста

То же, только в более жёсткой форме.

Кто? Главный авторитет

Авторитет родителей и взрослых постепенно сменяется (вытесняется) авторитетом ровесников.

Как меняется ребёнок

Младенчество:

Эмоционально окрашенное самоощущение (это – предтеча личности, самосознания).

Раннее детство:

Зарождение самосознания; появляется «Я».

Дошкольник

Учится сочетать свои цели и желания с требованиями других людей (соподчинение мотивов); воображение становится основой творческого отношения к деятельности, жизни и самому себе.

Младший школьный возраст

Психические процессы произвольные (способен управлять ими); учится вырабатывать внутренний план действий; рефлексия собственного поведения (способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности); контроль и самоконтроль; потребность в активной умственной деятельности.

Подростковый возраст

Умение сознательно регулировать свои поступки; умение понимать чувства и настроения других людей и строить своё поведение в соответствии с этим.

Ранняя юность (Или старший школьный возраст)

Психологически готов к личностному и профессиональному самоопределению: самосознание сформировалось; развитые потребности; есть нравственные установки, ценностные ориентиры, временные перспективы; осознаёт свои интересы, потребности, способности.

Из книги: Заряна и Нина Некрасовы – Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти

Источник

Параметры

Показатели развития детей в возрасте

2-3 года

3-4 года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

Мышление

Обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. при решении каких-либо задач и ситуаций малыши оперируют с помощью материальных предметов в наглядно воспринимаемой ситуации.

На основе наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Ведущую роль играет наглядно-образное мышление. Развитие способности выстраивать умозаключения.

Наглядно-образное, начинает формироваться образно-схематическое мышление. Развивается соподчинение мотивов.

На основе наглядно-образного мышления у дошкольников развиваются элементы логического мышления.

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Формирование связной речи, начинает понимать прилагательные.

Более широкое использование речи как средства общения. Окончание формирования активной речи. Ребенок учится излагать мысли. Главный вопрос – «почему?»

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи,

т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Развитие внутренней речи.

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные. Память характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения внимания, развиваться произвольное запоминание в игре.

Развитие целенаправленного запоминания,  наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.

Сохраняется высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок становится более вынослив физически и психологически. Снижается утомляемость.

Уменьшение чувствительности к дискомфорту.

Индивидуально, у большинства низкая.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство.

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Детей начинают интересовать причины и следствия явлений.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Нравственные нормы. Сфера взаимоотношений между людьми.

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание

Экспериментиро-вание, конструирование

Рассказы взрослого, экспериментиро-вание

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментиро-вание.

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

Условия успешности ребенка

Разнообразие развивающей среды, в которой пребывает ребенок.

Развивающая среда и партнёрские отношения со взрослыми.

Кругозор взрослого, его стремление удовлетворять познавательный интерес ребенка, содержательно отвечать на все вопросы. Хорошо развитая речь ребенка.

Читайте также:  Ребенок с нарушением речевого развития в семье

Собственный широкий кругозор ребенка, хорошо развитая речь.

Собственный широкий кругозор, умение в чем-либо.

Форма общения

Ситуативно-личностное, т.е. вступает в общение при возникновении потребности, как реакции на ситуацию.

Ситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное.

Внеситуативно-личностное.

Отношения со сверстниками

Мало интересны

Мало интересны, но дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Появляется интерес к сверстникам как к партнерам по игре. Начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Появляется познавательная мотивация в общении, стремление поделиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями. Углубление интереса как к партнеру по играм.

Сверстник – это собеседник, партнер по деятельности.

Отношения со взрослыми

Взрослый для ребенка этого возраста источник защиты, ласки и помощи.

Взрослый для ребенка этого возраста источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству.

Взрослый для ребенка как источник информации.

Взрослый для ребенка является источником информации, собеседником.

Взрослый для ребенка – источник эмоциональной поддержки.

Наличие конфликтов

Со взрослыми («Я – сам»)

Со взрослыми (как продолжение «Я – сам»)

Отсутствуют

Представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К 7 годам – мотивационно-потребностный кризис. Стремление к смене социальной роли. Принятие роли школьника.

Эмоции

Сильной модальности, ярко выражены проявления всех переживаний. Резкие переходы из одного состояния в другое.

Сильной модальности, резкие переключения.

Фон настроения выравнивается, становится более стабильным.

Преобладание ровного оптимистического настроения. Ребенок может различать весь спектр человеческих эмоций. Формируются «высшие чувства».

Эмоции регулирует. Развиваются «высшие чувства».

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная. Игра «рядом» со сверстником, но не «вместе».

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, появляется самостоятельное игровое действие.

Коллективная: дети стремятся к партнерству в играх со сверстниками. Используется ролевой диалог, создаётся игровая ситуация. Игровые объединения становятся устойчивыми.

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Длительные игровые объединения; умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью.

Источник

Взросление ребёнка как психолого-физиологический процесс обусловлено изменениями разных аспектов развития. Именно поэтому, начиная работу с детьми, педагог должен, прежде всего, изучить особенности развития разных сфер личности ребят конкретной возрастной группы, а также психолого-педагогические нюансы организации занятий. Попробуем систематизировать эти направления методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Сферы развития дошкольников

Определяющим фактором в работе с дошкольниками является этап психолого-физиологического развития. Эти ступени совпадают с делением детей по группам: первая младшая (1,5–3 года), вторая младшая (3–4 года), средняя (4–5 лет), старшая (5–6 лет) и подготовительная (6–7 лет). Каждый из этапов определяется особенностями пяти сфер развития малышей:

  • физического;
  • познавательного (в некоторых источниках — интеллектуального, когнитивного);
  • эмоционального;
  • социального;
  • адаптивного, то есть умения приспосабливаться к миру вокруг, например, воспитание культурно-гигиенических навыков (в методической литературе эту сферу объединяют с физическим развитием).

Рассмотрим нюансы этих сфер в разных возрастных группах, чтобы понять, что подразумевается под каждой из областей развития.

Трое детей читают

Под развитием подразумевается становление пяти сфер, по которым идёт формирование личности

Таблица: особенности физического развития дошкольников разного возраста

Таблица: особенности познавательного развития дошкольников разного возраста

Таблица: особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников

Таблица: особенности социального развития дошкольников

Основные аспекты развития дошкольников

Для формирования каждой из обозначенных сфер развития педагог в процессе образовательной деятельности расширяет спектр аспектов, её составляющих. При этом воспитатель или специалист узкого профиля (инструктор по физическому воспитанию, например), опирается на возраст детей, развивая именно тот аспект, который формирует целостность всей системы.

Дети раскладывают геометрические фигуры на шаблоны

Разработка аспектов развития опирается на возрастные особенности детей конкретной группы детского сада

Таблица: аспекты развития дошколят по сферам формирования личности

Методы и средства развития дошкольников

Исходя из содержания каждой из сфер развития ребёнка, приходим к выводу о том, что аспекты формирования личности в том или ином виде включаются в цели и задачи организации любого вида образовательной деятельности. А их реализация возможна благодаря методам, то есть совокупности способов (средств) достижения поставленных учебно-воспитательных целей. В педагогической практике детского сада используется четыре основных метода работы с дошколятами.

Педагог играет детям на электронном пианино

Для гармоничного развития малышей педагог в процессе образовательной деятельности пользуется целым набором методов и средств

Речевой метод

Среди способов использования слова для развития малышей особо стоит остановиться на нескольких.

Фольклор

Этот способ включает загадки, пословицы и поговорки по разным темам и обычно используется в качестве мотивации в начале занятия (пословицы и поговорки могут также вводиться и в конце урока для подведения итогов). Для младшего дошкольного возраста загадки лучше использовать с договорками по рифме, так как, исходя из особенностей познавательного развития, у малышей ещё слишком мало жизненного опыта, чтобы додумываться об ответе без подсказки:

  • Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … Айболит. На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился… Колобок. (на занятии по развитию речи при изучении сказок);
  • Он твердит одно — га-га, Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь, Ну, конечно, это… гусь. Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его … медведь. (при рассмотрении тем, связанных с изучением домашних и диких животных.

Пословицы и поговорки обычно используются в средней и старших группах. В работе с детьми 6–7 лет эти фольклорные элементы часто предназначаются для чтения самими малышами. Так, в качестве иллюстративного материала к трудовой деятельности малышей можно предложить такой набор пословиц, поговорок:

  • «Глаза боятся, а руки делают»;
  • «Готовь сани летом, а телегу зимой»;
  • «Семь дел в одни руки не берут»;
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Это интересно. Для мотивации ребят также используются стихотворения и песни по темам. Заучивание рифмовок традиционно считаются самым эффективным способом развития памяти малышей.

Сказки

Для развития фантазии, образного мышления этот жанр фольклора является самым эффективным способом взаимодействия с малышами. Тексты могут быть как классические («Золушка», «Три поросёнка», «Репка», «Теремок» и пр.), так и терапевтические, то есть направленные на коррекцию того или иного нарушения в развитии ребёнка (гиперактивность, агрессивность и пр.).

Объяснение и беседа

Эти элементы словесного метода сопровождают любой вид деятельности ребят. С методикой подготовки и проведения бесед с ребятами разного возраста можно ознакомиться здесь.

Объяснения составляются максимально лаконично и на доступном для понимания малышей языке. Так, при рассмотрении темы «Бытовые приборы» в средней группе своим воспитанникам я раскрываю суть этого понятия так: «Эти специальные приспособления облегчают нашу жизнь и ускоряют выполнение домашних дел».

Дети играют с педагогом в паровозик

Объяснение и беседа могут сопровождать любой вид деятельности

Наглядные средства

Без использования зрительного канала восприятия всестороннее развитие ребёнка невозможно, поэтому педагог, организуя деятельность малышей, обязательно подключает:

  • картинки по теме;
  • видеоматериалы для показа (например, занятия, построенные на просмотре мультфильмов на изучаемую тему с последующим обсуждением их содержания);
  • игрушки, а также материалы для игр;
  • спортинвентарь.

Видео: материалы для просмотра и обсуждения — Аркадий Паровозов о безопасности в доме

Развивающая среда в группе

Все эти материалы в соответствии с актуальностью для детей того или иного возраста распределяются по зонам предметно-развивающей среды, которая является принципиальным требованием оформления группы. Подробнее о её организации, например, для старшей группы можно узнать здесь.

Обязательными элементами (зонами, областями, центрами, уголками) развивающей среды в группе являются:

  • зона физического развития;
  • область познавательного развития, куда входят игровой центр, музыкальный уголок, книжный уголок, математическая зона, экспериментальный центр, зона конструирования, уголок природы;
  • центр речевого развития;
  • зона для театрализованной деятельности;
  • уголок труда.

Воспитатель стоит в возле развивающих зон группы

В предметно-развивающей среде систематизируются все методические материалы для работы с детьми

Как оформить развивающую среду своими руками

Наполнение центров развития в группе напрямую зависит от материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения. Но даже если должного обеспечения нет, сделать оригинальную развивающую среду в группе могут сам педагог при участии родителей.

Для создания положительного эмоционального микроклимата на дверях группы можно разместить улыбающееся солнышко, на лучиках которого написано, что в группе можно делать всё. Далее уточняется, что подразумевается под этим «всё»: смеяться, дружить, играть, отдыхать и т. д. Кроме того, самодельными могут быть:

  • сенсорные тренажёры (картинки для игр с прищепками, мешочки или коробочки, мисочки с крупой и пр.);
  • календарь природы, дневник поведения группы;
  • игрушки в игровом центре (например, куклы из капрона для драматизаций или картонные куклы с отверстиями под пальцы);
  • дидактические игры по ФЭМП, развитию речи, ФЦКМ (игры с пуговицами, шнуровками и пр.), ознакомиться с порядком изготовления которых можно здесь.

Фотогалерея: эскизы материалов предметно-развивающей среды, выполненных своими руками

Практический метод

Одним из самых эффективных способов развития всех сфер личности дошкольника является практическая деятельность:

  • творческая (создание рисунков, поделок, аппликаций);
  • экспериментальная (проведение опытов).

О методике организации и проведения экспериментов можно узнать здесь.

Это интересно. В старшей и подготовительной группах к творческим способам добавляется совместное с педагогом или родителями изготовление лэпбуков — буклетов или папок с материалами (играми, справочными материалами и пр.) для детального рассмотрения какого-либо аспекта изучаемой темы. Например, лэпбук по ФЭМП на тему «Геометрия в природе», в котором природные образы сравниваются с геометрическими фигурами (ёлки — пирамиды, травинки — отрезки, лужи — овалы, круги, прямоугольники и т. п.).

Трое детей рисуют за столом

Важным средством практического метода являются занятия изобразительным искусством, развивающие творческие способности ребёнка

Игровой метод

Это базовый метод работы с детьми. Можно сказать, что остальные методы являются сопроводительными для игрового. Традиционно игры по направлениям образовательной деятельности делятся на:

  • обучающие, в основном, опирающиеся на познавательное развитие детей;
  • подвижные, нацеленные на физическое развитие;
  • театрализованные, совмещающие и развитие познания, физических качеств, и эмоций;
  • пальчиковые для развития мелкой моторики и стимуляции работы речевых центров.

Ознакомиться с примерами игр по разным аспектам психолого-педагогического развития дошкольников, а также по другим способам классификации этого вида деятельности можно здесь.

Отдельно стоит остановиться на таком виде игр, как игры на эмоциональное развитие детей. Они способствуют эмоционально-волевому развитию личности, совмещая все другие виды игровой деятельности.

Дети присели с лентами вместе с педагогом

Игровая активность для дошкольников является ведущей

Методика организации занятий по развитию

Как отмечалось выше, сферы и аспекты развития включены в занятия разной образовательной направленности (например, познавательное развитие в уроки ФЭМП, ознакомления с окружающей средой, физическое развитие в занятия физической культурой, развитием речи и т. д.). Поэтому обобщить представления о целях, задачах и методах развития в конкретной возрастной группе поможет комплексно-тематический план по образовательным областям.

Это интересно. В старшей и подготовительной группах практикуется проведение комплексных («развивающих») занятий, включающих аспекты развития всех сфер развития.

Педагог помогает детям выкладывать аппликацию из кусочков