Развитие ребенка в четыре пять месяцев

Развитие ребенка в четыре пять месяцев thumbnail

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди — на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток — это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

Окружность головы

41-42 см

Обхват грудной клетки

39-40 см

Каковы двигательные умения малыша в этот период? 

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.

Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, — обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа. 

Несколько слов о кормлении ребенка 

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре. 

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели). 

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.

Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, — возможно, у крохи режутся зубы. Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей — помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? 

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди. 

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Читайте также:  Значение социального фактора в развитии личности ребенка

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша — манеж 

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Вас также может заинтересовать

Источник

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 — 5 месяцев: поем, танцуем, играем

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

ЧАСТИ РЕЧИ

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом — на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Читайте также:  Центр развития ребенка спб выборгский район

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«УРОКИ АНАТОМИИ»

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
— Чей нос?
— Мокеев.
— Куда едешь?
— В Киев.
— Что продашь?
— Рожь.
— Что возьмешь?
— Грош.
— Что купишь?
— Блин.
— С кем съешь?
— Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
— Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ — приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки — ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток — говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку — разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики — так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, — пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому — кашки,
Этому — бражки,
Этому — пивца,
А этому — не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

Источник

Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев характеризуется заметными физическими и психоэмоциональными изменениями. В этот период малыши уже осознанно пытаются хватать заинтересовавшие их предметы, бросают их, наблюдая за эффектом, радуются появлению близких людей. Большинство детей к этому времени спокойно переворачиваются со спины на живот.

Особенности физического развития

Между 4 и 5 месяцами жизни кроха продолжает активно расти и набирать массу. По сравнению с прошлым месяцем вес ребенка увеличится в среднем на 750-800 граммов, а рост – на 2-2,5 см. Легкие в этот период по весу в два раза больше, чем у новорожденных, увеличиваются в размерах поджелудочная железа и печень.

Читайте также:  Как помочь ребенку с задержкой развития речи

В этом возрасте4 5 месяца ребенку развитие кроха заметно проще справляется с перевариванием еды, его реже мучают кишечные колики и он уже вполне способен проспать всю ночь, не беспокоя родителей голодным криком.

Раньше принято было считать, что ожидать появления первых зубов у ребенка можно не ранее полугодовалого возраста. Сегодня дети развиваются несколько быстрее, поэтому у многих из них первый зуб появляется уже к концу четвертого месяца.

О том, что у ребенка скоро появятся зубы, можно судить по обильному слюноотделению, частому плачу, особенно по ночам. Определить, что резцы действительно скоро появятся, можно, аккуратно проведя пальцем по деснам малыша.

Достаточно часто4 5 месяца ребенку развитие о скором появлении резцов свидетельствует высокая температура и расстройство желудка у ребенка. Чтобы исключить ряд заболеваний, имеющих такие же симптомы, необходимо при их проявлении проконсультироваться с педиатром.

Между 4 и 5 месяцами жизни дети практически не беспокоят родителей плачем без видимой причины. Они уже почти адаптировались к новым условиям жизни и чаще всего находятся в отличном расположении духа.

Особенности психического развития малыша

Одним из основных показателей социального развития крохи в период с 4 до 5 месяцев является искренняя радость и удовольствие при виде родных и знакомых, обычно сопровождаемые улыбкой и активными движениями всего тела. В этом возрасте кроха еще доверчив и не проявляет неприязни к чужим людям. Он радуется появлению любого человека, который будет пытаться наладить с ним контакт. Всем своим видом малыш старается демонстрировать готовность к общению.

К концу четвертого месяца окончательно исчезает рефлекс ходьбы. Это легко проверить, если поставить кроху на твердую поверхность, 4 5 месяца ребенку развитиеудерживая под руки — его ноги будут оставаться в согнутом положении, имитация шагов исчезнет.

Большая часть малышей в этом возрасте положительно реагирует на музыку и приятные звуки, разыскивая их источники, активно поворачивая голову из стороны в сторону. Их уже можно увлечь яркими игрушками со встроенным музыкальным блоком.

Родителей и самых близких родственников дети в этом возрасте узнают не только по запаху, но и визуально. Общаясь с крохой, важно стоять над ним таким образом, чтобы свет хорошо освещал ваше лицо. Мама может подводить губы яркой помадой, привлекая внимание ребенка к лицу. Кроха будет с большим интересом следить за движениями накрашенных губ и даже попытается их повторить.

Особенности развития чувств малыша

Одно из основных изменений в жизни ребенка — он наконец начинает видеть не только те объекты, что расположены от него на расстоянии 40 см. Теперь, между 4 и 5 месяцем, кроха в состоянии фокусировать взгляд на любом предмете, независимо от того, на каком расстоянии он от него находится. Новые способности открывают для малыша новые возможности — видеть весь мир!

В этот период4 5 месяца ребенку развитие самое время начинать развивать малыша, знакомя его с окружающим миром:

  • в доме;
  • из окна;
  • на прогулке.

Во время прогулок можно показывать крохе новые объекты, людей, животных, обращая его внимание на их форму, высоту, издаваемые звуки и даже удаленность.

В этот же период ребенок продолжает тактильное знакомство с миром. Он щупает все, что попадается ему под руку. Можно предложить малышу сравнить ощущения от касания разных поверхностей, дать ему потрогать холодные и теплые предметы.

Также в этом 4 5 месяца ребенку развитиевозрасте формируется зрение ребенка, поэтому родителям нужно с особенной тщательностью подбирать для него игрушки. Наиболее активно кроха будет реагировать на игрушки ярких цветов, а также цветов, максимально приближенных к природным. С 4 до 5 месяцев ребенку не рекомендуется смотреть на экраны телевизоров и планшетов, которые намного полезнее будет заменить наблюдениями у окна и полноценными прогулками на улице.

Как развивается моторика?

Между 4 и 5 месяцами кроха уже осознанно управляет собственными ручками, развивая их движения. Родители могут помочь малышу наладить координацию рук, например, предлагая ему подержать4 5 месяца ребенку развитие погремушку двумя руками одновременно, после чего переложить ее из одной руки в другую.

Для усовершенствования координация малыша хорошо использовать такую игру. Уложите ребенка на спину, обхватите его в зоне предплечий, после чего медленно помогите ему сесть, приговаривая, что он «растет большим-большим», после чего аккуратно поставьте кроху на ножки и снова медленно уложите на спину.

Как развивается речь малыша?

Сложно поверить, но между 4 и 5 месяцами у малыша активно развивается речь, которая пополняется многочисленными гласными. Ребенок с удовольствием практикует речевые навыки, общаясь с близкими, стараясь копировать их интонации. Для правильного развития речи уже с этого возраста необходимо как можно4 5 месяца ребенку развитие чаще:

  • беседовать с малышом обо всем на свете;
  • рассказывать ему сказки;
  • читать стишки;
  • описывать окружающие предметы, явления и пр.

Во время такого общения нужно положительно реагировать на лепет малыша, давая ему понять, что слышите его, понимаете и получаете удовольствие от диалога. Старайтесь говорить медленно, понятно, с паузами и соблюдением интонаций, останавливайтесь, когда кроха вступает в «разговор», внимательно вслушиваясь в его лепет.

Помните о том, что в этом возрасте эмоциональный мир ребенка трансформируется, поэтому для него очень важно иметь образец того, как можно жестикулировать, изменять интонации и мимику во время общения. Чем старше будет становиться малыш, тем лучше он будет понимать обращенную к нему речь.

Источник