Развитие ребенка в дошкольном возрасте особенности кризиса
Кризисы развития детей дошкольного возраста.
Педагог-психолог МБДОУ Детского сада комбинированного вида №41«Катюша»
Кузнецова М.Е.
В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:
– младенческий – с рождения до одного года;
– раннее детство – от года до трёх;
– дошкольное детство – от трёх лет до семи.
Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития. Возрастные кризисы детей (от греч. krisis – переломный момент, исход) – проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).
Кризис – это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию. Соответственно вышеописанным периодам в жизни ребёнка, Л.С. Выгодский выделил следующие возрастные кризисы детей:
-кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
-кризис одного года – отделяет младенчество от раннего детства;
-кризис трёх лет – переход к дошкольному возрасту;
-кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.
Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает. Какова же суть каждого из перечисленных кризисов?
Избежать перечисленных этапов невозможно, но каждый проживает свой кризис по-разному. Если родители одного малыша даже и не заметят значительных изменений в поведении своего чада, то другие могут столкнуться с серьёзными проблемами и непониманием. Чем меньше родители знают о причинах непривычного поведения своего ребёнка, чем меньше выстраивают отношения соответственно меняющимся условиям, тем более глубоким и сложным может оказаться кризис.
Форма и длительность кризисных периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.
Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности.
Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.
Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис первого года жизни. К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Он бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что попадается ему на глаза. Он опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, грызет обувь своими молочными зубами, пробует на вкус бабушкины лекарства. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.
Круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них – сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, и основное – стремление все делать самому, даже при отсутствие соответствующих умений. Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения со взрослыми. В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с разными взрослыми; наблюдаются неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым, повышенная требовательность и порой агрессивность в отношениях с близкими. И, наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Его явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляется и в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.
Расширение объективных возможностей ребенка провоцируют запреты со стороны взрослого. Далеко не все желания ребенка могут быть удовлетворены: ему, например, не разрешают всовывать пальцы в розетку, есть из собачей миски и пр. Запрет со стороны взрослого делит окружающее пространство на доступное и недоступное.
Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность. Но эта автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи взрослого. Противоречие между стремление к самостоятельности и зависимостью от взрослого составляет суть этого возрастного кризиса.
Чего делать, когда у ребенка кризис одного года?
Необходимо дать ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть. Особенно много интересного хранится у мамы на кухне – крышки от банок, небьющиеся тарелки, ложечки, воронка для жидкостей и т.д.
В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Можно купить малышу пальчиковые краски, детскую дудочку, металлофон и т.д.
Нельзя потакать всем капризам ребенка, баловать его. Поэтому для родителей годовалого малыша действуют следующие правила:
– запретов должно быть как можно меньше;
– лучше не запрещать, а отвлекать;
– отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить – покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой (постучать по ней ложкой, насыпать что-нибудь внутрь, засунуть в нее шуршащую газету и т.д.).
Кризис трех лет. Кризис трех лет – один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Особенность этого кризиса – ещё более, по сравнению с предыдущими годами, возросшая самостоятельность. Теперь малыш не просто изучает мир, он хочет взаимодействовать с ним. И хочет взаимодействовать самостоятельно, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Здесь он требует права на собственное решение, как бы изучая и определяясь, «что я значу в этом мире и что значат в этом мире другие».
Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».
Л.С. Выгодский описал следующие семь симптомов кризиса трех лет:
1. Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требования старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять!».
2. Упрямство. Его стоит отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство.Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.
3. Строптивость. Протест ребенка направлен против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и т.д.Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
5. Бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6. Обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца. Может менять отношения к своим игрушкам, замахиваться на них, отказываться играть с ними.
7. Стремление к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы со слезами и криками. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к другим детям, в требовании постоянного внимания к себе.
За всеми этими симптомами стоят личностные новообразования – сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.
Формируется самооценка ребенка.
В этом случае для родителей трехлетки будут действовать следующие правила:
– позвольте ребенку иметь свое пространство (комнату, игрушки, одежду и пр.), которым он будет распоряжаться сам;
– уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод естественных последствий лучший учитель, чем предостережения;
– подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и т.д.;
– притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т.д.;
– самое главное примите тот факт, что ребенок действительно взрослеет и заслуживает не только любви, но и настоящего уважения, потому что он уже личность;
– на ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно договариваться, т.е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить компромиссы;
– иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро), можно и нужно идти на уступки, тем самым вы учите ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего.
Кризис семи лет. Кризис семи лет основывается на переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких причин кривляться, манерничать, капризничать. В его поведение появляется что-то нелепое и искусственное. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. В этот период происходят важные изменения в психики ребенка – утрата детской непосредственности (Л.С.Выгодский).
Как отмечал Выгодский, главная причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни, то есть ребенок внешне такой же, как внутри. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.
В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К.Н.Поливановой (1994).По ее данным, на седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Проявляется непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой, и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию – позицию взрослого. Он опробует себя в привычных ситуациях через нарушения обыденных правил.
Потеря непосредственности является для ребенка величайшим приобретением на пути его человеческого развития. Если раньше, в дошкольном возрасте, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре, то в 6-7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности. Выгодский подчеркивал существенную разницу между переживанием тех ли иных чувств (радости, обиды, огорчение и пр.) и знанием, что я их проживаю («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»). В 7 лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования.
Д.Б. Эльконин в качестве примера приводил историю одного хромого мальчика, который в дошкольном возрасте любил играть с ребятами в футбол. Естественные неудачи и насмешки школьников огорчали его, но несмотря на это он каждый раз при первой возможности устремлялся во двор и присоединялся к играющим ребятам. Несмотря на хроническую неспешность, общего чувства своей неполноценности у него не было. И вот в семь лет он впервые отказался от игры в футбол, осознав свою несостоятельность в этом дела.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.
В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.
Используемая литература:
- Выгодский Л.С. Психическое развитие ребенка. М.: Эксмо-Пресс, Смысл, 2003.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.
- Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Кнорус, 2013.
Источник
В наш Центр диагностики и консультирования «Диалог» часто обращаются родители детей дошкольного возраста с вопросами о том, почему ребенок в три года меняется: становится капризен, проявляет чувство негативизма, упрямство (не свойственное ему до этого возраста), хочет все делать сам, даже если у него ничего не получается. В семь лет взрослые видят, что ребенок вдруг начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное.
Что случилось? Что делать? Начиная беседовать с родителями, мы понимаем, что ребенок проходит очередной кризис дошкольного возраста.
Что такое кризисы, как они протекают и какое значение имеют для развития ребенка-дошкольника мы сейчас и будем говорить.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако именно этот период имеет очень важное значение для всей последующей жизни человека. В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:
– младенческий – с рождения до одного года;
– раннее детство – от года до трёх;
– дошкольное детство – от трёх лет до семи.
Переходы между периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии кризисами возрастного развития. Кризисы развития — это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Лев Семёнович Выготский ((1896–1934) – советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций) писал, что если бы периодов кризисов не было, то их надо было бы выдумать, т.к. в эти периоды ребёнок больше приобретает, чем теряет.
Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому
- 0-2 мес. – кризис новорожденности.
- 2 мес. – 1 год – младенчество, кризис 1 года,
- 1-3 года – раннее детство, кризис 3 лет,
- 3-7 лет – дошкольный возраст, кризис 7 лет,
- 8-12 лет – школьный возраст, кризис 13 лет,
- 14-18 лет – пубертатный период, кризис 17 лет.
Новорожденность (от рождения до 2 месяцев).
Кризис новорожденности.
Сущность и значение кризиса новорожденности были подробно описаны Даниилом Борисовичем Элькониным ((1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии).
Он считал, что само рождение — это кризис, ибо родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называют травмой и считают, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы. Новорожденность – совершенно своеобразный период жизни младенца. Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и щадящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.
Младенчество (от 2 месяцев до 1 года).
Кризис 1 года.
В младенчестве жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта – взрослый человек.
К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.
Что делать, когда у ребенка кризис одного года?
Необходимо дать ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть.
В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Можно купить малышу пальчиковые краски, детскую дудочку, металлофон и т.д.
Нельзя потакать всем капризам ребенка. Поэтому для родителей годовалого малыша действуют следующие правила:
– запретов должно быть как можно меньше (лучше не запрещать, а отвлекать);
– отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить – покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой (постучать по ней ложкой, насыпать что-нибудь внутрь, засунуть в нее шуршащую газету и т.д.).
Раннее детство (от 1 года до 3 лет).
Кризис 3 лет.
К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых.
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет.
Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет.
Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!».
Упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.
Строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них — бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Другой симптом — обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.
Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»).
Ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения, где главным источником оценки поведения и действий ребёнка является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм — в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность — крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость — неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов — не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
— Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев (1,5 года).
— Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
— Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года жизни.
— Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
— Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
— В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
— Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Дошкольный возраст (от 3-7 лет).
Кризис 7 лет.
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.
Как мы отмечали выше, ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В 6 – 7 лет — это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6—7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.
В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам.
В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца), или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.
У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».
Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода.
Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взрослого, то в 6—7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.
Прежде всего, ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.
В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.
Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно, и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.
Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее.
Одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности. В современных условиях стремление 6 – 7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.
Рядом с маленьким ребенком всегда должен быть добрый, заботливый, любящий взрослый. Который поможет малышу научиться жить в этом мире, справляться с трудностями, говорить о своих чувствах, переживаниях, успехах.
Литература.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития. 1996.
- Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
- Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
Материал подготовила Руденко Лариса Геннадьевна,
педагог-психолог ЦДиК «Диалог»
Источник