Развитие ребенка в дошкольном и дополнительном образовании по хореографии

Развитие ребенка в дошкольном и дополнительном образовании по хореографии thumbnail

Особенности работы с детьми дошкольного возраста при обучении искусству хореографии в дополнительном образовании.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Обучение искусству хореографии – процесс длительный, требующих многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. И здесь на помощь ребенку приходит педагог-хореограф, который вводит маленького человека в мир музыки и танца. Основываясь на собственном опыте ,хочется выделить основные правила для педагога-хореографа в работе с дошкольниками:

– активно применять принцип наглядности – показ движений;

– речь педагога – образная, эмоционально-выразительная;

– объяснения – краткие, точные, ясные;

– форма организации урока – игровая;

– избегать однообразия, чаще менять темп и ритм урока;

– прививать навыки организованности, самостоятельности, дисциплины;

– избегать чрезмерных физических нагрузок.

Успех работы с детьми-дошкольниками решается не количеством упражнений, игр, танцев, а умением привить любовь к занятиям хореографией. Каким бы не был результат, педагогу важно поддерживать усилия и инициативы детей, стимулировать их к дальнейшей творческой деятельности. Перед хореографом стоит целый ряд образовательных и развивающих задач. Успешность этого процесса зависит от соотношения форм и методов обучения с теми потребностями, которые выдвигает возраст ребенка. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные – устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других. К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6- летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Для ребенка-дошкольника характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Господствующим является процесс возбуждения, движения и реакции детей хаотичны, иррациональны. Внимание детей этого возраста отличается неустойчивостью: они легко отвлекаются, им трудно сосредотачиваться на одном и том же задании. Преобладает конкретно-образное мышление. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший рост, но в то же время обусловливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой и неравномерной нагрузки они могут легко деформироваться. Поэтому необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребенок методически грамотно исполнял упражнения на занятиях в танцевальном зале. Богатство и разнообразие получаемой информации на занятиях хореографией становится мощным стимулом для нервно-психического развития ребенка. Его жизненный опыт расширяется. Можно сказать, что правильно организованная двигательная деятельность способствует формированию личности ребенка. Он приобретает такие качества как самостоятельность и активность. И в этом главная цель. Начальный процесс обучения танцу строится на активном взаимодействии педагога и детей. Отдельным моментом хочется сказать об образе педагога на занятии. Опрятность во внешнем виде, соответствие формы одежды хореографа должны подкрепляться чистотой, ясностью и грамотностью произношения слов, активностью в ведении урока. На протяжении всего занятия я рекомендую играть и выполнять движения вместе с детьми, создавая тем самым позитивную, непринужденную атмосферу. После наглядного, точного показа очередного задания, которое непременно должно вызывать у детей яркие эмоциональные чувства, следует обращать свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. Активность ребенка должна быть направлена на то, чтобы с каждым повтором упражнение выполнялось лучше, исправляя возможные ошибки, на которые указывает педагог. Помня о том, что дети этого возраста не защищены и ранимы, нужно избегать окриков и одергиваний, даже если у них что-то не получается. Главным здесь становится закрепление положительного опыта. Ребенок очень отзывчив на похвалу, высшая награда для него – демонстрация выполнения упражнения перед другими детьми. Необходимо помнить, что я, как педагог несу ответственность за формирование самооценки ребенка. Поэтому я, исходя из своего педагогического опыта, рекомендую в конце занятия подводить итоги и проводить самоанализ и самооценку. Пусть каждый обучающийся сам поставит себе оценку за урок и скажет что получилось, а что нет. И ещё в конце каждого занятия необходимо чтобы ребёнок похвалил и себя и других обучающихся. Можно хором всем вместе сказать простые слова: «Я сегодня молодец! Ты сегодня- молодец!» От простого к сложному – вот принцип, который необходим для обучения детей танцам. Главное, учесть возрастные особенности ребенка, его физические возможности, музыкальный слух. Выразительное исполнение музыки побуждает ребенка качественно выполнять движения. Музыкальные игры помогают развить эмоциональность и образность мышления у ребенка, чувство ритма, гармонический слух, ощущения музыкальной формы, память. Движения, органически связанные с танцами, с их характером (содержанием), способствуют целостному их восприятию. Движения, связанные с музыкой, всегда сопровождаются эмоциональным подъемом, поэтому они благотворно влияют и на физическое развитие детей. Значительное место в работе с детьми дошкольного возраста занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение (срывать цветы, перепрыгивать через ручеек). Я рекомендую во время партерной гимнастики рассказывать сказку и вставлять в неё выполнение упражнений. «Мостик», «берёзка», «самолётик» уже станут не просто упражнениями партерной гимнастики, а превратятся в элементы волшебного рассказа. При систематической работе детьми усваиваются разнообразные двигательные и музыкальные навыки и умения, их движения становятся выразительнее, а музыкальное восприятие тоньше, у них появляется стремление исполнять движение лучше, выразительнее, правильнее. При серьезном, продуманном отношении музыкально- двигательные упражнения не только служат необходимым дополнением к играм и пляскам, но наравне с ними сами являются средством музыкально- эстетического воспитания. Подводя итоги, мне бы хотелось сделать следующие выводы: педагог-хореограф, прежде всего, должен стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает новыми впечатлениями. Занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития дошкольников. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У ребят улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Ребенок начинает чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Дети следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически. Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на подготовку ребят. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в хореографическом зале. Овладение детьми основами хореографического искусства – тонкое дело. Продуманный, целенаправленный психолого-педагогический подход позволит гармонично и продуктивно развивать личность ребенка, раскрыть его творческий потенциал, реализовывать его способности и талант.

Читайте также:  Скачать бесплатно книгу гармоничное развитие ребенка

Список литературы 1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М.: Физкультура и спорт, 2008.– 220 с. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – Санкт-Петербург, 2006. – 392 с. 3. Дергунов Н.И. Дошкольный возраст. – М.: Академия, 2005. – 245с. 4. Дубровицкая С. Подвижные игры для детей от 3 до 7лет. // журнал «Мой Малыш» 5. Затямина Т.А. Музыкальная ритмика. – М.: Глобус, 2009. 6. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание. – 1986. – №1. 7. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошколь- ников. – СПб.: Питер, 2004. – 192с. 8. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореогра- фическом коллективе: учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с. 9. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: учеб- ное пособие для студентов учреждений среднего профессионального об- разования. – М.: Владос, – 2003. – 256 с. 10. Руднева С. Д. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972. – 327 с. 11. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 496 с. 12. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз, 2004. – 340 с

Источник

Татьяна Афонина
Хореографическое искусство в системе дошкольного образования

Хореографическое искусство в системе дошкольного образов

Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой язык. Хореографическое искусство убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым.

В формировании эстетической и художественной культуры ребенка хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, отмечала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных». В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографическим искусством в учреждениях дошкольного образования способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает детей и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

Воспитательная работа в учреждениях дополнительного образования – процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в учреждении дополнительного образования обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка средствами хореографии в учреждении дошкольного образования – это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания – это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Эффективность дошкольного образования детей во многом зависит от состояния здоровья воспитанников. Живя в период бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок становится заложником быстро развивающихся технических систем: телевидение, компьютеры, сотовая связь – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Современная педагогика стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья детей. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать обоснованный образовательно – воспитательный процесс в дошкольном учреждении. Ребенок, приходя в детский сад, имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Многие скованны, неподвижны, медлительны, другие – разболтаны и суетливы.

Хореографическое искусство способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно – творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия хореографией направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право сопровождения его индивидуального обучения. Адаптироваться к системе образования и воспитания должны не дети, а программы и методы обучения должны адаптироваться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

Развитие ребенка-дошкольника идет благодаря активности, проявляющейся в различных формах деятельности, среди которых важное место занимает игра – особая форма усвоения ребенком окружающей действительности. Игра выступает как универсальное средство развития и обучения, как средство, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее начальные хореографические умения. Это основной и главный путь эстетического воспитания и приобщения к искусству в этом возрасте.

Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

Таким образом, хореографическое искусство одно из средств эстетического воспитания и воспитания детей в учреждениях дошкольного образования. Хореографическое искусство, как и любое другое искусство, способно приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Ребенок, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные движения, что служит источником эстетического удовлетворения.

В мире хореографического искусства красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. Исполнение танца, несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий ребенок в учреждениях дошкольного образования стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает определённую работу, для того чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества,ребенок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, и в жизни. Хореографическое искусство является эффективным средством организации досуга ребенка в учреждении дошкольного образования, культурной формой отдыха.

Читайте также:  Проблемы периодизации психического развития ребенка д эльконина

Источник

Жанна Акулова
Программа «Мир танца», по дополнительному образованию в ДОУ

Пояснительная записка

“От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте”

Платон

В наше социально – ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие “первый танец”, ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам,

которые очень пригодятся ему в жизни.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус.

Как приятно смотреть на человека грациозного, пластичного, жизнерадостного. Дети всегда стремятся обладать такими качествами. Зачастую, на рядовых занятиях дети получают лишь общее впечатление от приготовленного им танца, музыкально – ритмической композиции. Они не успевают прочувствовать танец, внести свое творчество при его исполнении, насладиться красотой движений, ощутить радость свободы, самовыразиться.

Возраст 5 – 7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения – сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.

Беря за основу уникальность дошкольного возраста, я попыталась создать ряд занятий, способствующих формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий ритмикой, наслаждаться красотой движений; развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом, расширять знания детей об истории возникновения танцев. Кроме того, создать атмосферу эмоционального комфорта, творческой активности.

Отличительные особенности программы

Новизна программы заключается в том, что она создана с учетом специфики образовательного процесса в детском саду. Программа ставит перед собой задачи не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику у воспитанников. Программа гибко реагирует на специфику и учитывает тематику основного образовательного процесса за счёт подбора, упражнений, репертуара, насыщенности и темпоритма проведения занятий, анализа уже имеющихся навыков у детей.

Принципы педагогической деятельности в работе детьми

принцип создания комфортных условий для совместной работы детей и педагога

принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой личности;

принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

Содержание работы

В программе представлена система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами ритмики, раскрывающая один из видов дополнительного образования в условиях ДОУ,

Реализация практической части программы планируется в процессе ритмических занятий.

Кроме того, работа программы предполагает методическую работу с педагогами ДОУ и семьями воспитанников.

В процессе работы с детьми предполагается использование наглядного, практического, игрового методов.

В программу входят средства по музыкально –ритмическому воспитанию детей: танцы, танцевально – ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры, игровой самомассаж. В основе специально – разработанного репертуара – классическая народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.

Занятия ритмикой делятся на несколько видов:

Обучающие занятия, где разбираются движения в медленном темпе. Объясняются приемы исполнения движений.

Закрепляющие занятия – где следует повтор движений вместе с педагогом, либо с солистом.

Итоговые занятия – самостоятельное исполнение движения, танцевальной композиции.

Импровизированная работа – сочинения детей, развивающие фантазию, творчество, вызывающие интерес.

Занятия проводятся в игровой форме, зачастую в сюжетной.Каждое занятие строится по определенной схеме: разминка, основная часть (разбор танцевальных движений, заключительная часть (дыхательные упражнения).

Кроме того, каждое занятие включает в себя переменки – элементы психогимнастики, творческие занятия, пальчиковые игры. При планировании занятий старалась придать им развивающий характер; придумывала обеспечение ДА детей, самостоятельности, творчества, развитие индивидуального материала и выступление с ним на концертах, родительских собраниях, утренниках, развлечениях.

На организацию данной работы отводится 72 часа. Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет, работа с которыми будет проводится 2 раза в неделю в виде групповых и индивидуальных (по мере необходимости) занятий.

Цель программы:

Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики.

Задачи программы

Обучающие:

• познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).

• научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;

Читайте также:  Тонус матки влияет на развитие ребенка

• научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;

• обучить основам импровизации.

Развивающие:

• развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

• формирование художественного вкуса;

• развитие выразительности движения;

• развитие координации движения.

Воспитательные:

• воспитание интереса к занятиям ритмикой;

• психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;

• воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;

• развитие мышления, воображения, познавательной активности;

• воспитывать любовь к русскому фольклору, задорной русской пляске.

Ожидаемые результаты

Должны уметь:

– заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью.

– самостоятельно организовывать исполнения танца (выбор движений, распределение роли).

– использовать в танцевальной деятельности различные виды танца.

Должны знать:

-некоторые виды танца (р. н. т., эстрадный, классический т. д.)

– некоторые приёмы исполнения движений

Должны иметь представления:

– о танцевальной культуре

танцевальных профессиях

В течении года, используя полученные знания и умения, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах, миниатюрах и групповых плясках на утренниках и развлечениях в детском сад

Перечень методического

материала

Перечень дидактического

материала

Перечень технического

материала

Ж. Е Фирилева «Са-фи-Дансе» ,

Г. А. Колодницкий «Ритмические упражнения и танцы для детей»,

Е. А Пинаева «Ритмика»,

Е. Буренина «Ритмическая мозаика»

Костюмы и атрибуты к народным, сюжетным танцам.

Магнитофон, видеомагнитофон, синтезатор, музыкальный центр.

Компакт –диски с записью музыки различного стиля:

«Ритмическая мозаика» выпуск 1,2,3,4.

– 100 лучших песен для детей;

«Танцы народов мира»;

– Радынов «Мы слушаем музыку»

Этапы реализации программы

Первый этап – диагностико-организационный.

Он включает в себя:

• обеспечение материально-технической базы;

• создание системы диагностики развития детей в процессе реализации программы;

• разработка отдельных форм и методов работы с детьми;

• организация информационно-методического обеспечения;

• разработка авторской программы.

Второй этап – организационно-практический

Разработана система его реализации по трем основным направлениям:

• Работа с родителями

• С педагогами

• С детьми

Работа с родителями

Задачи:

• Информирование родителей о целях, задачах и результатах работы.

• Проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми.

• Определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности.

• Мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах.

Активные формы работы с родителями.

• Родительская гостиная “Программа “Мир танца ” как современная педагогическая технология, направленная на развитие хореографических способностей дошкольников”.

• Презентация авторской программы “Мир танца ”

• Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада

• Организация работы по подготовке концертных костюмов.

Выступления детей на родительских собраниях.

Работа с педагогами

Консультации психолога «Лечим «звездную болезнь»», «Поддержка высокой самооценки ребенка».

Формы работы с одаренными детьми

Основная форма занятий – практическая. Но в процессе обучения обязательно проводятся беседы с подачей нового материала, просматриваются видеоматериалы. В результате бесед у детей вырабатывается способность анализировать пройденный материал.

Третий этап- итогово-аналитический

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2013 году.На данном этапе предполагается:

– сравнительный анализ и обобщение результатов развития детей;

– мониторинг личных достижений детей;

– анализ деятельности педагога по организации работы с детьми;

– определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана – программы дальнейшей работы в этом направлении.

Тематическое планирование

Тема Часы

Диагностика 1

Введение 1

I «Здравствуй, Осень золотая»

Танец с зонтиками

10

II «Танцы народов мира»

Испанский танец

Японский танец с веерами

10

10

III «Современные танцы»

Танец «А ты меня любишь»

6

IV «Русские узоры»

Танец «Ромашка»

7

V «Югра моя»

Танец важенок 6

VI «Песни войны»

Танец «Синий платочек»

7

VII Спортивные танцы

Танец «Самба» 7

VIII «Делу время –потехе час»

(Выступления детей) 6

IX «Мониторинг» 1

Всего часов 72 часа

План выступлений детей

Мероприятия Дата

Осенний утренник Октябрь

День матери Ноябрь

День рождения детского сада Декабрь

Новогодний утренник Декабрь

Рождественские каникулы Январь

День защитника отечества

День победы Февраль

Май

Женский день Март

Весенний утренник Апрель

Выпускной Май – июнь

Отчетный концерт

Май- июнь

Календарное планирование освоения элементов танцевальных движений и разновидностей танцевального шага

№№

занятий

Наименование разделов и тем

Календарные сроки

Репертуар

Раздел 1.

Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски.

Тема 1.1.

Ориентировка в пространстве.

Исходные положения.

Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)

Музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте.

Январь

2 неделя «Марш» Л. Шульгин, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами.

Тема 1.2.

Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).

Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях.

Январь

3 неделя «Нетерпеливые бегуны» С. Руднева, игра «В лесу», «Море волнуется», «Хлопай, топай», прохлопывание ритмических рисунков знакомых песен.

Тема 1.3.

Элементы русской пляски

Ритм, ритмический рисунок.

Ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга, в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4. Январь

4 неделя Игра «Угадай мелодию», «Поезд» Филиппенко,

«Калинка»

Тема 1.4.

Контрастные темпы.

Происхождение и особенности русского хоровода.

Положение рук в русской пляске.

Построения и перестроения, орнаментальные хороводы.

Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.

Февраль

1 неделя «Вейся, вейся, капуста» р. н. п.

Тема 1.5.

Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы, дробный шаг.

Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки.

Движение с ускорением, замедлением темп Февраль

2 неделя «Карусель», «Певучий хоровод» Т. Ломова, «Танцуем сидя».

Тема 1.6.

Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом.

Перепляс.

Танцевальные комбинации русских танцев.

Февраль

3 неделя Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна»,

перепляс «Стенка на стенку»,

Тема 1.7.

Танцевальные импровизации.

Февраль

4 неделя Р. н. п., игра «Плетень», «Как у наших у ворот» р. н. м., «Затейники» (пляска-импровизация).

Раздел 2.

Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения.

Тема 2.1

Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием.

Полуприсядка, «ковырялочка».

Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.

Март

1 неделя «Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р. н. п.

Тема 2.2.

Виды хлопков.

Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно. Март 2 неделя Упр. «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Поющие руки» П. Чайковский «Шарманщик поёт»

Тема 2.3.

Образные движения.

Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. Март

3 неделя Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С. Руднева.

Тема 2.4.

Характерные движения.

Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. Март

4 неделя Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и кошечек», танец «Кукол и солдати