Развитие ребенка в деятельности определяется учеными как

Развитие ребенка в деятельности определяется учеными как thumbnail

обучение

К биологическим факторам развития личности относятся

наследственность

Поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности ребенка и его возможностями это … воспитания детей дошкольного возраста

принцип

Предполагает демократический (помогающий) стиль отношений

педагогика сотрудничества

Характеризуется подчинением детей, ограничением их свободы и автономии, жестким контролем педагога за поведением и развитием ребенка

педагогика принуждения

Материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности относятся к …

средствам воспитания

Ориентирует в индивидуальных, возрастных, групповых (коллективных) особенностях развития и поведения людей наука …

психология

Рассматривание каждого участника педагогического процесса (педагогов, родителей, воспитанников) как субъектов саморазвивающейся подсистемы заключается в …

синергетическом подходе

Воспитание определено культурой общества –…

закономерность воспитания

Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней

образование

Форму воспитательной деятельности определяет

совокупность воспитательных методов и средств, обусловленных индивидуальностью педагога

Подход, определяющий роль ведущей деятельности, основных деятельностей, обеспечивающих реализацию потребностей ребенка, помогающих осознать себя субъектом, активным творцом называется …

деятельностным

Социальные проблемы развития личности изучает наука …

социология

Физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание – это … воспитания детей дошкольного возраста

задачи

Система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования – это …

метод обучения

Специально организованное взаимодействие воспитателя и детей в целях решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых – это …

метод воспитания

Подход в воспитании, предполагающий ориентацию на определенный набор ценностей, которые в большинстве технологий представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир – …

ценностный подход

Детская субкультура – в широком смысле

все, что создано человеческим обществом для детей и детьми

В знании истории страны, региона, ближайшего окружения, в приобщении детей к культурным традициям, обычаям, нормам и правилам своего народа заключается

культурологический подход

Уважение ребенка и соблюдение его прав это … воспитания детей дошкольного возраста

принцип

Система знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие умственных и физических сил детей, подготавливает их к активному участию в деятельности

содержание образования

Процесс направленных и закономерных изменений приводящий к возникновению количественных и качественных структурных преобразований психики и поведения человека

развитие

Развитие ребенка в деятельности определяется учеными как ….

деятельностно-личностный подход

Проявлять терпимость, умение прощать, проявлять к ребенку любовь это … воспитания детей дошкольного возраста

принцип

Объективно и постоянно существующие связи между явлениями – …

закономерности воспитания

Исторически сложившаяся совместная деятельность людей по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для развития членов общества на протяжении их жизни

воспитание

Совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных задач – это…

метод воспитания



Источник

Что такое развитие ребенка:

Развитие ребенка – это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки.

Приобретая определенные способности, ребенок начинает демонстрировать определенное поведение и действия (например, произносить первое слово, делать первые шаги и т. Д.), Которые ожидаются с определенного возраста.

Развитие ребенка оказывается набором обучения, которое постепенно делает ребенка все более независимым и автономным.

Типы развития ребенка

В процессе развития ребенок развивается в разных аспектах своего обучения.

Эволюция происходит не только в физическом росте ребенка, но также в познавательной и социальной части, среди других.

Проверьте ниже различные аспекты, связанные с развитием ребенка.

Аффективное развитие

Аффективное развитие связано с чувствами и эмоциями и ощутимо со стороны ребенка с фазы ребенка.

Ребенок способен понимать восприятие любви и привязанности, а также любить и создавать аффективные связи с родителями и другими близкими им людьми, особенно с теми, с кем они больше общаются.

Установление этих отношений имеет фундаментальное значение, так что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и не имеет аффективных проблем в будущем.

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие относится к самой интеллектуальной части человека. Это касается внимания, рассуждений, памяти и умения решать проблемы.

Познание человека развивается со временем. В детстве у человека не очень острая память. В общем, у людей нет, например, воспоминаний о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось два года.

Детское когнитивное развитие позволяет ребенку интерпретировать, ассимилировать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.

Узнайте больше о когнитивных и когнитивных.

Физическое развитие

Физическое развитие – это развитие у детей двигательных навыков и способностей, таких как сидение, ходьба, стоя, прыжки, бег и т. Д.

В видах деятельности, требующих большей точности, таких как письмо, физическое развитие также зависит от когнитивного развития.

Социальное развитие

С социальным развитием ребенок учится взаимодействовать в обществе.

Именно на основе этого типа развития ребенок устанавливает с другими своего рода обмен информацией, который позволяет приобрести культуру, традиции и социальные нормы.

Важность игры в развитии ребенка напрямую связана с этим типом развития, поскольку благодаря социализации с другими детьми развиваются определенные способности взаимодействия и представления о границах.

Узнайте больше о социализации.

Фазы развития ребенка

Этапы развития ребенка были главной темой изучения швейцарского психолога Жана Пиаже .

Жан Уильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 года – 16 сентября 1980 года)

Работая в школе, Пиаже интересовался рассуждениями, которые дети использовали для ответов на вопросы своих учителей.

Впоследствии он также начал наблюдать за своими детьми, и таким образом он в конечном итоге разделил фазы детства.

Теория Пиаже предполагает, что развитие ребенка состоит из четырех фаз в отношении познания: сенсомоторная, предоперационная, конкретная оперативная и формальная .

Читайте также:  Брунер об интеллектуальном развитии ребенка

Проверьте ниже этапы развития ребенка по возрасту.

Сенсорно-моторный: от 0 до 2 лет

На этой стадии развития у ребенка развивается способность фокусироваться на ощущениях и движениях.

Ребенок начинает осознавать движения, которые ранее были непроизвольными. Например, он понимает, что, протягивая руки, он может достичь определенных объектов.

В этот период развивается координация движений.

Младенцы в этой возрастной группе знают только то, что они могут видеть, и поэтому они плачут, когда мать покидает поле зрения, даже если она очень близко.

До операции: от 2 до 7 лет

Это период, в который происходит представление реальности собственных мыслей.

На этом этапе иногда ребенок не имеет реального восприятия событий, а, скорее, своей собственной интерпретации.

Например, глядя на тонкое высокое стекло и низкое широкое стекло, в котором хранится такое же количество, ребенок полагает, что в высоком стекле содержится больше.

В этот период также можно заметить довольно заметную фазу эгоцентризма и необходимость давать жизнь вещам.

Это фаза «почему» и исследование воображения, то есть упомянутого рассказа .

Узнайте больше об эгоцентризме.

Бетонные операции: от 8 до 12 лет

На этом этапе начинается конкретное логическое мышление, и социальные нормы уже начинают иметь смысл для ребенка.

Например, ребенок может понять, что тонкий высокий стакан и маленький толстый стакан могут содержать одинаковое количество жидкости.

В этой возрастной группе развитие ребенка уже включает в себя знания о социальных правилах и чувство справедливости .

Формальная хирургия: с 12 лет

В 12 лет ребенок уже способен понимать абстрактные ситуации и переживания других людей .

Даже если у ребенка никогда не было определенного опыта или чего-то подобного, у него есть способность понимать через ситуации, переживаемые другими, то есть понимать абстрактные ситуации.

Предподростковый возраст также способен создавать гипотетические ситуации, теории и возможности и становиться автономным существом.

Основные этапы развития ребенка

Вехи развития ребенка состоят из определенного поведения или способностей, которые ожидаются от детей в определенных возрастных группах.

Важно отметить, что у некоторых детей эти этапы могут наступить раньше, чем у других, но чрезмерно большое изменение во времени может означать некоторые нарушения развития.

Проверьте ниже характеристики развития ребенка в каждом возрастном периоде.

Развитие ребенка от 0 до 6 месяцев

Спящий новорожденный

  • Сразу после рождения : ребенок спит большую часть времени, плачет, когда чувствует дискомфорт и имеет привычку сосать рот.
  • 1 месяц : двигает головой, взгляд способен сопровождать движущийся объект, реагирует на звуки, обладает способностью фокусироваться на лице другого человека с помощью взгляда.
  • 6 недель : улыбаться во время общения с другими людьми, лежать на животе.
  • 3 месяца : он открывает и закрывает руки, твердо держит голову, когда сидит, и поднимает его, лежа на животе, пытается достать подвешенные предметы, начинает лепетать звуки.
  • 5-6 месяцев : катит тело в положении лежа, распознает людей, умеет сидеть (с поддержкой), издает звуки, похожие на мелкие крики, чтобы выразить радость.

Развитие ребенка от 7 месяцев до 1 года

Детские бутылочки

  • 7 месяцев : он может сидеть (без поддержки), держит бутылку, передает предметы из одной руки в другую, узнает свое имя, поддерживает часть веса своего тела, когда стоит.
  • 9 месяцев : реагирует, когда у него забирают игрушки, может стоять (с поддержкой), может сидеть спереди, заговорить «папа» и «мама» («папа» и «мама»), ,
  • 12 месяцев : способен ходить с поддержкой и делать шаг или два без поддержки, учиться хлопать и «прощаться», говорить несколько слов, учиться пить жидкость через стакан.

Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 3 лет

Девушка гуляет на спидометре

  • 1 год и 6 месяцев : ребенок более безопасно ходит, поднимается по лестнице, поддерживая себя, способен самостоятельно есть определенную пищу, устанавливает связь с помощью словарного запаса из приблизительно 10 слов, рисует вертикальные линии,
  • 2 года – 2 года и 6 месяцев : безопасно бегать, передвигаться по мебели, обращаться с книгой или журналом может переворачивать одну страницу за раз, составлять предложения, открывать двери, подниматься и спускаться по лестнице без поддержки, пойти в ванную
  • 3 года : может ездить на велосипеде, ходить в ванную один, часто задавать вопросы, считать до 10, умеет составлять множественное число из нескольких слов, распознавать некоторые цвета.

Развитие ребенка от 4 до 6 лет

Девушка прыгает через скакалку

  • 4 года : умеет прыгать на одной ноге, научиться бросать мячи, уметь умывать руки и лицо, подниматься и спускаться по ступеням поочередно
  • 5 лет : он может схватить мяч, брошенный другим человеком, нарисовать людей, умеет прыгать, умеет надевать собственную одежду, а также раздеваться, знает большее количество цветов.
  • 6 лет : знает, как написать свое имя, ходит прямо, свободно говорит (правильно использует времена, множественное число и местоимения), способен запоминать истории, начинает по-настоящему учиться делиться, начинает проявлять интерес к знанию того, где дети приходят.

Что может повлиять на развитие ребенка?

Несмотря на определение концепции этапов развития Пиаже, сам Пиаже утверждает, что это развитие может извлечь выгоду из определенных стимулов и среды, подходящей для детей.

Основными факторами, которые могут повлиять на развитие ребенка, являются:

  • Среда, в которой живет ребенок.
  • Наследственность.
  • Мощность.
  • Физические проблемы

Психология развития ребенка

Психология развития ребенка отвечает за изучение изменений, которые происходят в поведении человека в детстве, и утверждает, что для того, чтобы в конечном итоге приобрести определенные способности, необходимо пройти некоторые этапы обучения.

Это исследование охватывает не только эмоциональное / аффективное развитие (эмоции и чувства), но также когнитивное (знание / разум), социальные (социальные отношения) и психомоторные (моторные и психические функции).

Узнайте больше о психомоторных.

Психология развития также стремится изучать факторы, которые способствуют поведенческим изменениям, которые приводят к определенной цели.

Читайте также:  Отсталое развитие речи у ребенка 3 лет

Швейцарский психолог Жан Пиаже провел аналогию между развитием ребенка и развитием эмбриона: он считал, что развитие ребенка состоит из этапов и что завершение определенного этапа является необходимым условием для перехода к следующему этапу, Утверждалось, что развитие происходило последовательно, без пропусков этапов.

Пиаже определил когнитивное развитие как разновидность психической эмбриологии .

Конструкция ребенка как личности напрямую связана с окружающей средой. Спрос на окружающую среду может напрямую влиять на достижение определенных возможностей.

Это условие устанавливает некоторые взаимосвязи развития ребенка с обучением: ребенок, который не страдает от раздражителей, может, например, позже развить определенные способности или даже не развить их.

Другими словами, если среда не требует, ребенок может не «реагировать» и не «строить».

Короче говоря, психология развития ребенка предполагает, что построение происходит посредством взаимодействия с окружающей средой .

Важность игры в развитии ребенка

Игра и игра – фундаментальная часть процесса развития ребенка.

Благодаря игре у детей есть возможность исследовать свои чувства и эмоции, а также свои страхи и тревоги.

Игра также позволяет детям создавать гипотетические ситуации, которые помогают в развитии способности размышления, анализа, рассуждения, воображения и творчества.

Например, игра с другими детьми учит ребенка делиться игрушкой или даже пространством. Таким образом, социализация помогает ребенку преодолеть фазу эгоцентризма.

Теория Пиаже против Теория Выготского

В области психологии Жан Пиаже и Лев Выготский были великими учеными развития ребенка.

Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 г. – 11 июня 1934 г.)

Оба считаются конструктивистами и интеракционистами, потому что они защищают то, что ничто не происходит без взаимодействия, и что все должно пройти через процесс строительства, чтобы достичь конца.

Разница между теорией Пиаже и теорией Выготского заключается в посредничестве, используемом для взаимодействия.

Пиаже считает, что взаимодействие происходит через действие ребенка. Таким образом, происходит обмен со средой; ребенок действует и учится на собственном опыте, нет человека, который учит.

Для Выготского медиация происходит через культурные инструменты, то есть обучение происходит, когда ребенок взаимодействует или сотрудничает с людьми, которые являются частью их среды. Впоследствии эти учебные процессы усваиваются и становятся частью самостоятельного развития ребенка.

Другими словами, для Выготского развитие ребенка является результатом социального взаимодействия.

Источник

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из важнейших способностей этого возраста – способность к познанию, проблема, привлекающая внимание учёные умы во все времена. В настоящее время перед образовательной системой поставлена проблема воспитания пытливой и творческой личности, обладающей умением ориентироваться в быстро меняющихся условиях современности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. И начинать развивать эти качества необходимо уже на дошкольной ступени развития в процессе формирования познавательной активности.

Прежде чем рассматривать вопросы обозначенной проблемы, обратимся к ФГОС ДО, в котором нашему вниманию представляются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». В каждом из них ключевое слово «познание».

Термин «познание» в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой трактуется как «обусловленный развитием общественно-исто­рической практики процесс отражения и воспроизведения дей­ствительности в мышлении человека, результатом которого являет­ся новое знание о мире» [15].

Психологический словарь Р.С. Немова дает следующую расшифровку: «различные виды познавательной активности или активности, направленной на получение и обработку знаний (информации)» [25].

Человечество пыталось осмыслить сущность познавательного интереса ещё в древности, в то время познавательные процессы представлялись им, как активные действия, происходящие вне человека. Так, Демокрит считал, что познание происходит благодаря тому, что от всех предметов окружающего мира «проистекают» образы (копии) тех предметов, от которых они «проистекли».

В средние века познавательные процессы характеризуются как дарованные человеку Богом. Связь Бога и человека проецируется в этот период через систему философских понятий, а связь человека и природы отождествляется через системы действий с природными объектами, благодаря которым выявляются возможные границы такой связи.

И.Ф. Фребель и М. Монетессори в своих системах считали, что познание в дошкольном возрасте должно ограничиваться миром чувств, а окружающий мир, в широком понимании этого слова, дошкольнику сложно усвоить [19, с. 6].

В противовес западной педагогике, прогрессивные деятели того времени К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено глубоким содержанием жизни взрослых людей и что необходимо как можно раньше приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку [19].

В целом такие педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, согласимся с А.С. Микериной, что познавательное развитие есть процесс познания окружающего мира ребенком в специально организованной совместной деятельности со взрослым.

В психологии существует несколько теорий познавательного развития детей (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, H.H. Поддъяков, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Так, согласно Ж. Пиаже, познавательное развитие есть процесс постепенного осознания человеком окружающей действительности, а приобретённые знания, это, своего рода, эволюция.

Л.С. Выготский рассматривал познавательное развитие как обучение детей, которые пребывают в роли учеников. Однако рядом всегда должен быть учитель, передающий опыт. Лишь в этом случае познавательное развитие будет успешным для ученика. Идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития естественно вытекает из положения: познание сначала развивается в социальной ситуации и постепенно переходит под независимый контроль ребенка. Освоенные во внешней форме знания преобразуются во внутренние, умственные (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.).

Читайте также:  Сензитивный период развития ребенка по выготскому

Познавательному развитию детей особую роль отводил ещё Я.А. Коменский. Основой его «Материнской школы» является принцип энциклопедичности знаний: он признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание какими-либо отдельными сторонами действительности. Он утверждал, что знания ребенка должны быть разносторонними в рамках его понимания: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др. [20].

В отечественной педагогике были попытки установить границы объема и содержания знаний. Так в 20-30 гг. прошлого столетия детей посвящали во все события, которыми жил народ: в «методических письмах» предлагалось рассказывать детям о борьбе с буржуазией, о гражданской войне и ее причинах, о Советах, о кулаках и др. Наблюдалась излишняя познавательная политизированность.

В период конца 20-го начала 21 века отмечен как период поиска нового содержания и постановки новых задач воспитания и развития дошкольников. Одновременно появляются программы, как комплексные, так и парциальные, в которых в той или иной степени изложено содержание познавательного развития детей дошкольного возраста.

Свой подход к организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста предлагает Н.А. Короткова. Она выступает против «функционального» подхода в познавательно-интеллектуальной деятельности, когда через использование парциальных программ у ребенка у ребенка развивают отдельные познавательные функции: память, внимание, логическое мышление. По мнению исследователя, формирование ребенка, как субъекта познания, лучше протекает в партнерской деятельности взрослого с детьми. С её точки зрения, для детей должны быть создана специальная предметно-развивающая среда, которая позволит соединить содержание занятий с самостоятельной свободной детской деятельностью.

Исследования A.B. Запорожца, H.H. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др. выявили, что наиболее высокого уровня познавательного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действительности. Систематизированные знания, по мнению Н.Н. Поддъякова, значительно расширяют возможности познавательной деятельности детей и позволяют последовательно подвести к пониманию достаточно сложных отношений окружающей действительности. Эти знания выступают как основа логической организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста [21].

Следует заметить, что познавательное развитие возможно только в деятельности, в результате которой развиваются психические процессы, формируются умственные, волевые и эмоциональные качества, усовершенствуются способности и характер личности. На это указывают исследования А. Леонтьева, Б. Теплова, С. Рубинштейна [13].

Современные ученые, исследуя процессы познавательного развития, в основном опираются на теорию Л.С. Выготского, расширяя и углубляя ее положения. Так, A.A. Люблинская утверждает, что любое предметное содержание знаний дошкольник может усвоить по-разному:

  • в виде представлений (образы конкретных предметов);
  • в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов, объединенных на основе общих существенных признаков);
  • в виде знаний-сведений, которые он получает от взрослых.

В работах современных исследователей раскрывается когнитивная (познавательная) модель развития дошкольника (Т.А. Куликова, Л.М. Кларина, Н.Я. Михайленко). Внимание педагогов направляется на создание условий, способствующих овладению детьми средствами и способами познания окружающей действительности. Базисными средствами познания называются сенсорные эталоны, эталоны разных мер, нравственно-этические эталоны, модели, речь, «язык чувств». В соответствии с этим, способы познания включают: рассматривание, наблюдение, обследование объектов, сравнение, сопоставление, классификацию и вариацию, умозаключения и моделирование.

Феномен познавательного развития ребенка дошкольного возраста заключается в том, что благодаря его познавательной активности происходит зарождение первичного образа мира. Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями, чувствами (Т.И. Гризик). По мнению Т.Н. Гризик, образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

  • познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, интеллект, речь);
  • информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
  • отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира) [7].

Все компоненты познавательной сферы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Ребенка дошкольника интересует как мир предметов и объектов, так и мир событий и явлений. Структура познавательной деятельности определяется как способ взаимодействия компонентов системы и включает в себя:

  • Цель получить знания;
  • Мотив – различен в зависимости от ситуации;
  • Способы– познавательные умения, действия;
  • Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели;
  • Результат – получение знания.

Именно поэтому педагогам в ДОО важно правильно определить педагогическую позицию взрослого, соблюдая при этом важнейшие принципы – осознанность и активность ребенка, при получении необходимых знаний. Главная задача педагога не погасить познавательную активность и познавательные интересы воспитанников, развить их умственные способности, сформировать активно-положительное, заинтересованное отношение к миру. Сформированная устойчивая познавательная активность – качество необходимо ребенку на новой образовательной ступени – школьном обучении.

С.А. Козлова и С.В. Кожокарь определили условия, которые обеспечивают довольно стабильные познавательные потребности дошкольников:

  • создание всесторонне пополняющейся предметно-пространственной среды как начала развития интереса;
  • организация поисково-познавательного функционирования детей;
  • привлечение детей к осуществлению творческих заданий;
  • интегрирование образовательной деятельности;
  • формирование представлений у детей о предстоящей работе;
  • создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание;
  • стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности; использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса [30].

Таким образом, познавательное развитие достаточно сложный психический процесс, в результате которого у ребенка развиваются память, речь, мышление, воображение и т.д. Познавательное развитие включает в себя следующие аспекты: активность, интерес и деятельность, результатом чего становится познание окружающей среды, общественной жизни, явлений природы и прочее. К концу дошкольного возраста итогом познавательного развития является приобретение ребенком нового качества – познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью.

Источник